Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Панова Дарья Сергеевна

Содержание открытого урока по русскому языку в рамках недели русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Класс: 5класс

УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока:  комбинированный урок

Цель: познакомить учащихся с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

В результате занятия учащиеся смогут:

  1. Получить представление об одушевленности и неодушевленности;
  2. Различать имена существительные одушевленные и неодушевленные;
  3. Назвать признаки существительных одушевленных и неодушевленных;
  4. Классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Метапредметные:

В результате занятия учащиеся смогут:

  1. Сформулировать цели своей учебной деятельности;
  2. Совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
  3. Продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение.

Личностные:

В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.                               

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (6 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок-  у нас гости.  Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Сегодняшний урок  - приключение по стране русского языка.

Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай, поднимаем парус.

И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось.

Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало -
Смелее у штурвала!

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости – это «знатоки русского языка».  Давайте поприветствуем их.

(Дети здороваются со старшеклассниками)

Сейчас они будут называть начало фразы, а вы постарайтесь её закончить. За каждый правильный ответ знатоки дадут зеленые кружочки. В конце урока мы их посчитаем и самым активным поставим оценки.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.

Имя существительное отвечает на вопросы _____________?

 Имя существительное относится к одному из трёх родов:

Изменяется по ____________  и ____________.

К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.

Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________.

К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.

В предложении существительное чаще всего является  ______________или ______________.

Молодцы, ребята. Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать на уроке? (Имя существительное)

Верно. Первую часть темы мы с вами сформулировали, а для того, чтобы определить вторую часть темы, мы должны выполнить словарный диктант.

На доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Прочитайте эти слова про себя. Какую часть речи представляют эти слова?(имя существительное) 

 Наше задание - разделить слова на две группы, вставить орфограммы.  

К…рова, п…нал, лоша…ь, п…ртфель, с…лома, дев…чка, м…л…ко, ж…раф

На какие две группы мы разделим данные слова? ( на одушевлённые и неодушевлённые)

Кто сформулирует  тему нашего урока?

( Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые)

(Знатоки р. я. Пишут тему на доске)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Фронтальная работа.

Учащиеся дают устные ответы  на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока.

 Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

 Знаток РЯ. показывает на картинку и говорит:

-Рассмотрите рисунок.

- Перечислите живые существа (Дети перечисляют)

- А теперь – все неживые существа.

Второй знаток РЯ задает вопросы, дети отвечают

-Какие из названных вами слов отвечают на вопрос кто? -а какие – на вопрос что?

--Какую часть речи они представляют? ( Все они –существительные)

-Как сможем доказать? (Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет)

-Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?(живые)

Вывод : Существительные, которые отвечают на вопрос Кто?, называются одушевленными.

-Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что? (неживые)

Вывод : Существительные, которые отвечают на вопрос Что?, называются неодушевленными.

Учитель: ребята, разделите листок в тетради на 2 колонки. В первую мы запишем все одушевленные существительные, которые вы видите на картинке, а во вторую – все неодушевленные.

Дети записывают, затем знатоки диктуют, дети проверяют. (одуш: девочка, мальчик, дети,собака, кошка, божья коровка, птичка, бабочка; неодуш: качели, дерево, солнце, облака, гриб, цветы)

Групповая работа: анализируют увиденное на картинке, отвечают на вопросы.

Индивидуальная работа: делают самостоятельные выводы по теме урока, записывают слова в тетрадь.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                          

Учитель: Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос кто?, а к другим – что? Сегодня мы продолжим учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Знаток РЯ делает сообщение:

Казалось бы, нет ничего проще – поставил вопрос и определил – одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считаю, что росток и поросль живые. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевлёнными, мы же считаем сейчас  одушевлёнными людей, зверей, насекомых. А что значит одушевлённый? (Живущий, дышащий, имеющий дух.) Какой корень в слове одушевлённый? (душ)

Что означают неодушевлённые существительные? (Неживую материю)

Учитель: а сейчас, ребята, посмотрите вокруг и найдите новые предметы в нашем классе. Выбираем картинку, задаем вопрос, снимаем и прикрепляем к доске.

Кто? Бегемот, лиса, бабочка, попугай, медведь

Что? Трактор, дом, лопата, телефон, гриб

Запишем эти слова себе в тетрадь через запятую,

Работа в группах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них существительные Работают со словом.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция  (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

Физкультминутка (1 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Физкультминутка

Учитель: ребята, вы немого устали, давайте выполним упражнения, чтобы отдохнуть.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Учащиеся выполняют элементарные физические упражнения)

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

Учитель: итак, ребята. Мы решили, что имена существительные одушевленные и неодушевленные можно определить по вопросу.

Но, кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения  одушевлённых и неодушевлённых  существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь?

Знаток РЯ( в нашем питомнике нет лисичек. (кого? – звери)

Набрал корзину лисичек. (чего? – грибы)

Ребята, давайте просклоняем существительные. Что это значит? (изменение по падежам)

Учитель вызывает к доске 2 учеников, остальные склоняют в тетради

                1 ученик                                 2 ученик

И.п. (кто?) лисички                         (что?)   лисички

Р.п. (кого?) лисичек                         (чего?)  лисичек

Д.п. (кому?) лисичкам                    (чему?) лисичкам

В.п. (кого?) лисичек                        (что?)  лисички

Т.п. (кем?)  лисичками                   (чем?) лисичками

П.п. (о ком?) о лисичках               (о чем?) о лисичках

Учитель: Какую разницу вы заметили при склонении?

Знаток РЯ:  Во множественном  числе у одушевленных существительных  В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных Вин падеж совпадает с Именит. падежом.

Знаток Ря пишет на доске правило:

Одушевленные (мн.ч.) В.п. = Р.п.

Неодушевленные (мн.ч.)  В.п. = И.п.

Знаток РЯ делает вывод:

 Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.

Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному.

Второй знаток РЯ:

Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет).

К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут" и "умирают", но не способны передвигаться).

Учитель: спасибо, знатокам РЯ за такую интересную информацию. Сейчас им нужно уходить в страну русского языка, в которой еще много интересных открытий. Ребята, давайте попрощаемся с ними.

(прощаются)

А теперь откроем учебник на странице 51 и выполним самостоятельно упражнение 486. В конце урока я соберу тетради и проверю выполнение упражнения.

(Дети читают задание, анализируют вместе с учителем, затем выполняют самостоятельно)

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.

Учащиеся выполняют текстовую работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа

Самостоятельная работа, выполнение упражнения в учебнике с комментариями учителя

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

Рефлексия

Учитель:

-Давайте вспомним все об имени существительном

-Что нового вы узнали об имени существительном?

-Дополните, пожалуйста, текст

Имена существительные называют людей и отвечают на вопрос… (кто?)

- растения (что?)

- животных (кто?)

- предметы (что)

- явления действительности (что?)

-Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну имени существительного. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям знаний дружно. Удачи всем.

Штормы и ветры нам не страшны.                                                      
Ждут берега нас родной стороны.
Пусть бури и ветры с тобой, верный друг,
И в помощь протянут тебе сотни рук.

Будь смел и отважен -
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле !

Выставление оценок.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, получают оценки за урок.

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Домашнее задание в школьном портале.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"

Цели: Обучающие: 1. Умение   определять  род  имени  существительного.2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существите...

Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"

Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Открытый урок русского языка , по теме склонение имён существительных множественного числа» 4 класс

Знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного  числа, знакомство со склонением имён существительных во множественном числе....

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...

Открытый урок русского языка 8 класс «Падежные окончания существительных во множественном числе»

Тема: Падежные окончания существительных во множественном числеЦель: совершенствование знаний об окончаниях существительных во множественном числе;Задачи:Образовательные: развивать умение выделять пад...