Мастер-класс.Написание сочинения-рассуждения 15.3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Бронникова Ирина Анатольевна

Предлагаю методику работы над сочинением - рассуждением 15.3.В данном материале подробно рассказывается, как можно  использовать задания 2 и 15.2  для  написания аргумента из прочитанного текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_15.3.rar205.05 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речь должна отвечать законам логики. Аристотель.

Слайд 2

Мастер-класс. Написание сочинения-рассуждения. (15.3) Подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа №16 г. Благовещенска» Бронникова Ирина Анатольевна

Слайд 3

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать —и я пойму. Конфуций

Слайд 4

Пример задания. 15.3 ( Типовые экзаменационные варианты. И.П. Цыбулько.) 15.3 Как вы понимаете значение слова ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 5

Структура сочинения 1 . Тезис и комментарий к нему. 2. Аргументы: а) из предложенного текста + микровывод; б) из жизненного опыта + микровывод. 3. Вывод - заключение. Надо так написать сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение-вывод не противоречили друг другу.

Слайд 6

Работа с текстом (до первичного знакомства) Читаем задание 15.3. Читаем задание 15.2 и находим данную фразу в тексте. Читаем задание 2, чтобы после прочтения текста найти правильный ответ.

Слайд 7

Задание 15.3 и 15.2 15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала данного текста: «Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты».

Слайд 8

Задание 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой готов идти на любую охоту со своим другом Костей?» 1) Костя умеет вовремя заметить признаки ненастья. 2) Герой очень любит охоту и готов ради неё переносить любые трудности. 3) Герой хотел бы снова встретиться с комбатом Пугачёвым. 4) Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде.

Слайд 10

Задание 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой готов идти на любую охоту со своим другом Костей?» 1) Костя умеет вовремя заметить признаки ненастья. 2) Герой очень любит охоту и готов ради неё переносить любые трудности. 3) Герой хотел бы снова встретиться с комбатом Пугачёвым. 4) Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде.

Слайд 11

Докажите, что задания 2 и 15.2 возможно использовать в качестве аргумента для задания 15.3 (Что такое дружба?) Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде.-2 «Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты».-15.2

Слайд 12

Распредели слова : любовь, дружба, доброта, неуверенность в себе, материнская любовь, нравственный выбор по группам: ЧУВСТВО: КАЧЕСТВО: СПОСОБНОСТЬ:

Слайд 13

ЧУВСТВО: любовь, материнская любовь; КАЧЕСТВО: доброта, неуверенность в себе; СПОСОБНОСТЬ: нравственный выбор, дружба;

Слайд 14

Логическая операция определения понятия 1 это 2 которое которое 3 Слово (понятие, свойство) Определить более общее ( родовое ) понятие Назвать отличительные свойства (видовое отличие) чувство качество способность выражается… проявляется…

Слайд 15

Логическая операция определения понятия 1 это 2 которое 3 Слово (понятие, свойство) Определить более общее ( родовое ) понятие Назвать отличительные свойства (видовое отличие) любовь чувство выражается в желании, стремлении быть рядом с объектом своей любви

Слайд 16

Логическая операция определения понятия 1 это 2 которое 3 Слово (понятие, свойство) Определить более общее ( родовое ) понятие Назвать отличительные свойства (видовое отличие) Материнская любовь чувство выражается в безграничной любови матери к ребёнку.

Слайд 17

Логическая операция определения понятия 1 это 2 которое 3 Слово (понятие, свойство) Определить более общее ( родовое ) понятие Назвать отличительные свойства (видовое отличие) доброта качество выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.

Слайд 18

Логическая операция определения понятия 1 это 2 которое 3 Слово (понятие, свойство) Определить более общее ( родовое ) понятие Назвать отличитель-ные свойства (видовое отличие) Неуверенность в себе качество проявляется в отсутствии веры в себя, свои силы, возможности и способности.

Слайд 19

Логическая операция определения понятия 1 это 2 которая 3 Слово (понятие, свойство) Определить более общее ( родовое ) понятие Назвать отличительные свойства (видовое отличие) Нравственный выбор способность проявляется в осознанном принятии человеком решения: «Как поступить?»

Слайд 20

Логическая операция определения понятия 1 это 2 которая 3 Слово (понятие, свойство) Определить более общее ( родовое ) понятие Назвать отличительные свойства (видовое отличие) дружба способность проявляется в близких отношениях, основанных прежде всего на доверии и преданности.

Слайд 21

Структура сочинения Тезис. Формулируем тезис. Даём определение слову. Начать сочинение лучше с вопроса и ответа на этот вопрос. Что же такое….? На мой взгляд, это…….., которая ……………..в ……….отношениях, основанных прежде всего на ……..и ……….

Слайд 22

Тезис Что же такое дружба? На мой взгляд, это способность , которая проявляется в близких отношениях, основанных прежде всего на доверии и преданности .

Слайд 23

Комментарий к тезису- это пояснение данного определения с опорой на текст !!! Помните , что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта . Комментарий – это «мостик» от тезиса к аргументам. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. Я думаю, что по-настоящему дружат те люди, которые росли вместе, избегая ссор и мелких неприятностей, прошли вместе тяжелые жизненные испытания. Дружба проверяется сложными жизненными испытаниями. Настоящий друг никогда не бросит и не предаст, с ним можно преодолеть любые трудности и быть уверенным в его надежности .

Слайд 24

Тезис и комментарий к нему Что же такое дружба? На мой взгляд, это способность, которая проявляется в близких отношениях, основанных прежде всего на доверии и преданности. Дружба проверяется сложными жизненными испытаниями . Настоящий друг никогда не бросит и не предаст, с ним можно преодолеть любые трудности и быть уверенным в его надежности.

Слайд 25

Тезис и комментарий к нему Что же такое дружба? На мой взгляд, это способность, которая проявляется в близких отношениях, основанных прежде всего на доверии и преданности. Дружба проверяется сложными жизненными испытаниями . Настоящий друг никогда не бросит и не предаст, с ним можно преодолеть любые трудности и быть уверенным в его надежности. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (мостик к аргументам)

Слайд 26

Логическая цепочка построения аргумента из прочитанного текста: О чём текст (коротко,в 1-3 предложениях рассказать о событиях в тексте, связанных с тезисом и комментарием к нему, подвести к мысли, о чём говорится в предложении задания 2). Задание 2 (записать предложение полностью или на его основе создать своё). Записать предложение 15.2 (это и будет пример из прочитанного текста). Микровывод .

Слайд 27

Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод. Обратимся к тексту…………………………… (указываем ФИ автора текста). В нём повествуется о взаимоотношениях …… (коротко о событиях по тексту) Используя предложения из задания 2и 15.2, сформулируйте аргумент из прочитанного текста. Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде.-2 «Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты».-15.2 Микровывод

Слайд 28

Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод ( используются задания 2 и 15.2) Обратимся к тексту Е. Рудакова. В нём повествуется о взаимоотношениях трёх друзей, попавших в сложные погодные условия. Константин– настоящий и надёжный друг, он нашёл выход из трудной ситуации. Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде (из задания 2) Он доказал, что на него можно положиться в непростые моменты. Это подтверждает предложение : «Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты». (из задания15.2)

Слайд 29

Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод ( используются задания 2 и 15.2) Обратимся к тексту Е. Рудакова. В нём повествуется о взаимоотношениях трёх друзей, попавших в сложные погодные условия. Константин– настоящий и надёжный друг, он нашёл выход из трудной ситуации. Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде (из задания 2) Он доказал, что на него можно положиться в непростые моменты. Это подтверждает предложение : «Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты». (из задания15.2) Вот доказательства настоящей дружбы . (микровывод)

Слайд 30

Аргумент из собственного жизненного опыта, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод Приводим ВТОРОЙ АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта+ микровывод. В качестве второго доказательства я хочу привести пример из жизненного опыта. Что такое аргументы из жизненного опыта? Исторические факты. Общественно – значимые вопросы, обсуждаемые в обществе ( в СМИ). Высказывания известных философов, литераторов, художников… Высказывания специалистов в какой – то области (психологов, социологов, педагогов…). Примеры из читательского опыта. Результаты личных наблюдений (частные случаи).

Слайд 31

Вывод-заключение Задача заключения- подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом Формулируем вывод. Таким образом, дружба заключается в том, чтобы друзья всегда были готовы помочь друг другу в беде, а если потребуется, то и спасти!

Слайд 32

Домашнее задание Привести аргумент из собственного жизненного опыта.

Слайд 33

Практикум. Работа с текстом (до первичного знакомства) Читаем задание 15.3. Читаем задание 15.2 и находим данную фразу в тексте. Читаем задание 2, чтобы после прочтения текста найти правильный ответ.

Слайд 34

Практикум (По Ю. Яковлеву) 15.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе».

Слайд 35

Практикум Задание 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик убежал от круглолицей девочки?» 1) Мальчика ждала скрипачка Диана. 2) Мальчик решил остаться верным своей любви. 3) Он торопился домой, потому что промок под дождём. 4) Мальчик не хотел общаться с круглолицей девочкой, потому что она была высокомерной.

Слайд 37

Используя предложения из задания 2 и 15.2, сформулируйте аргумент из прочитанного текста. Мальчик решил остаться верным своей любви.- 2 «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе».- 15.2

Слайд 38

Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод ( используются задания 2 и 15.2 ) Обратимся к тексту Ю. Яковлева. В нём повествуется о мальчике, который был влюблён в Диану. Ради неё он часами готов стоять под окнами музучилища и слушать звучание её скрипки. Но любовь не была взаимной. И в один момент, когда он уже шёл в гости к круглолицей девочке, вдруг понял, что любит Диану. Мальчик решил остаться верным своей любви (2) : «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе» . (15.2 ) Вот доказательство настоящей любви . (микровывод)

Слайд 39

Практика Задание на 2 урок

Слайд 40

Работа в парах Используя алгоритм для написания сочинения – рассуждения 15.3, напишите вступление и аргумент из прочитанного текста, используя задания 2 и 15.2. 1 ряд- материнская любовь (По Е. А. Пер­мя­ку) 2 ряд – неуверенность в себе (По Н. Ду­бо­ву) 3 ряд - нравственный выбор ( По М. Веллеру)

Слайд 42

Вариант 1 Задание 2 4) Мать считала поведение сына естественным для взрослого, ответственного человека и хотела, чтобы он почувствовал себя настоящим мужчиной . Что такое материнская любовь? (15.3) Обратимся к тексту Е. Пермяка. В нем рассказывается о мальчике, попавшем в пургу и всю ночь вместе с друзьями просидевшем в снежной пещерке. От бабушки он узнал о том, что его мама волновалась за него, ходила в пургу искать его в поле и не спала всю ночь, обморозила колени. Несмотря на все переживания, мать держалась спокойно и считала поведение сына естественным для взрослого, ответственного человека и хотела, чтобы он почувствовал себя настоящим мужчиной. (2) Мать хотела показаться перед сыном сильной, но мальчик всё знал и так отблагодарил мать: «Я никогда ещё не был так ласков с нею. Я никогда ещё так не любил свою мать». (15.2) В поступке матери и есть пример безграничной материнской любви.

Слайд 44

Вариант 2 Задание 2 3) Родители не разделяли стремления ребят совершить что-нибудь великое — такое, что могло бы их по-настоящему прославить. Что такое неуверенность в себе? (15.3) Обратимся к тексту Н Дубова. В нем рассказывается о мальчишках, которые пытаются найти себе применение: Пашка хочет стать изобретателем, а рассказчик - писателем. Но родители не разделяли стремления ребят совершить что-нибудь великое — такое, что могло бы их по-настоящему прославить . (2) Они только ругали их за бессмысленные затеи или просто отмахивались от них. А мальчишки не были уверены в себе, не знали, куда применить свои способности: «Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем». Это и есть пример неуверенных в себе людей. (15.2) Это и есть пример неуверенных в себе людей.

Слайд 46

Вариант 3 Задание2 1)Марику было стыдно, он раскаялся в своём проступке . Что такое нравственный выбор?( 15.3) Обратимся к тексту М.Веллера. В нём повествуется о Марике, который, пришёл в гости к своему приятелю и нарочно, из зависти, скинул коллекцию вылепленных фигурок за шкаф, обвинив в этом своего отца. Но Марику было стыдно, он раскаялся в своём проступке (2) и признался во всём, так как не смог жить с таким грузом на душе. И рассказчик оценил это и был благодарен ему за это: «Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше». (15.2) Это и есть пример нравственного выбора.

Слайд 47

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...

Мастер-класс написания сочинения 9.3 ОГЭ

В презентации подробно рассматривается, как написать сочинение 9.3...

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...