Конспект урока русского языка "Корень" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Склоцкая Ярослава Владимировна

Материал содержит конспект урока, презентацию и раздаточный материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект32.13 КБ
Файл презентация576.48 КБ
Файл раздаточный материал2.04 МБ

Предварительный просмотр:

«Корень слова» 6 класс

Цель урока:

Обобщение знания обучающихся о корне слова, повышение уровня грамотности

Метапредметные задачи:

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных:

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Строить логические цепи рассуждений;

5. Выдвигать гипотезы

Постановка и решение проблем:

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог;

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний;

2.Проявлять интерес к изучению родного языка;

3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания;

Предметные задачи

Образовательные:

конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах;

закрепить умение распознавать однокоренные слова;

обогащать речь детей.

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость;

развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

развивать кругозор учащихся.

Средства обучения:

  1. вербальные средства (дидактические материалы, толковый словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова); этимологический словарь
  2. технические средства обучения (ИКТ, запись ведется на интерактивной доске).
  3. Поздравительные открытки (для заполнения учащимися)

Ход урока

  1. Ор. момент. Эмоциональный настрой

СЛАЙД 1.

II.  Прочитайте пословицы. Понимаете ли вы их смысл? Почему корню придается такое важное значение?

Сначала дерево пускает корни, а потом уже начинает расти вверх.

Зри в корень.    

Начни с корня, доберешься и до вершины.        

Корень учения горек, а плод сладок.  

От доброго корня добрая и отрасль.  

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без корня и полынь не растет.  

Не сади дерева корнем кверху.

Сосна на корню красна.  

Стремясь выправить ветви, засушишь корень.

 

Групповая  работа над ассоциативным рядом со словом «корень»

Запишите слова или словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово «КОРЕНЬ». Повернитесь к соседу и дополните свои записи. Повернитесь к следующей парте и также поделитесь материалом.

После произнесения ответов, на доске высвечивается нужное изображение корня.

Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее:
корни дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова.

СЛАЙД 2

О каких значениях КОРНЯ идёт речь?

Таким образом, дети выходят на два понятия  – ботаническое и грамматическое.

III. Сопоставление с культурно-историческим аналогом. Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые.

Каждой паре предлагаются
листы с информацией: словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Словарь С.И. Ожегова

Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя.
3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла).
4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^.
5. В математике: математический квадратный корень.

Словарь В.И. Даля

Корень –1. Подземная часть всякого растения.
2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело.
3.Мой корень – родина.
4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло.
5.Математический корень.

-Зачитайте нам, пожалуйста, сейчас все значения слова «корень».

  • Подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и всасывания воды. Корень лопуха.
  • Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, ногтя. Корень зуба.
  • Начало, источник чего-либо. Корень зла.
  • В математике: число, которое при возведении его в степень, даёт исходное число. Корень из четырёх.
  • В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов.

Диагностика (степень личного приращения знаний)

Найдите общее в вашем выводе и у ученых.

IV. Формулировка темы урока учащимися

- Прежде чем сформулировать тему урока, скажите, какое значение слова «КОРЕНЬ» из перечисленных в толковых словарях важно на уроке русского языка?

 Чему будет посвящен урок?

 - теме КОРЕНЬ СЛОВА
Является ли эта тема новой?

нет

Создание проблемной ситуации (образовательной задачи):

Работая в парах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов

СЛАЙД 3

Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал.

В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное)

Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов)

 

Рассмотрим другую группу слов.

СЛАЙД 4

Ведьма, ведать, вежливый, разведчик

Пир, пирог

Беда, победа, бедный

Достаточно ли нам знания лексического значения, для определения родства?

Какая проблема возникает?

Не можем определить родство.


- Каковы же тогда цели нашей работы?


V. Целеполагание. Сформулируйте цели:

Научиться находить корень, определять родственные слова

Зачем нужно уметь находить корень слова?

-Чтобы находить проверочные слова.

-Грамотно писать.

Зачем быть грамотным?

-......

VI. Определение корня и однокоренных слов. Актуализация знаний

Вспомните, какое определение корня вы давали в 5 классе?

Учащиеся вспоминают, что такое корень, лексическое значение слова.

VII. Тренировочные упражнения на определения корня, подбора однокоренных слов.

А теперь давайте поиграем.

СЛАЙД 5

Подберите однокоренные слова к слову СНЕГ. А ответы мы будем рисовать.

 Учащиеся называют слова и рисуют обозначаемые ими предметы на

интерактивной доске.

Снег, снежинка, снеговик, снежок, снегоход, снегурочка, подснежник, снегопад, снегоступы, снегирь,...

Работа в парах с раздаточным материалом

Задание. Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор

СЛАЙД 6

На скалу набрасывались яростные ва/олы.- На лугу пасутся большие ва/олы.

Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность.

Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову

Взаимопроверка тетрадей

Почему в этих предложениях очень важно правильно написать корень?

(Потому что иначе изменяется смысл)

СЛАЙД 7

Прочитайте стихотворение:

Пришло письмишко мне,
Гляжу – 
Из лагеря от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:

Здесь – лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетет – 
Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…

На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернется – надо полечить:
Заставить правила учить.

Как оно связано с нашей темой? За счет чего создаётся смешной (комический) эффект?

VIII. Физкультминутка (здоровьесбережение)

Игра «Птенцы выпали из гнёзд»

На партах лежат фигурки птичек с написанными на них словами. На доске располагаются «Гнёзда»: корень слова. Задача учащихся: услышав корень, выбрать птичку с однокоренным словом, выйти к доске и положить её в нужное гнездо.

IX.  МИНИ-исследование. Работа в парах.

СЛАЙД 8

Используя этимологические словари и знания лексического значения слова, установите, являются ли родственными слова:

СЛАЙД 9

платье – платок

победа – беда

пирог – пир

ведьма – проведал, вежливый, совесть, совет

лес – леший

Учащиеся находят слова в словаре и узнают, что все слова в каждой строке являются родственными.

*Индивидуальное задание у доски. На доске ряды слов. Найти «четвёртое лишнее», объяснить свой выбор:

вода – водяной – водитель - подводник
узнать – узко – узенький – поуже

Ложь – положить – сложу - приложить

Проверка выполненной работы.

 

X Практическое применение материала.

СЛАЙД 10.

Прочитайте поздравление, написанное учеником для своей мамы. Обрадуется ли мама такой открытке?

"Радная мама! Некому тебя полоскать. Еще и я подою плохой пример брату. Я хочу, чтобы ты была счастлива, не пережевала за нас, постоянно развевалась. Я стану хорошим, обещаю."

Исправьте ошибки в тексте открытки.

Напишите красивое поздравление для своей мамы, бабушки, сестры, учительницы, в честь праздника 8 марта. Сначала напишите его в тетради, проверьте себя, возможна взаимопроверка.

Ребята подписывают открытки.


ХI. Рефлексия – осознание пройденного пути.

-Ребята скажите, а какие цели мы ставили на сегодняшний урок?

- Научиться правильно, выбирать и обозначать корень слова, чтобы подбирать проверочные слова, которые помогут правильному написанию гласных и согласных в корне.

-Хорошо, а как вы думаете, мы справились с поставленными целями?

- Да, теперь мы можем различать однокоренные слова и формы одного того же слова.

-А какие виды работы показались вам наиболее интересными и почему?

Рефлексия "Смайлики" Прикрепите смайлик, передающий ваше настроение.

 
XII. Домашнее задание по выбору:  В Виде лотереи: «составить игру «четвёртое лишнее»; составить игру: птички выпали из гнезда; выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй; привести 5-6 примеров смешных ошибок в корне слов; "Неожиданное родство": подберите примеры родственных слов, используя этимологию; создайте иллюстрацию к 5ти родственным словам


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сначала дерево пускает корни, а потом уже начинает расти вверх. Зри в корень . Начни с корня, доберешься и до вершины. Корень учения горек, а плод сладок . От доброго корня добрая и отрасль. Дерево держится корнями, а человек друзьями . Без корня и полынь не растет. Не сади дерева корнем кверху . Сосна на корню красна.

Слайд 2

Корень

Слайд 3

Найдите однокоренные слова Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал .

Слайд 4

Являются ли однокоренными: Ведьма, ведать, вежливый, разведчик Пир, пирог Беда, победа, бедный

Слайд 5

СНЕГ

Слайд 6

Записать, выбрав нужную букву. На скалу набрасывались яростные ва / олы .- На лугу пасутся большие ва / олы . Ветер разве/ ивает яркие флаги.- Чтение разве/ ивает грамотность. Я да/ ою сигнал. – Я да/ ою корову

Слайд 7

Пришло письмишко мне, Гляжу – Из лагеря от Мишки… Здесь чудный лук, и я лижу. Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за чудеса! Наверно, шутит плут… Читаю дальше: Здесь – лиса, красивый длинный прут. И что такое он плетет – Не разберусь, хоть тресни: Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни… На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен… Нет, нет, не шутит он! Боюсь, мой друг серьёзно болен. Вернется – надо полечить: Заставить правила учить.

Слайд 8

Этимологические словари

Слайд 9

Являются ли родственными слова: Платье – платок, победа – беда, пирог – пир, ведьма – проведал, вежливый, совесть, совет, лес – леший.

Слайд 10

Радная мама! Некому тебя полоскать. Еще и я подою плохой пример брату. Я хочу, чтобы ты была счастлива, не пережевала за нас и развевалась. Я буду хорошим, обещаю. Вася

Слайд 11

Моё настроение


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...