Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их творческое применение, а также контроль полученных знаний)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

5 класс

Учитель русского языка и литературы

Трапезникова Юлия Владимировна

МАОУ «СОШ № 36»

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их творческое применение, а также контроль полученных знаний)

Цели:

обучающие:

- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращения и вводные слова в речи, выделять  обращения и вводные слова на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

- Создать условия для формирования коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное использование обращений и вводных слов в речи в разных ситуациях;

развивающие:

- учить планировать ход урока, свои действия;

- учить выявлять проблему;

- учить составлять алгоритм действий (планирование);

- совершенствовать навыки моделирования.

воспитательные:

- воспитывать культуру общения;

- учить распределять работу в парах.

Задачи обучения:

1.Формировать умение находить обращения и вводные слова в предложении.

2.Формировать умение отличать обращения и вводные слова от членов предложения.

3.Формировать умение составлять предложения с обращениями и вводными словами с учетом речевой ситуации.

4.Формировать умение использовать обращение, как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

6.Формировать умение верно ставить знаки препинания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации.

Здравствуйте, ребята!

Рада всех вас видеть, сегодня.

Нам предстоит плодотворно поработать на уроке

Открываем тетради, пишем сегодняшнее число.

Двадцать первое марта

Эпиграф:

Чем лучше, чем глубже человек знает язык,

 тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли.

Богатство языка - это богатство мыслей.       Михаи́л Васи́льевич Исако́вский

Объясните, как вы понимаете эти слова.

Запишите это высказывание

Чтение стихотворения:

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, лес!

Мы попали в край чудес!

Ярче, солнышко, свети!

Нам с тобою по пути.

Иногда в речи мы встречаемся со словами или словосочетаниями, которые не являются членами предложения, на письме мы выделяем их запятыми. О чём идёт речь?

ВВОДНОЕ СЛОВО

Слушают стихотворение, высказывают предположения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

Целеполагание (Р)

Что это за языковые элементы, грамматически не связанные с предложением?

Ответы обучающихся: вводные слова и обращения

б) А что значит «грамматически не связанные?

Ответы обучающихся: к ним нельзя задать вопрос ни от одного члена предложения

в) Таким образом, как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего занятия?

Ответы обучающихся: вводные слова и обращения

Действительно, сегодня мы повторим, что же такое вводные слова и обращения, и потренируем умение видеть их в структуре предложения. А также, правило постановки знаков препинания при вводных словах и обращениях.

Запишите в тетрадях тему занятия «Знаки препинания при вводных словах и обращениях».

Всем при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можешь смело обратиться.

На письме не забывай,

Запятыми выделяй.

(В. Валгина)

- Какой совет вы получили в этой рифмовке? 

- Роль обращений.

К кому можем обращаться?

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (10 мин.)

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала

Подписать путевые листы. В конце урока у Вас будет возможность оценить свою работу.

Цель урока:  Находить … … … … (вводные слова и обращения)

и учиться … … … … … (правильно ставить знаки препинания)

Закончи предложение:

1.Обращение – это…(слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью)

2.Вводные слова – это...(слова и СС, которые передают отношение говорящего к выраженной в предложении мысли)

3.Обращения и вводные слова являются …(добавочными элементами)

4.Обращения и вводные слова на письме выделяются…(запятыми)

5.Обращение и вводные слова не являются…(членами предложения)

Тест «Обращение и вводные слова» 5 кл.

1.Укажите предложение с обращением. (Знаки препинания не расставлены)

1. Кроет лист золотой влажную землю  в лесу.

2. Сладко пахнет елками жаркий летний бор.

3.Ласково мерцали звезды в вышине.

4. Люди Земли боритесь за охрану окружающей среды.

2. Укажите предложение, где нет обращения.

1. Догорел костер дотла.

2. Догорай костер дотла.

3. Ребята прочитайте эту книгу!

4. Присядем друзья перед дальней дорогой.

3. Укажите предложение с вводным словом.

1. Туман рассеялся.

2. Мы долго к сожалению  плутали по лесу.

3. Ступай сюда братец скорее!

4. Вы с ним знакомы?

4. Укажите предложение, где знаки препинания расставлены верно.

1. Июнь  возможно,  будет теплым.

2. Наверное  мы не придем сегодня к вам.

3. Комары, конечно, покусали меня.

4. Разумеется  мы опоздали.

5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка.

1. Только слышится гул ветра и тихий гул моря.

2. Тревожно шумели, стонали, сосны.

3. Крыши, двор и забор покрылись снегом.

4. Сосна! Я восхищён твоею красотой.

Проверка: 1.4; 2.1; 3.2; 4.3; 5.2.

Задачи:

Работа в паре обсудите результаты, сформулируйте задачи урока

1. ______________________________________________________________.

2.______________________________________________________________.

3.______________________________________________________________.

Стр. 75. На что нужно обратить внимание?

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

2. Анализ учебно-научного текста (исследование материала)

1) Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него.

 О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей... (Фет).

2) от предшествующего сочинительного союза вводное слово отделяется запятой в том случае, если его можно опустить или переставить в другое место предложения: 

Но, к счастью, этого не произошло. 

В других случаях запятая перед вводным словом не ставится.

Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее (Тургенев);

3) в начале самостоятельного предложения после союза и запятая перед вводным словом обычно не ставится: 

И кроме того, необходимо было детально обсудить план действий.

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание (П)

Самоопределение (Л)

Выполнение пробного учебного действия (Р)

5. Первичное закрепление во внешней речи. (15 мин)

Чтобы потренироваться находить обращения в предложениях, выполним следующее задание, а заодно вспомним и про главные члены предложения.

Перед тобой предложения. Найди и подчеркни главные члены предложения, а затем перестрой предложение так, чтобы подлежащее стало обращением.

  1. Воспитанные люди используют в своей речи вежливые слова.
  2. Школьники овладевают знаниями.
  3. Ребята любят труд.
  4. Выпускники готовятся к соревнованиям.
  5. Ребята не оставляют мусор в лесу.
  6. Солнце ярко светит.
  7. Черемуха душистая с весною расцвела.
  • Запиши предложения в таблицу. Вставь недостающие запятые.

Бесспорно, ваша работа заслуживает похвалы.

Ваше право на отпуск бесспорно.

Все три раза он проводил поезда точно по расписанию.

Вы, верно, едете в Ставрополь?

Задача решена верно.

Кажется, шепчут колосья друг другу.

Мир кажется мне книгой бесконечной.

Он, точно, немного странен

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными.

1. Расставьте знаки препинания:

1.     Я вам друзья открою тайны здешних мест.

2.     Братцы что он про меня сочиняет?

3.     Цветик становись на бочку и читай свои стихи.

4.     Вы нас очень напугали своим воздушным шаром.

5.     Ты Пилюлькин все трудишься все другим помогаешь.

 Я конечно Незнайка. Может быть я мало знаю, но я очень веселый.

Проговаривают теоретические сведения.

Читают предложения,  (находят обращение, объясняют написание выделенных букв. Определяют виды предложений по цели высказывания)

Выполняют упражнение. (Читают предложения, находят вводные слова)

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П),

Умение структурировать знания (П)

      1. Вы Петя расскажите лучше о планетах. 2. Что же вы сердитесь Варя? 3. Прощай дом! Прощай старая жизнь! 4. Пойдем родная пойдем. 5. Уважаемая Мария Владимировна Маша получила от Вас письмо и вкратце рассказала мне его содержание. 6. Многоуважаемый Иван Максимович недели две тому назад мною послана в цензуру и вероятно уже разрешена новая одноактная пьеса «Трагик поневоле». (Из произведений А. П. Чехова.) 7. К счастью я знаю этот параграф.8.  Во-первых  надо выучить правило.9. Во- вторых выполнить упражнение.

Выполнение упражнения на развитие речи.Задание: вставьте в предложения требуемые по смыслу вводные слова.

Ученик 6 «Б» класса Никита Булочкин был, уверенность говорящего, лентяем. Уверенность говорящего, его лень приводила к получению плохих оценок в школе, и поэтому он, уверенность говорящего, был еще и двоечником. Он мог иногда бороться со своей ленью и тогда, чувства говорящего всех учителей, получал «четверки», однако желание перебороть себя возникало у Никиты нечасто. Его лень распространялась только на выполнение домашних заданий и, предположение, еще на некоторые неприятные обязанности по дому. Зато у Никиты было время и силы на шалости, компьютерные игры и, уверенность говорящего, на футбол. Против посещения школы Прыщиков ничего не имел, некоторые уроки, привлечение внимания собеседника, физкультура и рисование даже доставляли удовольствие, но математика и русский язык доставляли невыносимые страдания. Неуверенность говорящего, ему требовалось на понимание материала больше времени, но его-то у Никиты и не было. Придя из школы, он, порядок мыслей, включал компьютер и играл в интересную и полезную, источник высказывания, игрушку. Последовательность мыслей, он бежал во двор и играл в футбол, демонстрируя, уверенность говорящего, ловкость и быстроту реакции. Последовательность мыслей, уроки оставались несделанными, а среди учителей крепло мнение, что Никита Прыщиков, уверенность говорящего, лентяй. Вы, предположение, так не думаете?

6. Рефлексия (3 мин.)  Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

1. Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

 2.Какая информация отложилась у вас в памяти?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия способов и условий действия (П);

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К)

Учет разных мнений (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"

Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...

Система работы по подготовке обучающихся к выполнению задания №17.(Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями).

Материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку .Предложен материал к заданию №17.Представлена система работы с вводными конструкциями,теоритические сведения,иллюстрация примерами,проверочные...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с обращениями"

Урок русского языка проведен в 8 классе. По количеству уроков по теме "Обращения"-второй. Учащиеся работают в парах на рабочих листах. Работа проверяется на уроке и дети оценивают себя сами....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ....

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...