Технологическая карта урока по теме "Категория состояния как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Савельева Татьяна Алексеевна

Урок-исследование. Изучение нового материала по теме "Категория состояния как часть речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: Категория состояния как часть речи

Предмет: Русский язык

Класс7 класс

Форма урока:  урок-исследование

Тип урока: изучение нового материала

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс. – М.: Издательский дом «Просвещение», 2013

Автор урокаСавельева Татьяна Алексеевна 

Эпиграф:

Я никому не подчиняюсь никогда,

И в предложении я слово главное всегда.

Я то явление природы называю,

То состояние души обозначаю.

Цели

Образовательные: научиться отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий, уметь вычленять слова категории состояния в тексте, определять значение слов категории состояния.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, парной и групповой работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: самоопределение, смыслообразование.

- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, контроль.

- Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

- Познавательные УУД: умение поставить учебную задачу, умение работать с информацией, умение работать с текстом, рефлексия.

Планируемый результат

Предметные:

Знать признаки слов категории состояния

Уметь отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных, выделять слова категории состояния в тексте, определять значение слов категории состояния

Личностные: умение самостоятельно делать выбор

Метапредметные: интеграция с предметами «биология» и «география»

Основные понятия

Слова категории состояния, состояние человека, состояние природы (окружающей среды), оценка действий

Организация пространства  

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, парная работа - взаимопроверка

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром!

И для поддержания хорошего настроения я предлагаю начать наш урок с игры «Кто больше». Ваша задача -  назвать слова, которые передают состояние, давайте я начну, а вы мне поможете: мне с вами ИНТЕРЕСНО (немного ВОЛНИТЕЛЬНО, ТЕПЛО, УЮТНО, РАДОСТНО, СВЕТЛО, ХОРОШО, ЛЮБОПЫТНО). Молодцы, ребята!

Посмотрите на улицу. Как там? (Светло, тепло,  тихо, морозно, солнечно…)

В. А что все эти слова обозначают?

О. Они передают состояние человека и природы!

Знаете, ребята, мы стоим с вами на пороге открытия, оказывается, в русском языке есть часть речи, которая так и называется – категория состояния! Предлагаю вам сегодня поучаствовать в научном исследовании по открытию новой для вас части речи!

-Что они передают? (состояние человека и природы)

3. Определение темы и целей урока

-Я не случайно начинаю урок с этих слов.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока.

-Скажите, такую часть речи мы с вами изучали?

- Это новая для нас часть речи или мы уже знакомы с ней? (новая)

«Категория состояния как часть речи»

- Какова же будет цель нашего урока? (изучение категории состояния как части речи и первичное закрепление знаний о словах категории состояния)

Слайд №2. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока

1.Учащиеся читают домашнее упражнение, выполняют задание.

Отвечают на проблемный вопрос.

Ответы учащихся: уточняются важные детали, настроение, отношение, состояние учащихся в начале урока.

Учащиеся сформулировали цель и тему урока.

Актуализация знаний о категории состояния

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Познавательные УУД: осмысленно решать задачу по предмету.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД (умение отвечать на вопросы)

Регулятивные УУД: Определение темы урока, постановка цели урока, плана действий. (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)

1.Познавательные УУД

2.Коммуникативные УУД (создаю ситуацию для обсуждения, строить монологическую речь)

Основной

Слова категории состояния (урок- исследование)

В. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

О. Мы будем открывать новую часть речи и учиться отличать ее от других слов!

Во время исследования мы будем опираться на уже известные вам знания, проводить лингвистические опыты, а в конце пройдем испытания. По ходу нашего исследования мы с вами запишем ключевые (важные) понятия, составим опорные схемы (шпаргалки), которые помогут в дальнейшей вашей работе по этой теме.

Вы готовы? Тогда в путь!

Проблемная ситуация

- У каждого из вас на парте находится раздаточный лист, на котором написаны предложения. Прочитайте их.

В этот тихий вечер море грустно.

В печке грустно насвистывал свою песню сверчок.

Сегодня мне грустно от холода зимнего.

- Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Можете посовещаться.

Ответы:

1.Краткое прилагательное, т.к. отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении является сказуемым.

2.Наречие, т.к. отвечает на вопрос как? обозначает признак действия, в предложении является обстоятельством.

- К какой же части речи относится третье слово? (Это не наречие и не краткое прилагательное).

- К какой же части речи относится это слово, если оно не является наречием и кратким прилагательным? (Создание проблемной ситуации)

Наша задача: разобраться, исследовать выделенное слово с точки зрения соотнесённости его к части речи.

- Для решения данной задачи, признаки каких частей речи мы должны повторить?

Слова категории состояния:

  1. Это неизменяемая часть речи
  2. Обозначает состояние человека, природы, оценку действия.
  3. Отвечают на вопросы как? каково?
  4. Не зависит от других слов
  5. Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении

5.Историческая справка. (Подготовленный ученик)

Термин категория состояния бы открыт известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т. е. особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.

-Обратите внимание, какой суффикс чаще всего присутствует у СКС? (суффикс - о)

-С какой частью речи роднятся СКС? (с наречием)

4. Работа с учебником.

- Давайте сравним наше определение с определением учебника: п.45, стр. 128 (правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей)

Учащиеся определяют часть речи слов. Вспоминают, по каким признакам определяются части речи? (задают вопрос и определяют значение, затем определяют морфологические признаки и, наконец, – роль в предложении).

Читают правило в рамке вслух, сравнивают с таблицей

Умение отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных

Познавательные УУД 

структурирование знаний.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

(умение отвечать на вопросы, убеждать других в своей правоте.)

Регулятивные УУД: Действовать по выбранному плану, находить рациональные способы работы

Личностные:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Применение изученного материала на практике

-Давайте приступим к реализации наших целей. Групповая работа

Определите части речи у выделенных слов. Прокомментируйте Ваше мнение. Выберите одного представителя от группы, который выразит мнение всей группы у доски.

Группа 1 Его лицо было грустно. Он грустно улыбнулся. Мне грустно.

Группа 2 На него смешно смотреть. Такое поведение смешно. Ему смешно.

Группа 3 Сочинение интересно написано. Маме интересно. Соревнование интересно составом участников.

Групповая работа

Группа 1 Его лицо было грустно. (Краткое прилагательное: отвечает на вопрос каково?, но в предложении есть подлежащее; может изменяться) Он грустно улыбнулся. (Наречие, так как является обстоятельством – улыбнулся (как?)грустно) Мне грустно. (Слово категории состояния: нет подлежащего, обозначает состояние человека) Группа 2 На него смешно смотреть. (Наречие, так как является обстоятельством – смотреть (как?) смешно) Такое поведение смешно. (Краткое прилагательное: отвечает на вопрос каково?, но в предложении есть подлежащее;

может изменяться)

Ему смешно. (Слово категории состояния: нет подлежащего, обозначает состояние человека)

Группа 3 Сочинение интересно написано. (Наречие, так как является обстоятельством – написано (как?) интересно)

Маме интересно. (Слово категории состояния: нет подлежащего, обозначает состояние человека)

Соревнование интересно составом участников. (Краткое прилагательное: отвечает на вопрос каково?, но в предложении есть подлежащее; может изменяться)

Умение отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные УУД: умение работать с информацией

Регулятивные УУД: саморегуляция

Физкультминутка

Учитель. Мы завершили знакомство с новой темой. Прежде чем закрепить ее, отдохнем минутку во время физкультминутки. Творчество Марины Цветаевой нам поможет.

О, люди - встаньте!
Под глубокий вздох
Вы руки к небу поднимите.
Глазами тучу поищите.
Себе под ноги посмотрите.
Кругом просторы оглядите.
Руками пепел разотрите.
Дав отдохнуть своим силам от споров,
Снова вернемся к разговору.

(Класс садится)

Выполняют физкультминутку

Выборочный диктант

Упр. 315

1 вариант – выписывают предложения, в которых слова категории обозначают состояние природы, подчеркивают грамматические основы

2 вариант – выписывают предложения, в которых слова категории обозначают душевное состояние человека, подчеркивают грамматические основы

Учащиеся выписывают предложения, в которых слова категории обозначают состояние природы и душевное состояние человека, подчеркивают грамматические основы

Умение находить слова категории состояния в предложениях

Познавательные УУД: умение выбирать эффективные способы решения задач

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи

«Ученье – свет!..»  наш урок открытий подошел к концу. Понравилась вам новая часть речи? Как она называется? Что она обозначает? Чем является в предложении? В каких предложениях употребляется?

Зачем она нужна в речи?

А теперь самое решающее испытание: мини-тест на ваши знания (индивидуально), называется «На пятерку»

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет

б) признак предмета

в) состояние природы

г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам

б) не изменяются

в) изменяются по падежам

г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым

б) подлежащим

в) обстоятельством

г) определением

4. В каком предложении есть слово категории состояния:

а) Бесшумно повернулся ключ в замке

б) Туманное утро бесшумно

в) В море за кормой бесшумно

5. Определите значение слова категории состояния в предложении:

В лесу морозно и снежно

а) оценка действия

б) состояние человека

в) временное состояние

г) состояние природы

Взаимопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат:

Уровень С (сложный***) 8. Придумайте и запишите 3 предложения, в котором слово ИНТЕРЕСНО было бы наречием, кратким прилагательным и категорией состояния. Укажите над словом ИНТЕРЕСНО часть речи в каждом составленном Вами предложении.

РЕЗЕРВ

 Найдите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.

2. Сегодня в отделении спокойно. (Нет подлежащего, выражается состояние окружающей среды)

Объясните свой выбор.  

А. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в отделении спокойно. 3. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела. (Н. Некрасов)  

2. Найдите предложение, в котором выделенное слово не является категорией состояния. Объясните свой выбор товарищу.  

А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно на нее смотреть. (Н. Амосов) 2. Как ни трудно, как ни худо – не сдавай, вперед иди. (А. Твардовский) 3. Я трудно жил. (М. Львов)  

Решают тест, определив комфортный для себя уровень сложности.

2. Сегодня в отделении спокойно. (Нет подлежащего, выражается состояние окружающей среды

3. Я трудно жил. (Жил (как?) трудно – наречие зависит от глагола, является обстоятельством)

Умение вычленять слова категории состояния в предложениях

Познавательные УУД: умение выбирать эффективные способы решения задач

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи

Подведение итогов деятельности,

рефлексия

- сегодня на уроке я узнал…

- у меня получилось (что?)…

- меня удивило…

- мне захотелось…

Я выполнял задания (как?)…

-Что мы делали сегодня на уроке? - Зачем мы это делали?

-Какие приемы мы использовали для отработки этого навыка?

-Выполнили мы цель, поставленную на уроке. -Над чем Вам нужно поработать дома?

- Для реализации этой цели выполните следующее задание: ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ: выпишите из произведений художественной литературы не менее 5 предложений со словами категории состояния, графически покажите, как определяли эту часть речи. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ: составьте связный текст из 6-7 предложений на тему «Прогулка в зимнем лесу», используя не менее 4 слов категории состояния. УПРОЩЕННОЕ ЗАДАНИЕ: составить 5 предложений (не текст), используя в каждом из них слово категории состояния.

-И перед завершением урока предлагаю поделиться мнением о том, каким этот урок был для Вас. Выразите свои впечатления словом категории состояния. Например, мне было на уроке приятно. -Спасибо за урок. Сегодня все поработали хорошо.  

- Работали со словами категории состояния. - Для того чтобы научиться применять их в устной и письменной речи. - Опрос, работа в группе, работа с текстом – заполнение пропусков, распределительный диктант, взаимопроверка, тестовая работа. -Выполнили.

-Над закреплением навыка определения и употребления слов категории состояния.

Д/з пар.49, упр. 317

Умение анализировать, планировать работу на дом

Познавательные УУД:

Умение делать выводы.

Коммуникативные УУД:

умение строить своё высказывание

Коммуникативные УУД

(умение признавать свои ошибки)

Личностные УУД:

адекватное понимание причин успеха (неуспеха), понимание того, что нужно ещё совершенствовать свои знания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь. Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина: «Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному»

Слайд 2

Орфоэпическая разминка Красивее, ходатайствовать звонишь, грушевый, сливовый, щавель, зубчатый, туфля, кашлянуть, простыня, баловаться, закупорить

Слайд 3

Подготовка к РЭ Н-НН в прилагательных и причастиях Определите, сколько Н пишется в словах? а) тума..ая даль; б) небеле..ый потолок; в) краше..ые полы; г) деревя..ый стол Определите, сколько Н пишется в словах? а) стари..ые часы; б) ране..ый в плечо; в) маринова..ые грибы; г) слома..ый стул 3. Определите, сколько Н пишется в словах? а) отечестве..ый, решё..ый б) шерстя..ое, торжестве..о

Слайд 4

Здравствуйте! приятно интересно волнительно страшно уютно радостно любопытно светло с о с т о я н и е

Слайд 5

Слова категории состояния

Слайд 6

Тема урока Категория состояния как часть речи

Слайд 7

Цель нашего урока? Задачи урока: узнать… научиться … совершенствовать …

Слайд 8

Эпиграф: Я никому не подчиняюсь никогда, И в предложении я слово главное всегда. Я то явление природы называю, То состояние души обозначаю.

Слайд 9

«Повторенье – мать учения!» Часть речи Вопрос Значение Признаки Роль в предложении НАРЕЧИЕ где, когда, куда, как, зачем и др признак действия не изменяется обстоятельство (связано с глаголом) КР.ПРИЛ. каков (а, о, ы) признак предмета изменяется по числам, родам сказуемое (связано с подлежащим) 1.Списать. Используя таблицу №1, определить часть речи выделенных слов В этот тихий вечер море грустно 2. В печке грустно насвистывал свою песню сверчок 3.Серце грустно от холода зимнего В этот тихий вечер море грустно . В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. Сегодня мне грустно от холода зимнего.

Слайд 10

«Повторенье – мать учения!» Часть речи Вопрос Значение Признаки Роль в предложении НАРЕЧИЕ где, когда, куда, как, зачем и др признак действия не изменяется обстоятельство (связано с глаголом) КР.ПРИЛ. каков (а, о, ы) признак предмета изменяется по числам, родам сказуемое (связано с подлежащим) 1.Списать. Используя таблицу №1, определить часть речи выделенных слов В этот тихий вечер море грустно 2. В печке грустно насвистывал свою песню сверчок 3.Серце грустно от холода зимнего В этот тихий вечер море грустно – КР.ПРИЛ В печке грустно насвистывал свою песню сверчок - НАРЕЧИЕ Сегодня мне грустно от холода зимнего – категория состояния

Слайд 11

Часть речи Вопрос Значение Признаки Роль в предложении НАРЕЧИЕ где, когда, куда, как, зачем и др признак действия не изменяется обстоятельство (связано с глаголом) КР.ПРИЛ. каков (а, о, ы) признак предмета изменяется по числам, родам сказуемое (связано с подлежащим) СКС Как? Каково? состояние не изменяется Сказуемое в безличном предложении Мне грустно и легко … «И опыт – сын открытий чудных...»

Слайд 12

Слова категории состояния Это неизменяемая часть речи Обозначает состояние человека, природы, оценку действия Отвечают на вопросы как? каково? Не зависит от других слов Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении

Слайд 13

«Что в имени тебе моем…» Щерба Лев Владимирович Русский ученый-лингвист В 1928 году выделил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи

Слайд 14

«Маска! Я тебя знаю!» Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень Состояние человека или животного Состояние природы или среды Оценка, отношение к действию. Временное и пространственное состояние

Слайд 15

«Тяжело в ученье - легко в бою» И тяжело Нева дышала На сердце тяжело и грустно Небо от нависших туч тяжело 1.Где-то близко у калитки ТИХО звякнуло кольцо. 2.Утро ТИХО, РАДОСТНО и МОЛОДО. 3.На улице ТИХО после дождя. 1.Каким членомпредложения является слово? Да Нет 2.Нахожу грамматическую основу Предложение безличное?

Слайд 16

Прочитайте текст. о чем он, определите тип текста, найдите в тексте СКС наречия, краткие прилагательные: Весна вступает в свои права. В воздухе чисто и свежо. Небо высоко. Солнце печет ласково. Хорошо на душе! Сделайте вывод, для чего в речи нужны СКС? «О великий, могучий и прекрасный, русский язык!»

Слайд 17

Выполните тест. 1. Слова категории состояния обозначают: а) предмет б) признак предмета в) состояние природы г) действие предмета 2. Слова категории состояния: а) изменяются по числам б) не изменяются в) изменяются по падежам г) спрягаются 3. Слова категории состояния в предложении являются: а) сказуемым б) подлежащим в) обстоятельством г) определением 4. В каком предложении есть слово категории состояния: а) Бесшумно повернулся ключ в замке б) Туманное утро бесшумно в) В море за кормой бесшумно 5.Определите значение слова категории состояния в предложении: В лесу морозно и снежно а) оценка действия б) состояние человека в) временное состояние г) состояние природы «Ученье – свет...»

Слайд 18

Взаимопроверка ключ – 1в, 2б, 3а, 4в, 5г

Слайд 19

Цель нашего урока? Задачи урока: узнать… научиться … совершенствовать …

Слайд 20

Домашнее задание Параграф 49, упр.317

Слайд 21

Определите части речи выделенных слов в предложениях и выпишите только предложения, в которых эти слова являются категорией состояния Отъезжающему казалось тепло, жарко без шубы. Кругом было темно, безмолвно, уныло. Ясно, что там, среди гор, потоков, черкешенок и опасностей эти ошибки не могут повторяться. Она легко может выучить языки, читать произведения французской литературы, понимать их. Ежели при этом вспоминаются старые унижения, слабости, ошибки, то воспоминание о них только приятно. Она может петь просто, сильно, страстно. От Ставрополя зато все пошло уже удовлетворительно: дико и, сверх того, красиво, воинственно. С тех пор как стало известно, что Оленин подарил коня в пятьдесят монет Лукашке, хозяева его стали ласковее.



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

В этот тихий вечер море грустно.

В печке грустно насвистывал свою песню сверчок.

Сегодня мне грустно от холода зимнего.

_____________________________________________________________________________

 Групповая работа 

Определите части речи у выделенных слов. Прокомментируйте Ваше мнение. Выберите одного представителя от группы, который выразит мнение всей группы у доски.

Группа 1 Его лицо было грустно. Он грустно улыбнулся. Мне грустно.

Группа 2 На него смешно смотреть. Такое поведение смешно. Ему смешно.

Группа 3 Сочинение интересно написано. Маме интересно. Соревнование интересно составом участников.  

_____________________________________________________________________________________

Тест

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет

б) признак предмета

в) состояние природы

г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам

б) не изменяются

в) изменяются по падежам

г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым

б) подлежащим

в) обстоятельством

г) определением

4. В каком предложении есть слово категории состояния:

а) Бесшумно повернулся ключ в замке

б) Туманное утро бесшумно

в) В море за кормой бесшумно

5. Определите значение слова категории состояния в предложении:

В лесу морозно и снежно

а) оценка действия

б) состояние человека

в) временное состояние

г) состояние природы

Определите части речи выделенных слов в предложениях и выпишите только
предложения, в которых эти слова являются категорией состояния

Отъезжающему казалось тепло, жарко без шубы.

Кругом было темно, безмолвно, уныло.

Ясно, что там, среди гор, потоков, черкешенок и опасностей эти ошибки не могут повторяться.

Она легко может выучить языки, читать произведения французской литературы, понимать их.

Ежели при этом вспоминаются старые унижения, слабости, ошибки, то воспоминание о них только приятно.

Она может петь просто, сильно, страстно.



Предварительный просмотр:

Историческая справка

Термин категория состояния бы открыт известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, то есть особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка

в 7 «б» классе

по теме: «Категория состояния как часть речи

»

Дата: 13.02.2018 г.

Учитель: Савельева Татьяна Алексеевна

Форма урока: урок-исследование

Тип урока: изучение нового материала

Урок русского языка был дан в 7 «б» классе. В классе – 27 человек. С ними я работаю первый год. Класс со средними способностями. Отличительной особенностью многих членов коллектива является инициативность, стремление к самостоятельной работе, поэтому при выборе методов и приемов урока ориентировалась на учебные возможности класса. В основном все учащиеся стараются, стремятся показать свои знания.

Урок изучения нового материала по теме «Категория состояния как часть речи» продолжает раздел «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». В связи с этим возникла необходимость научиться учащихся отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий, уметь вычленять слова категории состояния в тексте, определять значение слов категории состояния. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, парной и групповой работе. Это и являлось целью данного урока. Урок соответствует дате его проведения.

Все виды работы урока направлены на подготовку к ОГЭ, на воспитание нравственных качеств учащихся. Отбор дидактического материала соответствовал целям урока.

Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, учебного сотрудничества, здоровьесберегающей технологии, которые ориентируют школьников на активную деятельность всего урока.

Цели урока реализовывались через развитие речи, развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) через работу в группах, при частичном анализе текста.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: текстоориентированный (работа с текстом художественного стиля; монологический ответ, анализ); функциональный (определяли роль наречий и слов категории состояния в тексте); коммуникативно-деятельный (работа с текстом, работа с учебником); интегрированный (связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текста художественного стиля); организация самостоятельной деятельности учащихся (при выполнении работы в группах); личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в группах, внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

Урок с использованием групповых форм и методов взаимного обучения даёт экономию времени, глубину погружения в материал, высокую мотивацию в обучении.
При проведении урока с мультимедийным сопровождением использовались информационно-педагогические коммуникативные технологии на основе принципов информационного взаимодействия как более продуктивного подхода в формировании информационной культуры участников образовательного процесса.

Метод обучения, использованный на уроке: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, поисковый метод, информационно – коммуникативная технология, интерактивная.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).
Групповые формы работы имеют большой воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения всех детей, в том числе с низким уровнем обучаемости. В каждой подгруппе был лидер, что позволяет воспитать чувство ответственности за принятое решение.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, поскольку на настоящий момент данными умениями владеют не все учащиеся класса. 

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с дидактическим материалом, работа в группах. Чередовались различные виды деятельности учащихся.

Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательны.

В ходе урока дети осознали новое для себя понятие : слова категории состояния, отличие наречий от слов категории состояния.

Оценки учащимся объявлены.

                                     

Учитель русского языка и литературы: ________ Т.А. Савельева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка 3 класс "Части тела и лица"

Технологическая карта урока английского языка "Части тела и лица" 3 класс...

Технологическая карта урока "Мировой океан и его части"

Технологическая картаурока географии Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ «Мировой океан и его части»Тип урока_ изучение и перви...

Технологическая карта уроков: "Отыскание целого по его части и части по его целому"

Конспект  уроков по   математике в 5 классе (И.И.Зубарева, А. Г.Мордкович, математика 5) в соответствии с требованиями к формированию УУДПредмет: математикаКласс: 5Тип 1урока: Урок изуч...

Технологическая карта урока "В магазине". Формирование навыков диалогической речи"

Технологическая карта урока "В магазине". Формирование навыков диалогической речи" составлена на основе УМК "Starlight 5"...

Технологическая карта учебного занятия. Имя прилагательное как часть речи

Консрект урока по русскому языку для 5 класса по теме "Имя прилагательное как часть речи"....

Технологическая карта урока "Мировой океан и его части"

Метод обучения: диалогическийФормы организации познавательной деятельности: групповая и индивидуальнаяЦель урока:  Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана.Задачи:Образовательная: соз...

Технологическая карта урока обществознания. "Духовная культура общества" (Часть 2. "Многообразие культур")

Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по базовой программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....