Предлог как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Балашов Денис Юрьевич

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._predlog_kak_chast_rechi_1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДЛОГ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цели и задачи:

Образовательные:

-систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи;

-доказать значимость служебных частей речи;

-сформировать понятие о предлоге как служебной части речи;

-научить отличать предлог от омонимичных приставок;

-определить роль предлога в словосочетании и предложении.

Развивающие:

- сформировать представление о роли предлогов в выражении различных смысловых значений;

- совершенствовать устную и письменную речь.

Воспитательные:

- воспитать толерантность к чужому мнению.

Оборудование:

-кабинет,

-доска,

-компьютер,

-экран,

-проектор,

-мяч.

Ход урока:

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке (проводится стоя)

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о служебных частях речи, узнали, какие они бывают, чем отличаются от самостоятельных. Поняли, что

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы.

И в этом их главный секрет!


Давайте проверим, как вы усвоили материал. Для этого отправимся на уже знакомый нам континент Морфология. (СЛАЙД).

На доске висит карта «Континент Морфология», все страны (названия самостоятельных и служебных частей речи) закрыты листами бумаги.

Мы побывали уже в разных крупных странах этого континента- узнали самостоятельные части речи. Давайте их вспомним. Для этого сыграем в «Словесный теннис».

Игра «Словесный теннис». (СЛАЙД).

Учитель начинает: передает мяч, называя слово книга, задача ученика, получившего мяч, определить часть речи (имя существительное) и передать мяч любому своему однокласснику, тот тоже называет слово другой части речи и передает мяч и т.д. В процессе игры на карте открываются названные страны-части речи.

 После того, как открываются на карте все самостоятельные части речи, дети садятся.

Фронтальный опрос.

-Какие служебные части речи вы знаете?

-Чем отличаются они от самостоятельных частей речи?

-Разберите предложение по частям речи (СЛАЙД).

с предложением Тихо в мире, а снег, медленно падающий с неба, прибавляет тишины). Объясните знаки препинания в предложении. С помощью чего связаны части предложения?

Подытожим информацию о служебных частях речи в таблицу. (Слайд с таблицей «Служебные части речи») (СЛАЙД).

Общие признаки

Различия

1) выполняют служебные функции

1) предлоги связывают……….

2) не имеют лексического значения

2) союзы связывают………..

3) не…………………….

3_ частицы…………………………

4) не…………………….

Быстрее справиться с этим заданием нам поможет поэтические миниатюры.

Итак, заполняем первую колонку.

Ученик читает стихотворение

Предлоги, союзы, частицы –

Все встали в один хоровод,

Служебные, важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без них обойтись невозможно,

И знают об этом они.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Но исподволь и незаметно

Значенье свое принесут,

Здесь свяжут, а рядом разделят,

Укажут и силу дадут.

Заполнение таблицы. Проверка по слайдам.

Переходим к следующей колонке. Предлог.

Ученик читает стихотворение

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Заполнение таблицы.

Союз.

Ученик читает стихотворение

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Заполнение таблицы.

Частица.

Ученик читает стихотворение

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт

Заполнение таблицы. Проверка по слайдам.

Объяснение нового материала.

(Проходит в форме путешествия по континенту Морфология)

Запишите в тетрадях число, классная работа. (СЛАЙД).

Чтобы узнать тему урока, мы отправляемся в путь. Первая наша станция – «Предгорье».

Станция «Предгорье». (СЛАЙД).

Выполните морфемный разбор слов ПРЕДГОРЬЕ, ПРЕДВЫБОРНЫЙ.

Какое значение имеет приставка в этих словах? (перед).  Чтобы узнать тему урока, переведите СЛОВО на латинский язык и добавьте приставку из разобранных нами слов. (Получается ПРЕДЛОГ, т.е. это слово, стоящее перед другим словом). (СЛАЙД).

Запись темы урока в тетради.

Вводно-мотивационный этап.

Сегодня мы начнем разговор о служебной части речи – предлоге. На карте открывается страна «Предлог». Мы научимся отличать предлог от омонимичных приставок, определим роль предлогов в словосочетании и предложении, увидим роль предлогов в выражении различных смысловых отношений. План урока таков (Слайд).

Работа с предложением.

Выпишите из предложения, разобранного выше, словосочетания, в которых есть предлог. – К чему относится предлог? (Предлог относится к существительному, главное слово в словосочетании управляет существительным с помощью предлога и окончания зависимого слова). Попробуйте прочитать предложение без предлогов – получится путаница, возникнет неясность.  Небольшая неразбериха произошла на станции «Омонимия». Отправимся туда и разберемся, в чем дело.

2. Станция «Омонимия частей речи». (СЛАЙД).

«Синтаксический конструктор»

С данными словами составьте предложения, чтобы была понятна их частеречная принадлежность. Запишите в тетрадь.

Вовсе – во все – в овсе

На строение – настроение

Сделайте вывод о правописании предлогов и приставок.

Закрепление материала

Объяснительный диктант (одни ученик работает у доски, остальные в тетрадях). (СЛАЙД).

Надеяться на силу; отъехать от станции; навес над крыльцом; сбросить с крыши; продавать апельсины на вес; в начале учебного года; вначале подумай; одеться по-зимнему; идти по новому шоссе; до свидания; в час по чайной ложке.

Последнее словосочетание указывает нам направление, в котором двигаться дальше.

3.Станция «Фразеология». (СЛАЙД).

Объясните значение фразеологизмов

От зари до зари (целыми днями, постоянно. Трудиться от зари до зари)

Душа в пятках (сильный испуг. У меня от страха душа в пятки ушла)

Для блезиру (для видимости. От франц. Plaisir – удовольствие, забава.  Шляпу я не ношу, так, для блезиру надел)

От большой любви (ставшее устойчивым сочетание иронической окраски. За что вы меня все время ругаете? – От большой любви).

Определите, какие смысловые отношения помогают передавать предлоги в этих выражениях (время, пространство, цель, причина).

 

4. Станция «Сортировочная». (СЛАЙД).

Закрепление материала

Распределительный диктант. (СЛАЙД).

Из текста выпишите словосочетания с предлогом, распределив по значению в таблицу – время, цель, причина, пространство. Задание выполняется каждым ребенком самостоятельно.

Текст. (СЛАЙД).

Предлог служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. С древних времен предлог занимал важное место в речи. Из-за возрастающей потребности более точно и полно передавать информацию, в 17 веке начался активный процесс создания новых предлогов.

По образцу на слайде дети осуществляют взаимопроверку, обменявшись тетрадями. Обратная связь (Поднимите руки, кто без ошибок выполнил задание, кто на оценку «4», на «3»?).

Итоги. Выводы.

Думаю, ваши умения усовершенствуются в процессе дальнейшей работы над этой темой. На следующих уроках мы познакомимся с многозначностью предлога, увидим, что предлог может выражать различные отношения, узнаем о происхождении и структуре предлогов.

А сейчас давайте сделаем выводы. Что мы узнали о предлоге сегодня во время нашего путешествия. (Ответы детей).

 Сверим наши выводы с материалом учебника (Чтение параграфа).

Есть ли вопросы?

Объявление оценок.

Домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлог как часть речи

Занимательная форма подачи трудного языкового материала позволяет ученикам лучше усвоить правописание предлогов....

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

Предлог как часть речи

Урок русского языка в 7 классе. Автор учебника М. Т. Баранов...

Урок русского языка в 7 классе по теме:"Предлог как часть речи"

Урок по теме "Предлог как часть речи" разработан для обучающихся в 7 классе....

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....