Конспект урока 6 класс "Вопросительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprositelnye_mestoimeniya.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  на тему «Вопросительные местоимения»

6а класс, учебник: Русский язык : учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. Баранов М. Т., Ладыженская Л. А. Тростенцова Л. А., М. : Просвещение.

  1. Тип урока: урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков.
  2. Цели урока:

2.1 .Образовательные:

– повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении;

– дополнить полученные ранее знания новыми;

2.2. Развивающие:        

– формировать умение правильно употреблять вопросительные местоимения в устной и  письменной речи;

– учитывать особенности склонения вопросительных местоимений в устной и письменной речи;

2.3.Воспитательные:

– воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;

2.4. Метапредметные:

А. Регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью;

- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.

Б. Информативные:

-  сформировать умение читать схемы и условия выбора орфограммы.

- сформировать умение вычитывать актуальную информацию.

В. Коммуникативные:

- умение работать в группе.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2.5. Предметные:

А. Познавательные:

– объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;

- вспомнить определение местоимения, как части речи;

- дать определение понятия вопросительного местоимения;

- знать назначение вопросительного местоимения в речи;

Б. Практические:

- сформировать умение правильно склонять вопросительные местоимение;

- сформировать умение опознавать вопросительные местоимения в тексте и научиться анализировать их.

Перед уроком, на доске написать число, классная работа и тему урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент (представиться, написать имя, фамилию, отчество на доске, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей.). 1-2 мин.
  2. Проверка домашнего задания.7-10 мин. + сказать школьникам о том, чтобы они повторили всю теорию о местоимении, что была пройдена, т.к. на следующем уроке будет самостоятельная работа. В нее будет включен теоретический и практический материал.

396. Устная проверка(выборочный опрос). Разбор идет делать один человек к доске.

 1.Мы (И.п.)- молодой весны гонцы(мн.ч., и.п.), она нас (В.п. ) выслала вперед .

 2 . Ласточка(подлеж.) с весною(дополнение) в сени(обстоятельство) к нам (Д.п.) (дополнение) летит(сказуемое), с ней (Т.п.) (дополнение)  и солнце(подлеж.) краше(сказуемое), и весна(подлеж.) милей(сказуемое) . (Повеств ., невоскл., сложное, состоит из 3-х частей

  1.  Двусост., простое, распростр.
  2. Двусост., простое, нераспр.
  3. Двусост., простое, нераспростр.)

3 . Лед трескался, ломался на отдельные(мн.ч.) глыбы; вода всплескивалась между ними (Т.п., мн.ч.)

4 . Как мой (притяжат., И.п.) садик свеж и зелен! Распустилась в нем (П.п.) сирень.

Прилагательные в сравнительной степени(краше, милей) являются сказуемыми.

398. Устная проверка(выборочный опрос). Разборы идут делать два человека к доске.

1. Раз мы поймали молодого(молодость) журавля и дали ему(д.п.) лягушку . Журавль ее(В.п.) проглотил(глотка). Дали другую, третью, четвертую, пятую - проглотил. 2 . Подрезали(сказуемое) мы(подлежащее) этому(определение) журавлю(дополнение) крылья(дополнение), и стал(сказуемое) он(и.п.)(подлежащее) за женою(дополнение) всюду(обстоятельство) ходить(сказуемое). (Повеств., невоскл., сложное, состоит из 2-х частей

1. двусост., простое, распростр..

2. двусост., простое., распростр..)

 3. Жена корову доить - и Журка с ней(т.п.), и в огород за ней(т.п.), и на полевые колхозные работы ходит с ней(т.п.), и за водой . 4 . Привыкла(словарн.слово) к журавлю она(и.п.), и без него(р.п.) ей(д.п.) уже скучно, без него(р.п.) никуда. 5 . Крикнет(1 спряжение): «Фру-фру!», журавль к ней(п.п.) бежит. Такой умница!

Сущ. Общего рода – умница.

I .Третью - числит. Лягушку (какую?) третью .

II . Н . ф . - третий , прост., порядк., В . п ., ж. р ., ед . ч .

III. определение

403. Проверка устно. Выборочный опрос. 1. Этот человек себе на уме(определение). 2 . Все устроилось само собой(обстоятельство). 3. Наездник не скоро пришел в себя (сказуемое) после того, как упал с лошади . 4. Читай про себя (обстоятельство). 5 . После болезни мальчик на себя не похож (определение).

Фразеологический оборот, который отрицательно характеризует человека?(себе на уме - скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде)

Синтаксический разбор предложения. Всякий раз, когда я начинал играть с нею, по-своему шумно и резво, старая нянька быстро схватывала мою Соню и уносила к себе.

Доп. Задание: синтаксический разбор предложения.

У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого с высоким тоном медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни. 

  1. Фронтальный опрос по пройденному материалу. Ответ формируется с помощью учителя. 2-3 мин.

- Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и их количества, но не называет их)

- Какие разряды местоимений они знают + примеры

( личные – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Возвратное – себя

Вопросительные – кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков? 

Относительные -  кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.

Неопределенные – нЕкто, нЕчто, нЕкоторый, нЕсколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др..

Отрицательные – никтО, ничтО, никакой, ничЕй, нЕкого, нЕчего.

Притяжательные – мой, твой, наш, ваш, свой.

Указательные – тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные – весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой).

- Какими членами предложения они могут являться? (в предложении местоимения могут быть подлежащими, дополнениями и определениями)

- Сколько местоимений включает в себя разряд возвратных местоимений? (одно местоимение «себя»)

- На что оно указывает? (указывает на то, о ком говорят)

 - Какие особенности оно имеет? (Местоимение себя не имеет И.п., оно не изменяется по родам и числам, но может изменятся по падежам)

- Какими членами предложения может быть в тексте возвратное местоимение себя? (только дополнением)

Кто вытянет руку – спросить.

  1. Работа по теме урока.
  1. Слово учителя: «Из предыдущих уроков, вы узнали, что существует разряд вопросительных местоимений. Сегодня цель нашего урока: научится правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учитывая их некоторые особенности склонения. Запишите дату, классная работа и тему урока».

После этого, продиктовать и записать определение вопросительного местоимения на доске, проговаривая его, при этом попросить детей записать данное определение к себе в тетрадь: «Вопросительные местоимения содержат вопрос о лице или предмете, его признаках, о количестве. Например: кто? что? какой? чей? который? сколько? каков? Они служат для выражения вопроса в вопросительных предложениях. Кто стучится в дверь ко мне?»

При этом, вопросительное местоимение который употребляется только в выражении который час, котором часу.

Все вопросительные местоимения изменяются по родам и числам, кроме кто и что, а так же  все вопросительные местоимения склоняются, кроме каков.

Попросить учеников открыть учебники на стр. 171, прочитать правило в табличке и спросить: «Все ли верно я вам объяснила? А теперь обратите внимание на слова в зеленой рамочке. Рассмотрите таблицу склонения местоимения чей? (чьё? чья? чьи?). Обратите внимание на правописание разделительного ь.».

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

чей? (чьё?)

чьего?

чьему?

чей? (одуш.:чьего?)

чьим?

(о) чьём?

чья?

чьей?

чьей?

чью?

чьей?

(о) чьей?

чьи?

чьих?

чьим?

чьи? (одуш.:чьих?)

чьими?

(о) чьих?

6-7мин.

Практическое задание.

1) Давайте попробуем выполнить упр. 406 устно. Отвечает 2 ученика (по желанию). 3-5мин

И.п. кто? – что?

Р.п. кого? – чего?

Д.п. кому? – чему?

В.п. кого? – что?

Т.п. кем? – чем?

П.п. о ком? – о чем?

Доп. Задание: синтаксический разбор предложения.  Двух учеников вызываем к доске и они делают синтаксический разбор предложений.

  1. Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка.

  1. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого с высоким тоном медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни. 

2) Переходим к упр. 407. Два ученика работают у доски (по четверостишию), остальные  - в тетрадях. На выполнение задания отводится 9минут. Во время выполнения задания, проходить по классу.

 Кто(вопросит. Местоимение, и.п., не имеет рода и числа) вареЖки(р.п. нет варежек) пёстрые вяжЕт(1 спряжение, поэтому е),

СтариННые(т.к. на стыке основы, оканчивающейся на букву н, и суффикса н. старина) песни поёт ?

Кто(вопросит. Местоимение, и.п., не имеет рода и числа)  сказку такую(указательное местоимение, ж.р. в.п.) раССкажет(одна с относится к приставке, другая к корню),
Что снится всю ночь напролёт?

ЧЬи (Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею ие,ё, юя)  волосы снега белее, (сравнит. Степень прил.)

А руки желты и сухи?(краткие прил.)

Кого я (личное местоим., и.п., 1 лицо, ед. ч. )люблю и жАлею(жалость)?

О ком(вопросит. Мест., п.п.) сочИнила(зачин) стихи?

 

Качественные прилагательные : пестрые, старинные,

 Морфологический разбор под цифрой 3.

Сухи.

1.Каковы? прилагательное. 
Н. ф. - сухой. 
2.Качественное, Им. п. , мн. ч., краткая форма. 
3.Сказуемое.

Синтаксический разбор под цифрой 4 .

вопросительное, простое, распространенное, двусост.

[ ̶  = и =]

3)Практическое задание на листочках (раздаются во время выполнения предыдущего упражнения). Ученики подписывают листочки. Необходимо вставить на пропущенных местах вопросительное местоимение, которое подходит по смыслу и указать его падеж.

  1.  __________ это проделка?( чья, и.п. )
  2. __________ сейчас времени? ( сколько, р.п. )
  3. __________ сегодня число? (какое, в.п.)
  4. __________  участникам удалось выйти в финал? (скольким, д.п.)
  5. О __________ рассказе идет речь? (чьём, п.п.)
  6. __________  погода будет завтра? (какая, и.п.)

 На выполнение задания дается 7-10 минут. После этого по цепочке или по выбору учителя ученики отвечают по 1 предложению. Если выбранный ученик затрудняется ответить, то спросить других учащихся.

  1. Домашнее задание записывается на доске – упражнение 409 и просмотр таблицы склонения местоимения «сколько» на стр. 172. Попросить посмотреть его в учебнике и спросить : «Все ли вам понятно в данном задании?». Если что-то вызывает трудности, то объяснить. Напомнить про самостоятельную работу по теме «Местоимение».
  2. Подведение итогов урока. Фронтальный, итоговый опрос.

- Что было главным объектом изучения на сегодняшнем уроке?

Вопросительные местоимения.

- Какими морфологическими и синтаксическими особенностями они обладают?

Изменяются (кроме местоимений-наречий) по падежам и (местоимения-прилагательные) по числам. В предложении они могут быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

- В каких по цели высказывания предложениях встречаются вопросительные местоимения?

В вопросительных предложениях.

 

(Выставление оценок.) Слово учителя: «Мне понравилось, как вы работали на уроке, спасибо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Определительные местоимения»

Тип урока: комбинированный - изучение и первичное закрепление новых знаний       Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  у...

Конспект урока "Отрицательные местоимения"

    Урок разработан в соответствии с ФГОС к учебнику Баранова, Ладыженской....

конспект урока: личные местоимения, 6 класс, русский язык

конспект урока: личные местоимения, 6 класс, русский язык...

Конспект урока "Личные местоимения"

В данном конспекте представлен материал на закрепление по теме "Личные местоимения" в 6 классе...

Конспект урока "Неопределенные местоимения"

Конспект урока "Неопределенные местоимения". 6 класс...

Конспект урока "Притяжательные местоимения" 6 класс

Конспект урока по русскому языку по теме "Притяжательные местоимения"...