Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы по УМК В.В Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (6, 7 класс)

Жибоедова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы по УМК В.В. Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_6-7_klassy.docx72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(общая)

Данная программа адресована учащимся 5 – 9 класса

МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа»,

рассчитана на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по  русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов // Авторы программы В.В.  Бабайцева,  А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Л.М Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.- С.63-110.

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

–  дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

– развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.

Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.

Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

В процессе обучения русскому языку в 5— 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.

Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).

Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.

Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.

Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.

Введено понятие многозначных членов предложения. Они сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.

При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.

В основе программы и комплекса в целом — линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются    вводный    курс    (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» — и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 — изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол — наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное — количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу.

В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния).

Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.

Структура и содержание предлагаемой программы обеспечивают учителю условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание тем учебного курса.
  5. Тематическое планирование
  6. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
  7. Учебно-методическое обеспечение.
  8. Литература

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся языковой интуиции;
  • приобретение и систематизация знаний о родном языке;
  • овладение функциональной грамотностью;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
  • овладение орфографией и пунктуацией;
  • формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
  • формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др.)// Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова. –М: Дрофа, 2002. – с 63-110, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта.

        Рабочая программа рассчитана на 204 часа учебных часа, из них на развитие речи – 40 часов.

        Составление примерной программы с авторской выявило, что в авторской программе неполно представлены следующие разделы:

Раздел науки о языке

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в авторскую программу

Морфология

Речевое общение

Культура речи

Глаголы переходные и непереходные.

Вопрос о числительных в системе частей речи.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Вопрос о местоимении в системе частей речи.

Разновидности речевого общения.

Сферы речевого общения.

Ситуация речевого общения  и ее основные компоненты.

Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

Место предмета

 На изучение предмета отводится 6 часов  в неделю, итого 204 часа за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ – 2 часа.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 4 часа.

МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ – 188 часов.

Самостоятельные части речи – 2 часа

Имя существительное – 22 часа

Глагол – 51 час

Имя прилагательное – 39 часов

Имя числительное – 19 часов

Наречие – 29 часов

Местоимение- 26 часов

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ – 10 часов.

Из них на развитие речи – 35 часов.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Тема урока

Количество часов

Дата

Общие сведения о языке

1-2.

Русский язык как развивающееся явление

2

Систематизация изученного в 5 классе

3.

Орфография, морфемика, понятие о норме

1

4.

Правописание и употребление имен существительных

1

5.

Синтаксис и пунктуация

1

6.

Р/Р Признаки текста

1

Морфология. Части речи

7.

Самостоятельные и служебные части речи

1

8.

Слово и его формы

1

9.

Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существительные

1

10.

Р/Р Темы «широкие и узкие»

1

11.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

12-13.

Род, число и падеж имен существительных

2

14-15.

Склонение существительных

2

16.

Разносклоняемые имена существительные

1

17.

Неизменяемые имена существительные

1

18-19.

Словообразование существительных с помощью суффиксов

2

20.

Правописание суффиксов имен существительных

1

21-22.

Буквы О, Е после шипящих в суффиксах существительных

2

23.

Словообразование существительных с помощью приставок

1

24.

Образование сложных существительных

1

25-26.

Повторение и обобщение изученного об имени существительном

2

27-28.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

2

29-30.

Р/Р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

2

31.

Глагол как часть речи

1

32-33.

Морфологические признаки глагола

2

34.

Правописание НЕ с глаголами

1

35.

Р/Р Темы «широкие и узкие»

1

36.

Инфинитив

1

37.

Р/Р Простой и сложный план

1

38-39.

Возвратные глаголы. Категория переходности

2

40.

Р/Р Изложение, близкое к тексту

1

41.

Анализ изложения

1

42.

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

1

43.

Виды глаголов

1

44.

Образование видов глаголов

1

45-46.

Правописание корней с чередованием звуков

2

47.

Р/Р Подготовка к сочинению по личным наблюдениям

1

48.

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение

1

49.

Времена глагола

1

50.

 Прошедшее время глагола

1

51.

Правописание гласных в окончаниях глаголов. Правописание глагольных суффиксов перед -л- в глаголах прошедшего времени

1

52.

Проверочная работа (тест)

1

53.

Р/Р Что такое эпиграф?

1

54.

Настоящее и будущее время

1

55.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени

1

56.

Спряжение глаголов

1

57.

Окончания глаголов 1-2 спряжения

1

58.

Спряжение глаголов

1

59.

Разноспрягаемые глаголы

1

60-61.

Условное наклонение

2

62.

Повелительное наклонение

1

63.

Правописание глаголов в повелительном наклонении

1

64.

Употребление глаголов в речи

1

65.

Комплексный анализ текста

1

66-67.

Безличные глаголы

2

68.

Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот

1

69.

Словообразование глаголов

1

70-71.

Правописание суффиксов глаголов. Образование глаголов несовершенного вида

2

72-73.

Правописание суффиксов -ова-,    -ева-, -ыва-, -ива-

2

74.

Р/Р Официально-деловой стиль

1

75-76.

Систематизация и обобщение по теме «Глагол»

2

77.

Повторим пунктуацию

1

78.

Р/Р Рассказ

1

79.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

1

80.

Анализ контрольного диктанта

1

81.

Р/Р Изложение, близкое к тексту

1

82.

Имя прилагательное как часть речи

1

83.

Роль прилагательных в тексте, употребление в речи

1

84-85.

Разряды прилагательных по значению

2

86.

Полные и краткие имена прилагательные

1

87.

Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую

1

88-89.

Склонение полных прилагательных

2

90.

Буквы О, Ё после шипящих в окончаниях прилагательных

1

91-92.

Р/Р Изложение, близкое к тексту (Контрольное)

2

93.

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий

1

94.

Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов-, -ев

1

95-96.

Р/Р Описание природы. Зима

2

97-98.

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень

2

99.

Превосходная степень прилагательных

1

100.

Степени сравнения прилагательных

1

101.

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов

1

102.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -ов-,-ев-

1

103-104.

Образование прилагательных от существительных суффиксами -н-, -онн-, -енн-

2

105.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -ин-,-ан-, -ян-

1

106.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -к-, -ск-

1

107.

Образование прилагательных с помощью приставок

1

108-109.

Правописание НЕ с прилагательными

2

110.

Проверочная работа (тест)

1

111-112.

Р/Р Выборочное изложение (Контрольное)

2

113.

Образование прилагательных сложением основ

1

114.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

1

115.

Р/Р Как создать киносценарий?

1

116.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

117.

Повторим пунктуацию

1

118.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

1

119.

Анализ контрольной работы

1

120.

Р/Р Сочинение по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

1

121.

Имя числительное как часть речи

1

122.

Роль числительных в речи

1

123-124.

Простые, сложные и составные числительные

2

125-126.

Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце числительных

2

127-128.

Количественные числительные. Склонение количественных числительных

2

129-130.

Собирательные числительные

2

131.

Подготовленный диктант

1

132.

Р/Р Изложение, близкое к тексту «Снегири»

1

133-134.

Порядковые числительные

2

135.

Дробные числительные

1

136-137.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Числительное»

2

138.

Контрольная работа (зачёт)

1

139.

Повторим пунктуацию

1

140.

Наречие как часть речи

1

141.

Смысловые группы наречий

1

142.

Роль наречий в речи

1

143.

Р/Р Рассуждение

1

144-145.

Степени сравнения наречия

2

146-147.

Образование наречий  с помощью приставок и суффиксов

2

148-149.

Правописание НЕ с наречиями

2

150-151.

Правописание гласных после шипящих на конце наречий. Н и НН в наречиях на О, Е

2

152.

Написание О, А на конце наречий

1

153-154.

Р/Р Рассуждение

2

155.

Р/Р Описание помещения

1

156-157.

Правописание дефиса в наречиях

2

158.

Образование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую

1

159.

Р/Р Описание одежды, костюма

1

160-161.

Правописание Ь на конце наречий после шипящих

2

162-163.

Слова состояния, их значение и употребление

2

164-165.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»

2

166.

Р/Р Рассказ на основе картины с элементами описания

1

167-168.

Контрольная работа.

Анализ работы

2

169.

Местоимение как часть речи

1

170.

Употребление местоимений в речи

1

171-172.

Личные местоимения

2

173-174.

Притяжательные местоимения

2

175.

Возвратное местоимение «себя»

1

176.

Р/Р Рассуждение в разных стилях

1

177.

Вопросительные местоимения

1

178.

Р/Р Описание книги

1

179.

Относительные местоимения

1

180.

Р/Р Морфологические средства связи предложений в тексте

1

181-182.

Неопределенные местоимения

2

183-184.

Отрицательные местоимения

2

185.

Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

1

186.

Проверочная работа (тест)

1

187-188.

Р/Р Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (Контрольное)

2

189.

Определительные местоимения

1

190.

Указательные местоимения

1

191.

Правописание местоимений-наречий «потому», «затем», «отсюда» и др.

1

192.

Р/Р Основные типы и стили речи

1

193.

Систематизация и обобщение по теме «Местоимение»

1

194.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

1

195.

Части речи в русском языке

1

196.

Словообразование самостоятельных частей речи. Употребление знаменательных частей речи.

1

197.

Правописание НЕ с различными частями речи

1

198.

Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

1

199.

Правописание сложных слов.

1

200.

Буквы Е, О, Ё в разных частях слова после шипящих. Гласные в окончаниях слов.

1

201.

Р/Р Текст. Его признаки.

1

202.

Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи

1

203.

Словари русского языка

1

204.

Контрольная работа (комплексный анализ текста)

1

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:

  • определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимать устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
  • определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
  • вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать  и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
  • выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;

говорение:

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;
  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

  • подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • строить письменное высказывание на заданную тему;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;
  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;
  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;
  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;
  • определять вид связи предложений в тексте;
  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
  • использовать транскрипцию;
  • правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
  • пользоваться орфоэпическим словарем;
  • обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
  • давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
  • употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
  • анализировать примеры использования слов в переносном значении;
  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
  • уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  • опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написания морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • владеть приемом поморфемного письма;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;
  • правильно применять изученные пунктуационные правила;
  • устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;
  • строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакцией С.Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2005.
  6. Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005.
  7. Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2004
  8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Дрофа, 2005.
  9. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. – М.: Дрофа, 2001.
  10.  Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс – М.: Дрофа, 2005.
  11.  Капинос В.И. и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2004.
  12.  Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы – М.: Дрофа, 2005.
  13.  Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы – М.: Просвещение, 1998.

для учащихся:

  1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник / Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс – М.: Дрофа, 2006.
  5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.

7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В.В. и др. // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2004. – С.63-110).

        Программа рассчитана на 136 часов, из них на развитие речи – 34 часа.

        При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:

Раздел программы

Дидактические единицы для изучения

Морфология

  • Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи.
  • Наблюдения за особенностями употребления причастий и деепричастий в тексте.
  • Отличие служебных частей речи от самостоятельных частей речи.
  • Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.
  • Звукоподражательные слова.
  • Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
  • Использование словарей грамматических трудностей русского языка.

Распределение учебных часов по разделам программы

Общие сведения о русском языке – 2 часа

Систематизация изученного в 5-6 классах – 6 часов

Причастие – 42 часа

Деепричастие – 20 часов

Служебные части речи – 16 часов

Союз – 21 час, частица – 13 часов

Междометие. Звукоподражательные слова – 6 часов

Повторение и систематизация изученного в 7 классе – 10 часов

Из них на развитие речи 34 часа

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Тема урока

Количество часов

Дата

Общие сведения о русском языке

1-2.

Русский язык – национальный язык русского народа

2

Систематизация изученного в 5-6 классах

3.

Морфология

1

4.

Правописание имен существительных и прилагательных

1

5.

Правописание глагола и наречия

1

6.

Знаки препинания в простом осложненном предложении

1

7.

Р/Р Текст. Стили речи

1

8.

Р/Р Сочинение по картине

1

Причастие

9.

Вопрос о причастии в системе частей речи

1

10.

Морфологические и синтаксические признаки причастий

1

11-12.

Признаки прилагательного у причастия

2

13-14.

Описание общего вида местности. Сочинение «Мой любимый уголок природы»

2

15.

Признаки глагола у причастия

1

16-18.

Причастный оборот

3

19-20.

Р/Р Описание действий

2

21.

Правописание НЕ с причастиями

1

22.

НЕ с причастиями

1

23.

Изложение

1

24.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

1

25.

Анализ контрольного диктанта

1

26.

Действительные и страдательные причастия

1

27-28.

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени

2

29-30.

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

2

31-32.

Р/Р Повествование. Рассказ на основе услышанного

2

33-34.

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени

2

35.

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени

1

36.

Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

37.

Правописание гласных перед Н и НН

1

38-39.

Р/Р Отзыв о книге. Тема, основная мысль текста, художественное совершенство понравившейся сцены, картины

2

40-41.

Краткие причастия

2

42.

НЕ с краткими и полными причастиями

1

43-44.

Правописание НН в причастиях

2

45-46.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»

2

47.

Контрольная работа

1

48.

Анализ контрольной работы

1

49.

Р/Р Отзыв о научно-популярной книге

1

50.

Р/Р Редактирование предложений, текста

1

Деепричастие

51-52.

Понятие о  деепричастии

2

53.

Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием.

1

54.

Р/Р Описание действий как вид текста

1

55.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

1

56.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии

1

57.

Деепричастие совершенного и несовершенного вида, их образование

1

58.

Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование

1

59.

Употребление деепричастий в речи

1

60.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»

1

61.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

1

62.

Анализ контрольной работы

1

63-64.

Р/Р Характеристика литературного героя

2

65.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

1

66.

Повторим орфографию

1

67.

Повторим орфографию

1

68-69.

Р/Р Книжные стили речи. публицистический стиль

2

70.

Повторим пунктуацию

1

Служебные части речи

71.

Понятие о служебных частях речи

1

72.

Предлог. Понятие о предлоге

1

73.

Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов

1

74.

Употребление предлогов

1

75.

Производные и непроизводные предлоги

1

76.

Правописание производных предлогов

1

77-78.

Правописание предлогов

2

79.

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов

1

80-81.

Р/Р Интервью – жанр публицистики

2

82-83.

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог»

2

84.

Контрольная работа

1

85-86.

Р/Р Выборочное изложение

2

Союз

87.

Понятие о союзе

1

88.

Простые и составные союзы

1

89.

Р/Р Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста

1

90.

Р/Р Изложение, близкое к тексту

1

91.

Сочинительные союзы

1

92.

Сочинительный союз в простом и сложносочиненном предложении. Употребление сочинительных союзов

1

93-94.

Подчинительные союзы

2

95.

Союзы сочинительные и подчинительные. Морфологический разбор союза

1

96-97.

Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ

2

98-99.

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз»

2

100.

Контрольная работа

1

101.

Анализ контрольной работы

1

102-103.

Повторим орфографию

2

104-105.

Повторим пунктуацию

2

106-107.

Р/Р Сжатое изложение повествовательного текста, осложненное диалогом

2

Частица

108.

Понятие о частице

1

109.

Формообразующие частицы

1

110.

Раздельное и дефисное написание частиц

1

111-112.

Значение частиц

2

113.

Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ

1

114.

Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ

1

115.

Различение на письме частиц НЕ и НИ

1

116.

Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ

1

117-118.

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

2

119.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы»

1

120.

Контрольная работа (тест)

1

Междометие. Звукоподражательные слова

121.

Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий

1

122.

Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий

1

123.

Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях

1

124.

Знаки препинания при междометиях. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и в художественном произведении

1

125-126.

Р/Р Контрольное изложение

2

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

127.

Р/Р Текст. Стили речи

1

128-129.

Контрольное сочинение

2

130.

Культура речи. Орфоэпическая норма

1

131.

Лексические нормы

1

132.

Грамматические нормы

1

133-134.

Нормы построения текста

2

135.

Нормы речевого поведения (речевой этикет)

1

136.

Контрольная работа

1

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

Уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого  на слух;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
  • составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
  • обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение:

  • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
  • находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
  • проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
  • составлять тезисный план исходного текста;
  • владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
  • с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
  • создавать собственные высказывания, соответствующие требования точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
  • формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.;
  • размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
  • уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;

письмо:

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности;
  • писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
  • соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
  • уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
  • использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
  • устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
  • определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
  • правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
  • анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
  • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
  • определять способы образования слов разных частей речи;
  • анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
  • составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
  •  с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

  • соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
  • толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  • пользоваться различными видами лексических словарей;
  • находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

  • различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  • учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
  • аргументировать тезис и системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
  • различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
  • использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
  • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

для учителя:

1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 7 класс / Под редакцией С.Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2005

2. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. – М.: Дрофа, 2004

3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика» 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005

4. Шаповалова Т.Е. Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005

5. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005

6. Селезнева Л.Б. Русская орфография: Алгоритмированное обучение. СПб: Специальная литература, 1997

7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. – М.: АРКТИ, 1999

8. Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1997

9. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001

10. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. 4-9 классы. – М.: УЦ «Перспектива», 1998

для учащихся:

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006

2. Русский язык. Практика. 7 класс / Под ред. Пименовой С.Н. – М.: Дрофа. 2006

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. – М.: Дрофа, 2006

4.Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7 класс. – М.: Дрофа. 2005

5. Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь №1,2. – М.: Дрофа, 2005

6. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Изд. «первое сентября», 2002

7. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Изд. «Первое сентября», 2002

8. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 7 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по УМК В.В. Бабайцевой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловаой, и др.

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена  в соответствии с  законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росс...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по УМК В.В. Бабайцевой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловаой, и др.

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена  в соответствии с  законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росс...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе под.ред. В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русско...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по УМК В.В. Бабайцевой)

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по УМК В.В. Бабайцевой) состоит из Пояснительной записки, учебно-тематического и учебно-календарного планирования....

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 о...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса под редакцией В.В. Бабайцевой

      Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ (авторы – составители: В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова (Программно-методические м...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией В.В. Бабайцевой

    Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базо­вом уровне и составлена на основе Федерального компонента Государственного  стандарта основного  о...