Рабочая программа по русскому языку 5-6 классы к УМК В.В. Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс)

Жибоедова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку 5-6 классы к УМК В.В. Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_56_klassa.doc470 КБ

Предварительный просмотр:

ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(общая)

Данная программа адресована учащимся 5 – 9 класса

МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа»,

рассчитана на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по  русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов // Авторы программы В.В.  Бабайцева,  А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Л.М Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.- С.63-110.

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

–  дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

– развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.

Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.

Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

В процессе обучения русскому языку в 5— 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.

Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).

Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.

Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.

Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.

Введено понятие многозначных членов предложения. Они сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.

При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.

В основе программы и комплекса в целом — линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются    вводный    курс    (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» — и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 — изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол — наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное — количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу.

В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния).

Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.

Структура и содержание предлагаемой программы обеспечивают учителю условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание тем учебного курса.
  5. Тематическое планирование
  6. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
  7. Учебно-методическое обеспечение.
  8. Литература

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся языковой интуиции;
  • приобретение и систематизация знаний о родном языке;
  • овладение функциональной грамотностью;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
  • овладение орфографией и пунктуацией;
  • формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
  • формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

5 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа» и рассчитана на 2018/2019 учебный год.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и  на основе программы образовательных учреждений (Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего и  среднего (полного) образования по русскому  языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов /Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева и др.// Программно-методические материалы. Русский язык, 5-9 классы. / Сост. Л.М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2009)

    Общее количество часов - 204. Из них на развитие речи - 34.  Количество часов в неделю: 6

Автор учебника:

Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Учебник. -  М.: Дрофа, 2008.

Русский язык. Практика. 5 класс / Под ред. А. Ю. Купаловой. -  М.: Дрофа, 2010.

Никитина Е. И. Русская речь. 5 класс. -  М.: Дрофа, 2009.

Сопоставление  мною примерной и авторской программ выявило отсутствие в авторской программе следующих дидактических единиц,  которые необходимо добавить к изучению (в последующем рабочая программа скорректирована мною с учетом данных недостатков):

Разделы науки о языке

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу

Фонетика.

Орфоэпия

Орфоэпия как наука о языке.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке.

Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике

Морфемика и

словообразование

Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики.

 Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.

Лексикология   и   фразеология

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков).

Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте. Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии.

Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.

Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов.

Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления.

Грамматика

Морфология

Морфология.

Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики.

Система частей речи в русском языке.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Имя существительное

Существительное общего рода. Существительные, не имеющие родовой характеристики.

Правильное употребление имени существительного в речи.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики.

Связь синтаксиса и морфологии.

Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.

Содержание примерной программы, в отличие от авторской, направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Учебно-тематический план

5 класс

часы

Наименование разделов

1.

2

Введение. Вводный курс

2.

8

Орфография

3.

17

Морфология и орфография

4.

44

Синтаксис и пунктуация

5.

1

Основной курс русского языка. Понятие о литературном языке

6.

17

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

7.

43

Морфемика. Словообразование. Орфография

8.

22

Лексикология. Фразеология

9.

34

 Развитие связной речи

10.

16

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе

ИТОГО: 204 часа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс

Введение. Общие сведения о языке (2 +1ч)

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Наука о русском   языке, ее основные разделы.

Роль языка в жизни общества.

ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография (8 ч).

Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография (17 +2ч)

Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи.

Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Сумма часов, отведенных на изучение русского языка в каждом классе, складывается из следующего: первое слагаемое — часы для уроков изучения языка, второе — для уроков по развитию связной речи.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.

Правописание гласных перед суффиксом -л - в окончании глаголов.

Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с ться и тся.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

Умения и навыки:

опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах;

находить орфограммы — гласные буквы в корне и приставке и орфограммы — согласные (звонкие и глухие, непроизносимые);

узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.

Синтаксис и пунктуация (44 +11ч)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложения. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения.

Запятая между частями сложного предложения.

Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

Умения и навыки:

различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске;

использовать повествовательные и вопросительные предложения (как пункты плана высказывания);

находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже или прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);

отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;

совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);

производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;

применять изученные правила пунктуации при письме.

ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о литературном языке (1ч)

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 +2ч)

Звуки речи. Звуки речи и буквы.

Алфавит.

Гласные и согласные звуки.

Слог.

Правила переноса слов.

Ударение.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью
ь.        

Значение букв я, ю, е, ё.

Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и – ы после ц.

Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.

Умения и навыки:

слышать и различать звуки; различать звуки и буквы;

акцентировать ударные слоги;

в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;

пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.

Морфемика. Словообразование. Орфография (43+10 ч)

Понятие о морфемике.

Основа слова и окончание.

Корень слова. Приставки, суффиксы.

Основные способы образования слов

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных     а — о

Правописание корней с чередованием гласных е и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).

Правописание   приставок   роз-    (рос-)   —   раз-(рас-).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

Умения и навыки:

осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;

видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила;

пользоваться морфемным и словообразовательным словарями;

производить этимологический анализ слов в практических целях.

Лексика (22+8ч)

Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

Фразеологизмы.

Пословицы, поговорки, афоризмы.

Толковые словари русского языка.

Умения и навыки:

пользоваться словарями;

подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;

выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;

производить (выборочно) лексический разбор слова;

совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор с помощью синонимов;

обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их.

Повторение (13 ч)

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование  разделов

Тема урока

Количество часов

Дата

Введение

1.

Путешествие по страницам учебника

1

2.

Роль языка в жизни общества

1

3.

Р/Р Устная и письменная форма речи

1

Вводный курс. Орфография

4.

Орфограмма

1

5.

Правописание безударных гласных в корне слова

1

6.

Правописание безударных гласных в приставках

1

7.

Правописание гласных И, А, У после шипящих

1

8.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

1

9.

Правописание непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова

1

10.

Контрольная работа

1

11.

Анализ контрольного диктанта

1

Морфология и орфография

12.

Самостоятельные и служебные части речи

1

13.

Имя существительное

1

14.

Имя существительное

1

15.

Имя прилагательное

1

16.

Р/Р Что такое диалог или монолог?

1

17.

Глагол

1

18.

Прошедшее время глагола

1

19.

Настоящее и будущее время глагола

1

20.

Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

21.

Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах

1

22.

Р/Р Как вести беседу?

1

23.

Наречие

1

24.

Правописание наречий

1

25.

Местоимение. Личные местоимения

1

26.

Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения

1

27.

Служебные части речи. Предлоги и союзы.

1

28.

Частицы. Правописание частиц

1

29.

Контрольная работа

1

30.

Анализ контрольного диктанта

1

Синтаксис и пунктуация

31.

Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений

1

32.

Пунктуационный разбор

1

33.

Р/Р Что такое текст?

1

34.

Предложение

1

35.

Виды предложений по цели высказывания

1

36.

Невосклицательные и восклицательные предложения

1

37.

Р/Р Что значит писать и говорить на тему?

1

38.

Р/Р Обучение выборочному изложению текста

1

39.

Члены предложения

1

40.

Главные члены предложения

1

41.

Синтаксический разбор предложения

1

42.

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

1

43.

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

1

44.

Закрепление по теме «Главные члены предложения»

1

45.

Р/Р Обучение написанию сочинения на тему: «Памятный день летних каникул»

1

46.

Второстепенные члены предложения

1

47.

Определение как второстепенный член предложения

1

48.

Дополнение как второстепенный член предложения

1

49.

Обстоятельство как второстепенный член предложения

1

50.

Повторение по теме: «Члены предложения»

1

51.

Контрольная работа

1

52.

Анализ контрольной работы

1

53.

Р/Р Выразительные средства связи устной речи

1

54.

Словосочетание. Подчинительные словосочетания

1

55.

Сочинительные словосочетания

1

56.

Обобщение по теме: «Словосочетание»

1

57.

Предложения с однородными членами

1

58.

Знаки препинания в предложении с однородными членами

1

59.

Обобщающее слово в предложении с однородными членами

1

60.

Однородные члены предложения и знаки препинания в них

1

61.

Однородные члены предложения. Закрепление

1

62.

Р/Р Основная мысль текста

1

63.

Р/Р Изложение, близкое к тексту

1

64.

Обращение

1

65.

Предложение с обращениями

1

66.

Предложения с вводными словами

1

67.

Предложения с вводными словами

1

68.

Сложные предложения: союзные и бессоюзные

1

69.

Синтаксический разбор сложного предложения

1

70.

Контрольный диктант

1

71.

Анализ контрольного диктанта

1

72.

Р/Р Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного стиля

1

73.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

1

74.

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.

1

75.

Сложное предложение, его использование в речи

1

76.

Контрольная работа

1

77.

Р/Р Для чего нужен план?

1

78.

Предложения с прямой речью

1

79.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

80.

Р/Р Книжные стили. Характеристика научного стиля

1

81.

Прямая речь. Диалог

1

82.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

83.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

84.

Анализ контрольной работы

1

85.

Р/Р Как связать предложения в тексте? Понятие о последовательной связи предложений в тексте

1

Основной курс русского языка

86.

Понятие о литературном языке

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика

87.

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи

1

88.

Р/Р Понятие о параллельной связи предложений в тексте

1

89.

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит

1

90.

Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса

1

91.

Ударение

1

92.

Р/Р Учитесь выразительно читать

Орфография

93.

Орфограмма. Типы орфограмм

1

94.

Типы орфограмм

1

95.

Правописание безударных гласных в корне слова

1

96.

Гласные буквы после шипящих

1

97.

Гласные буквы И-Ы после Ц

1

98.

Р/Р характеристика художественного стиля

1

99.

Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение на письме

1

100.

Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме

1

101.

Удвоенные согласные и их обозначение на письме

1

102.

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

103.

Значения букв Я, Ю, Е, Ё. правописание разделительных Ъ и Ь знаков

1

104.

Систематизация и повторение изученного по темам: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

1

105.

Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь

1

106.

Контрольная работа

1

107.

Анализ контрольной работы

1

Морфемика. Орфография

108.

Морфемика как раздел лингвистики. Понятие о морфемике

1

109.

Основа слова и окончание

1

110.

Основа слова и окончание

1

111.

Корень слова

1

112.

Корень слова. Исторические изменения в составе слова

1

113.

Приставка

1

114.

Суффикс

1

115.

Р/Р Типы речи

1

116.

Чередование гласных звуков в корне слова

1

117.

Чередование согласных звуков в корне слова

1

118.

Чередование гласных и согласных звуков в корне   слов. Полногласные    и   неполногласные  сочетания  

1

119.

Морфемный разбор слова

1

120.

Р/Р    Подготовка   к  сочинению на грамматическую тему о слове

1

121.

Р/Р Повествовать – значит рассказывать

1

122-123.

Правописание корней с чередованием   гласных А- О  в  корнях

-ЛАГ- / -ЛОЖ-

2

124-125.

Правописание гласных в корнях - КАС-/-КОС-

2

126-127.

Правописание гласных  А - О    в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС

2

128-129.

Правописание  гласных  А - О   в корнях - ГОР -/-ГАР -, -ЗОР-/-ЗАР-

2

130-131.

Р/Р Метафора как средство выразительности в художественном стиле

2

132.

Правописание корней с чередованием    Е-И,    - А (Я)  /-ИМ / -ИН-

1

133.

Правописание корней с чередованием    Е-И,  -А(Я) /-ИМ / -ИН-

1

134.

Обобщение и    систематизация изученного    по теме   «Морфемика»

1

135.

Контрольная работа

1

136.

Анализ контрольного диктанта

1

137-138.

Правописание   согласных и гласных в приставках

2

139.

Правописание   приставок,    не изменяющихся на    письме. Приставка  С-

1

140-141.

Правописание   приставок,  оканчивающихся на -З (-С)

2

142-143.

Правописание   приставок

-РОЗ-(РОС-)—РАЗ-(РАС-). Правописание приставок, оканчивающихся  на   -3(-С)

2

144-145.

Буква  -Ы- после    приставок, оканчивающихся       на согласный

2

146-147.

Р/Р      Изложение, близкое к тексту. К.Г. Паустовский «Первый снег»

2

148.

Правописание   приставок  -ПРИ- и -ПРЕ-

1

149.

Правописание   приставок ПРИ- и ПРЕ-

1

150-151.

Правописание   приставок в слове

2

152-153.

Р/Р  Описание. Рассуждение

2

Словообразование

154.

Основные способы образования слов

1

155.

Словообразовательный словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи

1

156-157.

Основные способы образования слов

2

158.

Сложные    и сложносокращенные слова

1

159.

Систематизация         и обобщение изученного в разделе «Морфемика.    Словообразование.    Орфография»

1

160.

Контрольная работа

1

161.

Р/Р Типы речи. Рассуждение.

1

Лексикология. Фразеология

162.

Лексикология как раздел науки о языке.   Словарное    богатство  русского языка

1

163.

Лексическое значение слова

1

164.

Толковые словари русского языка, их    использование для уточнения лексического   значения слова

1

165.

Однозначные и многозначные слова

1

166.

Однозначные и многозначные слова

1

167.

Прямое      и переносное значение

1

168-169.

Р/Р Выборочное изложение текста

2

170.

Омонимы

1

171.

Синонимы

1

172.

Синонимы. Лексический разбор слова

1

173.

Антонимы

1

174.

Антонимы

1

175.

Р/Р    Описание предмета

1

176.

Слова     общеупотребительные и ограниченные   в употреблении

1

177.

Жаргонизмы

1

178.

Устаревшие слова

1

179.

Неологизмы

1

180.

Исконно русские      и заимствованные слова

1

181.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера  их употребления

1

182-183.

Р/Р Изложение, близкое к тексту

2

184.

Фразеология как    раздел лексикологии  

1

185-186.

Систематизация         и обобщение изученного по    разделу «Лексикология   и   фразеология»

2

187.

Р/Р    Подготовка   к  домашнему сочинению     о любимом животном

1

188-189.

Контрольная работа и её анализ

2

190.

Р/Р Выразительные средства речи

1

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе

191-192.

Синтаксис и пунктуация

2

193-194.

Правописание гласных и согласных в корне

2

195-196.

Употребление  синонимов,     антонимов         и фразеологизмов в речи

2

197-198.

Соблюдение норм современного русского языка. Употребление   в речи этикетных слов

2

199-200.

Правописание   приставок

2

201-202.

Основные нормы построения текста

2

203-204.

Контрольная работа

2

        

Требования  к  уровню подготовки  учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь: речевая деятельность:

аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  • владеть техникой чтения;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:        

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи;
  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  • диктант  (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический);
  • тест;
  • изложение (подробное, выборочное, сжатое);
  • списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
  • сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку);
  • устное сообщение на лингвистическую тему.

Общее количество часов – 204. На развитие речи – 34.

Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку:

для учащихся:

  1. Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2005.
  3. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2005.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА Секреты орфографии.- М, 1994.
  5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
  6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1987.
  7. Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 5 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  1. Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005.
  2. Леденева В.В. Русский язык. Лексика. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
  3.  Леденева В.В. Русский язык. Фонетика. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
  4.  Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
  5.  Шаповалова Т.Е. Морфемика и словообразование. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
  6.  Канафьева А.В., Леденева В.В. Русский язык. Имя существительное. Тематическая тетрадь. -   М.: Дрофа, 2005.

для учителя:

  1. Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство ACT, 2002.
  3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005.
  6. Шипицына Г.М., Петровская С.С, Черников И.Н. Русский язык. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005.
  7. Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005.
  8. Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
  9. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.

        Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания - развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.


6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др.)// Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова. – М: Дрофа, 2002. – с 63-110, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта.

        Рабочая программа рассчитана на 204 часа учебных часа, из них на развитие речи – 40 часов.

        Составление примерной программы с авторской выявило, что в авторской программе неполно представлены следующие разделы:

Раздел науки о языке

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в авторскую программу

Морфология

Речевое общение

Культура речи

Глаголы переходные и непереходные.

Вопрос о числительных в системе частей речи.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Вопрос о местоимении в системе частей речи.

Разновидности речевого общения.

Сферы речевого общения.

Ситуация речевого общения  и ее основные компоненты.

Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

Место предмета

 На изучение предмета отводится 6 часов  в неделю, итого 204 часа за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ – 2 часа.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 4 часа.

МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ – 188 часов.

Самостоятельные части речи – 2 часа

Имя существительное – 22 часа

Глагол – 51 час

Имя прилагательное – 39 часов

Имя числительное – 19 часов

Наречие – 29 часов

Местоимение – 26 часов

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ – 10 часов.

Из них на развитие речи – 35 часов.

Содержание тем учебного курса

6 класс

Общие сведения о языке

Русский язык как развивающееся явление

Систематизация изученного в 5 классе

Орфография, морфемика, понятие о норме.

Правописание и употребление имен существительных.

Синтаксис и пунктуация.

Морфология. Части речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

Слово и его формы.

Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существительные.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Род, число и падеж имен существительных.

Склонение существительных.

Разносклоняемые имена существительные.

Неизменяемые имена существительные.

Словообразование существительных с помощью суффиксов.

Правописание суффиксов имен существительных.

Буквы О, Е после шипящих в суффиксах существительных.

Словообразование существительных с помощью приставок.

Образование сложных существительных.

Повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Умения и навыки:

аргументировано доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

употреблять одни и те же имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и с сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях;

использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения;

употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.

Глагол как часть речи.

Морфологические признаки глагола.

Правописание НЕ с глаголами.

Инфинитив.

Возвратные глаголы. Категория переходности.

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Виды глаголов.

Образование видов глаголов.

Правописание корней с чередованием звуков.

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Времена глагола. Прошедшее время глагола.

Правописание гласных в окончаниях глаголов. Правописание глагольных суффиксов перед -л- в глаголах прошедшего времени.

Настоящее и будущее время. Изменение глаголов настоящего и будущего времени.

Спряжение глаголов. Окончания глаголов 1-2 спряжения.

Разноспрягаемые глаголы.

Условное наклонение.

Повелительное наклонение.

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Употребление глаголов в речи.

Безличные глаголы.

Словообразование глаголов.

Правописание суффиксов глаголов. Образование глаголов несовершенного вида.

Правописание суффиксов -ова-,    -ева-, -ыва-, -ива-.

Умения и навыки:

Аргументировано доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;

соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;

различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительными среднего рода и собирательными существительными;

употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже;

употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;

правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;

соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;

строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Роль прилагательных в тексте, употребление в речи.

Разряды прилагательных по значению.

Полные и краткие имена прилагательные.

Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.

Склонение полных прилагательных.

Буквы О, Ё после шипящих в окончаниях прилагательных.

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий.

Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов-, -ев.

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень.

Превосходная степень прилагательных.

Степени сравнения прилагательных.

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -ов-,-ев-.

Образование прилагательных от существительных суффиксами -н-, -онн-, -енн-.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -ин-,-ан-, -ян-.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -к-, -ск-.

Образование прилагательных с помощью приставок.

Правописание НЕ с прилагательными.

Образование прилагательных сложением основ.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Умения и навыки:

аргументировано доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;

анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;

употреблять относительные прилагательные в значении качественных;

различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;

характеризовать предмет с помощью прилагательных;

правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;

согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);

согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).

Имя числительное как часть речи.

Роль числительных в речи.

Простые, сложные и составные числительные.

Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце числительных.

Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Собирательные числительные.

Порядковые числительные.

Дробные числительные.

Умения и навыки:

аргументировано доказывать принадлежность слова к именам числительным;

отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;

правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);

употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;

правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.).

Наречие как часть речи.

Смысловые группы наречий.

Роль наречий в речи.

Степени сравнения наречия.

Образование наречий  с помощью приставок и суффиксов.

Правописание НЕ с наречиями.

Правописание гласных после шипящих на конце наречий. Н и НН в наречиях на О, Е.

Написание О, А на конце наречий.

Образование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.

Правописание Ь на конце наречий после шипящих.

Слова состояния, их значение и употребление.

Умения и навыки:

доказать принадлежность слова  к наречию;

различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;

отличать слова состояния от наречий;

различать синонимичные и антонимичные значения наречий;

употреблять наречия со значением оценки;

использовать наречия как средство организации текста.

Местоимение как часть речи.

Употребление местоимений в речи.

Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение «себя». Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения.

Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Определенные местоимения. Указательные местоимения.

Правописание местоимений-наречий «потому», «затем», «отсюда» и др.

Умения и навыки:

аргументировано доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;

правильно образовывать формы местоимений (ср.: ей, к ней, благодаря ей и др.);

использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;

использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;

пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени, не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы, и др.)

Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Тема урока

Количество часов

Дата

Общие сведения о языке

1-2.

Русский язык как развивающееся явление

2

Систематизация изученного в 5 классе

3.

Орфография, морфемика, понятие о норме

1

4.

Правописание и употребление имен существительных

1

5.

Синтаксис и пунктуация

1

6.

Р/Р Признаки текста

1

Морфология. Части речи

7.

Самостоятельные и служебные части речи

1

8.

Слово и его формы

1

9.

Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существительные

1

10.

Р/Р Темы «широкие и узкие»

1

11.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

12-13.

Род, число и падеж имен существительных

2

14-15.

Склонение существительных

2

16.

Разносклоняемые имена существительные

1

17.

Неизменяемые имена существительные

1

18-19.

Словообразование существительных с помощью суффиксов

2

20.

Правописание суффиксов имен существительных

1

21-22.

Буквы О, Е после шипящих в суффиксах существительных

2

23.

Словообразование существительных с помощью приставок

1

24.

Образование сложных существительных

1

25-26.

Повторение и обобщение изученного об имени существительном

2

27-28.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

2

29-30.

Р/Р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

2

31.

Глагол как часть речи

1

32-33.

Морфологические признаки глагола

2

34.

Правописание НЕ с глаголами

1

35.

Р/Р Темы «широкие и узкие»

1

36.

Инфинитив

1

37.

Р/Р Простой и сложный план

1

38-39.

Возвратные глаголы. Категория переходности

2

40.

Р/Р Изложение, близкое к тексту

1

41.

Анализ изложения

1

42.

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

1

43.

Виды глаголов

1

44.

Образование видов глаголов

1

45-46.

Правописание корней с чередованием звуков

2

47.

Р/Р Подготовка к сочинению по личным наблюдениям

1

48.

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение

1

49.

Времена глагола

1

50.

 Прошедшее время глагола

1

51.

Правописание гласных в окончаниях глаголов. Правописание глагольных суффиксов перед -л- в глаголах прошедшего времени

1

52.

Проверочная работа (тест)

1

53.

Р/Р Что такое эпиграф?

1

54.

Настоящее и будущее время

1

55.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени

1

56.

Спряжение глаголов

1

57.

Окончания глаголов 1-2 спряжения

1

58.

Спряжение глаголов

1

59.

Разноспрягаемые глаголы

1

60-61.

Условное наклонение

2

62.

Повелительное наклонение

1

63.

Правописание глаголов в повелительном наклонении

1

64.

Употребление глаголов в речи

1

65.

Комплексный анализ текста

1

66-67.

Безличные глаголы

2

68.

Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот

1

69.

Словообразование глаголов

1

70-71.

Правописание суффиксов глаголов. Образование глаголов несовершенного вида

2

72-73.

Правописание суффиксов -ова-,    -ева-, -ыва-, -ива-

2

74.

Р/Р Официально-деловой стиль

1

75-76.

Систематизация и обобщение по теме «Глагол»

2

77.

Повторим пунктуацию

1

78.

Р/Р Рассказ

1

79.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

1

80.

Анализ контрольного диктанта

1

81.

Р/Р Изложение, близкое к тексту

1

82.

Имя прилагательное как часть речи

1

83.

Роль прилагательных в тексте, употребление в речи

1

84-85.

Разряды прилагательных по значению

2

86.

Полные и краткие имена прилагательные

1

87.

Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую

1

88-89.

Склонение полных прилагательных

2

90.

Буквы О, Ё после шипящих в окончаниях прилагательных

1

91-92.

Р/Р Изложение, близкое к тексту (Контрольное)

2

93.

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий

1

94.

Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов-, -ев

1

95-96.

Р/Р Описание природы. Зима

2

97-98.

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень

2

99.

Превосходная степень прилагательных

1

100.

Степени сравнения прилагательных

1

101.

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов

1

102.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -ов-,-ев-

1

103-104.

Образование прилагательных от существительных суффиксами -н-, -онн-, -енн-

2

105.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -ин-,-ан-, -ян-

1

106.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -к-, -ск-

1

107.

Образование прилагательных с помощью приставок

1

108-109.

Правописание НЕ с прилагательными

2

110.

Проверочная работа (тест)

1

111-112.

Р/Р Выборочное изложение (Контрольное)

2

113.

Образование прилагательных сложением основ

1

114.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

1

115.

Р/Р Как создать киносценарий?

1

116.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

117.

Повторим пунктуацию

1

118.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

1

119.

Анализ контрольной работы

1

120.

Р/Р Сочинение по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

1

121.

Имя числительное как часть речи

1

122.

Роль числительных в речи

1

123-124.

Простые, сложные и составные числительные

2

125-126.

Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце числительных

2

127-128.

Количественные числительные. Склонение количественных числительных

2

129-130.

Собирательные числительные

2

131.

Подготовленный диктант

1

132.

Р/Р Изложение, близкое к тексту «Снегири»

1

133-134.

Порядковые числительные

2

135.

Дробные числительные

1

136-137.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Числительное»

2

138.

Контрольная работа (зачёт)

1

139.

Повторим пунктуацию

1

140.

Наречие как часть речи

1

141.

Смысловые группы наречий

1

142.

Роль наречий в речи

1

143.

Р/Р Рассуждение

1

144-145.

Степени сравнения наречия

2

146-147.

Образование наречий  с помощью приставок и суффиксов

2

148-149.

Правописание НЕ с наречиями

2

150-151.

Правописание гласных после шипящих на конце наречий. Н и НН в наречиях на о, е

2

152.

Написание О, А на конце наречий

1

153-154.

Р/Р Рассуждение

2

155.

Р/Р Описание помещения

1

156-157.

Правописание дефиса в наречиях

2

158.

Образование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую

1

159.

Р/Р Описание одежды, костюма

1

160-161.

Правописание Ь на конце наречий после шипящих

2

162-163.

Слова состояния, их значение и употребление

2

164-165.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»

2

166.

Р/Р Рассказ на основе картины с элементами описания

1

167-168.

Контрольная работа.

Анализ работы

2

169.

Местоимение как часть речи

1

170.

Употребление местоимений в речи

1

171-172.

Личные местоимения

2

173-174.

Притяжательные местоимения

2

175.

Возвратное местоимение «себя»

1

176.

Р/Р Рассуждение в разных стилях

1

177.

Вопросительные местоимения

1

178.

Р/Р Описание книги

1

179.

Относительные местоимения

1

180.

Р/Р Морфологические средства связи предложений в тексте

1

181-182.

Неопределенные местоимения

2

183-184.

Отрицательные местоимения

2

185.

Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

1

186.

Проверочная работа (тест)

1

187-188.

Р/Р Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (Контрольное)

2

189.

Определенные местоимения

1

190.

Указательные местоимения

1

191.

Правописание местоимений-наречий «потому», «затем», «отсюда» и др.

1

192.

Р/Р Основные типы и стили речи

1

193.

Систематизация и обобщение по теме «Местоимение»

1

194.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

1

Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса

195.

Части речи в русском языке

1

196.

Словообразование самостоятельных частей речи. Употребление знаменательных частей речи.

1

197.

Правописание НЕ с различными частями речи

1

198.

Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

1

199.

Правописание сложных слов.

1

200.

Буквы Е, О, Ё в разных частях слова после шипящих. Гласные в окончаниях слов.

1

201.

Р/Р Текст. Его признаки.

1

202.

Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи

1

203.

Словари русского языка

1

204.

Контрольная работа (комплексный анализ текста)

1

        

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:

  • определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимать устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
  • определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
  • вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать  и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
  • выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;

говорение:

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;
  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

  • подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • строить письменное высказывание на заданную тему;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;
  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;
  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;
  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;
  • определять вид связи предложений в тексте;
  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
  • использовать транскрипцию;
  • правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
  • пользоваться орфоэпическим словарем;
  • обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
  • давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
  • употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
  • анализировать примеры использования слов в переносном значении;
  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
  • уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  • опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написания морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • владеть приемом поморфемного письма;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;
  • правильно применять изученные пунктуационные правила;
  • устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;
  • строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакцией С.Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2005.
  6. Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005.
  7. Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2004
  8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Дрофа, 2005.
  9. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. – М.: Дрофа, 2001.
  10.  Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс – М.: Дрофа, 2005.
  11.  Капинос В.И. и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2004.
  12.  Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы – М.: Дрофа, 2005.
  13.  Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы – М.: Просвещение, 1998.

для учащихся:

  1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник / Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс – М.: Дрофа, 2006.
  5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по УМК В.В. Бабайцевой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловаой, и др.

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена  в соответствии с  законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росс...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по УМК В.В. Бабайцевой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловаой, и др.

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена  в соответствии с  законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росс...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе под.ред. В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русско...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по УМК В.В. Бабайцевой)

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по УМК В.В. Бабайцевой) состоит из Пояснительной записки, учебно-тематического и учебно-календарного планирования....

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 о...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса под редакцией В.В. Бабайцевой

      Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ (авторы – составители: В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова (Программно-методические м...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией В.В. Бабайцевой

    Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базо­вом уровне и составлена на основе Федерального компонента Государственного  стандарта основного  о...