Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (10, 11 класс)

Парфёнцева Елена Анатольевна

Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, где учащемуся предлагается поразмышлять над собственной точкой зрения по этому вопрос, используя ПОПС-формулу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста

Дисциплина:         Русский язык

Тема занятия: Комплексный анализ текста

Тип занятия:  Урок систематизации и обобщения

Вид занятия: Практическое  занятие

Цели обучения, развития и воспитания:

  • совершенствовать навыки комплексного анализа текста (уметь определять  стиль и жанр текста, уметь определять способы и средства  связи предложений в текстах разных типов речи, уметь выявлять  стилевые признаки текста: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные);
  • подвести  учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое (знать основные признаки текста);
  • обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно-выразительным средствам языка в собственных творческих работах учащихся;
  • углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;
  • научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации на примере понятия «счастье»;
  • развить аналитические и творческие способности учащихся;
  • отработать навыки культуры речи;
  • повысить интерес к русскому языку.

В результате усвоение учебного материала учащиеся должны:

  • объяснять понятие «счастье» сообразно своим представлениям
  • называть лингвистические термины и объяснять их: стиль, жанр, тип
  • иметь представление об изобразительно-выразительных средствах родного языка: фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических;
  • уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте языковые факты в их значении и употреблении;
  • использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих работах;
  • производить многоаспектный комплексный анализ текста.

Материально-техническое обеспечение: учебная доска, тексты для анализа (РМ).

Средства обучения: учебник «Русский язык».

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: актуализация понятий (стиль, тип, жанр речи, цитата, главная мысль, средства связи, части речи, фонетика, способ словообразования, морфология, морфемика, фонетика, синтаксис и пунктуация, орфография, изобразительно-выразительные средства языка, синонимия, прямое и переносное значение слова, многозначность слова, стилистическая окраска, тезис, аргумент); социально-гуманитарные дисциплины (рассмотрение категории «счастье, биографии и цитаты известных личностей, Далай-лама).

ПЛАН-СТРУКТУРА

1. Организационный момент

2. Учитель читает стихотворение Эдуарда Асадова «Что такое счастье».

Что такое счастье?

Что же такое счастье?

Одни говорят: - Это страсти:

Карты, вино, увлеченья -

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье -

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье -

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

        Беседа по стихотворению: Скажите, какова главная мысль стихотворения? Почему?

Эпиграф к уроку: «Что такое счастье?»

Тема урока: комплексный анализ текста. 

– Сегодня на уроке мы будем стараться приблизиться к признанным образцам слова, будем анализировать чужую речь, наблюдать за своей и  пробовать творить. Мы переходим к комплексному анализу текста.

Цель: совершенствование навыков комплексного анализа текста, развитие аналитических и творческих способностей учащихся.

        3. Работа над текстом: Давайте прочтем текст (учащиеся получили раздаточный материал с текстом и цитатами).

Я считаю, что представители рода человеческого являются наиболее совершенными созданиями среди всех живых существ, населяющих нашу планету. Люди не только наделены даром, позволяющим сделать собственную жизнь счастливой, но также и даром помогать другим. Чрезвычайно важно осознавать, что в нас от рождения природой заложено стремление к созиданию.

Его Святейшество Далай-Лама XIV

- Кто такой Далай-Лама? Как вы считаете, почему выбран текст, автором которого является Далай-Лама? (Потому что не имеет значения, какой национальности, политических убеждений или вероисповедания человек – все хотят быть счастливыми, стремятся к счастью или хотят сделать счастливыми кого-то еще).

        (В ходе обсуждения, формулирования вопросов и ответов на них составляется характеристика прочитанного)

 

        Стиль текста – публицистический. Экстралингвистические черты: информативность, открытая оценочность  речи, экспрессивность. Функция речи: воздействующая (оказать воздействие на читателя). Сфера общения: массовая коммуникация (публикация в газете…). Тип мышления автора – конкретно-образный.

Языковые признаки особенно ярко  проявляются на уровне  синтаксиса: причастные обороты.

Вводные слова («Я считаю»);

Изобразительно-выразительные средства: 1) метафора («от рождения природой заложено»), 2) эпитет («род человеческий»); 3) лексический повтор («дар»).

Тип речи – рассуждение.

Первое предложение исходное. Все остальные по смыслу связаны с первым, конкретизируя его – параллельное соединение. Каждое предложение относительно самостоятельно.

Исходя из анализа данного текста на всех уровнях, можно сделать вывод, что перед нами связный текст публицистического стиля типа речи рассуждения.

        Работа с языковыми единицами текста:

Морфологический разбор слова  НАСЕЛЯЮЩИХ – причастие, отвечает на вопрос каких?  Н.Ф. – населяющих; несов. вид, действительное причастие, настоящего времени, мн. ч., родительный падеж. В предложении является определением, входит в состав причастного оборота.

Найдите в тексте слова, которые являются: союзом, местоимением, прилагательным, причастием, существительным, глаголом, наречием.

Морфемный разбор слова: ЗАЛОЖЕНО.

Орфографический разбор слов: СОВЕРШЕННЫМИ, НАДЕЛЕНЫ, ОСОЗНАВАТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ.

Фонетический разбор слова ПОЗВОЛЯЮЩИМ (11 букв, 12 звуков). (Записать фонетическую транскрипцию, охарактеризовать звуки).

Пунктуационный и синтаксический  разбор предложения: 

Я считаю, что представители рода человеческого являются наиболее совершенными созданиями среди всех живых существ, населяющих нашу планету. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, с придаточным изъяснительным; 1 простое предложение нераспространенное, двусоставное, полное, неосложненное; 2 простое предложение распространенное, двусоставное, полное, осложненное причастным оборотом, придаточное).

Лексический разбор слова НЕОБЫКНОВЕННЫЙ (из ряда вон выходящий, экстренный, превосходящий все обычное, исключительный).

Синонимы к слову НЕОБЫКНОВЕННЫЙ: чрезмерный, безмерный, сильный, странный, исключительный, невообразимый, особый.

Найдите контекстуальный синоним к слову ПРЕДСТАВИТЕЛИ (создания).

Найдите в тексте слово, употребленное в переносном значении: ЗАЛОЖЕНО.

Найдите в первом предложении многозначные слова: РОД, ЖИВЫХ.

Стилистическая окраска слов:  СУЩЕСТВА – книжная, нейтральная лексика; ЖИЗНЬ – книжная, нейтральная лексика; СОЗИДАНИЕ – книжная, возвышенная; СОЗДАНИЯ – книжная, возв.

Найдите в первом предложении устойчивое выражение: РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.

Словообразовательный разбор слова НАСЕЛЯЮЩИХ (образовано от НАСЕЛЯТЬ, суффиксальный способ).

4. Работа над смысловым содержанием текста.

        - Давайте вернемся к тексту. Прочтите афоризмы, расположенные под ним. Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает основную мысль текста и мог бы служить эпиграфом к нему? Почему? (Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение).

  • «Возлюби ближнего своего» – это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» – и как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. Ф. Ницше

  • «Можно ли любить всех, всех людей, всех своих ближних, - я часто задавала себе этот вопрос? Конечно: нет, и даже неестественно. В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя». «Идиот» Ф.М. Достоевский

  • «Я одно знаю: и так-то все не очень велики, но, похоже, каждый только тем и занят в жизни, что пригибает пониже всех остальных». К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»

  • «Чем за общее счастье без толку страдать -

Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.

Лучше друга к себе привязать добротою,

Чем от пут человечество освобождать». Омар Хайям

  • «Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот, что трудно» В. Гюго

  • «Быть хорошим - это очень изнашивает человека».  Марк Твен.

- Давайте послушаем еще один фрагмент на эту же тему (Текст №1):

- У тебя случалось такое, что ты стремишься к какой-то цели, преодолеваешь препятствия, но когда добиваешься своего — радости не испытываешь? 

- А кто сказал, что в конце пути будет радость? (…) Радость — глоток воды в жаркий день, уютное кресло вечером после работы, беседа, когда ты истосковался по умному собеседнику. Счастье — совсем другое. Путешественник счастлив, поднявшись на высокую гору. Но он не радуется, он знает, что ему предстоит долгий и тяжкий обратный путь. Радость — это итог. Счастье — это путь.

- Строить всегда трудно, - сказал он. - Когда ты голоден и тебе нужно поле, ты выжигаешь лес. Становишься огнем - и вековые деревья вмиг превращаются в золу. Но наступает день, когда ты понимаешь - тебе нужны деревья. Строить дом, топить очаг, укрываться от зноя. И ты сажаешь лес. День за днем, год за годом. Зная, что при твоей жизни лес не поднимется. У тебя есть цель, но ты ее никогда не достигнешь. Ты можешь думать лишь о тех, кто придет за тобой. Становишься одним целым со всем миром, с прошлым и будущим. Ты отказываешься от радости ради счастья.

Как часто мы путаем радость и счастье? Говорим об одном, а хотим совсем другого. Мать гордо говорит, что ребенок - ее главная радость, а сама выплакивает глаза у колыбели, когда младенец болеет; ругает дитя, когда оно шалит; сокрушается, когда ее чадо вырастает и перестает слушаться. А ведь ребенок не радость, а счастье! Поэт говорит, что стихосложение - его радость, а сам не спит ночами, ища единственное нужное слово; курит гашиш, потеряв вдохновение; мечется от женщины к женщине, пытаясь понять, что же такое

любовь. А ведь написать строки, которые переживут века, - это тоже не радость, это всего лишь счастье! Садовник в своем саду, живописец у полотна, моряк у штурвала - это вовсе не радость! И человек мечется, не понимая, где же грезившаяся ему радость. Боясь понять, что счастье не равноценно радости. Что нельзя их путать, как нельзя путать Слово, владеющее мертвым, и слово, что говорят живым!   (Сергей Лукьяненко «Близится утро»)

- Вы согласны с таким определением счастья? А с тем, которое предлагает Эдуард Асадов? (Учащиеся формулируют собственное мнение, конкретизируют его, опираясь на предложенные примеры).

5. Подведение итогов.

- Давайте вспомним что такое ПОПС – формула.

ПОПС – формула  - эта схема сочинения-рассуждения. И в том виде, в каком мы её осваиваем с учениками, она, а,  следовательно,  и шаги работы над сочинением, запоминаются  гораздо быстрее.

П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…

О – объяснение (или обоснование) (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например…

С – следствие (или суждение) (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому…

(Учащиеся по предложенной формуле составляют высказывание, подыскивают аргументы, примеры)

6. Домашнее задание:    сочинение-рассуждение на тему «Счастье» (объем – не менее страницы, текст должен содержать три и более примера).

7. Рефлексия.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Текст № 2 (вариант для обсуждения)

— Сущность человека, — неторопливо жуя, говорил Будах, — в удивительной способности привыкать ко всему. Нет в природе ничего такого, к чему бы человек не притерпелся. Ни лошадь, ни собака, ни мышь не обладают таким свойством. Вероятно, бог, создавая человека, догадывался, на какие муки его обрекает, и дал ему огромный запас сил и терпения. Затруднительно сказать, хорошо это или плохо. Не будь у человека такого терпения и выносливости, все добрые люди давно бы уже погибли, и на свете остались бы злые и бездушные. С другой стороны привычка терпеть и приспосабливаться превращает людей в бессловесных скотов, кои ничем, кроме анатомии, от животных не отличаются и даже превосходят их в беззащитности. И каждый новый день порождает новый ужас зла и насилия…

Румата поглядел на Киру. Она сидела напротив Будаха и слушала, не отрываясь, подперев щеку кулачком. Глаза у нее были грустные: видно, ей было очень жалко людей.

— Вероятно, вы правы, почтенный Будах, — сказал Румата. — Но возьмите меня. Вот я — простой благородный дон (у Будаха высокий лоб пошел морщинами, глаза удивленно и весело округлились), я безмерно люблю ученых людей, это дворянство духа. И мне невдомек, почему вы, хранители и единственные обладатели высокого знания, так безнадежно пассивны? Почему вы безропотно даете себя презирать, бросать в тюрьмы, сжигать на кострах? Почему вы отрываете смысл своей жизни — добывание знаний — от практических потребностей жизни борьбы против зла?

Будах отодвинул от себя опустевшее блюдо из-под пирожков.

— Вы задаете странные вопросы, дон Румата, — сказал он. — Забавно, что те же вопросы задавал мне благородный дон Гуг, постельничий нашего герцога. Вы знакомы с ним? Я так и подумал… Борьба со злом! Но что есть зло? Всякому вольно понимать это по-своему. Для нас, ученых, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество — благо, а все зло от знания. Для землепашца зло — налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи — добро. Для рабов зло — это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника — алчный ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата?

— Он грустно оглядел слушателей. — Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди, дон Румата, и таков наш мир.

— Мир все время меняется, доктор Будах, — сказал Румата. — Мы знаем время, когда королей не было…

— Мир не может меняться вечно, — возразил Будах, — ибо ничто не вечно, даже перемены… Мы не знаем законов совершенства, но совершенство рано или поздно достигается. Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это вам скажет любой знающий архитектор. — Он поучающе поднял палец. — Зерно, высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не скатиться вниз. Так же и человечество. Если оно хочет быть неким целым, люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду.

— Неужели вы серьезно считаете этот мир совершенным? — удивился Румата. — После встречи с доном Рэбой, после тюрьмы…

— Мой молодой друг, ну конечно же! Мне многое не нравится в мире, многое я хотел бы видеть другим… Но что делать? В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих. Какой смысл дереву сетовать, что оно не может двигаться, хотя оно и радо было бы, наверное, бежать со всех ног от топора дровосека.

— А что, если бы можно было изменить высшие предначертания?

— На это способны только высшие силы…

— Но все-таки, представьте себе, что вы бог…

Будах засмеялся.

— Если бы я мог представить себя богом, я бы стал им!

— Ну, а если бы вы имели возможность посоветовать богу?

— У вас богатое воображение, — с удовольствием сказал Будах. — Это хорошо. Вы грамотны? Прекрасно! Я бы с удовольствием позанимался с вами…

— Вы мне льстите… Но что же вы все-таки посоветовали бы всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..

Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.

— Что ж, — сказал он, — извольте. Я сказал бы всемогущему: «Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».

— И это все? — спросил Румата.

— Вам кажется, что этого мало?

Румата покачал головой.

— Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими».

— Я бы попросил бога оградить слабых, «Вразуми жестоких правителей», сказал бы я.

— Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.

Будах перестал улыбаться.

— Накажи жестоких, — твердо сказал он, — чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.

— Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.

— Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.

— И это не пойдет людям на пользу, — вздохнул Румата, — ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.

— Не давай им всего сразу! — горячо сказал Будах. — Давай понемногу, постепенно!

— Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.

Будах неловко засмеялся.

— Да, я вижу, это не так просто, — сказал он. — Я как-то не думал раньше о таких вещах… Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, — он подался вперед, — есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!

Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…

— Я мог бы сделать и это, — сказал он. — Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?

Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:

— Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

— Сердце мое полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.

И тут он увидел глаза Киры. Кира глядела на него с ужасом и надеждой.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Что такое формула ПОПС

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, 
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:


П – 
позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…
О – 
объяснение (или обоснование) (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что…
П – 
пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например…
С – 
следствие (или суждение) (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому…

Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения.

Пример
(по теме «Россия во второй половине XIX в»)

Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.
Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.
Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни.
Россия позорно проиграла Крымскую войну.

Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

Этот интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Я считаю, что представители рода человеческого являются наиболее совершенными созданиями среди всех живых существ, населяющих нашу планету. Люди не только наделены даром, позволяющим сделать собственную жизнь счастливой, но также и даром помогать другим. Чрезвычайно важно осознавать, что в нас от рождения природой заложено стремление к созиданию.

Его Святейшество Далай-Лама XIV

1.  Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает основную мысль текста и мог бы служить эпиграфом к нему?

  • "Возлюби ближнего своего" – это значит прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое!" – и как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. Ф. Ницше
  • «Можно ли любить всех, всех людей, всех своих ближних, - я часто задавала себе этот вопрос? Конечно: нет, и даже неестественно. В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя». «Идиот» Ф.М. Достоевский
  • «Я одно знаю: и так-то все не очень велики, но, похоже, каждый только тем и занят в жизни, что пригибает пониже всех остальных». К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»
  • «Чем за общее счастье без толку страдать -

Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.

Лучше друга к себе привязать добротою,

Чем от пут человечество освобождать». Омар Хайям

  • «Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот, что трудно» В. Гюго
  • «Быть хорошим - это очень изнашивает человека».  Марк Твен.

Я считаю, что представители рода человеческого являются наиболее совершенными созданиями среди всех живых существ, населяющих нашу планету. Люди не только наделены даром, позволяющим сделать собственную жизнь счастливой, но также и даром помогать другим. Чрезвычайно важно осознавать, что в нас от рождения природой заложено стремление к созиданию.

Его Святейшество Далай-Лама XIV

1.  Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает основную мысль текста и мог бы служить эпиграфом к нему?

  • "Возлюби ближнего своего" – это значит прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое!" – и как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. Ф. Ницше
  • «Можно ли любить всех, всех людей, всех своих ближних, - я часто задавала себе этот вопрос? Конечно: нет, и даже неестественно. В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя». «Идиот» Ф.М. Достоевский
  • «Я одно знаю: и так-то все не очень велики, но, похоже, каждый только тем и занят в жизни, что пригибает пониже всех остальных». К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»
  • «Чем за общее счастье без толку страдать -

Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.

Лучше друга к себе привязать добротою,

Чем от пут человечество освобождать». Омар Хайям

  • «Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот, что трудно» В. Гюго
  • «Быть хорошим - это очень изнашивает человека».  Марк Твен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Лексика", 7 класс

Конспект урока по русскому языку с презентацией на тему "Лексика" предназначен для учащихся 7 класса. Это урок-путешествие по местам декабриста В.Ф.Раевского...

Конспект урока по русскому языку. Раздел: Деловое письмо. Тема: Поздравительная открытка. Класс: 5

Конспект урока по русскому языку. Раздел: Деловое письмо. Тема: Поздравительная открытка. Класс: 5Конспект составлен для детей с ОВЗ, занимающихся по учебнику Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс: у...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.

Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя  все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....

Конспект урока по русскому языку на тему "Публичная монологическая речь" (11 класс)

Учебное занятие по теме публичная речь строится в форме лекции-беседы. Учащимся предоставляется возможность наблюдать фрагменты видеофильмов, анализировать их и находить закономерности. Получив необхо...