Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Сухова Людмила Ивановна
Методическая информация Тема урока /занятия Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Автор учебника, по которому ведётся обучение Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) На предыдущих уроках обучающиеся познакомились с понятием бессоюзного сложного предложения, основными признаками БСП, отработали прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП, изучили правила постановки запятой, точки с запятой, двоеточия в БСП. Данный урок является уроком ознакомления с новым материалом. Следующий урок – урок применения знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_9_klasse.odt30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Сухова Людмила Ивановна

Предмет

Русский язык

Класс, профиль класса/группа, количество человек    9      15 чел.

Продолжительность урока (занятия)     45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

На предыдущих уроках обучающиеся познакомились с понятием бессоюзного сложного предложения, основными признаками БСП, отработали прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП, изучили правила постановки запятой, точки с запятой, двоеточия в БСП. Данный урок является уроком ознакомления с новым материалом. Следующий урок – урок применения знаний и умений.

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 15 обучающихся 7 девочек 8 мальчиков.

Все дети с высокой мотивацией к обучению.

По результатам психологического обследования обучающиеся в классе демонстрируют заинтересованность, сотрудничество, опыт групповой работы. Желание достичь поставленной цели - 60% учащихся, которые могут работать в очень быстром темпе – сильный тип, 40% могут работать в нормальный темпе – средний тип. Один человек в классе идет на аттестат особого образца, 6 человек - спортивная одарённость, 3 – художественная одаренность

Доброжелательная атмосфера, комфортная творческая обстановка способствуют мотивации учащихся в достижении поставленной цели.

Цели урока/ занятия

Формирование умения постановки тире в бессоюзном сложном предложении, устанавливать смысловые связи между частями БСП

Задачи урока/ занятия

Повторить смысловые отношения между частями БСП и правила постановки запятой, точки с запятой, двоеточия;

Познакомить обучающихся с правилом постановки тире в БСП;

Формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях;

Воспитывать культуру обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию;

Развивать речь, познавательный интерес обучающихся, их личностные качества

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

В ходе работы на уроке у обучающихся сформируется пунктуационный навык постановки тире в БСП; составление схемы БСП

Обучающиеся научатся определять смысловые отношения между частями БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия; проводить синонимичную замену ССП, СПП на БСП, а также подготовятся к выполнению экзаменационной тестовой части

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Бессоюзное сложное предложение, отношения противопоставления, времени, условия, следствия, интонация в БСП с тире

Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажитенеобходимое)

Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйтенеобходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйтенеобходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМОрешают задачи урока (занятия),позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие

Создание благоприятной обстановки, настрой на работу, на успех

3 минуты

«Круг доброты»

Заимствованный, но измененный

Цель:

создать позитивный настрой на урок.

Задачи:

  1. создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации;
  2. создать благоприятную атмосферу.

Необходимые материалы: лист оценки ученика

Предварительная подготовка (если требуется):

отсутствует.

Технология проведения:

Звучит приятная, легкая музыка. Учитель приглашает обучающихся встать в круг, взяться за руки, передать тепло рук друг другу. сказать друг другу добрые слова, пожелать удачи

Учитель объясняет, что обучающиеся должны показать свое позитивное настроение друг другу, пожелать удачи

Ребята знакомятся с листом оценки

Личностные:

осознание обучающимся себя как частицы общего коллектива,

установление обучающимся связи Я – коллектив, Я – учитель, Я – ученик

осознание обучающимся, того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему.

Коммуникативные:

Формируют умение сотрудничать с учителем и сверстниками с помощью различных способов взаимодействия.

Социальная. Данная технология формирует способность определять по невербальному поведению состояние учащихся, учит управлять проявлениями своих эмоций.

Дети приступают к уроку с большим интересом, что положительно сказывается на достижении поставленных целей и задач урока.

Целеполагание

Настроить ребят на творческую работу, определение цели и задач

5 минуты

«Найди неизвестное»

Авторский

Цель: настроить обучающихся на решение задач урока

Задачи:

1) Проверить и актуализировать знания учеников по теме «Знаки препинания в БСП»;

2) выявить пробелы в знаниях, ликвидировать и закрепить умения учащихся через парную работу;

3) развивать поисковую деятельность обучающихся.

Материалы: работа в группе: распечатанный текст, карточки с заданиями

Технология проведения: подготовленный ученик читает выразительно текст индийской легенды. После прослушивания ребятам предлагается ответить на вопросы, отыскав ответ в тексте. Затем предлагается работа на соответствие схемы БСП и примера бессоюзного сложного предложения с нахождением грамматических основ, указанием средств связи между частями БСП и определением смысловых отношений. Среди предложений есть бессоюзное сложное предложение с тире между частями, еще не изучаемое на уроках. После выполнения задания учитель осуществляет проверку работы групп (на доске) и задает вопрос, почему не смогли выполнить предложенное задание по предложению №5.

При работе над текстом учитель задает детям вопрос: Какое качество человека ребята ценят более всего? Выслушав ответы, учитель обобщает сказанное и желает ребятам воспитать в себе такие качества личности, как культура, этика поведения, умение слушать.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Самостоятельное формулирование темы урока вызывает интерес у учащихся к решению поставленных целей.

Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут

Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач

10 минут

«Следопыты»

Заимствованный, но измененный

Цель:

Организация мыслительной деятельности по поиску путей решения задач.

Необходимые материалы:

Компьютер, проектор, экран, рабочая тетрадь, ручки.

Предварительная подготовка (если требуется):

Не требуется

Технология проведения:

Первый этап – просмотр видеоролика и заполнение в тетради либо таблицы, либо кластера «Тире в БСП».

Второй этап - чтение материала п. 35 учебника и сопоставление изложенного в фильме и учебнике. Обсуждение и высказывание своего мнения. Выводы.

Обучающимся предлагается начертить в рабочей тетради таблицу, состоящую из двух граф: «Смысловые отношения в БСП с тире», «Примеры» или кластер «Тире в БСП». Учитель предлагает ребятам посмотреть видеофильм по теме урока, во время просмотра которого записать полученную информацию в тетради. Затем сравнить полученную информацию с материалом п.35, отметив соответствующими знаками информацию, известную из фильма, новую информацию и информацию, которая идет вразрез с имеющимися знаниями.

Учащиеся анализируют варианты. Делают соответствующие выводы.

Личностные:

- умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания.

Коммуникативные: работать в сотрудничестве в поиске и выборе информации

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях

Информационная

Учебно-познавательная

АМО формирует у ребёнка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного решения проблемы.

Коммуникативная

Данная технология способствует формированию умения учитывать разные точки зрения и приходить к общему правильному решению.

На данном этапе каждому учащемуся предоставляется возможность высказать своё мнение, а это побуждает к внутренней мотивации ученика на активную деятельность, что является необходимым компонентом для достижения целей урока.

Проработка темы

Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Тире в БСП»

12 минут

«Кто быстрее»

Авторский

Цель: проверить готовности команд к решению учебных задач

Задачи: проверить и актуализировать знания учеников по теме «Знаки препинания в БСП»;

выявить пробелы в знаниях, ликвидировать и закрепить умения учащихся через групповую работу; развивать творческо – поисковую деятельность обучающихся.

Материалы: рабочие тетради, карточки-задания (дифференцированно)

Технология проведения:

учитель предлагает выполнить ряд заданий по карточкам (работа в группах: каждая группа получает карточку-задание, в группе выбирается консультант, который будет оценивать работу каждого члена группы, назначается «защитник» - будет представлять выполненную группой работу. После этого задания проверяются и оцениваются

Учитель предлагает ребятам сыграть в игру «Кто быстрее».

- Ребята, в нашем классе все увлекаются спортом, есть даже кандидаты в мастера спорта по борьбе, известный в районе хоккеист. А недавно вам пришлось сдавать нормы ГТО. Спорт для вас – поддержка в обучении. Поэтому я предлагаю вам выявить сильнейшую команду на сегодняшний день. Каждой группе предлагается выполнить задание по теме сегодняшнего урока. Задание выполняете все вместе, объясняете решение задачи друг другу. Также у вас в группе есть помощник-консультант, который поможет вам при затруднении. От вас требуется выполнить задание как можно быстро и правильно.

Информационные:извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию, сохранять и передавать ее;

Познавательные:умение учиться и оперировать знаниями;

владение измерительными навыками, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразовательные проблемы.

Коммуникативные:владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы

Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли.

Релаксация

Снять умственное напряжение, эмоциональная разрядка

1 мин.

«Все на месте?»

Авторский

Цель: снять напряжение, разрядить обстановку

Материалы:видеоролик

Технология проведения: учитель включает видеоролик, обучающиеся в это время под музыку наблюдают за движущимися предметами

Напряженная творческая работа предполагает и отдых. Ваши глаза были в напряжении, поэтому я предлагаю вам снять напряжение – проведем физкультминутку.

Проработка темы (продолжение)

10 минут

«Кто больше?»

Авторский

Материалы: пробные тесты для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Технология проведения: учитель предлагает выполнить тестовые задания, включающие вопросы по сложному предложению, оценить свою работу в баллах.

Учитель: все ближе становится день сдачи обязательного экзамена по русскому языку. Ряд заданий ОГЭ включает вопросы, касающиеся бессоюзного сложного предложения. я предлагаю вам провести разминку перед предстоящим экзаменом: выполнить тестовую часть заданий ОГЭ (№№ 11-14). Перед каждым стоит задача: набрать как можно больше баллов

Познавательные – овладеют возможностью оценивать свои достижения.

Коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, способности уступать в речевом общении.

Регулятивные – овладеют способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия

Домашнее задание

Выяснение впечатления участников от прошедшего мероприятия

Осознание выводов группового опыта

3 минуты

1 минуты

Цель: выяснить впечатления участников от прошедшего урока; подвести итоги;

Задачи:

помочь осознать выводы группового опыта; систематизировать произошедшее на уроке; выяснить отношения участников к прошедшему мероприятию;

Технология проведения: учитель предлагает ребятам оценить свою деятельность на уроке, сделать определенные выводы

Учитель предлагает обучающимя оценить свою работу на уроке (в оценочном листе), продолжить предложение:

-сегодня на уроке я научился…

- у меня возникли трудности…

- в конце урока у меня настроение…. (ребята прикрепляют соответствующий своему настроению на уроке смайлик на экран)

Задание на дом – на слайде(делается по выбору: из текстов худ. литературы выписать 10-14 предложений БСП с разными знаками, определить смысловые отношения между частями;

- упр.200, 201)

Учитель комментирует выполнение домашнего задания

Регулятивные:соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные:ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать).

Коммуникативные:доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы);

договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Личностные:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями

Информационные:выступать устно и письменно с результатами своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность.

Коммуникативные:владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе;

Социальные:способность к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

справляться с неопределенностью и сложностью.

Позволяет развивать навык, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли; оценивать, подводить итоги, анализировать.

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:

а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

Урок по теме «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.» Тип урока: Данный урок является уроком ознакомления с новым материалом. Следующий урок – урок применения знаний и умений. Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей урока.

Применение АМО содействует систематизации изученного материала, что важно при подготовке девятиклассников к итоговой аттестации, работа с текстом и задания на соответствие формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к русскому языку как предмету школьного преподавания, групповая работа содействует развитию памяти, внимания и сообразительности. Обучающие задачи заключаются в совершенствовании умений применять полученные знания на практике: формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях; воспитывать культуру обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию и предполагают обогащение словарного запаса и самоконтроля учащихся.

Развивающие задачи решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.

Воспитательные: командная работа в технологии уровневой дифференциации с применением оценочных листов учит самостоятельно принимать решения и проходить определённый этап игры, развивает взаимовыручку, а также толерантность.

Работа в группах развивает коммуникативные компетенции учеников, их умение самовыражаться. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению учащихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия

Предметные и метапредметные результаты:обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества

актуализированы/приобретены/закреплены).

Ожидаемые результаты обучения: владение обучающимися знаниями по теме «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП», умение ставить цели и решать творческие задачи, развивающие филологические способности обучающихся.

Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, парах, самовыражение, самоанализ.

Результаты развития: повышение уровня креативности, эмоциональности, эстетических чувств, чувства солидарности, аналитического и абстрактного мышления.

1ФАЗА использует АМО: «Круг доброты», «Найди неизвестное» организуют коллектив на работу, определяют цели и задачи урока.

2 ФАЗА основана на применении АМО «Следопыты», «Кто быстрее?» выполняют задачу проработки темы как основного этапа урока, они активизируют творческий потенциал обучающихся и способствуют проверке и систематизации знаний учащихся.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование в уроке слайдов формировало эмоциональность и эстетические чувства учащихся, обращение к пословицам и поговоркам формировало нравственную культуру. Работа над темой в сочетании групповой, парной и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий.

Какие новые и дополнительные образовательные эффектыпланируется достичь за счет использования технологии АМО

Повышение интереса к работе со словом, предложением, формирование культуры речи и творческой активности. За счёт применения АМО повышается уровень дивергентности мышления и эмпатии, а также формированию УУД и компетентностей, что способствовало реализации принципов ФГОС.

Методическая ценностьурока/занятия

Апробации новой технологии АМО

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию:(презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Лист оценки, текст «О трех золотых куклах», вопросы к тексту, презентация, видеофильм «Тире в бессоюзном сложном предложении», карточки для групповой работы

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. учебник Русский язык 9 класс

Примечания автора/ов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного о сложном предложении"

Цели: ·       повторить, обобщить и систематизировать  знания учащихся о сложном предложении, о его видах, постановке знаков препинания между частями сложного предло...

Конспект урока русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Конспект урока для 9 класса по учебнику Бархударова С.Г....

Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия".

Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия"....

Конспект урока русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Заключительный урок после изучения раздела "Бессоюзное сложное предложение" в форме интеллектуальной игры "Умницы и умницы" позволяет не только обобщить и систематизировать пройден...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия»

План-конспект урока по русскому языку в 9 классе к учебнику Ладыженской «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия»...