Рабочая программа по литературе в 9 классе по учебнику И. Н. Сухих
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Матвевнина Наталья Николаевна

Рабочая программа по литературе в 9 классе по учебнику И. Н. Сухих рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) и включает в себя пояснительную записку, содержание программы, тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, список методической литературы и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_li-9.docx125.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе государственного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2013 г.), «Программы для средней школы (углубленный уровень) для 9 класса» С.П. Белокуровой, И.Н. Сухих, учебного плана ГБОУ гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга.

Сведения о программе

В основе рабочей программы по литературе для 9 класса лежит «Программа для средней школы (углубленный уровень), подготовленная С.П. Белокуровой, И.Н. Сухих «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Н. Сухих, С.П. Белокуровой, М.Г. Дорофеевой, И.В. Ежова 5-9 классы»; М.: Издательский центр «Академия», 2015).

Выбор «Программы для средней школы (углубленный уровень) для 9 класса» И.Н. Сухих мотивирован тем, что она:

  • допущена Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • соответствует стандарту основного общего образования по литературе и социальному заказу родителей;
  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности и учитывает возрастную психологию учащихся.

Содержание курса литературы в средней школе по «Программе для средней школы (углубленный уровень) для 9 класса» И.Н.Сухих обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода.

Выбор программы по литературе под редакцией доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих обусловлен также ее максимальным приближением к реализации целей литературного образования: в программе большое внимание уделяется различным видам интерпретации текста (научной, критической, художественной и читательской), что помогает объективно и целостно истолковать смысл произведения и мотивировать его историческими обстоятельствами, национальным менталитетом, художественным окружением и индивидуальностью писателя. Подобный подход к изучению литературы не претендует на подготовку литературоведов, литературных критиков и деятелей искусства, но воспитывает многостороннее и целостное восприятие художественного произведения, позволяя рассмотреть все уровни текста от стиля до смысла. В основе программы лежат пять принципов, определяющих ее структуру:

  1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста.
  2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
  3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства для формирования целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.
  4. Учет социальных потребностей времени, общественной психологии поколения.
  5. Развитие литературных способностей школьника, позволяющих воспринимать искусство слова и выражать себя в устной и письменной речи.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Цели изучения литературы на профильном уровне в средней школе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  • формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
  • развитие устной и письменной речи учащихся.

Основные задачи курса литературы в 9 классе:

  • приобщить учащихся к богатствам отечественной и зарубежной художественной литературы;
  • использовать воспитательный потенциал русской и зарубежной классики;
  • изучить творческий путь писателя как развитие его личности и реакцию на историческое и эстетическое движение эпохи.
  • сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и зарубежной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
  • развить умения, связанные с художественной интерпретацией, критико-публицистической оценкой и литературоведческим анализом отдельных произведений.
  • сформировать эстетический вкус, воспитать любовь и привычку к чтению;
  • развить литературные способности;
  • совершенствовать речевую деятельность учащихся на русском языке, умения и навыки, обеспечивающие владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Место и роль литературы

в учебном плане ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством и мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.


Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской и зарубежной классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы профильного уровня рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой, а также на школьников с гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах.

Изучение литературы на углублённом уровне предполагает не столько расширения круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала, изучаемого в 9 классе. В процессе изучения литературы у учащихся выстраивается историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливаются межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты. Учащиеся должны получить развернутые сведения об отдельных периодах развития литературы, изучить жизненный и творческий путь писателей, сформировать представления о литературных направлениях, познакомиться с некоторыми фактами из истории русской критики.

Изучение литературы предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе среднего общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование

Рабочая программа предназначена для изучения литературы на углубленном уровне за счёт компонента образовательного учреждения. Исходя из гуманитарной сущности гуманитарного образования количество часов, отводимое на изучение предмета, увеличилось на 1 час. Таким образом, учебная программа курса литературы в 9 классе рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов за учебный год), что соответствует разработанной программе И.Н. Сухих.

Информация об используемом УМК

Рабочая программа оснащена следующими учебниками и пособиями:

  1.  Литература 9 класс: практикум (под редакцией Сухих И.Н., Белокуровой С.П.). - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  2.  Литература 9 класс под редакцией И. Н. Сухих (учебник для общеобразовательных организаций в двух частях). - М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Учебный план ГБОУ гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе на углубленном уровне в объеме 136 часов в год, 4 часа в неделю.

Информация об используемых технологиях обучения и формах уроков

Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;
  • технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения (информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков);
  • технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;
  • технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей (самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала);
  • личностно-ориентированные технологии обучения (обеспечение всемерного учета возможностей и способностей обучаемых и создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей);
  • технология индивидуализации обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации образовательного процесса:

  1. уроки-лекции;
  2. уроки-семинары;
  3. уроки-консультации;
  4. уроки практической работы;
  5. компьютерные уроки;
  6. уроки с групповыми формами работы;
  7. уроки творчества;
  8. интегрированные уроки;
  9. межпредметные уроки.

Виды и формы контроля

Виды контроля:

  • текущий:
  • пересказ (краткий, подробный, сжатый, выборочный и др.);
  • выразительное чтение (в т. ч. наизусть);
  • развернутый ответ на вопрос;
  • анализ эпизода, стихотворения;
  • комментирование художественного текста;
  • характеристика литературного героя;
  • конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника);
  • тематический:
  • сочинение на литературную тему:
  • письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;
  • сообщение на литературную и историко-культурную темы;
  • тестовая контрольная работа;
  • итоговый.

Формы контроля:

  • индивидуальный (ИО – индивидуальный опрос; ИЗ – индивидуальное задание);
  • групповой;
  • фронтальный (ФО – фронтальный опрос).

Планируемый уровень подготовки

В результате изучения литературы на профильном уровне обучающийся должен:

знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия:
  • художественная литература как искусство слова;
  • художественный образ;
  • содержание и форма;
  • художественный вымысел, фантастика;
  • историко-литературный процесс, литературные направления и течения; литературные роды: эпос, лирика, драма;
  • жанры литературы: роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма;
  • авторская позиция, тема, идея, проблематика, конфликт, сюжет, композиция, лирическое отступление;
  • стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог;
  • автор-повествователь, образ автора, персонаж, характер, тип, лирический герой, система образов;
  • деталь, символ;
  • психологизм, народность, историзм;
  • трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск;
  • язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория;
  • стиль;
  • проза и поэзия, системы стихосложения, ритм, рифма, строфа, стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест;
  • литературная критика;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);
  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Виды деятельности учащихся на уроке

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  2. Выразительное чтение художественного текста.
  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).
  4. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  5. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
  6. Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.
  7. Анализ и интерпретация произведения, выявляющие авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  8. Выявление языковых средств художественной образности, определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  9. Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  1. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  2. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
  3. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  4. Подготовка рефератов, докладов.

Содержание программы

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы в направлен на развитие и систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы. На профильном уровне усиливается сопоставительный аспект изучения литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте.

Краткое описание разделов и тем

9 класс (136 часов)

Введение (2 часа)

Вечные образы: словарь культуры (10 часов + 1 р/р + 1 вн/чт)

История: от призвания до восстания (3 часа)

Литература: от горухщи до «Мертвых душ» (2 часа)

«Слово о полку Игореве» (6 часов + 1 р/р)

М. В. Ломоносов (4 часа)

Д. И. Фонвизин (5 часов)

Г. Р. Державин (3 часа + 1 вн/чт)

Н. М. Карамзин (4 часа)

В. А. Жуковский (3 часа + 1 вн/чт)

А. С. Грибоедов (10 часов + 2 р/р + 1 вн/чт)

А. С. Пушкин (26 часов + 2 р/р + 1 вн/чт)

М. Ю. Лермонтов (17 часов + 2 р/р +1 вн/чт)

Н. В. Гоголь (17 часов + 2 р/р + 2 вн/чт)

Резервные уроки (6 часов)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

пп

Разделы

Количество часов[1]

Контроль[2]

ИНМ

УРР

УВЧ

КР

Соч.

1.

Введение

2

-

-

-

2.

Вечные образы: словарь культуры

10

1

1

1

3.

История: от призвания до восстания

3

-

-

-

4.

Литература: от горухщи до «Мёртвых душ»

2

-

-

-

5.

«Слово о полку Игореве»

6

1

-

1

6.

М. В. Ломоносов

4

-

-

-

7.

Д. И. Фонвизин

5

-

-

8.

Г. В. Державин

3

-

1

-

9.

Н. М. Карамзин

4

-

-

-

10.

В. А. Жуковский

3

-

1

11.

А. С. Грибоедов

10

2

1

1

12.

А. С. Пушкин

26

2

1

1

13.

М. Ю. Лермонтов

17

2

1

1

14.

Н. В. Гоголь

17

2

2

1

15.

Резервные уроки

6

-

-

-

118

10

8

6

136


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Критерии литературного развития ученика:

  • начитанность учащегося, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для него, активность их оценки, любовь к чтению, постоянство потребности в книге;
  • умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и определить социально-нравственную позицию автора произведения;
  • объем историко- и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять ценность его в общем потоке литературы.

Уровни развития разных сторон читательского восприятия:

  • эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою произведения, автору);
  • активность и объективность читательского воображения – воспроизводящего и творческого;
  • постижение содержания произведения на уровнях репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышление над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев) и синтезирующем (концепция произведения в целом);
  • осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Умения, связанные с анализом художественного произведения:

  • находить эмоциональный лейтмотив (общий тон, настроение), основную проблему произведения;
  • проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом стихотворении;
  • мотивировать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования;
  • сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции;
  • видеть движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению и сравнивать фрагменты вариантов текста;
  • выделять общие свойства произведений одного жанра и различать индивидуальное своеобразие писателей в его пределах.

Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:

  • умение выразить чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;
  • умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;
  • умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
  • умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему;
  • умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров, в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;
  • умение сравнить трактовку роли разными актерами;
  • умение, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения;
  • умение написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изучаемого произведения;
  • умение написать рецензию на произведение современной отечественной литературы.

Список литературы

Литература для учителя

  1. Рыжкова Т.В., Сухих И.Н., Гуйс И.И. « Программа по литературе для средней школы (базовый уровень) для 9 класса». Основное общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  2. Литература 9 класс. Книга для учителя с тематическим планированием под редакцией И.Н. Сухих, С.П. Белокуровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  3.  Мещеряков М. Литература в таблицах и схемах. - 10 изд. - М.: Айрис-пресс, 2014.
  4.  Клюхина И.В. Словарь литературных терминов. - 2-е изд. - М.: Вако, 2014.

Литература для учащихся

  1. Сухих И. Н. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: основное общее образование (в двух частях). - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
  2. Литература. 9 класс: практикум (под редакцией Сухих И. Н., Белокуровой С. П.) – М.: Издательский центр «Академия», 2014.


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

урока

Сроки

проведения

Тема урока

Тип

урока[3]

Элементы

содержания

Контроль[4]

Примечания

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

                                                                                I ЧЕТВЕРТЬ

                                                                 Введение (2 ч.)

1

4-9

сентября

История и литература: взаимосвязь и противоречия.

ИНМ

История и художественная литература. Художественный образ как источник исторического познания. Периоды развития литературы как вида искусства.

текущий

ФО

2

История и культура: эпохи и направления.

ИНМ

Древность – Средневековье – Новое время – Новейшее время как большие эпохи исторического развития. Античность – Средневековье – Возрождение – ХVII в. – Просвещение – ХIХ в. – ХХ в. как культурные эпохи, их хронологические границы и специфика.

текущий

ФО

Вечные образы: словарь культуры (10 + 1 р/р + 1 вн/чт)

3

Герои: типы и сверхтипы. Софокл. «Эдип-царь».

ИНМ

Художественное совершенство искусства Древней Греции, притягательность этого искусства для следующих периодов развития человечества. Древнегреческий театр. Понятия «миф», «мифологическое сознание», «трагедия». Миф как источник творчества. Миф об Эдипе и трагедия Софокла.

текущий

ФО

4

Античная мифология. Царь Эдип: слепота и прозрение.

СЗУ

Миф об Эдипе и трагедия Софокла. Тема судьбы, рока, тяготеющего над человеком. Переосмысление образа Эдипа в Новое время. Открытие Эдипова комплекса и его понимание в ХХ веке. Образ Эдипа в живописи и скульптуре.

текущий

ИО

5

11-16

сентября

«Божественная комедия» Данте: «смелость изобретения».

ИНМ

Историческая эпоха создания комедии. Личность Данте, его роль в истории итальянской и мировой литературы. «Божественная комедия» как переход от средневекового искусства к искусству Возрождения. Структура мира у Данте. Сюжет и композиция комедии. Символика чисел. Образ Данте в изобразительном искусстве и в русской литературе.

текущий

ФО

6

Любовь небесная и любовь земная: добродетель и грех.

ИНМ

Гуманистическая идея любви как основы жизни и движения человека к высокому идеалу, как единственно верного пути. Понятия «грех», «греховность», «добродетель». Данте, Вергилий и Беатриче. Локальные сюжеты комедии. История Паоло и Франчески. Иллюстрации Доре, Россетти. Лирика Блока, Мережковского, Заболоцкого, посвященная Данте.

текущий

ИЗ

7

Творчество Шекспира. «Гамлет» как трагедия мести.

ИНМ

Эпоха Возрождения, традиции античности в искусстве Возрождения. Гуманизм как основа миросозерцания. Черты эпохи Возрождения в творчестве Шекспира. Сюжет и композиция трагедии Шекспира «Гамлет». Высказывания известных писателей и критиков о трагедии Шекспира и о её главном герое. Шекспировская загадка.

текущий

ИО

8

«Гамлет» как трагедия мысли: путь к разгадке.

ИНМ

«Гамлет» - трагедия гуманизма. Особое место трагедии «Гамлет» в творчестве Шекспира. Ключ к «гамлетовской» разгадке. Развитие конфликта трагедии как поединок Гамлета с Эльсинором и с самим собой. Высота гуманизма и духовная сила Гамлета. Сравнение переводов Шекспира. Экранизации трагедии.

текущий

ИО


1

2

3

4

5

6

7

8

9

18-23

сентября

Гамлет и Дон Кихот: мысль и действие.

ОСЗ

Роман Сервантеса «Дон Кихот»и трагедия Шекспира «Гамлет». Главный конфликт произведения Сервантеса, движущий действие. Трагедия Дон Кихота. Трактовка композиции романа Набоковым. Дон Кихот и Гамлет. «Гамлет» на русской сцене. Различные трактовки образа Гамлета.

текущий

ФО

10

Многоликий Дон Жуан – обольститель и вольнодумец.

ИНМ

Возникновение сюжета о Дон Жуане. Версии образа Мольера и Гофмана, Моцарта и Байрона. Образ Дон Жуана в мировом искусстве. Постановки и экранизации произведений о Дон Жуане.

текущий

ФО

11

Эпоха Просвещения. И.-В. Гёте «Фауст».

ИНМ

«Фауст» Гёте как драма познания. Источники сюжета, историческая основа и художественный вымысел. Обусловленность появления «Фауста» в эпоху Просвещения. Статья Белинского, посвящённая Фаусту. Перекликание монолога Фауста с монологом Гамлета.

текущий

ФО

12

На кругах Фауста: сближения и парадоксы.

СЗУ

Композиция поэмы Гёте. Фауст и Мефистофель: мотив искушения. Фауст как вечный образ: между Гамлетом и Дон Кихотом. Авторская позиция и средства её выражения.

Опера Гуно «Фауст». Триптих М. Врубеля «Фауст».

текущий

ИО

13

25-30

сентября

Сочинение-миниатюра «Современный Дон Кихот».

УРР - 1

План сочинения. Материалы к сочинению.

тематический

сочинение

14

Гамлет в стихотворениях русских поэтов.

УВЧ - 1

Образ Гамлета в русской поэзии (А. Блок «Я – Гамлет…», М. Цветаева «Диалог Гамлета с совестью», Б. Пастернак «Гамлет», В. Высоцкий «Мой Гамлет»).

текущий

ИЗ

История: от призвания до восстания (3 + 0 + 0)

15

Река времён: кто произвёл великое государство?

ИНМ

Время как непонятный , загадочный, волнующий всех предмет, попытки «расследовать» его и найти ему наглядное, поэтическое определение учёными, философами, писателями и поэтами разных времён и народов.

текущий

ФО

16

Русское русло: Рюриковичи.

ИНМ

Становление Русского государства: принятие христианства, распри князей, монголо-татарское нашествие и борьба за независимость, усиление Московского государства. Фрагменты из исторических произведений Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова.

текущий

ФО

17

2-7

октября

Русское русло: Романовы.

ИНМ

Смутное время, избрание Романовых. Алексей Михайлович и Петр Великий – образование нового русского государства. ХVIII в. – утверждение российской монархии.

текущий

ФО

Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века (2 + 0 + 0)

18

Древняя Русь: парадоксы историзма.

ИНМ

Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Древнерусская литература: жанры и принципы. Летопись, слово и житие. «Житие Сергия Радонежского» и житийная традиция. Историзм, этикетность и авторская анонимность. Пушкинский Пимен как образ русского летописца-книжника.

текущий

ФО

19

Век Просвещения: в погоне за Европой.

ИНМ

Эволюция литературных направлений конца 18 - первой половины 19 века. Причины, лежащие в основе смены литературных направлений. Теория «трёх штилей» Ломоносова. Основные отличия романтизма и классицизма как литературных направлений.

текущий

ФО

«Слово о полку Игореве» (6 + 1 р/р + 0)

20

«Слово о полку Игореве». Книга-феникс: найденная и потерянная.

ИНМ

Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. История открытия и публикации «Слова о полку Игореве». Подлинность рукописи. Роль «Слова о полку Игореве» в русской культуре: переводы и отражения.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

21

9-14

октября

Историческая основа «Слова…».

ИНМ

Историческая основа «Слова о полку Игореве».Ипатьевская летопись и «Слово…». Сюжет, композиция и основная идея «Слова…».«Портрет» древнего писателя, особенности его личности. Проблематика «Слова…».

текущий

ФО

22

Летописная история: горькое поражение и странный плен.

ИНМ

Природа в «Слове…». Герои поэмы: образы Игоря, Святослава, Ярославны, Русской земли. Солнечное затмение. Выбор князя Игоря, причины и следствие его решения идти в поход. Плач Ярославны.

текущий

ИО

23

Князь Игорь: героизм и трагедия.

СЗУ

«Золотое слово» Святослава. Патриотическая сущность произведения: призыв к единению русских князей, к собиранию русских земель. Образ Русской земли. Славянские языческие боги, верования. Языческая картина мира и христианское мироздание. Особенности средневекового христианского мировосприятия.

текущий

ИО

24

Автор: искусство видеть мир. Особенности стиля «Слова о полку Игореве».

СЗУ

Проблема авторства. Поэтическое искусство автора. Эпическое и лирическое в «Слове…». «Слово…» и русский фольклор. Государственность и гуманизм как черты русского народного сознания. Патриотизм древнерусской литературы.

текущий

ИЗ

25

16-21

октября

Семинар по «Слову о полку Игореве».

ОСЗ

Художественные особенности и «загадки» «Слова…». Переводы и переложения «Слова…» в русской поэзии (В. Жуковский, А. Майков, К. Бальмонт, Н. Заболоцкий, А. Чернов, И. Шкляревский и др.). Чтение наизусть отрывков из поэмы.

текущий

ИО

26

Сочинение по «Слову о полку Игореве».

УРР - 2

Подготовка к домашнему сочинению. Выбор темы из предложенных. План сочинения. Материалы к сочинению.

тематический

сочинение

М. В. Ломоносов (4 + 0 + 0)

27

Век Просвещения: в погоне за Европой. Золотой век: концы и начала.

ИНМ

Петровские реформы, их значение и противоречивость. Классицизм как художественное выражение идеологии абсолютной монархии. Патриотический и просветительский пафос, лирическая окрашенность русского классицизма. Стремительное развитие классицистического искусства во 2-й половине XVIII века. Классицизм в архитектуре, живописи и скульптуре.

текущий

ФО

28

Годы: от рыбака до академика. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова.

ИНМ

Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. Своеобразие его судьбы. Заслуги М.В. Ломоносова в разных науках. Ломоносов о Петре Первом. А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове. Ода как жанр лирики. Художественное своеобразие од Ломоносова. Ломоносов в Санкт-Петербурге.

текущий

ФО

29

23-28

октября

Оды: ямбов ломоносовских грома.

ИНМ

Преобразование литературного языка: теория «трёх штилей» М. В. Ломоносова. Реформа стихосложения Ломоносова: силлабо-тоническая система стихосложения и её отличие от силлабической и тонической. Разновидности жанров в классицизме.

текущий

ИО

30

«Вечный памятник» в творчестве М. В. Ломоносова.

СЗУ

«Вечный памятник» в творчестве М. В. Ломоносова. Ритм и характер оды. Статья Сумарокова «Критика на оду». Ода Анакреонта в переводе А. Кантемира и М. Ломоносова. Традиции одического жанра в 19 века и элементы одического пафоса в 20 века.

текущий

ИО

Д. И. Фонвизин (5 + 0 + 0)

31

«Сатиры смелый властелин». Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина.

ИНМ

Создание русского театра. Драматургия 18 века и русские драматурги. Жизнь и творчество Д.И. Фонвизина. Фонвизин и театр. Фонвизин - «друг свободы». А. С. Пушкин о Фонвизине. Басня Фонвизина «Лисица - казнодей». Комедия Фонвизина «Бригадир». Фонвизин - публицист. Императрица Екатерина II и Фонвизин. Портрет Фонвизина кисти А. Караффа.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

32

23-28

октября

Комедия «Недоросль» как произведение классицизма.

ИНМ

Признаки классицизма в комедии Д. И. Фонвизина. Единство времени, пространства и действия в комедии. Афиша комедии. «Говорящие» фамилии. Авторские ремарки. Два лагеря персонажей комедии. Конфликт между невежественным и корыстным миром поместного дворянства и просвещёнными служителями государственности. Иллюстрации к комедии «Недоросль».

текущий

ФО

II ЧЕТВЕРТЬ

33

8-11

ноября

Старинные люди: плоды злонравия.

СЗУ

Отрицательные герои комедии: их жизненные ценности и идеалы, отношение друг другу и другим персонажам, их поступки и их мотивация. Мир Простаковых – мир корыстных, невежественных, ограниченных и бездуховных людей. Невежество Митрофана.

текущий

ИО

34

Историческая судьба идей Стародума.

СЗУ

Положительные герои комедии, схематичность их изображения. Историческая судьба идей Стародума. Утопические идеалы Стародума. Взгляды просвещённых героев на воспитание и образование, на крепостничество, на взаимоотношения между людьми.

текущий

ИО

35

13-18

ноября

«Недоросль». Другой век: утопия Просвещения.

ОСЗ

Социальное и общечеловеческое содержание образов комедии «Недоросль». Художественное новаторство драматурга. Высокий идеал писателя и нравственный кодекс его положительных героев. Утопия Просвещения.

текущий

ИЗ

Г. Р. Державин (3 + 0 + 1 вн/чт)

36

Годы: от капитана до министра. Жизнь и творчество

Г. Р. Державина.

ИНМ

Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Заочная экскурсия в музей Державина на Фонтанке. Особенности жанра оды. «Властителям и судиям». Сопоставление с одой А. С. Пушкина «Вольность».

текущий

ФО

37

Оды: истина царям и щука с голубым пером. Своеобразие од Г. Р. Державина.

СЗУ

Преображение жанра оды в поэзии Г. Р. Державина. Отличие от од Ломоносова. Соединение прославления и сатиры, смешение стилей, введение просторечий в высокие жанры, обличение несправедливой власти. Сопоставительный анализ гимна «Гром победы» и «анакреотического» стихотворения «Разлука».

текущий

ФО

38

«Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…».

ИНМ

Мотивы искусства и власти, жизни и смерти в лирике Г. Р. Державина. Сопоставление «Памятника» Ломоносова и «Памятника» Державина. Пушкин и Державин. Роль Державина в русской литературе.

текущий

ИО

39

20-25

ноября

В. Маяковский «Ода революции», А. Вознесенский «Ода сплетникам».

УВЧ - 2

Преображение жанра оды в XX веке: В. Маяковский «Ода революции», А. Вознесенский «Ода сплетникам».

текущий

ИЗ

Н. М. Карамзин (4 + 0 + 0)

40

Н. М. Карамзин: у истоков сентиментализма.

ИНМ

Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Широта и гуманность личности Карамзина – художника слова и историка. «История Государства Российского» как произведение, созданное на века. Демократическая основа сентиментализма как литературного направления. Социальные корни сентиментализма в России. Сентиментализм в изобразительном искусстве.

текущий

ФО

41

«Бедная Лиза»: поэтический мир прозаического произведения.

ИНМ

Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Объективность повествования, общедоступность языка. Начало темы , развиваемой русской литературой в дальнейшем (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский). Сюжет и композиция повести.

текущий

ИО

42

«Бедная Лиза»: поэтический мир прозаического произведения.

СЗУ

Социально-нравственный конфликт повести. Образы героев и повествователя. Художественные детали. Фабула. Роль пейзажа в повести. Язык повести и её стиль.

текущий

ИО


1

2

3

4

5

6

7

8

43

27 ноября –

2 декабря

Бедная Лиза и бедная Дуня.

ОСЗ

Судьба Лизы. Трагический финал повести. Катарсис. Судьба Дуни. Сходство и различие повестей Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

текущий

СР

В. А. Жуковский (3 + 0 + 1 вн/чт)

44

В. А. Жуковский. «Он стройно жил, он стройно пел».

ИНМ

Жизнь и творчество В. А. Жуковского. Отличительные особенности поэзии Жуковского. Романтизм как художественное направление. Интерес романтизма к исключительной личности и необычным обстоятельствам. Связи и отличия романтизма, классицизма и сентиментализма. Влияние Байрона на русскую поэзию.

текущий

ФО

45

«Все к размышленью здесь влечёт невольно нас».

ИНМ

Элегия как лирический жанр, его отличительные признаки. Элегия «Вечер». Два перевода элегии Грея «Сельское кладбище».

текущий

ФО

46

«Жизнь и Поэзия одно».

СЗУ

Элегия «Море». Гармония как недостижимый идеал в сознании поэта-романтика. Грусть  о неосуществимости человеческих желаний.

текущий

ИО

47

4-9

декабря

Г. А. Гуковский. «В. А. Жуковский в воспоминаниях современников».

УВЧ - 3

Личность В.А. Жуковского в истории страны и в литературе. Значение работы Жуковского-переводчика для русской литературы. Жуковский и Пушкин. Заочная экскурсия «Жуковский в Петербурге».

текущий

ИЗ

А. С. Грибоедов (10 + 2 р/р + 1 вн/чт)

48

А. С. Грибоедов «Жизнь и смерть Вазир-Мухтара».

ИНМ

А. С. Грибоедов – писатель, музыкант, дипломат (очерк жизни и творчества). Роман Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Стихотворение «Участь русских поэтов». Портрет Грибоедова кисти Крамского, портреты Мошкова и Горюнова. Стихотворение «Прости, Отечество!».

текущий

ИЗ

49

А. С. Грибоедов «Жизнь и смерть Вазир-Мухтара».

ИНМ

Тенденции развития искусства, подготовившие появление реализма как особого направления, раскрывающего жизнь в её глубинной правдивости и многообразии проявлений, рождение в русской литературе критического реализма.

текущий

ФО

50

«Горе от ума». Грибоедовская Москва: дом как мир.

ИНМ

Творческая и сценическая история комедии «Горе от ума». Своеобразие композиции (переплетение двух сюжетных линий – общественной и личной), система действующих лиц. Афиша. «Говорящие фамилии» комедии, комическое переосмысление русских дворянских фамилий. Понятие о внесценических персонажах. Экспозиция пьесы. Ремарки.

текущий

ФО

51

11-16

декабря

«Горе от ума». Грибоедовская Москва: дом как мир.

ИНМ

Общественный конфликт комедии. «Век нынешний» и «век минувший». Фамусовская Москва и Чацкий. Столкновение героя-протестанта и консервативного общества.

текущий

ИО

52

Карикатуры и портреты: 25 глупцов?

СЗУ

Молодое поколение в комедии, разные его представители (Чацкий – Софья – Молчалин – Скалозуб). Их жизненные ценности, стремления и идеалы. Анализ отрывка из письма Грибоедова другу юности Катенину. Понятия «тип в литературном произведении», «карикатура», «портрет».

текущий

ИЗ

53

Карикатуры и портреты: 25 глупцов?

СЗУ

Анализ сцены бала в доме Фамусова, её роль в комедии. Защитники моральных устоев «века минувшего» и Чацкий. Значение второстепенных и внесценических персонажей комедии для понимания смысла произведения. Репетилов как карикатура на Чацкого.

текущий

ИО

54

Русский странник: ум с сердцем не в ладу.

ИНМ

Смысл названия комедии. Различное понимание ума героями комедии. Путь прозрения героя. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. Авторское отношение к героям.

текущий

ФО

55

18-23

декабря

Русский странник: ум с сердцем не в ладу.

СЗУ

Смысл названия комедии. Различное понимание ума героями комедии. Путь прозрения героя. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. Авторское отношение к героям.

текущий

ИО

56

«Безумный по всему»: драма главного героя комедии.

ОСЗ

«Русский Гамлет». Чацкий как выразитель мировоззрения декабристов (пропаганда передовых взглядов, защита интересов народа, его языка и т. д.). Независимость, пылкость и благородства Чацкого. Тестовая работа по комедии «Горе от ума».

предварительный

ИЗ


1

2

3

4

5

6

7

8

57

18-23

декабря

Странная комедия: странствия во времени. Семинар по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

ОСЗ

«Горе от ума» - памятник русской художественной речи. «Горе от ума» в оценке А. Пушкина и А. Герцена. Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Общечеловеческий смысл комедии. Злободневность её звучания в XIX веке и в наше время. Меткий , афористичный язык. Крылатые выражения.

предварительный

ИЗ

58

Е. П. Растопчина «Возврат Чацкого в Москву»; М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Молчалины».

УВЧ - 4

Е.П. Растопчина «Возврат Чацкого в Москву» или М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Молчалины».

текущий

ИЗ

59-60

25-27

декабря

Контрольное сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

УРР – 3 и 4

План сочинения, материалы к сочинению.

тематический

сочинение

III ЧЕТВЕРТЬ

А. С. Пушкин (26 + 2 р/р + 1 вн/чт)

61

11-13

января

А. С. Пушкин. «Благодаренье Богу - ты свободен...».

ИНМ

Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Семья поэта. Лицей как дом: «нам целый мир чужбина». Петербургский период (1817-1820 годы) Счастье странствий: Крым, Молдавия, Одесса.

текущий

ФО

62

Пушкин как «поэт с историей»: творческая эволюция.

ИНМ

Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Дом как чужбина: Михайловское и две столицы. Болдинская осень1833 года.

текущий

ИО

63

15-20

января

Пушкин как «поэт с историей»: творческая эволюция.

ИНМ

Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Последний Петербург: «я числюсь по России». Стихотворения поэтов 20 века, посвященные А. С. Пушкину (Блок, Ахматова, Есенин, Цветаева, Багрицкий, Друнина, Антокольский, Ахмадулина, Самойлов и др.).

текущий

ИЗ

64

Уроки вольности: мгновенье упованья.

ИНМ

Пушкин и декабристы. Свободолюбивая лирика. Ода «Вольность». Черты ломоносовской оды и гражданские мотивы. Свобода как естественное состояние человека. Власть закона как основа благоденствия. «Деревня». Композиция и идея стихотворения.

текущий

ФО

65

Уроки вольности: мгновенье упованья.

ИНМ

Гражданская лирика. Послание (элегия о свободе) «К Чаадаеву» и послание «Во глубине сибирских руд…». Композиция, основные мотивы, слова-сигналы, средства выразительности, идея стихотворений.

текущий

ИО

66

Уроки вольности: мгновенье упованья.

ИНМ

Баллада «Анчар». Лирический сюжет, композиция, основной конфликт и идея стихотворения. Зло в природе и зло социальное. Проблема беспощадной власти и покорного ей подчинения. Средства выразительности. Мотив свободы в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

текущий

ИО

67

22-27

января

«Цыганы» как романтическая поэма.

ИНМ

Цикл южных романтических поэм Пушкина. Цыганская тема в творчестве поэта. Овладение понятием «байронический романтический герой», «естественные люди», «вставной эпизод». Композиция поэмы, её конфликт, сюжет и основная идея. Основной лейтмотив – воля.

текущий

ФО

68

Парадокс о воле: воля и своеволие.

СЗУ

Дети природы (цыганы) и продукт цивилизации (Алеко). Способы создания романтического героя. Обобщённо-философский смысл мотива свободы и воли. Воля цыган и своеволие (эгоизм) Алеко. «Цыганы» в восприятии М. Цветаевой.

текущий

ИО

69

Два дивных чувства: любовь и дружество.

ИНМ

Основные этапы становления поэта в любовной лирике, эволюция темы любви. Свобода и любовь в лирике Пушкина.«Погасло дневное светило…», «Предчувствие»,« На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Точность и глубина выражения чувства.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

70

22-27

января

Два дивных чувства: любовь и дружество.

СЗУ

Любовь как высшая ценность бытия. Одухотворённость, чистота чувства любви, светлая грусть стихотворений о любви. Самоотверженность чувства, любовь-отречение в стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Любовь-благоговение в стихотворении «Мадонна». Адресаты стихотворений.

текущий

ИО

71

29 января –

3 февраля

Два дивных чувства: любовь и дружество.

ИНМ

Дружба как высшая ценность бытия. Понятие «дружество». Стихотворение «19 октября» (1825 года). Жанр, лирический сюжет, композиция, основные образы и идея стихотворения. Неоконченное послание «Была пора: наш праздник молодой…» - размышление о времени и истории.

текущий

ФО

72

Поэт и поэзия: свобода или служение?

ИНМ

Пушкин о назначении поэта и поэзии. Утверждение высокого предназначения поэта. Верность декабристским идеям. Стихотворения «Пророк», «Арион», «Осень». Лирический сюжет, композиция, основные образы и идея стихотворений.

текущий

ИЗ

73

Поэт и поэзия: свобода или служение?

ИНМ

Назначение поэзии судьба поэта в лирике Пушкина. Стихотворения «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». Лирический сюжет, композиция, основные образы и идея стихотворений.

текущий

ИО

74

Пушкин - философ: раздумья о смысле жизни.

ИНМ

Важнейшие философские категории пушкинского мира. Проблематика философской лирики. Кризис романтического мировоззрения Пушкина и пути его преодоления. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…».

текущий

ФО

75

5-10

февраля

Пушкин - философ: раздумья о смысле жизни.

ИНМ

Ценности пушкинского художественного мира. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Стихотворения «Каменноостровского цикла». Из Пиндемонти». Ю.М. Лотман «Очерк творчества».

текущий

ФО

76

Пушкин - философ: раздумья о смысле жизни.

ИНМ

Философские раздумья о смысле жизни. Вера в историческую преемственность поколений и в торжество светлых начал жизни – «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

текущий

ИО

77

«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. «Моцарт и Сальери».

ИНМ

«Трагедия» как жанр литературы. Смысл заглавия. Сообщения о композиторах Моцарте и Сальери – исторических прототипах драмы. Сюжет и композиция «маленькой трагедии». Характеристика персонажей. Суть трагического конфликта.

текущий

ФО

78

«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. «Моцарт и Сальери».

СЗУ

Два типа художников. Решение вечных нравственно-философских проблем: о зависти и дружбе, об искусстве и ремесле, о гении и злодействе. Вопросы морали. Нравственные уроки пушкинской пьесы.

текущий

ИО

79

12-17

февраля

Роман в стихах «Евгений Онегин». «Даль свободного романа».

ИНМ

Болдинская осень 1830 года. Расцвет реализма в творчестве Пушкина. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Творческая история романа. Своеобразие композиции и жанра («роман в стихах»). «Онегинская строфа». Ю. М. Лотман «Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

текущий

ФО

80

Роман героев: Онегин - русский европеец; «Татьяна (русская душою)».

ИНМ

Сюжет романа. Широта изображения русской жизни (пушкинская эпоха в романе). Онегин, его искания и стремления. Болезнь века – русская хандра. Онегин как «лишний человек». Углубление понятия о байроническом герое. Онегин и автор.

текущий

ИО

81

Роман героев: Онегин - русский европеец; «Татьяна (русская душою)».

СЗУ

Парадоксы любви. Мир Онегина и мир Татьяны. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Деревенская атмосфера и «простонародная старина» в формировании мироощущения героини. Роль няни в формировании характера героини; самобытность характера Татьяны.

текущий

ИЗ

82

«А счастье было так возможно, так близко!..»

СЗУ

Евгений Онегин и Владимир Ленский. Значение образа Ленского в романе. Кульминация романа – сцена дуэли. Причины поединка. Трагическая гибель Ленского как переломный момент в жизни Онегина. Дуэли и дуэлянты в произведениях Пушкина.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

83

19-24

февраля

«А счастье было так возможно, так близко!..»

СЗУ

Письмо Татьяны и письмо Онегина (сопоставительный анализ). Объяснения Онегина и Татьяны. Эволюция главного героя романа. Отношение к любви и браку автора и героев. Отношение автора к героям и их поступкам.

текущий

ИО

84

«А счастье было так возможно, так близко!..»

ОСЗ

Итоги жизненного пути Онегина (Онегин в начале и в конце романа). Письмо Онегина. Объяснение Онегина и Татьяны. Цельность и благородная простота характера, естественность и красота духовных устремлений, глубина и искренность чувств Татьяны.

текущий

ИО

85

Роман Автора: энциклопедия души.

ОСЗ

Образ Автора в романе. Автор и Евгений Онегин. Автор и его герои в отношении к обществу, к искусству, к любви… Лирические отступления в художественной системе романа. Пейзаж в романе.

текущий

ИЗ

86

Роман романов: энциклопедия русской литературы.

ОСЗ

Роман Пушкина как энциклопедия русской жизни. Авторское мироощущение в начале и в конце романа. Статья В. Г. Белинского о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» («Сочинения Александра Пушкина»). Очерк Ф.М. Достоевского «Пушкин».

текущий

ИЗ

87

26 февраля –

3 марта

Абрам Терц «Прогулки с Пушкиным».

УВЧ - 5

Композиция произведения. Сюжет и фабула. Поэтизация свободного художника, который прокладывает дорогу к обретению литературой независимости. Значение творчества Пушкина для русской культуры. Произведения Пушкина и мировое искусство.

текущий

ФО

88-89

Контрольное сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

УРР – 5 и 6

План сочинения. Материалы к сочинению.

тематический

сочинение

М. Ю. Лермонтов (17 + 2 р/р + 1 вн/чт)

90

Великий поэт: подтвердив своей судьбою строчку.

ИНМ

Жизнь и творчество Лермонтова. Детство и юность поэта. Лермонтов - дуэлянт. Высказывание о Лермонтове его современников. Лермонтов в Петербурге. Заочная экскурсия в Тарханы.

текущий

ФО

91

5-10

марта

Строптивый корнет: пока не требует поэта.

СЗУ

«Автобиографические заметки» Лермонтова. Произведения отечественной культуры - реминисценции на произведения Лермонтова. Просмотр эпизода х/ф «Сто дней после детства» и его обсуждение. Чтение учащимися любимых стихотворений Лермонтова.

текущий

ФО

92

Лирический герой: смерть и жизнь поэта.

ИНМ

Образ лирического героя Лермонтова. Мотив одиночества. Стихотворение «Смерть Поэта». История создания стихотворения, его композиция и конфликт. Поэт и светская чернь. Лексика стихотворения. «Партитура чувств» лирического героя.

текущий

ИО

93

Лирический герой: смерть и жизнь поэта.

ИНМ

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Стихотворения «Кинжал», «Поэт». Композиция стихотворений, их связь. Стихотворение «Пророк», его сопоставление с «Пророком» Пушкина.

текущий

ИЗ

94

Тяжба с миром: любовь и ненависть.

ИНМ

Непримиримый конфликт с миром. Стихотворения «Отчего», «Благодарность», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Монолог».

текущий

ФО

95

12-17

марта

Тяжба с миром: любовь и ненависть.

ИНМ

Лермонтов о времени и о судьбе своего поколения. Стихотворение «Дума». Тема , конфликт и ключевые мотивы, средства выразительности. Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…»

текущий

ИО

96

Поиски выхода: земля и небо.

ИНМ

Поиски поэтом духовной и душевной опоры. Две точки зрения на отношение Лермонтова к религии, Богу. Религиозность Лермонтова. Стихотворения «Молитва» (1837 и 1839 г.).

текущий

ФО

97

Поиски выхода: земля и небо.

ИНМ

Природа и Родина в лирике Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…», «Родина».

текущий

ИЗ

98

Роман «Герой нашего времени»: «за стеной Кавказа».

ИНМ

Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова. История создания романа «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Предисловие. Особенности жанра романа. Специфика русского романа и «Героя нашего времени».

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

99

19-23

марта

Спиральная композиция: герой «в зеркалах Кавказа».

ИНМ

Роль композиции в раскрытии образа Печорина (нарушение хронологической последовательности глав, смена рассказчиков, значение второстепенных действующих лиц, картины природы).

текущий

ФО

100

Странный человек: грани скуки.

СЗУ

Повесть «Бэла». «Странный человек» Печорин и горцы. Печорин и Бэла. Противоречивость портрета главного героя. Психологический портрет Печорина, его новаторское значение. Статья В. Г. Белинского, посвященная роману «Герой нашего времени». Роль пейзажа в повести.

текущий

ИО

101

Странный человек: грани скуки.

СЗУ

Новелла «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч. Восприятие Печорина Максимом Максимычем и странствующим офицером. Новелла «Тамань». Печорин в кругу «честных контрабандистов». Роль пейзажа в новеллах.

текущий

ИЗ

102

Внутренний человек: парадоксы психологизма.

ИНМ

Повесть «Княжна Мери» из дневника Печорина. Печорин и «водяное общество».  Печорин и Грушницкий. Сцена дуэли из спектакля Анатолия Эфроса «Страницы журнала Печорина».

текущий

ФО

IV ЧЕТВЕРТЬ

103

2-7

апреля

Внутренний человек: парадоксы психологизма.

СЗУ

Дружба и любовь в жизни Печорина. Печорин и Вернер. Сходства и различия. Женские образы романа. Мери и Вера.

текущий

ИЗ

104

Внутренний человек: парадоксы психологизма.

СЗУ

Повесть «Фаталист». Размышления автора и героя о смысле человеческой жизни. Тема судьбы в романе. Композиция повести «Фаталист». Финальный эпизод спектакля Эфроса «Страницы журнала Печорина».

текущий

ИО

105

Герой и автор: несходство и родство.

ОСЗ

Авторское отношение к герою. Автор и Печорин - что их сближает? Нравственные проблемы романа: вопросы жизни и смерти, предназначения человека, его социальной активности, границ человеческой воли, ответственности за свою судьбу. Психологизм творчества М. Ю. Лермонтова.

текущий

ФО

106

Вечный образ: «лишний человек »или русский Гамлет?

ОСЗ

Писатели и критики 19 века о Гамлете. Печорин и Гамлет. Тема «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Печорин. Статья В. Г. Белинского, посвящённая роману М. Ю. Лермонтова («М. Лермонтов. «Герой нашего времени»).

текущий

ИЗ

107-108

9-14

апреля

Контрольное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова или рецензия на экранизацию произведения Лермонтова.

УРР – 7 и 8

Просмотр отрывков из фильмов «Княжна Мери», «Бэла» или «Герой нашего времени». План сочинения. Материалы к сочинению.

тематический

сочинение или рецензия

109

Писатели и поэты 19-20 веков о М.Ю. Лермонтове.

УВЧ - 6

Произведения Павла Антокольского, Анны Ахматовой, Беллы Ахмадулиной, посвящённые М. Ю. Лермонтову.

текущий

ИЗ

Н. В. Гоголь (17 + 2 р/р + 2 вн/чт)

110

Гоголёк: весёлый меланхолик; непонятный пророк.

ИНМ

Жизненный и творческий путь Н. В. Гоголя. Взгляды и чувство юмора Гоголя. Общая характеристика творчества (с обобщением ранее изученного).

текущий

ФО

111

16-21

апреля

Гоголёк: весёлый меланхолик; непонятный пророк.

СЗУ

Жизненный и творческий путь Н. В. Гоголя. Взгляды и чувство юмора Гоголя. Общая характеристика творчества (с обобщением ранее изученного).

текущий

ИО

112

Поэма: Гомер, Данте, Сервантес и Чичиков. Образ целого.

ИНМ

Поэма «Мёртвые души». Замысел поэмы, история создания и смысл названия. «Божественная комедия» Данте и поэма Н. В. Гоголя. Многозначность понятия «мёртвые души». Противопоставление физического, телесного и духовного начал в поэме Н. В. Гоголя.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

113

16-21

апреля

Поэма: Гомер, Данте, Сервантес и Чичиков. Образ целого.

СЗУ

Особенности жанра и композиции поэмы «Мёртвые души». «Божественная комедия» Данте и «Мертвые души». Мотив дороги в произведениях Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, А. Н. Радищева, М. Ю. Лермонтова и др. Образ главного героя, особенности его изображения.

текущий

ФО

114

Портреты помещиков: смех и страх.

ИНМ

Изображение поместной России. «Помещичьи» главы – галерея помещиков. Понятие «тип». Обобщающее значение образов помещиков, приёмы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога и др.).

текущий

ФО

115

23-28

апреля

Образы помещиков.

СЗУ

«Праздный мечтатель» Манилов и «дубинноголовая Коробочка. Приёмы изображения героев. «Говорящие фамилии» помещиков.

текущий

ИО

116

Образы помещиков.

СЗУ

«Исторический человек» Ноздрёв и «кулак» Собакевич. Приёмы изображения героев. «Говорящие фамилии» помещиков.

текущий

ИО

117

Образы помещиков.

СЗУ

Плюшкин – «прореха на человечестве». Особое значение образа Плюшкина, приёмы создания его образа. Разные трактовки фамилии героя.

текущий

ИО

118

Картины губернского города NN и столицы.

ИНМ

Город N – царство чиновников. Чичиков и городские чиновники. Контраст живого и мертвого, физического и духовного в поэме. Образ города: исключительного или обыкновенного? Жизнь в городе. Жители города. Отличие жизни горожан от жизни помещиков. Образ Чичикова.

текущий

ФО

119

30 апреля –

5 мая

Картины губернского города NN и столицы.

СЗУ

Бал в городе N. Крах Чичикова. Роль «Повести о капитане Копейкине» в композиции поэмы. Изображение Петербурга в поэме. Чёрствость и равнодушие сановников к судьбе инвалида. Бездушие властей.

текущий

ИО

120

Герой: подлец - приобретатель или воскресшая душа?

ИНМ

Чичиков как герой новой эпохи. Биография Чичикова. Портрет. Отличие от героев - помещиков. Контраст живого и мертвого, физического и духовного в поэме.

текущий

ФО

121

Герой: подлец - приобретатель или воскресшая душа?

СЗУ

Чичиков как герой новой эпохи. Биография Чичикова. Портрет. Отличие от героев - помещиков. Контраст живого и мертвого, физического и духовного в поэме.

текущий

ИО

122

Образы крестьян и образ Руси в поэме «Мертвые души».

ИНМ

Смысл образа дороги в поэме «Мертвые души». Живая Русь в поэме. Народ и Родина. Значение лирических отступлений в поэме. Тема и пафос лирических отступлений в поэме Гоголя.

текущий

ФО

123

7-12

мая

Образы крестьян и образ Руси в поэме «Мертвые души».

СЗУ

Образ автора. Пафос лирических отступлений. Единство лирического и сатирического начал как воплощение авторского замысла.

текущий

ИО

124

Стиль: слова и краски.

СЗУ

Приемы, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому. Особенности языка поэмы.

текущий

ФО

125

Поэма Гоголя «Мертвые души» и современность.

ОСЗ

Актуальность проблематики гоголевской поэмы, её современное звучание. Библейские мотивы произведения.

текущий

ИО

126

Поэма Гоголя «Мертвые души» и современность. Обобщение изученного.

ОСЗ

Раздумья писателя о судьбе России в период создания второго тома «Мёртвых душ». Полемика с В. Г. Белинским. Трагедия писателя. Закономерное отражение мировоззрения художника в стиле его творений. Тестовая работа.

текущий

ИЗ

127-128

14-19

мая

Контрольное сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

УРР – 9 и 10

План сочинения. Материалы к сочинению.

тематический

сочинение

129-130

М.А. Булгаков «Новые похождения Чичикова».

УВЧ – 7 и 8

М.А. Булгаков. Поэма в 10-ти пунктах с прологом и эпилогом «Новые похождения Чичикова».

текущий

ИЗ


1

2

3

4

5

6

7

8

Резервные уроки

131-135

21-25

мая

Резервные уроки.

ОСЗ

Значение литературы в развитии общества и в жизни человека. Обобщение изученного в 9-ом классе. Тематика и проблематика изученных произведений.

136

Итоговый урок.

Подведение итогов года. Комментирование четвертных и годовых оценок. Рекомендации для чтения художественной литературы в летние каникулы.


[1] ИНМ – изучение нового материала; УРР – урок развития речи; УВЧ – урок внеклассного чтения.

[2] КР – контрольные работы; Соч. – сочинения.

[3] Условные обозначения: ИНМ – изучение нового материала; СЗУ – совершенствование знаний и умений; ОСЗ – обобщение и систематизации знаний; УРР – урок развития речи, УВЧ – урок внеклассного чтения.

[4] Условные обозначения: ИО – индивидуальный опрос; ФО – фронтальный опрос; ИЗ – индивидуальное задание; СР – самостоятельная работа; КР – контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....

Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа

В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....

Рабочая программа по литературе 9 класса под ред.И.Н.Сухих

Рабочая программа, представленная мною на сайте, даёт возможность воспитывать в детях любовь к слову. Развивает творческие способности. Формирует читательские интересы....

Рабочая программа по литературе 9 класса под ред.И.Н.Сухих

Рабочая программа, представленная мною на сайте, даёт возможность воспитывать в детях любовь к слову. Развивает творческие способности. Формирует читательские интересы....