Адаптированная рабочая программа по русскому языку.
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для глубоко умственно отсталых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sveta_suvorova.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ЗЕЛЕНОБОРСК»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Методическое объединение Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол №__от «__»___2018 г. _______С. А. Савина _______О.М. Калугина
Рук. МО_________Н.И. Кабачёва «__»______2018 г. «___»______2018 г.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Ступень: третья, класс: 10
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик: Белоусова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
п. Зеленоборск
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе «Программы обучения УО детей» Москва (составитель – НИИ дефектологии) с дополнением регионального и валеологического компонента. Региональный и валеологический компонент отражен в содержании заданий. Особое внимание обращено на коррекцию для исправления недостатков общего и речевого развития.
В данной программе использованы:
-Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
--Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
-Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида.
Цель: овладение элементарными способами звукобуквенного анализа слов, умение правильно писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Основные задачи:
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития;
- научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Основные коррекционно-развивающие задачи:
• развитие зрительного восприятия и узнавания;
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
• развитие речи и обогащение словаря;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Общая характеристика предмета
Обучение письму и развитию речи связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. В процессе обучения у обучающегося последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающийся приобретает начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающийся получает понятие о предложении, узнает, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; девочка овладевает пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающийся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в последующем классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.
В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.
Структура и содержание рабочей программы по письму составлены с учетом особенностей познавательной деятельности УО детей. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, помогают учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности является ведущим. Содержание программы направлено на исправление недостатков общего, речевого, интеллектуального развития и нравственного воспитания умственно отсталых учащихся в процессе овладения каждым учебным предметом. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут реализовать себя в обществе. Содержание программы предусматривает практическую направленность обучения.
Обучение письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.
Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.
Конечная цель обучения письму и чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по письму рассчитана на 70часов в год (2 часа в неделю).
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Звуки и буквы.
Дифференциация твердых и мягких согласных, артикуляторно сходных звуков (Р-Л)..
Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, с-з, ш-ж).
Слово.
Различение основных категорий частей речи (названия предметов, названия действий предметов) по вопросам, правильное употребление их.
Предлоги (над, под, от, до).
Закрепление написания имен собственных и предлогов.
Раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы.
Предложение.
Упражнения в составлении предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Работа с деформированными предложениями, распространение предложений по вопросам. Запись их.
Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов, инструкций по труду.
Проведение зрительных и слуховых диктантов.
Написание по образцу заявления.
Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).
Учащие могут уметь:
- различать основных категорий частей речи
- списывать с классной доски и книги письменные и печатные тексты, инструкции по труду
- написать по образцу заявление
- заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя)
Учащиеся могут знать:
- написание имен собственных и предлогов
- раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, индивидуальная работа, работа в паре с учителем.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Методы и приемы технологий обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.
Основными видами деятельности обучающегося по предмету являются:
• составление предложений
• правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. ;
• написания предлогов с другими словами;
• составление и запись предложений по сюжетной картинке;
• работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Кол час | Самостоятельная подготовка. Количество часов. | Коррекционно- развивающие задачи |
Звуки и буквы | Развитие зрительной памяти. Развитие наглядно – действенного мышления. Развитие слухового внимания. Развитие фонематического восприятия. Развитие зрительной памяти. Развитие наглядно – действенного мышления. Развитие слухового внимания. Развитие фонематического восприятия. Развитие зрительной памяти. Развитие наглядно – действенного мышления. Развитие слухового внимания. Развитие фонематического восприятия. Развитие зрительной памяти. Развитие наглядно – действенного мышления. Развитие слухового внимания. Развитие фонематического восприятия. | ||||
1-2 | Повторение гласных и согласных звуков. | 2 | Запись строчных букв( 2ч) | ||
3-4 | Различие гласных и согласных звуков. | 2 | Выделение в словах гласных (2ч) | ||
5-6 | Звонкие согласные. | 2 | Выделение в словах звонких согласных (2ч) | ||
7-8 | Глухие согласные. | 2 | Выделение в словах глухих согласных(2ч) | ||
9 | Слова с сочетаниями жи-ши. | 1 | Выделение в словах сочетаний жи-ши (1ч) | ||
10 | Слова с сочетанием ча. | 1 | Выделение в словах сочетания ча (1ч) | ||
11 | Слова с сочетаниями ча-ща. | 1 | Выделение в словах сочетаний ча-ща (1ч) | ||
12 | Слова с сочетанием чу | 1 | Выделение в словах сочетаний чу (1) | ||
13 | Слова с сочетанием щу | 1 | Выделение в словах сочетаний чу-щу (1ч) | ||
14 | Различие артикуляторно сходных звуков | 1 | Выделение в словах сочетаний чу-щу (1ч) | ||
15-16 | Твёрдые и мягкие согласные при обозначении мягкости буквой е. | 2 | Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной е. (2ч) | ||
17-18 | Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой ё. | 2 | Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной ё. (2ч) | ||
19-20 | Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой и. | 2 | Выделение в словах согласных, обозначенных гласной и. (2ч) | ||
21-22 | Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой ю. | 2 | Выделение в словах согласных, обозначенных гласной ю (2ч). | ||
23-24 | Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой я. | 2 | Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной я. (2ч) | ||
25-26 | Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. | 2 | Выделение в словах мягких согласных, обозначенных буквой ь (2ч) | ||
27-28 | Буква ь для обозначения мягкости в середине слова. | 2 | Выделение в словах согласных обозначенных буквой ь (2ч). | ||
Слово | |||||
29-30 | Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов. | 2 | Выделение слов, обозначающих названия предметов.(2ч) | ||
31-32 | Изучение слов, обозначающих действия предмета. | 2 | Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(2ч) | ||
33-34 | Слова, обозначающие названия действия предметов | 2 | Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(2ч) | ||
35-36 | Называние действий предметов по вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? | 2 | Выделение слов, обозначающих действия предметов.(2ч) | ||
37-38 | Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(с помощью учителя). | 2 | Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(2ч) | ||
39-40 | Предлоги (у, за) | 2 | Выделение предлогов(2ч) | ||
41-42 | Умение находить предлоги в предложении. | 2 | Выделение предлогов(2ч) | ||
43-44 | Раздельное написание предлогов со словами. | 2 | Выделение предлогов(2ч) | ||
Предложение | |||||
45-46 | Упражнения в составлении предложений. | 2 | Списывание печатных текстов с учебника. (2ч) | ||
47-48 | Составление предложений по картинке. | 2 | Списывание печатных текстов с учебника. (2ч) | ||
49-50 | Составление предложений по опорным словам. | 2 | Списывание печатных текстов с учебника. (2ч) | ||
51-52 | Установление связи между словами в предложении по вопросам: КТО ЭТО? | 2 | Списывание печатных текстов с учебника. (2ч) | ||
53-54 | Установление связи между словами в предложении по вопросам: ЧТО ЭТО? | 2 | Списывание печатных текстов с учебника. (2ч) | ||
55-56 | Установление связи между словами в предложении по вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ? | 2 | Списывание печатных текстов с учебника. (2ч) | ||
57-58 | Списывание письменных текстов . | 2 | Списывание печатных текстов с учебника. (2ч) | ||
59-60 | Списывание печатных текстов. | 2 | Списывание печатных текстов с учебника. (2ч) | ||
61 | Списывание печатных текстов с учебника. | 1 | Списывание печатных текстов с учебника. (1ч) | ||
62-63 | Умение вставить в предложение пропущенные слова. | 2 | Списывание печатных текстов с учебника. 2ч) | ||
64-65 | Составление предложений из слов, данных в разбивку (с помощью учителя). | 2 | Списывание печатных текстов с учебника. (1ч) | ||
66 | Заполнение дневника | 1 | Заполнение дневника(1ч) | ||
67-68 | Заполнение адреса на конверте. | 2 | Заполнение адреса на конверте(1ч) | ||
69-70 | Заполнение поздравительной открытки | 2 | Заполнение поздравительной открытки (1ч) |
Учебно-методическая литература.
- Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 5-9классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
- Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.
Список литературы:
- «Методика преподавания русского языка в специальной коррекционной школе VIII вида» Н.Г Галунчикова Москва: ВЛАДОС 1999г.
- Презентации в программах Power Point/
- ЭОР. 1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы
- Интерактивный тренажер «Пишу правильно»
- Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Результаты освоения рабочей учебной программы
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Привить интерес к обучению.
Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.
Формировать у детей общеречевых навыков, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а также развивать мелкие мышцы рук.
Развивать зрительное восприятие.
Коммуникативные результаты:
Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.
Предметные результаты:
Овладеть элементарными навыками письма.
Познакомиться с понятиями слово, часть слова (слог), звук.
Научиться составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Писать простые слова, предложения.
- Требования к оцениванию.
Оценивание обучающихся осуществляется на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка, согласно основных требований к знаниям и умениям обучающихся.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по предметам:
1. Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»): - выполняет задания самостоятельно; - выполняет задания по образцу; - выполняет задания по подражанию; - выполняет задания по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4», «3»): - выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; - выполняет задания по образцу после предложенной помощи; - выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; - выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
3. Недопустимый уровень (соответствует отметке «2»): - задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; - задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; - задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; - задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.
Требования к уровню подготовки выпускников школы.
Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к концу обучения в школе должны овладеть:
- необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими;
- уметь ориентироваться в окружающей действительности;
- соблюдать общепринятые нормы поведения;
- владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
- овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены, простейшими навыками ведения домашнего хозяйства.
Некоторые ученики могут овладеть несложными видами производительного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для 7 класса
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
Данная программа разработана для индивидуального обучения. В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса
Настоящая программа по русскому языку для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственн...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5«Л» класс На 2015 – 2016 учебный год
Адаптированная рабочая программа по русскому языку5«Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой
Рабочая программа учебного курса «Русский язык», программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9...