Адаптированная рабочая программа по русскому языку.
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Белоусова Ольга Анатольевна

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для глубоко умственно отсталых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_sveta_suvorova.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ЗЕЛЕНОБОРСК»

«РАССМОТРЕНО»                                                          «СОГЛАСОВАНО»                                                               «УТВЕРЖДАЮ»

Методическое объединение                                            Зам. директора по УВР                                                           Директор школы

Протокол №__от «__»___2018 г.                                    _______С. А. Савина                                                               _______О.М. Калугина

Рук. МО_________Н.И. Кабачёва                                  «__»______2018 г.                                                                  «___»______2018 г.

Адаптированная рабочая программа  учебного предмета «Русский  язык»  

      Ступень: третья, класс: 10

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик: Белоусова Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

п. Зеленоборск

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе «Программы обучения УО детей» Москва (составитель – НИИ дефектологии) с дополнением регионального и валеологического компонента. Региональный и валеологический компонент отражен в содержании заданий. Особое внимание обращено на коррекцию для исправления недостатков общего и речевого развития.

В данной программе использованы:

-Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

--Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

-Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида.

Цель: овладение элементарными способами звукобуквенного анализа слов, умение правильно писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.

Основные задачи:

  • выработать элементарные навыки грамотного письма;
  • повысить уровень общего и речевого развития;
  • научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Основные коррекционно-развивающие задачи:

•        развитие зрительного восприятия и узнавания;

•        развитие пространственных представлений и ориентации;

•        развитие основных мыслительных операций;

•        развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

•        коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

•        развитие речи и обогащение словаря;

•        коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:

-        укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

-        формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

-        формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-        включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;

-        расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

-        формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

-        развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.  

   

Общая характеристика предмета

Обучение  письму и развитию речи  связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. В процессе обучения у обучающегося последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающийся приобретает начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающийся получает понятие о предложении, узнает, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой.

Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; девочка овладевает пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающийся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в последующем  классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.

Структура и содержание рабочей программы по письму составлены с учетом особенностей познавательной деятельности УО детей. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, помогают учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности является ведущим. Содержание программы направлено на исправление недостатков общего, речевого, интеллектуального развития и нравственного воспитания умственно отсталых учащихся в процессе овладения каждым учебным предметом. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут реализовать себя в обществе. Содержание программы предусматривает практическую направленность обучения.

Обучение письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.

Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  носит сугубо  практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.

        Конечная цель обучения письму и чтению  заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно  на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать  несложный текст  (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа по письму рассчитана на 70часов в год (2 часа в неделю).

Основные содержательные линии курса  (разделы, структура)

 Звуки и буквы.

Дифференциация  твердых и мягких согласных, артикуляторно сходных звуков (Р-Л)..

Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, с-з, ш-ж).

Слово.

Различение основных категорий частей речи (названия предметов, названия действий предметов) по вопросам, правильное употребление их.

Предлоги (над, под, от, до).

Закрепление написания имен собственных и предлогов.

Раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы.

Предложение.

Упражнения в составлении предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Работа с деформированными предложениями, распространение предложений по вопросам. Запись их.

Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов, инструкций по труду.

Проведение зрительных и слуховых диктантов.

Написание по образцу заявления.

Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).

Учащие могут уметь:

  • различать основных категорий частей речи
  • списывать с классной доски и книги письменные и печатные тексты, инструкции по труду
  • написать по образцу заявление
  • заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя)

Учащиеся могут знать:

  • написание имен собственных и предлогов
  • раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы

Виды и формы организации учебного процесса

        Формы работы: урок,  индивидуальная работа, работа в паре с учителем.

        Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

        Методы и приемы технологий обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.

Основными видами деятельности обучающегося по предмету являются:        

•        составление предложений

•        правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. ;

•         написания предлогов с другими словами;

•        составление и запись предложений по сюжетной картинке;

•        работа над ошибками, способствующая  раскрытию причин, осознанию  и исправлению ошибок.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Дата по

плану

Кол

час

Самостоятельная подготовка.

Количество часов.

Коррекционно- развивающие задачи

Звуки и буквы

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно – действенного мышления.

Развитие слухового внимания.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно – действенного мышления.

Развитие слухового внимания.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно – действенного мышления.

Развитие слухового внимания.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно – действенного мышления.

Развитие слухового внимания.

Развитие фонематического восприятия.

1-2

Повторение гласных и согласных звуков.

2

Запись строчных букв( 2ч)

3-4

Различие гласных и согласных звуков.

2

  Выделение в словах гласных (2ч)

5-6

Звонкие согласные.

2

  Выделение в словах звонких согласных (2ч)

7-8

Глухие согласные.

2

Выделение в словах  глухих согласных(2ч)

9

Слова с сочетаниями жи-ши.

        1

  Выделение в словах  сочетаний жи-ши (1ч)

10

Слова с сочетанием  ча.

1

Выделение в словах  сочетания ча (1ч)

11

  Слова с сочетаниями ча-ща.

1

Выделение в словах  сочетаний ча-ща  (1ч)

12

  Слова с сочетанием чу

1

Выделение в словах  сочетаний чу (1)

13

Слова с сочетанием щу

1

Выделение в словах  сочетаний чу-щу (1ч)

14

Различие артикуляторно сходных звуков

1

Выделение в словах  сочетаний чу-щу (1ч)

15-16

Твёрдые и мягкие согласные при обозначении мягкости буквой  е.

2

Выделение в словах  мягких согласных, обозначенных гласной е. (2ч)

17-18

Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой  ё.

2

Выделение в словах  мягких согласных, обозначенных гласной ё. (2ч)

19-20

Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой  и.

2

Выделение в словах  согласных, обозначенных гласной и. (2ч)

21-22

Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой  ю.

2

Выделение в словах  согласных, обозначенных гласной ю (2ч).

23-24

Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой  я.

2

Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной я. (2ч)

25-26

Буква  ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

2

Выделение в словах мягких согласных, обозначенных буквой ь (2ч)

27-28

Буква  ь для обозначения мягкости в середине слова.

2

Выделение в словах  согласных обозначенных буквой ь (2ч).

                                          Слово

29-30

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.

        2

Выделение слов, обозначающих названия предметов.(2ч)

31-32

Изучение слов, обозначающих действия предмета.

2

Выделение слов, обозначающих названия  действия предметов.(2ч)

33-34

Слова, обозначающие названия  действия предметов

2

Выделение слов, обозначающих названия  действия предметов.(2ч)

35-36

Называние действий предметов по вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

2

Выделение слов, обозначающих   действия предметов.(2ч)

37-38

  Выделение слов, обозначающих названия  действия предметов.(с помощью учителя).

2

Выделение слов, обозначающих названия  действия предметов.(2ч)

39-40

Предлоги  (у, за)

2

Выделение  предлогов(2ч)

41-42

Умение находить предлоги в предложении.

2

Выделение  предлогов(2ч)

43-44

Раздельное написание  предлогов со словами.

2

Выделение  предлогов(2ч)

Предложение

45-46

Упражнения в составлении предложений.

2

Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)

47-48

Составление предложений по картинке.

2

Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)

49-50

Составление предложений по опорным словам.

2

Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)

51-52

Установление связи между словами в предложении по вопросам: КТО ЭТО?

2

Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)

53-54

Установление связи между словами в предложении по вопросам: ЧТО ЭТО?

2

Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)

55-56

Установление связи между словами в предложении по вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ?

2

Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)

57-58

Списывание письменных текстов .

2

Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)

59-60

Списывание печатных текстов.

2

Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)

61

Списывание печатных текстов с учебника.

1

Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)

62-63

Умение вставить в предложение пропущенные слова.

2

Списывание печатных текстов с учебника. 2ч)

64-65

Составление предложений из слов, данных в  разбивку (с помощью учителя).

2

Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)

66

Заполнение дневника

1

Заполнение дневника(1ч)

67-68

Заполнение адреса на конверте.

2

Заполнение адреса на конверте(1ч)

69-70

Заполнение  поздравительной открытки

2

Заполнение  поздравительной открытки (1ч)

Учебно-методическая литература.

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
  2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 5-9классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
  3. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
  4. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.

Список литературы:

   

  1. «Методика преподавания русского языка в специальной коррекционной школе VIII вида» Н.Г Галунчикова Москва:  ВЛАДОС 1999г.
  2. Презентации в программах Power Point/
  3. ЭОР. 1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы
  4. Интерактивный тренажер «Пишу правильно»
  5. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов    http://school-collection.edu.ru/

Результаты освоения рабочей учебной программы

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

 Привить интерес к обучению.

 Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.

 Формировать у детей общеречевых навыков, развивать  слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а   также развивать мелкие мышцы рук.

 Развивать зрительное восприятие.

Коммуникативные результаты:

  Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

   Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.  

Предметные результаты: 

Овладеть элементарными навыками письма.

Познакомиться с понятиями слово, часть слова (слог), звук.

Научиться  составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Писать простые слова, предложения.

  1. Требования к оцениванию.

     Оценивание обучающихся  осуществляется на основе индивидуально-дифференцированного  подхода  с учетом индивидуальных особенностей ребенка,  согласно основных требований к знаниям и умениям обучающихся.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по предметам:

1. Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»): - выполняет задания самостоятельно; - выполняет задания по образцу; - выполняет задания по подражанию; - выполняет задания по словесной инструкции.

2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4», «3»): - выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; - выполняет задания по образцу после предложенной помощи; - выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; - выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.

3. Недопустимый уровень (соответствует отметке «2»): - задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; - задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; - задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; - задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.

Требования к уровню подготовки выпускников школы.

        Учащиеся с умеренной и  тяжелой умственной отсталостью к концу обучения в школе должны овладеть:

  • необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими;
  •  уметь ориентироваться в окружающей действительности;
  •  соблюдать общепринятые нормы поведения;
  •  владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
  • овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены,  простейшими навыками ведения домашнего хозяйства.

Некоторые ученики могут овладеть несложными видами производительного  труда.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку для  обучающегося с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

Данная программа разработана для индивидуального обучения.   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Настоящая программа по русскому языку для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственн...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5«Л» класс На 2015 – 2016 учебный год

Адаптированная рабочая программа по русскому языку5«Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...