« Русский язык» в реализации междисциплинарных программ
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку

Мамаева Анастасия Руслановна

« Русский язык» в реализации междисциплинарных программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mezhdistsiplinarnye_programmy_4.ppt458 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Место предмета « Русский язык» в реализации междисциплинарных программ Подготовили : учителя русского языка и литературы Омарова М.С. и Халимбекова А.Р.

Слайд 2

Русский язык Основа формирования этических норм поведения Основное средство общения Средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы Средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности Основа развития мышления и воображения

Слайд 3

Междисциплинарные программы « Формирование универсальных учебных действий» « Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» « Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» « Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Слайд 4

Этапы работы над междисциплинарными программами 1 этап – выделение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения на предметном уровне

Слайд 5

Основы смыслового чтения и работа с текстом Виды работы с текстом Формулировки заданий Планируемые результаты: выпускник научится Поиск информации и понимание прочитанного упр.517 Восстановите последовательность предложений так, чтобы получился текст. Запишите его, вставляя пропущенные буквы. Сформулируйте тему и основную мысль текста, подберите заголовок. определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; Задания к теоретической части параграфа ( п.37) Составьте тезисный план текста. Перескажите текст по частям. Бегло просмотрите текст и скажите, почему он состоит из 4 частей. Ответьте на вопросы… выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте); Задания к теоретической части параграфа ( п.45) Расскажите, что изучает лексикология. По оглавлению учебника определите, какую новую для вас информацию о лексике русского языка содержит этот раздел лингвистики. предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

Слайд 6

Основы смыслового чтения и работа с текстом Виды работы с текстом Формулировки заданий Планируемые результаты: выпускник научится Преобразование и интерпретация информации Задания к теоретической части параграфа ( п.53) Какая информация об имени существительном оказалась для вас новой? А что об этой части речи вам уже известно? Составьте тезисный план текста. Попытайтесь подобрать примеры, иллюстрирующие каждое положение текста. сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; делать выводы из сформулированных посылок; Оценка информации Упр.534. Сначала определите, какие высказывания верны ( истинны), а какие неверны ( ложны). Затем выберите одно верное высказывание и составьте текст-рассуждение, доказывая его справедливость. После этого выберите неправильное высказывание и опровергните его. Упр.532 Прочитайте текст. Определите тип речи. Напишите, согласны ли вы с писателем. Приведите доказательства. связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зреиия.

Слайд 7

Формирование универсальных учебных действий Формулировки заданий Вид УУД Планируемые результаты: выпускник научится Упр.365Спишите предложения, вставляя тире между – и=. Докажите, что данные высказывания являются афоризмами. По толковому словарику уточните лексическое значение этого слова. коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; познавательные осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Упр.15 Попытайтесь установить, какие звуки гласные или согласные- чаще встречаются в речи. Обдумайте, как вы будете проводить этот эксперимент. Что вы станете анализировать? Как организуете подсчёт количества гласных и согласных звуков. Выполнив это задание, сделайте вывод. регулятивные планировать пути достижения целей; познавательные проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Слайд 8

Формирование универсальных учебных действий Формулировки заданий Вид УУД Планируемые результаты: выпускник научится Упр.21 Сочинение.Позакомьтесь с репродукцией картины М. Врубеля « Царевна-Лебедь» Опишите эту картину, пользуясь предложенным планом. личностные освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия ( в рамках когнитивного компонента) коммуникативые использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

Слайд 9

Реализация междисциплинарных программ на уроках русского языка Название программы Формулировки заданий Планируемые результаты: выпускник научится Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Упр.763 Нарисуйте карту воображаемой страны. Обозначьте на ей названия городов, посёлков, рек и т.д. Проведите экскурсию по достопримечательностям этого государства. Упр.1007 Используя материалы лингвистических словариков, составьте два упражнения. Чему учат и что проверяют эти упражнения? планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Упр.184 Определите тему текста и продолжите его. Материалы для этого найдите в научно-популярных статьях и книгах о природе. Упр.755 Составьте список наиболее часто встречающихся русских имён. Запишите их в алфавитном порядке. Упр.757 Какие художественные произведения вы читали в 5 классе? Запишите названия этих произведений и авторов с указанием имён и отчеств. использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

Слайд 10

Этапы работы над междисциплинарными программами 2 этап – определение форм и условий формирования планируемых результатов

Слайд 11

Используемые технологии: Технология развития критического мышления Проблемное бучение Проектное обучение Портфолио Технология разноуровнего обучения

Слайд 12

Серия «ОНОМАСТИКА – НАУКА ДАВАТЬ ИМЕНА» Тема: « Имена существительные собственные и нарицательные» Междисциплинарный проект « Что в имени тебе моём?» Исследуемые вопросы: Христианские имена на Руси. ( история) Женские и мужские имена. ( ономастика) Толкование имен (имя и образ, имя и слово). ( психология) Имена литературных героев ( литература)

Слайд 13

Серия «ОНОМАСТИКА – НАУКА ДАВАТЬ ИМЕНА» Тема: « Имена существительные собственные и нарицательные» Междисциплинарный проект « Что в имени тебе моём?» Методы исследования: изучение источников информации (календарь имен, справочники и др) сбор статистических данных по классам, по наиболее часто встречающимся именам ( математика) анкетирование с вопросами: знают ли дети значение своего имени, историю своего имени, нравится ли им собственное имя.

Слайд 14

Серия «ОНОМАСТИКА – НАУКА ДАВАТЬ ИМЕНА» Тема: « Имена существительные собственные и нарицательные» Междисциплинарный проект « Что в имени тебе моём?» Похожие проекты: 6- 7 класс : Русские фамилии. Из истории русских фамилий. Искусственные фамилии, двойные фамилии, фамилии литературных героев. 8 класс : Топонимика. Географические объекты. Названия объектов, созданных человеком. Названия населенных мест. 9 класс : Разделы ономастики: антропонимика, топонимика (оронимы, гидронимы, ойконимы и пр.), космонимика и астронимика; прочие имена собственные; псевдонимика.)

Слайд 15

Серия «Языковая норма» Тема: « Лексика ограниченной сферы употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы» Исследовательский проект « Какой быть молодёжной лексике?» балдеть , кайфовать (переживать приятные чувства, испытывать положительные эмоции), тащиться, торчать ( испытывать наслаждение, удовольствие ), выпасть в осадок (быть удивленным, пораженным), быть на измене (быть выбитым из колеи; быть крайне удивленным, сильно испуганным) В употреблении жаргонизмов молодыми людьми старшего возраста также прослеживается тенденция использования фамильярной лексики по отношению к социально значимым явлениям, традиционно уважаемым в обществе: родителям ( предки, черепа ), умершим и самому факту смерти ( свежачок – мертвец, крякнуться , ласты надуть – умереть); взаимоотношения между мужчиной и женщиной ( клеить, снимать – знакомиться с представителем противоположного пола).

Слайд 16

Условия формирования УУД Совместная деятельность Проектная деятельность как форма сотрудничества Педагогическое общение Материально-технические средства обучения

Слайд 17

Этапы работы над междисциплинарными программами 3 этап – внесение изменений в рабочие программы по русскому языку

Слайд 18

№ Тема урока дата УМК Учебные ситуации, типы задач, элементы технологий Оборудование 61 Синтаксис как раздел лингвистики. Понятие о словосочетании. 16.11 (1) с.121-123, (4) с. 121-122, (15), (3) 1. Чтение п.22 и заполнение таблицы « Инсерт» ( на смысловое чтение) 2 упр.322 – запись возможных словосочетаний(, упр. 327 – распределение словосочетаний по группам ( на сравнение и оценивание ) 3 упр. 324 –составление рассказа об основных видах словосочетаний по данной схеме ( на передачу информации и отображение предметного содержания) 4 упр. 330 групповая игра « Кто больше?» ( коммуникативные УУД) 5 упр.333 -разыгрывание речевых ситуаций ( тренинг коммуникативных навыков) 6 упр 35 письмо по по памяти ( на самоконтроль и коррекцию) Работа с дидактическими и справочными материалами

Слайд 19

№ Тема урока дата УМК Учебные ситуации, типы задач, элементы технологий Оборудование 109 Правописание О-Ё после шипящих в корне. 3.02 ( 2) с.13-15 (8) с.296-299, (4) с 197-198 Заполнение таблицы «Знаю-хочу узнать-узнал» ( на целеполагание, рефлексию, принятие решения) Упр 597 – запись слов с орфограммой по группам ( на сравнение и оценивание) Упр.598 подготовка к сочинению по картине ( рефлексия, регулятивные действия) Репродукция картины И.И. Левитана « Золотая осень», дидактические материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО, НПО

Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и...

Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география

Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной програм...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Реализация междисциплинарных программ на уроках истории и обществознания

Статья о реализации основных междисциплинарных программ на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС.  К каждой из 4-х программ привожу примеры из личного опыта работы....

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели....