Средства художественной выразительности как одно из составляющих анализа лирического произведения.
статья по русскому языку (6 класс)

Полякова Маргарита Владимировна

 Заинтересовать школьников лирикой, помочь им постичь красоту и глубину смысла поэтических произведений встречает на уроках литературы определённые трудности. Как же их избежать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredstva_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Средства художественной выразительности как одно из составляющих анализа лирического произведения.

Полякова М.В.,

учитель русского языка МОУ «СОШ №61» г. Саратова


 

 Заинтересовать школьников лирикой, помочь им постичь красоту и глубину смысла поэтических произведений встречает на уроках литературы определённые трудности, потому что в подростковом возрасте интерес к стихам присущ лишь некоторым, а основная масса к ним равнодушна. Но это не значит, что стихи изучать не надо, напротив нужно развивать интерес к поэзии, и это требует целенаправленной педагогической деятельности. Ведь чтение лирических произведений обогащает мир чувств подростка, открывает ему другие грани литературы, помогает понять самого себя и других, а нередко и преодолеть возрастные особенности.

    При анализе лирического произведения особую трудность вызывают умения увидеть в тексте   средства художественной выразительности, понимание их значения. Необходимость этого понимания заключается в том, что эти средства не просто украшения стиля, а выражения мысли писателя. Это, конечно, не значит, что при анализе любого стихотворения надо рассматривать каждое слово, каждый троп, каждую стилистическую фигуру. Такое исследование  только заглушит произведение и вызовет скуку у учащихся. Искусство анализа состоит в умении выбрать минимальное количество тех средств языка, которые в наибольшей степени помогут проникнуть в смысл произведения.

   Учебник Меркина Г.С. позволяет начать работу с изобразительно- выразительными средствами уже с 5 класса. Ребята не просто знают о сравнении, аллегории, эпитете, метафоре, а обращают внимание на возможности выражения с помощью этих средств авторской мысли и чувства. Так говоря, например, об эпитете, учащиеся должны понять, какими выразительными возможностями он обладает: называет признак предмета, помогающий отличить этот предмет от других и представить предмет в воображении, а также служит выражению отношения поэта или героя к явлению.

  Что могут увидеть школьники, анализируя, например, лирику Лермонтова?

 В «Парусе» и отдельные части, и весь текст формально строятся на антитезе. Вспомним значение слова «антитеза». Учащиеся легко находят  их в первом четверостишии.

Ищет — кинул. Страна далекая — край родной.

- Какой характер имеют вопросы, которые звучат в четверостишии? Как они влияют на его общую интонацию?

Образ моря контрастен одинокому парусу. Этот контраст усиливаем и последующими тревожными вопросами:«Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»

Учащиеся продолжают поиск антитез во втором и третьем четверостишии.

Играют волны — ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит... — Под ним  струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

Под ним — над ним.

Увы! — он счастия не ищет и не от счастия бежит!

          - В чем смысл таких противопоставлений?

Противоречие между состоянием моря и парусом символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью. Человек  вечно стремится к чему-либо и не знает счастья ни в покое, ни в буре. Он постоянно не удовлетворен жизнью и не может находиться в одном  каком-либо состоянии. Закон его жизни — мятеж.

- Поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое — картины бури и штиля на море, разноплановые психологические состояния человека (ищет — кинул). Зачем он делает это?

«Ищет», «кинул» - контрастные образы, но они объединяются образами моря и одинокого паруса.

Для усиления образности произведения М.Ю.Лермонтов часто использует метафору. 

Слово «золотой» в прямом значении – это «сделанный из золота» (золотое кольцо, золотая брошь). В стихотворении «Парус» слово «золотой» употреблено в словосочетании «луч солнца золотой».

- Определите переносное (метафорическое) значение этого слова, использовав сравнительную конструкцию.

Луч яркий, блестящий, как золото.

- Прочитайте выразительно первую строфу стихотворения «Тучи», определите её общую интонацию. Как в ней проявляется присутствие лирического «я»? Какова роль метафоры?

Грусть героя – лирическая доминанта стихотворения. Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю, для него это «милый север» со «степью лазурною» неба и «жемчужной цепью облаков». Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире.

Метафора- только такое слово или словосочетание, которое употреблено вместо другого слова, потому что между обозначаемыми ими явлениями есть сходство. Если же между явлениями есть связь, то это не метафора, а метонимия, а в значении этих тропов большая разница.

В художественном произведении метонимии нередко придают тексту поэтическую, возвышенную окраску. Предложим учащимся увидеть различие стилистической окраски выражений: Бородинская битва и день Бородина, убит и сражён булатом. Они почувствуют нейтральную окраску первых и поэтическую- вторых выражений. А в других случаях метонимия представляет собой  действие или признак очень конкретными. Сравните: вступить в бой и чужие изорвать мундиры. Это уже не бой вообще, а конкретное представление о том, что происходит в бою.                                           

Говоря о таком синтаксическом средстве художественной выразительности как инверсия, учащиеся обращают внимание на то, что в стихотворении «Три пальмы» эпитеты чаще всего стоят после определяемого слова: почвы бесплодной, волною холодной, странник усталый, во влаге студёной, под крущей зелёной… Благодаря такому построению предложений - инверсии- речь приобретает поэтический колорит, к тому же эпитеты нередко связаны рифмой, что ещё более усиливает их значимость, помогает создать яркую образную картину. Кроме того, в стихотворении есть предложения, в которых явно нарушен привычный порядок слов: Звонков раздавались нестройные звуки; В тени их весёлый раскинулся стан. В обычной речи мы бы сказали: Раздавались нестройные звуки звонков; Их весёлый стан раскинулся в тени. А в стихах связанные по смыслу слова (звуки звонков, весёлый стан) оказываются отделёнными друг от друга-какой в этом смысл? Этот смысл легко увидеть, сравнив предложение в стихотворении с тем, которое мы искусственно создали, «выпрямив» порядок слов. Такой эксперимент позволил увидеть выразительные возможности инверсии и её эмоциональную окраску.

Попробуем определить, какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении «Парус»? Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова в первой строфе.

Парус «одинокий» (прилагательное).

Тумане «голубом» (прилагательное).

Стране «далёкой» (прилагательное).

Краю «родном» (прилагательное).

В первой строфе все рифмующиеся слова – прилагательные, обозначающие признаки предметов, которые созерцает или вспоминает лирический герой.

- Какие слова интонированы в первом четверостишии? Что способствует такому интонированию?

Интонированы глаголы: «ищет», «кинул». Обратный порядок слов и интонация позволяют акцентировать внимание на особом характере движения.

Таким образом, умение обратить внимание при чтении лирических произведений на средства художественной изобразительности, понять значение этих выражений, оценить их меткость и красоту- важная составляющая анализа художественного текста, позволяющая учащимся освоить выразительные возможности языка, а также вникнуть в смысл произведения.

                          Библиографический список

1.Зинина Е.А. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста, -М., 2017

2.Меркин Г.С. Выразительные средства художественной речи.- М.,2012

3.Симакова Е.СВ. Выразительность русской речи. Подготовка к ЕГЭ.- М., 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства средствами художественной выразительности

Изобразительное искусство – понятие, подразумевающее целую группу искусств, в которых художественный образ основан на непосредственном изображении видимого мира - это живопись, графика, ск...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Анализ лирического произведения как средство развития читательской компетентности

Доклад-представление методической системы на муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2016"...

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Средства художественной выразительности в лингвистическом анализе текста»

Элективный курс для  учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач образования по русскому языку и литературе в школе – обучению анализу художественного текста. Курс ориентирован на...

Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели урока: выявление  художественной  идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных...

Методическая разработка по предмету «Рисунок» 3 год обучения «Ритм как средство художественной выразительности в создании графического произведения» (на примере создания декоративного натюрморта).

Методическая разработка по предмету «Рисунок» 3 год обучения «Ритм как средство художественной выразительности в создании графического произведения» (на примере создания декора...