Анализ лирического произведения как средство развития читательской компетентности
статья по литературе на тему

Чернышова Ольга Алексеевна

Доклад-представление методической системы на муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ лирического произведения как средство развития читательской компетентности

В настоящее время общепризнанным является факт, что  снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции.  Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может  не состояться.

Федеральные государственные образовательные стандарты  определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся, и читательская компетентность является одной из ключевых.

Под читательской компетентностью подразумевается:

  1. способность понимать прочитанное;
  2. способность размышлять над содержанием;
  3. способность оценивать смысл и значение прочитанного;
  4. способность излагать суждения о прочитанном.

Данные способности могут быть сформированы разными формами и видами работы на уроках гуманитарного цикла. Одной из главных дисциплин, позволяющих воспитать грамотного читателя, является литература. Трудоёмким, но продуктивным способом формирования читательской компетентности я считаю анализ лирического произведения.

Лирическое произведение – это:

  1. текст (и это позволяет развивать умение работать с информацией);
  2. произведение искусства (это позволяет поднимать культурный уровень);
  3. чувственное начало (позволяет развивать эмоциональную сферу).

Любое художественное произведение представляет собой единство формы и содержания. Анализ направлен на постижение того и другого. Задача учителя при обучении анализу лирического текста показать, что форма стихотворения раскрывает содержание, смысл, выражает чувства.

А потому главными при анализе стихотворения являются вопросы:

  1. О чём пишет автор?
  2. С помощью каких средств?
  3. Для чего использует данные средства (образ, настроение, смысл)

Для формирования умения отвечать на эти вопросы предлагаю ученикам различные виды заданий.

1. О чём? Предмет стихотворения, тема.

Анализ ключевых слов.

  • Подчеркните ключевые слова стихотворения (часто повторяющиеся, однокоренные).

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

  • Восстановление деформированного текста.

Белый … пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро …

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

2. С помощью чего? Изобразительно-выразительные средства (тропы).

Анализ тропов.

  • Составление схемы «Олицетворение» (выписать глаголы к ИС зима)

З                злится

И                хлопочет

М                взбесилась

А                захватила, пустила

В                в окно стучится

Е                гонит со двора

С                хохочет

Н                шумит

А                умылась, румяней стала.

  • Использование клише сочинений (на место пропусков впишите примеры тропов).

Когда работа над формальной стороной стихотворения завершена, необходимо понять, для чего автор использует тот или иной троп. Вижу разные назначения тропов в стихотворной речи.

  1. создание образа
  2. передача настроения
  3. выражение авторской оценки

на основе этих целей формируем сначала устное а потом письменное высказывание.

Итак. Складываем полученные результаты.

О чем пишет автор.

Ф.И. Тютчев пишет о зиме и весне, используя олицетворения: зима злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, весна в окно стучится, хохочет, шумит, умылась, румяней стала. Олицетворения создают образы двух времён года. В них скрыта авторская оценка. Зима – отрицательный герой, весна – положительный. Глаголы передают борьбу.

Распространённой ошибкой школьных сочинений-анализов является то, что ученики не указывают назначение тропа. Привыкая отвечать на вопрос «зачем?», шаг за шагом они приходят к постижению смысла, идеи стихотворения.

Практическая значимость овладения читательской грамотностью очевидна. Во-первых, это личностный рост, духовное развитие; во-вторых, умение устанавливать причинно-следственные связи – компетентность, необходимая и на уроках истории, и математики, и биологии, да и в жизни; в-третьих, на экзамене по русскому языку в 9 и 11 классах проверяется умение выявлять авторскую позицию, определять тропы, понимая их назначение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Анализ лирического произведения

Материал для подготовки к ГИА по литературе...

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Обобщение опыта работы по теме "Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся"

В данной статье описан опыт работы по анализу текста на уроках русского языка....

Средства художественной выразительности как одно из составляющих анализа лирического произведения.

Заинтересовать школьников лирикой, помочь им постичь красоту и глубину смысла поэтических произведений встречает на уроках литературы определённые трудности. Как же их избежать?...

Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...