Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические.

Цели урока:

Совершенствование, расширение и углубление знаний учащихся о культуре речи, о языковой норме и о типах языковых норм.

Ознакомление с двумя уровнями речевой культуры:

1) владение нормами устного и письменного литературного языка;

 2) использование выразительных языковых средств  в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Формирование и совершенствование умений видеть нарушение языковой нормы, определять ее тип, исправлять ошибки.

 Совершенствование аналитических и коммуникативных навыков учащихся.

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Оборудование:  учебник, раздаточный материал

ХОД УРОКА.

Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.

Л.В. Щерба

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему. Самоопределение к деятельности

Учитель:

   Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)-  

  1. Тема. Целеполагание

  1. Актуализация знаний (через проверку дом.задания)

- Что такое «НОРМА» русского языка?

Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

- Какие бывают нормы?

Фронтальный опрос:

Какие нормы отражают следующие правила?

  • произношения, ударения, использования интонации;
  • употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;
  • образования слов;
  • образования форм слов различных частей речи;
  • построения словосочетаний и предложений;
  • употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;
  • написания слов и форм слов;
  • постановки знаков препинания?

  1. Работа по теме урока.
  1. Орфоэпическая разминка

Добыча, прибывший, асимметрия,        закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор,         завсегдатай, облегчить, озвучение, сливовый.

1 ош. – 9

2 ош. – 8

3 ош. – 7

4 ош. – 6

5 ош. – 5

6 ош – 4

7 ош – 3

8 ош – 2

Проверьте себя. Посчитайте количество ошибок. Оцените себя.  

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Задание: Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов. (употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров  покажите своеобразие чеховского пейзажа  (употребление рядом однокоренных слов).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.  (Неправильное употребление  Д.О.).
  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее. (Неправильное образование форм прилагательных).

  1. Отработка практических умений и навыков

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

Подойдя к дому, мне стало прохладно.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

В конце вечера трибуну представили гостям.

Одень пальто, на улице холодно.

Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.

Татьяна любила вставать с зарницей.

День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

с обоими медвежатами

удивляться юмором рассказчика

упаковка макаронов

победил вопреки прогнозов

самый высочайший  дуб

вкусный кольраби

в двухтысяча двенадцатом году

  1. Коллективная работа

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

  1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

  1. Исследовательская работа

Прочитайте выразительно  предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/

2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка/

3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   ( Н.В. Гоголь ).   / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД:  Подобные нарушения логики высказывания используются как  стилистический приём создания комического эффекта.  

  1. Итоги  урока. Рефлексия

- Кластер «Секреты хорошей речи»:

ясность

                                                 точность

                                                 краткость

                                                 выразительность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»  позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...

Языковые нормы

Презентация может быть использована  на уроках русского языка в 11 классах общеобразовательной школы  при подготовке к ЕГЭ....

«Речевой этикет и языковая норма деловых людей»

В предлагаемом курсе дополнительной образовательной программы речевой этикет рассматривается в двух аспектах. В нормативном аспекте приводятся и подвергаются анализу те выражения речевого этикет...

Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"

Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"...

Технологическая карта урока "Основные виды языковых норм"

Материалы урока помогут научиться применять в практике речевого  общения орфоэпические нормы языка, строить свою речь в соответствии с языковыми нормами...

Контрольная работа, русский язык, 10 класс, 1 полугодие «Орфоэпические, лексические, словообразовательные и морфологические нормы»

Текст контрольной работы включает в себя задания (1 и 2 варианты), критерии оценки, ответы....