Поурочное тематическое планирование по русскому языку в 5 классе.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)

Долгих Юлия Александровна

Поурочное тематическое планирование по русскому языку в 5 классе. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.  в  двух частях. Научный редактор - акад. РАО Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2013.

Характеристика деятельности. График контрольных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочное тематическое планирование по русскому языку  для обучающихся 5 класса

 5 ч в неделю - всего170 ч.

№№

Уроков

Темы уроков

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

                                   Язык и общение. 2+1 ч.

1

Введение. Язык и человек.

1

Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения.

2

Общение устное и письменное.

1

Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий общения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализируя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение.

3

РР: Стили речи.

1

Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.

Вспоминаем, повторяем, изучаем. 16+3 ч.

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

Читают текст, определят его тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают свое мнение о тексте.

Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины.

5

Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.

6

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов.

7

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.

8

Буквы и, у, а после шипящих.

1

Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила, работают с орфографическим словарем, составляют предложения.

9

Разделительные ъ и ь.

1

Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком.

10

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.

11

 РР: Обучающее изложение.

1

Определяют признаки текста.

Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана.

12

Стартовая контрольная работа. Тест.

1

Стартовая контрольная работа. Тест.

13

Части речи.

1

С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приемы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют главные члены в одном из предложений. Пишут сочинение.

14

Глагол. -Тся и -ться в глаголах.

1

Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведенных в упражнениях. Ставят глаголы в неопределенную форму.

Активизируют правило написания –тся и –ться в глаголах.

Выполняют упражнения, руководствуясь правилом.

15

Личные окончания глаголов. Не с глаголами.

1

Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами.

16

Имя существительное.

1

Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имен существительных. Активизируют правило написания ь на конце имен существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных.

17

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных.

1

18

Имя прилагательное.

1

Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант.

19

РР: Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».

1

 Пишут  сочинение-описание картины по образцу, с использованием алгоритма.

20

Местоимение.

1

Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведенных в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения.

21

 Основная мысль текста.

1

Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на заданную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания.

22

Контрольный диктант № 2 по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем».

1

 Пишут диктант.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.   24+5 ч.

23

Синтаксис. Пунктуация.

1

Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывают тексты, пишут краткие изложения.

24

Словосочетание.

1

Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией – составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка.

25

Разбор словосочетания.

1

Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или предлог). Выполняют разборы словосочетаний.

26

Предложение.

1

Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. Пишут сжатое изложение по тексту.

27

РР: Сжатое изложение.

1

Пишут сжатое изложение.

28

Виды предложений по цели высказывания.

1

Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных

предложений. Пишут диктант. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А.С. Пушкина.

29

РР: Сочинение повествовательного характера на свободную тему.

1

Пишут сочинение повествовательного характера на свободную тему.

30

Восклицательные предложения.

1

Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах. Пишут сочинение и готовят устный отзыв о сочинении товарища.

31

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях. Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.

32

Сказуемое.

1

Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых.

33

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения межу главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения.

34

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

Различают распространённые и нераспространенные предложения. Составляют нераспространенные предложения и распространяют их однородными членами.

35

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения. Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы распространенных предложений. Пишут диктант.

36

Определение.

1

Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями.

37

Обстоятельство.

1

Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства.

38

Предложения с однородными членами.        

1

Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексы с однородными членами.

39

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами. Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами; составляют

предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант.

40

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Тест по теме «Однородные члены предложения».

1

41

Предложения с обращениями.

1

Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют предложения с обращениями.

42

РР: Письмо.

1

Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу.

43

Синтаксический разбор простого предложения.

1

Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполняют устный и письменный разборы предложений.

44

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор предложений.

45

РР: Сочинение повествовательного характера с элементами описания по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!».

1

  Выполняют  подготовительную работу.

46

РР: Написание сочинения по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!».

1

Пишут сочинение

47

Простые и сложные предложения.

1

Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам.

48

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений. Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и сложные предложения».

49

Прямая речь.

1

Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами слова автора и прямую речь)

50

Диалог.

1

Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Моделируют диалог, описывая происходящее на картинке.

51

Контрольный диктант № 2 по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

1

 Пишут контрольный диктант.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 11+3 ч.

52

Фонетика. Гласные звуки.

1

Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки».

53

Согласные звуки.

1

 Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой речью, обозначают орфограммы.

54

 Изменение звуков в потоке речи.

1

Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

55

Согласные твердые и мягкие.

1

Распознают твердые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной.

56

РР: Повествование.

1

Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к определенному стилю. Составляют план текста.

57

РР: Обучающее изложение текста с элементами описания и повествования.

1

Учатся писать изложение.  

58

Согласные звонкие и глухие.

1

Распознают звонкие, глухие сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламируют его.

59

Графика. Алфавит.

1

Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст. Пишут диктант.

60

РР: Описание предмета.

1

Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет.

61

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.

62

Двойная роль букв е, ё, ю, я

1

Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

63

Орфоэпия.

1

Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки.

64

Фонетический разбор слова.

1

Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов.

65

Контрольный диктант № 3 по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

1

Пишут диктант с грамматическим заданием.  

Лексика. Культура речи.  7+2 ч.

66

Слово и его лексическое значение.

1

Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом – озаглавливают его, составляют план текста, анализируют содержание и

структуру текста. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.

67

Однозначные и многозначные слова.

1

Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают свое отношение к тексту, списывают часть текста.

68

Прямое и переносное значение слов.

1

Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные предложения со словами в переносном значении. Пишут диктант.

69

Омонимы.

1

Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы.

70

Синонимы.

1

Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам. Пишут сочинение по картине, используя синонимы.

71

РР: Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

1

Учатся писать сочинение по картине.

72

Антонимы.

1

Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарем антонимов.

73

Контрольный диктант № 4 по разделу «Лексика. Культура речи».

1

Пишут диктант с грамматическим заданием.  

74

РР: Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания.

1

Пишут изложение.

Морфемика. Орфография. Культура речи. 17+4

75

Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова).

76

Окончание.

1

Опознают окончание как формообразующую морфему.

77

Основа слова.

1

Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания. Пишут сочинение в форме письма товарищу.

78

РР: Сочинение повествовательного характера по личным впечатлениям.

1

  Пишут сочинение повествовательного характера.

79

Корень слова.

1

Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.

80

РР: Рассуждение.

1

Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализируют текст, высказывают свое мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочинение, в котором объясняют происхождение названий дней недели.

81

РР: Сочинение-рассуждение на тему: «Дни недели рассказывают о себе».

1

Пишут сочинение – рассуждение.

82

Суффикс.

1

Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

83

Приставка.

1

Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут выборочное изложение по тексту упражнения.

84

Чередование звуков.

1

Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/ при изменении слов).

85

Беглые гласные.

1

Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием.

86

Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

1

Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов.

87

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в приставках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой.

88

Буквы З и С на конце приставок.

1

Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой. Пишут диктант.

89

Буквы З и С на конце приставок.

1

90

Буквы О-А в корне -лаг- и -лож-.

1

Усваивают правило написания букв а – о в корне -лаг- – -лож-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой.

91

Буквы О-А в корне -раст- и -рос-.

1

Усваивают правило написания букв а – о в корне -раст- – -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными.

92

Буквы Ё - О после шипящих в корне.

1

Усваивают правило написания букв ё – о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование».

93

Буквы И - Ы после Ц.

1

Усваивают правило написания букв и – ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.

94

Закрепление изученного по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Тест по теме «Морфемика».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его. Пишут сочинение по картине или описывают ее устно.

95

Контрольный диктант № 5 по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

1

Пишут контрольный диктант.  

96

РР: Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

1

Пишут сочинение-описание по картине.  

Морфология. Орфография. Культура речи. 52+13 ч.

97

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Ориентируются в понятиях самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное   18+3

98

Имя существительное как часть речи.

1

Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведенные в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имен существительных. Составляют распространенные предложения по картине.

99

РР: Доказательства в рассуждении.

1

Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?». Пишут сочинение-рассуждение.

100

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Распознают имена существительные одушевленные и неодушевленные. Пишут диктант, выделяя одушевленные имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

101

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имен существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. Пишут сжатое изложение. Рассказывают об имени существительном по плану.

102

РР: Сжатое изложение повествовательного характера «Перо и чернильница».

1

Написание сжатого изложения по алгоритму выполнения задачи

103

Морфологический разбор имени существительного.

1

Выполняют морфологический разбор имени существительного по алгоритму.  

104

Род имен существительных.

1

Определяют род имен существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имен существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют словосочетания или предложения, в которых отчетливо выявляется род имен существительных.

105

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

Распознают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмечают количество имён существительных в тексте.

106

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

Распознают имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. Пишут диктант.

107

Три склонения имен существительных.

1

Определяют тип склонения имен существительных. Склоняют имена существительные. С учетом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике.

108

Падеж имен существительных.

1

Определяют падеж имен существительных. Выделяют падежные окончания имен существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительском падеже. Анализируют место имен существительных в том или ином падеже в предложении.

109

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам). Работают дома: слушают по радио сообщение о погоде и письменно пересказывают его. Пишут изложение по тексту упражнения.

110

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

111

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

112

РР: Изложение повествовательного характера с элементами описания.

1

Пишут изложение повествовательного характера с элементами описания.

113

Множественное число имен существительных.

1

Определяют морфологические признаки множественного числа имен существительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написания мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализируют текст.

114

Множественное число имен существительных.

1

115

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

1

Усваивают правило написания о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывают данный текст в форме диалога. Пишут диктант.

116

РР: Сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

Коллективное конструирование текста -  описания.

117

Закрепление изученного по разделу «Имя существительное». Тест по теме «Имя существительное».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.  

118

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное».

1

Написание контрольного диктанта с грамматическим заданием

Имя прилагательное. 9+4 ч.

119

Имя прилагательное как часть речи.

1

 Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

120

Имя прилагательное как часть речи.

1

121

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Пишут сочинение-описание.

122

Правописание гласных в падежных окончаниях.

1

123

РР: Описание животного.

1

Воспринимают описание животного как вариант описания. Пишут изложение по тексту, в котором есть описание животного.

124

Прилагательные полные и краткие.

1

Распознают полные и краткие формы имен прилагательных. Образуют краткие формы имен прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными. Готовят устное повествование с элементами описания по картине.

125

Прилагательные полные и краткие.

1

126

РР: Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

1

Пишут сочинение

127

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен прилагательных. Пишут сочинение по плану. Пишут диктант.

128

РР: Сочинение-повествование по данному плану.

1

Пишут сочинение

129

Закрепление изученного по теме «Имя прилагательное».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Работают со словарем: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием. Списывают текст, указывают в тексте падежи имен существительных и прилагательных, обозначают орфограммы. Пишут сочинение – описание животного.

130

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

1

Написание контрольного диктанта с грамматическим заданием

131

РР: Художественное описание животного на основе наблюдений.

1

Пишут сочинение

Глагол         24+6

132

Глагол как часть речи.

1

Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы –сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу и числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими.

133

Не с глаголами.

1

Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя глаголы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. Пишут диктант.

134

РР: Рассказ.

1

Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему.

135

Неопределенная форма глагола.

1

Распознают неопределенную и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределенной форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределенной форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределенной форме. Готовят по плану сообщение о неопределенной форме глагола.

136

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

1

Усваивают правило написания –тся и –ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом –ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. Учат стихотворение наизусть.

137

Виды глагола.

1

Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами.

138

Виды глагола.

1

139

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

1

Усваивают правило написания букв е – и в корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

140

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

1

141

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

1

142

РР: Невыдуманный рассказ (о себе).

1

Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведенное в упражнении изложение ученика, указывают недочеты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды…».

143

Время глагола.

1

Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов.

144

Прошедшее время.

1

Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределенной формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно.

145

Настоящее время.

1

Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени.

146

Будущее время.

1

Определяют форму будущего времени глагола и способ ее образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Пишут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять – двадцать лет. Подбирают слова на тему «Спорт».

147

Спряжение глаголов.

1

Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения.

148

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

1

Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведенным в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряжение глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производят наблюдение за движением на улице и пишут по нему сочинение-описание. Подбирают глаголы для описания характера людей. Составляют устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». Пишут диктант.

149

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

1

150

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

1

151

Морфологический разбор глагола.

1

Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Пишут сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. Составляют и разыгрывают диалог.

152

РР: Сжатое изложение повествовательного характера «Шоколадный торт».

1

Пишут сжатое изложение повествовательного характера «Шоколадный торт».

153

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

1

Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

154

Употребление времен.

1

Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа.

155

РР: Спортивный репортаж по серии рисунков.

1

Пишут спортивный репортаж по серии рисунков.

156

Тест по теме «Глагол».

1

Контроль и самоконтроль изученных понятий.

157

РР: Сочинение - рассказ по картине К.Н Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».

1

Написание сочинения-рассказа по рисунку

158

РР: Написание сочинения-рассказа по картине К.Н Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».

1

Написание сочинения-рассказа по рисунку

159

Закрепление изученного по теме «Глагол».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозначают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе.

160

Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол».

1

Написание контрольного диктанта с грамматическим заданием

Повторение и систематизация изученного в 5 классе. 9+1 ч.

161

Разделы науки о языке.

1

Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывают лексическое и грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Составляют план сообщения об одной из частей речи. Анализируют тексты. Пишут сочинение.

162

РР: Сочинение на одну из предложенных тем: «Куда бы я хотел поехать летом и почему?», «Однажды в детстве» и др.

1

Пишут сочинение на одну из предложенных тем

163

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Анализируют, списывают текст.

164

 Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием

1

Пишут контрольный диктант  с грамматическим заданием

165

Орфограммы в окончаниях слов.

1

Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают примеры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. Пишут диктант.

166

Употребление букв ъ и ь.

1

Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Заполняют таблицы. Обозначают орфограммы. Выбирают имена собственные из текста упражнения.

167

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записывают его по памяти.

168

 Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

169

Тест «Повторение за курс 5 класса».

1

Контроль и самоконтроль изученных понятий.

170

Анализ работ.

1

Выполняют работу над ошибками.

 

График проведения контрольных работ.

Урок.

Название работы

12

Стартовая контрольная работа.

22

Контрольный диктант № 1 по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем».

51

Контрольный диктант № 2 по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

65

Контрольный диктант № 3 по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

73

Контрольный диктант № 4 по разделу «Лексика. Культура речи».

95

Контрольный диктант № 5 по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

118

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное».

130

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

160

Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол».

164

Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием

169

Тест «Повторение за курс 5 класса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно - тематическое планирование по русскому языку. 7 класс комплекс Бабайцевой.

Данное планирование по русскому языку  рассчитано на 4 часа в неделю для учащихся 7 класса....

Поурочно-тематическое планирование по русскому языку и литературе в 7-8 классах

Поурочно-тематическое планирование по программе М.М. Разумовской .Русский язык и по программе В.Я. Коровина . Литература...

Поурочно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс)

Поурочно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс)...

Поурочно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Поурочно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (ФГОС)Учебник: Русский язык, 5 класс, М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос...

Поурочное тематическое планирование по русскому языку. 6 класс.

Поурочное планирование по русскому языку. /6 часов в неделю./Характеристика деятельности....

Поурочно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Поурочно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (ФГОС)Учебник: Русский язык, 5 класс, М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос...

Поурочно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (ФГОС)

Поурочно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (ФГОС)Учебник: Русский язык, 5 класс, М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос...