Методика работы с готовым текстом на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)

Макова Надежда Алексеевна

Данная методика работы с готовым текстом подходит для учащихся 5-6 классов, когда только начинается обучение анализу текста. На таких занятях я связываю своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических закономерностях данного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Методика работы с готовым текстом на уроках русского языка.

     В своей работе по развитию речи я всегда опираюсь на художественный текст, о какой бы языковой единице ни говорилось на уроке. Не на отдельные предложения или слова, а именно на логически законченный отрывок, способный вызвать у учащихся эмоциональное переживание. Помимо развития эмоциональной сферы учащихся, знакомства с классикой, использование текстов даёт учащимся те образцы речи, то многообразие выражения собственного состояния, настроения, без которых невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, владеть средствами его выразительности.

       Но бессмысленно просто прочитать художественный текст и дать по нему грамматическое задание или обратиться к классу: «Посмотрите, какой красивый язык!» для ребят это пустой звук, пока текст не начнёт переживаться ими, а собственные переживания не станут осмысленными.

       Как правило, успешным оказывается путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических закономерностях данного текста. Ход подобного процесса можно представить следующим образом:

Ученик – ученик + текст – текст - обобщение

   1.Начальное восприятие текста (определение своих чувств, ощущений,      отношения.

   2.Попытка понять: почему я испытываю именно это?

   3. Поиск в тексте того, что могло бы объяснить особенности моего восприятия.

   4. Какие закономерности авторской речи служат для усиления художественного воздействия на читателя.

      Как видно из схемы, лингвистический анализ я начинаю не с текста, а с ученика, исхожу из его личности, характера, интереса. Ученики говорят о себе, о своих ощущениях, чувствах, о своём отношении, они пытаются понять, почему чувствуют это, переживают так, а не иначе. Здесь художественный текст помогает связать личность каждого ученика с учебным предметом. Такой путь не может не вызвать интереса к русскому языку: ведь для каждого человека, особенно для растущего, самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Например: учащимся для анализа даётся готовый текст и предлагаются задания.

Ученики наблюдают за тем, какие языковые средства используются для раскрытия темы.

                                                    Лесные силачи.

      Ударила первая капля дождя — начались соревнования. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберёзовик и гриб моховик. Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. Вторым был подосиновик. Он выжал три листика осины, шесть хвоинок и сосновую шишку.

      Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул шляпкой мох, подлез под сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал, жал-жал — не выжал! Только шляпку свою раздавил. Как заячья губа стала. Победителем вышел подосиновик.

      Награда ему — алая майка чемпиона.    (Н. Сладков)

                                                   

                                                     Задания.

  1. Почему рассказ начинается с капли дождя?
  2. Какое значение словам «раззадорился», «расхвастался» придают приставки раз-, рас-.
  3. С какой целью автор использует повторения?
  4. Подобрать синонимы к слову «алый».
  5. Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор в тексте? Привести примеры.
  6. Как подчеркнута скромность подберёзовика и подосиновика и хвастовство маховика?
  7. Как вы понимаете выражение «алая майка чемпиона». Назовите вид тропа.

      И ещё один принцип, без которого, на мой взгляд, также невозможно успешное обучение: каждый урок должен удовлетворять стремление ребёнка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность. Необходимо как можно чаще давать возможность побывать на позиции автора. Стать автором не только творческих работ, сочинений, но и отдельных предложений, высказываний.

      Можно предложить ученикам составить свои предложения, включая в них слова на нужное правило, или выразить свою мысль по определённой синтаксической модели: придумать связный текст, используя слова, с которыми шла работа на уроке. При этом очень важно, чтобы такие задания ориентировались на раскрытие личностного отношения ребят к окружающей действительности, на осмысление своего собственного мира. Например, в теме «Имя прилагательное» ученикам предлагаю дать определение самому себе:

               

                   я какой?  -  добрый, неуравновешенный, способный, вредный,

                                        эгоистичный, задиристый, отзывчивый и т.д.

      Самым трудным для ребят оказалось решить, что же действительно относится к его личности: добрый он или нет, ленивый или всё-таки не очень. Но именно поэтому задание и вызвало интерес.

       Различных способов поставить ребёнка в позицию автора можно придумать множество — это и для учителя источник творчества. Главное, чтобы учеников не заставлять ежедневно учиться лишь тому, чтобы правильно фиксировать чужую речь, а дать возможность формировать и развивать свою. Ведь очень важно для человека, чтобы его грамотность обслуживала его собственную речь.

       Если уроки русского языка станут для каждого ребёнка источником творческих сил, временем самовыражения, раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадает сама собой, обо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение. Живой интерес ребят просыпается только тогда, когда язык в школьном преподавании становится тем, чем он есть на самом деле: способом познания окружающего мира, человека, самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы

Данная работа представляет собой выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы. В работе рассматривается пошаговое обучение учеников 5-го класса анализу ...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы.

В статье представленны методические рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы....

Статья "Методика работы со стихотворными текстами на уроках английского языка в процессе обучения младших школьников"

Статья касается  важности использования поэтических текстов, песен, сказок в процессе обучения английскому языку....

Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагментов произведений И.А. Бунина)

Выступление на МО учителей русского языка и литературы Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагм...