методика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Морозова Светлана Викторовна

Данная работа представляет собой выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы. 

В работе рассматривается пошаговое обучение учеников 5-го класса анализу текста с точки зрения речевого оформеления, композиции и содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Методика работы с текстовой информацией  

                    на  уроках русского языка     и      литературы.

             

  (Выступление на  заседании ШМО МОУ «КСОШ№55»)

    В изучении гуманитарного курса В.А.Сухомлинский  первостепенное значение уделял анализу художественных текстов, при помощи которых формируется личность ребёнка. Поэтому  Василий Александрович советовал коллегам детально изучать текст. В этом Сухомлинский видел возможность совершенствования речи учеников, отлично понимая , что задача требует кропотливого труда учителя и его воспитанников.

    Советы педагога не потеряли актуальности и в наши  дни: самообучение

учеников с помощью исследования писательского мастерства, анализа текста, наблюдения за стилистическими приёмами автора – главные компоненты работы на уроках гуманитарного курса.

     Для пятиклассников текст художественного произведения - лабиринт. Помочь ученикам в исследовании произведения может анализ , который состоит из определённых шагов:

   

речевое оформление текста (устаревшие или диалектные слова);

реминисценции и цитирование;

композиция  (заголовок, зачин и концовка).

Исследование текста начинается со знакомства с книгой (учебником). На первом же занятии учитель объясняет: в книге содержится большой объём информации, и хорошо изданная книга не хуже компьютера.

  Заголовок.

   Сочетание нескольких заданий по тексту представляется особенно актуальным при наблюдении за структурой, которая начинается с заголовка.

Итак, первый компонент текста – заголовок - поможет понять тип текста: описание, рассуждение или повествование.

   На уроках литературы мы рассматриваем заголовок в единстве с авторской мыслью и стилистическим оформлением. Задача учителя помочь ученикам увидеть эту связь.  Так, при изучении пьесы «Петрушка Уксусов» мы вспоминаем, что «уксус» - острый, жгучий соус, но острым на язык оказывается и герой народного театра.  Имя Петрушка» (хотя в тексте мы встречаем и полное имя героя - Пётр Иванович) отправляет нас к стилистике лубка. Вздорный характер  и колкие шутки, обличающие действительность, приводят нас к пониманию имени героя и авторского замысла. Таким образом, ученики понимают, что это оценочный заголовок.

   На уроках русского языка предлагается обратный ход – озаглавить текст. Можно текст озаглавить пословицей, сочинив  сказку. (Приём давно и широко используется на творческих уроках). Этот заголовок будет цитатным по своему характеру.

   Заголовок может носить и проблемный и парадоксальный оттенок.

Итак, работая над анализом текста, учащиеся должны практически усвоить,

что заголовок соответствует тематике исследуемого произведения.

   Следует научить видеть и тематически завершённое высказывание. Композиционная завершённость текста обнаруживается в наличии единства «зачин – основной текст – концовка».

  Зачин (вступление).

   

  Классификация «зачинов» в учебниках литературы у разных авторов опирается на известные работы Г.Я.Солганика.

  Повествовательный зачин предусматривает последовательное перечисление того, кто, где, когда, что сделал.   Так начинается сказка: « Давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

  На уроках русского языка подобную структуру зачина встречаем в текстах упражнений №64, 70, 75 и  других. (Учебник русского языка , 5 класс  часть1,  под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, М.: Просвещение,2012). Ускоренно-повествовательные вступления  имеют трафаретные начала: «однажды, один раз, иногда».

  Учитывая особенности пятиклассников, различную степень компетенций, можно предложить сильной группе начать  повествование с выбора цитаты. Например, если текст носит лингвистический характер, можно взять в качестве вступления цитаты упражнения №10 или предложить, опираясь на интегрированную технологию, подобрать из учебника литературы , из Интернета пословицу: «хорошую речь и слушать хорошо».

   Исследование текста представляется важным, так как помогает переосмысливать изученное и на его основе создавать свой текст.

   Если автор без всякого вступления помещает читателя в содержание, значит, мы имеем дело с динамическим вступлением. Этот приём пятиклассники используют на уроках развития речи при работе над описанием картины. «Первый снег. Знакомый всем, белый, пушистый, лёгкий, как пух, первый снежок падает с неба, и изумлённые дети смотрят на него».

   Для пятиклассников ещё трудно понять, что такое вступление является частотным в публицистической литературе. Используя технологию опережающего обучения (метод Т.А.Ладыженской), мы можем их готовить к созданию текстов подобной композиции и стиля.

   Исследуя текст, мы не можем  не обратить внимания на завершение, связь которого с вступлением очевидна.

   

   Концовка (завершение).

  С первых упражнений мы показываем ученикам связь темы и композиции с завершением.

   Наиболее встречаемая концовка – итог событий, наблюдений,  представленных в основной, содержательной части текста. Например, мы встречаем  подобное завершение в упражнении № 136:  « Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

  В работах пятиклассники чаще используют оценочное завершение, в котором дают свою характеристику герою или событию.

  Наиболее интересно исследование концовки с изменением времени: происходит перенесение  событий из прошлого в настоящее. Подобную композицию мы встречаем в авторских сказках «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина или «Алиса в стране чудес» Л.С.Кэролла.

  В пятом классе крайне редко встречается текст с открытым завершением. Но в своих работах пятиклассники используют приём недосказанности.

 Работа над содержанием текста

  Исследуя произведение, анализируя текст, ученик ищет правильные ответы на вопросы, тем самым происходит активизация мыслительной деятельности, погружения в языковую среду, фиксирует внимание на проблеме.

  На мой взгляд, для осуществления этих задач, может быть использована технология диалогового обучения.

  Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе изучения сложных для понимания пятиклассников эпизодов текста, при работе над стихотворением или в процессе объяснения нового материала.

 На уроке читаем  строки стихотворения Юны Мориц:

      Пузатый  чайник знаменит

      В любое время года,

      Особенно когда стоит

      Неважная погода.

      Пых – пых, горячий вкусный чай

      Разгонит скуку и печаль.

      Он – с мёдом, он – с вареньем,

      С чудесным настроеньем!

Учитель даёт возможность ученикам поразмышлять над основным содержанием текста:

 -Какова, на ваш взгляд, основная мысль автора?

 -О еде.

 -О чае.

 -О том, что чай очень вкусный.

Мнения учащихся разнообразны, но на начальной стадии обучения ответы односложны, что свидетельствует о несформированной речи.

Вспоминаем с учениками о композиции:

- С какого сообщения начинается стихотворение?

- Чайник  «пузатый» и знаменитый.

- Почему чайник знаменит и в какое время года?

В вопросах - побуждение к поиску ответов в самом тексте стихотворения.

Размышляя, анализируя слова «неважная погода», «разгонит скуку и печаль», пятиклассники осознают, что главным героем произведения является чайник.

Учитель просит прочитать последнюю строку « о чудесном настроении»

- О чьём настроении пишет автор? Кто припас мёд и варенье для угощения гостей?

Метафоричные строки помогут ученикам «раскрыть» секрет  поэтического текста, подобрать ключ к его прочтению.

 

 А на уроках литературы мы вновь вспомним о необходимости понимания слов. Анализируя пословицы народов мира, пятиклассники делают вывод о патриотическом отношении к своей родине и традициям своего народа:

Глупа та птица,  которой своё гнездо не мило.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

 

Исследуя структуру пословицы, понимаем, что строится она на противопоставлении. Пытаемся придумать свою пословицу или вспомнить (найти дома, в Интернете) пословицу. Этот приём можно использовать и в работе с загадками. Главное – ученики должны найти омонимичные понятия: «родина-чужбина», «беден -богат»…

  Исследуя тексты  разных типов, стилей , мы должны учитывать особенности пятиклассников. Поэтому в ходе изучения текста необходимо переключать внимание учеников с одного вида деятельности на другой, структурировать приёмы комплексного анализа, развивать системность мышления.

 

  Приём проектной технологии не менее продуктивен при работе с текстом.

  Пониманию авторской позиции, определению задач, поставленных автором, способствует предварительная работа по изучению биографии писателя, знакомству с его эпохой, условиями жизни.

 Начинается этап самостоятельного изучения произведения.  Собирание материала носит индивидуальный характер и способствует развитию личности ребёнка. Хорошо, если на первых порах к этому поиску  привлекаются члены семьи ученика – создаётся творческая группа единомышленников.

  Так, приступая к теме «Народный кукольный театр»,  одни ученики совместно со старшими подготовили презентацию «Народные ремёсла в Люберцах». Для этого была организована экскурсия в Люберецкий краеведческий музей, где им представилась  возможность увидеть самодельные куклы конца 19 века.

 Другие ученики попытались смастерить куклу и вертеп. Прикладной характер заданий не только позволил пятиклассникам самостоятельно подготовить тему и осмысленно работать с текстом пьесы, которая представляет проблему для понимания поступков героя.

   

Список литературы:

Учебник «Русский язык» 5 класс 1 часть под редакцией Т.А.Ладыженской

                                                          М.:Просвещение, 2012 год.

Журнал «Литература в школе» № 20. 2009 год

        О.И.Горбич «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе», лекция №6.

«Комплексный анализ текста»        Г.Я.Солганик, М.: «Просвещение», 1986

год.

«Организация самостоятельной работы на уроке» Литература; О.А.Зажигина

Волгоград: Учитель, 2011год. 219 стр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края

Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...

Методы и приёмы исследовательского подхода при работе с текстовой информацией на уроках русского языка.

Организовать работу с текстовой информацией на уроках русского языка помогает применение технологии исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельн...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Доклад по теме самообразования « Игровая методика с использованием инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру.Игра - один из важнейших видов деятельности человека, необход...

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся  через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...

Методика работы с готовым текстом на уроках русского языка

Данная методика работы с готовым текстом подходит для учащихся 5-6 классов, когда только начинается обучение анализу текста. На таких занятях я связываю своеобразие личностного восприятия ученика с пр...


 

Комментарии

Грунина Людмила Валерьевна

Очень полезная информация. Спасибо.