КИМ по русскому языку 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Галиева Эльза Ришатовна

КИМы по русскому языку 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_russkiy_yazyk_6_klass.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный  словарный диктант

  I. Купаться в проруби; расти у речки; побывать в цирке; возле акации; яблоки на яблоне; на циферблате; идти по тропинке к речке; на ветке сирени; быть на юбилее, в здании, на лекции в планетарии, в экспедиции, в Африке, в долине; деревья в инее; об удивительном случае; в мягкой хвое; свернуть с аллеи; заботиться о здоровье; о русском пейзаже; расположить по вертикали.

 

 Сжатое изложение

       По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмется от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочками, мичманская форма греет плохо.

       Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

       - Замолаживает…

       - То есть как «замолаживает»? – Мичман смотрит недоуменно.

       - Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. К теплу.

       Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

         «Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

          Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.

Диктант

     Старый скрипач играл «Зимнюю дорогу»  Шуберта. Вдруг из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. Он сел на морозный снег, потом походил немного вокруг футляра и залетел внутрь него. Там воробей начал клевать хлеб, который старик специально принес для него. Маленькая птичка почти зарылась в теплую мякоть хлеба.

        Воробей ел долго. Уже метель засыпала полностью снега помещение футляра, а воробей все ещё шевелился  внутри снега, трудился над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошёл к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда птичка освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко чирикнул и убежал к себе на ночлег, чтобы не лететь по холодному ветру и не тратить напрасно свою силу.

       На следующий вечер этот воробышек опять прибыл к памятнику Пушкину. Он сразу же опустился в футляр  и стал клевать готовый хлеб. Старик глядел на него с высоты подножья памятника, играл музыку на скрипке и чувствовал добро в своём сердце.

 

Диктант

«Сжечь ее на костре!» — закричал Рыжий.

Железная Кнопка и Шмакова выволокли чучело, укрепленное на длинной палке. Следом за ними вышел Димка и стал в стороне. Чучело было в моем платье, с моими глазами, с моим ртом до ушей. Ноги сделаны из чулок, набитых соломой, вместо волос торчала пакля и какие-то перышки. На шее у меня, то есть у чучела, болталась дощечка со словами: «ЧУЧЕЛО — ПРЕДАТЕЛЬ».

 Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали одни плечи, а головы совсем не было видно.

 Они подтащили меня вплотную к огню…  Я бросилась к костру и стала расшвыривать его ногами, хватала горящие сучья руками — мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. 

Контрольный словарный диктант

   Замирать от восторга, загорелый спортсмен, обширная территория, расположиться в вестибюле, интересная брошюра, тихий шорох, чувствовать прекрасно, поздние цветы, гастроли цирка, генеральная репетиция, жесткий панцирь, четыре цыплёнка, цитрусовые растения.

Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология»

для учащихся 6 класса

Вариант I

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

  1. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. (макс. кол-во баллов: 7)

1. прямое значение слова

А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова

Б) ветер воет

В) быстрый олень

Г) горит костёр

Д) горит закат

Е) золотые руки

Ж) высокие горы

  1. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…(макс. кол-во баллов: 1)

А) безжизненный, мёртвый

В) бесцеремонный, прямолинейный

Б) безалаберный, безответственный

Г) беспощадный, жестокий

  1.  В каком ряду слова являются диалектизмами? (макс. кол-во баллов: 1)

А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст

Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

  1. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
    (макс. кол-во баллов: 5)
  • Встали очень рано (1) и отправились в путь.
  • Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).
  • «Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
  • Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)
  • Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).

_____________________________________________________________________________

От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.

  1. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)

А) сбросить концы в воду

В) хоть глаз вырви

Б) обвести вокруг носа

Г) не в своей кастрюле

Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология»

для учащихся 6 класса

Вариант II

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ(макс. кол-во баллов: 1)

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

  1. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква. (макс. кол-во баллов: 7)

1) аккуратный

А) безобразный

2) трудиться

Б) неволя

3) жизнерадостный

В) ослабить

4) говорун

Г) небрежный

5) свобода

Д) молчун

6) усилить

Е) бездельничать

7) красивый

Ж) угрюмый

  1. В каком ряду слова являются профессионализмами? (макс. кол-во баллов: 1)

А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска

Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

  1. Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.
    (макс. кол-во баллов: 3)

А) старичок

Г) хамство

Б) сыночек

Д) обожать

В) пустомеля

Е) физиономия

  1. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой. 
    (макс. кол-во баллов: 5)
  • Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.
  • Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.
  • У каждого человека есть слабое место (3).
  • Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.
  • Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).

_____________________________________________________________________________

Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.

  1. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)

А) душа в ноги ушла

В) вставлять спицы в колёса

Б) мурашки по спине прыгают

Г) опустить нос

Контрольный словарный диктант

                                                     Тема "Словообразование"

Натирает паркет, легкоатлетические состязания, растительный мир, просьба о помощи, командир корабля, роскошь интерьера, богатырская мощь, шедевр архитектуры, бесцельное существование, подражать чужим голосам, сгореть от стыда, номер квартиры, ошеломить противника, растереть краски, это тебя касается, утренняя заря, генерал-лейтенант, искусство живописи, аккуратно разложить салфетки, вежливое обхождение, ракета-носитель, резчик по кости, великолепное зрелище.

Контрольный диктант по теме «Словообразование»

6 класс

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: «Всем спать!» Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А. Зуеву.)

Задания:

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

2 вариант – Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) Обозначьте грамматические основы в предложениях:

1 вариант – 1 абзац.

2 вариант – 2 абзац.

3) Выполните морфемный разбор слов:

1 вариант – съестное, вязанки;

2 вариант – полянка, рассвет.

4) Выполните словообразовательный разбор слов:

1 вариант – охотник, ответ;

2 вариант – радостные, крик.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

ТЕМА: "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ"

  Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 6 класс (контрольные диктанты за  6 класс). 

ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ

  В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

  Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встревожился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что начался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря.

  Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у него выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы. 

  Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равнину. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя. 

  Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.

(К. Паустовский)

(110 слов)

 

  Задания к тексту (на выбор учащихся):

  1) Подчеркните грамматические основы предложений. Схемами объясните постановку знаков препинания.

  2) Графически объясните орфограммы. Сгруппируйте слова текста по видам орфограмм. Дополните каждую группу своими примерами.

  3) Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

Выборочное  контрольное изложение «Возвращение в отчий  дом» (по отрывку из повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Берёзки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Местоимение (тест)

Вариант 1.

  1. Найди соответствия.

а) мой, твой, наш, ваш; 1) определительные мест.;

б) нечто, что – то, что-либо, 2) отрицательные мест.;

о ком – нибудь;

в) любой, другой, иной, сам; 3) притяжательные мест.;

г) никакой, не с кем, некого, 4) неопределённые мест.

ни у кого.

  1. Какое из слов в каждом ряду не является местоимением? Выпишите эти слова.

а) она, наша, обе, самый, эта;

б) столько, весь, там, сам, тот;

в) будто, всякий, другой, те, какие–то.

  1. Найди предложение, в котором слово ТО является местоимением.

а) То светило солнце, то шёл дождь.

б) Это было то самое здание.

в) Если начнутся дожди, то придётся нам уехать.

  1. Укажи, какое из местоимений….

а) изменяется по родам, числам и падежам:

я, ты, он, мы, вы.

б) не имеет именительного падежа.

сам, весь, себя, другой, я.

в) употребляется для связи простых предложений в составе сложного.

Тот, себя, который, никто, ничей.

5. В каком предложении личное местоимение употреблено в значении притяжательного?

а) Мы сразу увидели на площади его.

б) Его дом мы увидели сразу.

в) Его никто не захотел ещё раз увидеть.

г) Долго мы его не забудем.

  1. Найди ошибку в определении разрядов местоимений.

а) весь – определительное; г) любой – относительное;

б) мой – притяжательное; д) себя – возвратное.

в) о нём – личное;

  1. Определи разряд выделенных местоимений.

а) Некое беспокойство сквозило в её глазах и движениях.

б) Иного ответа мы от неё не ждали.

  1. Найди ряд, в котором все местоимения пишутся через дефис.

а) (кое) что, (ни) кого, (ни) чей, что (то);

б) (кое) что, что (либо), кто (нибудь), (ни) (с) чьим;

в) (кое) кому, в чём (либо), какой (либо), (кое) какой;

г) (ни) кто, (ни) какой, (ни) (с) кем, (ни) (у) кого.

  1. Найди ряд, в котором все слова пишутся слитно.

а) (ни) кого, (ни) чем, (не) чем, (не) что;

б) (ни) кем, (ни) (с) кем, (ни) (в) чём, (ни) каких;

в) (ни) сколько; (не) который, (не) сколько, (не) (у)кого.

  1. Укажи в каком столбике все местоимения пишутся раздельно.

а) (ни) (к) кому ; б) (кое) (с) кем ; в) (кое) (в) чём;

(ни) (о) ком; (кое) кто; ( кое) (к) кому;

(ни) (с) какими; (ни) (в) чём; ( ни) (о) каком;

( ни) чей; (не) сколько; (не) (у) кого.

11. Найди предложения, в которых местоимения пишутся с приставкой НИ.

1) Н…чего не сказала она ему в ответ. 2) Вокруг н…чего не оставалось, кроме брошенных рыбаками лодок. 3) Н…которые молчали и с вниманием слушали. 4) Н… с кого спрашивать, если сам виноват. 5) Н…чьих голосов мы там не услышали. 6) Мне н… к кому было обратиться. 7) Он н…каким ремеслом не занимался.

Местоимение (тест)

Вариант 2.

  1. Найди соответствия.

а) этот, столько, таков, тот; 1) определительные мест.;

б) кто, чей, который, что; 2) указательные мест.;

в) другой, каждый, весь, самый; 3) относительные мест.;

г) что – нибудь, нечто, несколько, 4) неопределённые мест.

кое – что.

  1. Какое из слов в каждом ряду является местоимением? Выпишите эти слова.

а) тоже, также, лишь, любой ;

б) там, малый, сколько, где – то;

в) общий, себя, туда же, точно.

  1. Найди предложение, в котором слово ТО не является местоимением.

а) То там, то здесь появляются шапки грибов.

б) То событие осталось в нашей памяти навсегда.

в) То, что мы увидели, было незабываемо.

  1. Укажи, какое из местоимений….

а) изменяется по родам, числам и падежам:

я, ты, тот, мы, вы.

б) изменяется только по падежам.

чей – нибудь, мой, никто, я, другой.

в) не изменяется по падежам.

тот, таков, такой, этот.

5.В каком предложении личное местоимение употреблено в значении притяжательного?

а) Его никто там не знал.

б) В эту минуту они позвали его.

в) Его картины были всегда очень необычными.

г) Как его теперь называть?

6.Найди ошибку в определении разрядов местоимений.

а) нечего - отрицательное; г) никто - отрицательное;

б) иной – притяжательное; д) чей – то неопределённое.

в) мы – личное;

7.Определи разряд выделенных местоимений.

а) Нечто интересное мы должны были узнать на этой встрече.

б) Нам было трудно выполнить такое задание.

8.Найди ряд, в котором все местоимения пишутся через дефис.

а) чей (нибудь), (не) сколько, (кое) (с) кем, что (то);

б) какой (то), (кое) что, чьими (нибудь), в чём (то);

в) (ни) (о) чём, что (либо), (ни) (с) кем, (не) которые;

г) кто (либо), какого (нибудь), чем (то), (с) кем.

  1. Найди ряд, в котором все слова пишутся раздельно.

а) (ни) (о) чём, (ни) (с) кем, (не) (у) кого, (ни) (в) ком;

б) (не) (у) кого, (у) кого (то), (с) кем (то), (ни) кто;

в) (не) кто, (кое) (у) кого, (кое) (с) кем, (кое) кто.

  1. Укажи в каком столбике все местоимения пишутся слитно.

а) (кое) (с) чем ; б) что (либо) ; в) (не) чего;

(ни) (о) ком; (кое) кто; (ни) кто;

(кое) какой; что (либо); (не) сколько;

что (то); (у) кого (то); (ни) чей.

11. Найди предложения, в которых местоимения пишутся с приставкой НЕ.

  1. Тут нет н…чего, чему можно было бы удивляться. 2. Н…чем его не удивишь. 3. Н… у кого не следует этого спрашивать. 4. Мне бояться н…кого и н..чего. 5. Нам нужно расстаться на н…которое время. 6. Народу много, а работать н…кому. 7. Он н…сколько не удивился.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

ТЕМА: "МЕСТОИМЕНИЕ"

 

КАНАРЕЙКА

  Эту певчую птичку можно увидеть у нас только в клетках. Она прижилась у человека и радует его чудесным пением во все времена года. Почему же канарейка, а не какая-нибудь веселка, например?

  Родина птицы - Канарские острова. Дикие предки канареек не отличались разнообразием форм, окраски и оперения. Местные жители держали их в неволе ради пения. В конце XV века Канарские острова были завоеваны Испанией. Мореплаватели обратили внимание на мелодично поющих птичек и стали привозить их в Европу. В аристократических кругах возникла мода на канареек. Англичане сумели вывести канареек самых разных расцветок, например, оранжево-красную с темно-зелеными крыльями, гигантских манчестерских. В России разведение канареек стало любимым развлечением тульских мастеровых людей.

(По В. Волиной)

(105 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Выпишите из текста местоимения, распределите их по разрядам. Местоимений каких разрядов нет в тексте? Приведите свои примеры.

  2) Подчеркните местоимения как члены предложения. Вместо какой части речи употребляется каждое местоимение? От чего зависят морфологические и синтаксические признаки этой части речи? Докажите, что местоимения помогают избежать повторов в тексте.

Контрольное изложение по произведению художественной литературы.

Сказка – быль М.М.Пришвина.

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Они были очень милые.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

«Мужичок в мешочке», как и (его сестра) Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у (Насти) сестры, глядел вверх.

После (смерти) родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям. Умненькие и дружные ребята скоро всему научились и стали жить хорошо.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает деревянными или железными обручами. При корове двум детям не было такой нужды, чтобы продавать на рынок деревянную посуду, но добрые люди просят. Сделает (Митраша), и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.

Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит задрав нос: «Вот ещё!»

Помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

Словарный диктант по теме «Наклонение глаголов»

      Увеличьте число оборотов; спрячьтесь от дождя; исправьте ошибки; никогда не плачьте; утешьте малыша; отправьтесь утром; достаньте билет; умножьте пятнадцать на одиннадцать; приготовьтесь к ответу; составьте план ответа; не оставьте ребенка без присмотра; будьте здоровы; избавьте от хлопот; режьте аккуратно; не тревожьтесь из-за пустяков; обязательно выпишите газеты.

Контрольный словарный диктант по  тема "Глагол"

Напишешь строчку, не могу дозвониться, поскорее выйдите из вагона, сжигает бумаги, лучше подготовиться, развеваться на ветру, посеял бы, начинать сначала, не ешьте на ходу, поскользнуться на льду, пользоваться биноклем, рассчитаем время, записывать на диктофон, изредка посещает, грохочет по мостовой, приготовьте яичницу, ему нездоровится, позвонит в квартиру, попробовать салат, предостеречь от опасности, прогоним грустные мысли, приклеим объявление, крутит педали велосипеда.

6 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Глагол»

Задание. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Синички и снежинки
Сидел я за ст…лом в горниц... . Взгл…нул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит г…ловку по ст…ронам. При этом её маленький клювик медленно открывает…ся и закрывает…ся. Что это она делает?

Я подош…л ближе к окну. Сверху плавно л…тели белые сн…жинки. Я пр…гляделся и увид…л, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот л…нтяйка! Ей (не) хотелось л…теть на речку. Она принимала снежинки за м…шкару и ут…ляла ими жажду. Не зря ведь люди говорят: "П…летели белые мухи".

Лето кончилось. Пр…шло время уезжать из деревн… . Эта синичка была последней из всей д…ревенской живности, с которой я позн…комился в это лето.

(102 слова) (По В. Белову)

Грамматическое задание

1.Выполните морфемный разбор слов:   (1 вариант) пригляделся, сидит, уезжать;

(2 вариант) познакомился, верит, лететь.

2.Выпишите из текста: (1вариант) а) возвратные глаголы прошедшего времени; (пригляделся, не хотелось, кончилось, познакомился) б) невозвратные глаголы настоящего времени, 3 лица, ед.ч.; (сидит, вертит, делает, ловит) в) глаголы неопределённой формы; (лететь, уезжать)

(2 вариант) а) невозвратные глаголы прошедшего времени, 1лица, ед. ч., м.р.; (сидел, взглянул, подошёл, увидел) б)возвратные глаголы настоящего времени, 3 лица, ед.ч.; (открывается, закрывается) в) глаголы неопределённой формы; (лететь, уезжать)

3.Проведите синтаксический разбор предложения. (1 вариант) При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. (2 вариант) Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.

Составьте схему и выберите характеристику, которая соответствует вашему предложению:

а) повествовательное, невосклицательное, односоставное, нераспространённое, простое предложение, не осложнено.

б) повествовательное, восклицательное, двусоставное, распространённое, простое предложение, не осложнено.

в) повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, простое предложение, осложнено однородными сказуемыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....