Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку

Дугарова Валентина Валерьевна

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дугарова Валентина Валерьевна

МАОУ «СОШ №26»

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

     Контроль — это важная составляющая процесса обучения. На уроках русского языка так же, как и на уроках по другим предметам, контроль выполняет две функции - собственно проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение уровня подготовки учащихся по русскому языку, во втором — выявление недостаточно прочно усвоенных тем, выяснение причин, затрудняющих усвоение материала.
В любом случае контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоенному большинством учащихся материалу или оказать своевременную помощь отдельным отставшим ученикам.
Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый тематический и итоговый контроль организует труд учащихся и учителя, обеспечивает достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации знаний учащихся, выработке у них более прочных умений и навыков, помогает детям объективно оценивать свои успехи, порождает стимулы к учению, формирует ответственное, уважительное отношение к собственной учебной деятельности.
По месту в учебном процессе выделяют текущий (тематический) и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе изучения той или иной темы и, как правило, заключается в проверке усвоения нового материала. Итоговый контроль, как ясно из названия, проводится в конце изучения темы, раздела, всего курса русского языка и проверяет усвоение всех основных, базовых понятий, изученных ко времени проведения проверки, и овладение ведущими целевыми умениями.
В качестве измерителей уровня подготовки по русскому языку использую следующие виды работ: устный опрос, диктант, изложение, сочинение, различные виды работ, связанные с анализом текста (вопросы по содержанию текста, формулирование темы и основной мысли высказывания, составление плана текста, тезисов и т. п.), тесты.
Ни один из указанных измерителей не является универсальным, однако, использованные в комплексе, они дают возможность проверить подготовку учащихся с достаточной полнотой.
Выбор измерителя обусловлен проверяемым объектом и условиями проверки. Знания и учебные умения проверяются с помощью устного опроса или тестирования; практическая грамотность (орфографическая, пунктуационная, культурно-речевая) — посредством письменной работы того или иного вида (диктанта, изложения, сочинения), рецептивные коммуникативные умения - посредством анализа текста, продуктивные коммуникативные умения — путем создания текста (сочинения) или устного высказывания.
Выбранный для проверки измеритель должен соответствовать целям проверки и проверяемому объекту.
Для проверки практической грамотности (навыков) следует пользоваться другими измерителями - диктантом, изложением или сочинением. Практика, в том числе и трехлетний опыт проведения Единого государственного экзамена, показывает, что одни и те же учащиеся, неплохо выполнившие тестовые задания по орфографии, допустили много орфографических ошибок в сочинении.
Таким образом, проверяя правописную подготовку учащихся, выделяю два уровня грамотности - уровень орфографических умений и уровень орфографических навыков. Каждый из них проверяется «своим» измерителем: первый посредством тестирования, второй при помощи письменной работы.
При выборе измерителя следует учитывать его потенциальные возможности. Есть измерители однонаправленные, узко целевые (например, диктант проверяет только навыки правописания), и есть измерители комплексные, которые позволяют одновременно проверить разные аспекты подготовки по родному языку. К таким комплексным измерителям относятся изложения и сочинения.
С помощью изложения, например, мною проверяется ряд умений в двух видах речевой деятельности — слушании и письме: умения понять и запомнить содержание высказывания, воспринятого на слух или зрительно, усвоить логику развития мысли, удержать в памяти наиболее характерные языковые средства, создать на основе услышанного более или менее адекватный вторичный текст, на основании которого можно будет сделать вывод о том, как ученик владеет речью, в частности нормами литературного языка, и какова его орфографическая и пунктуационная грамотность.
При использовании комплексного измерителя критериально-ориентированным для меня является анализ работы и ее оценка, т. е. проверять и оценивать нужно не изложение (или сочинение) в целом, а те навыки и умения, которые с его помощью проверяются. Поэтому каждое изложение и сочинение оцениваю по меньшей мере двумя отметками («за содержание и речь» и «за грамотность»).
Для текущей проверки знаний и умений использую устный опрос и тестирование. Для итогового контроля наиболее удобным измерителем представляется тест. С помощью хорошо составленного итогового теста можно проверить подготовку каждого учащегося по всем основным разделам курса. Преимущества тестовой проверки по сравнению с устным опросом в этом случае очевидны. По той же причине тестирование представляется наиболее удобной формой проверки компетенций - лингвистической и языковой. Тестирование обеспечивает:
- валидность проверки, полноту охвата контролируемого объекта — компетенции, раздела или целого курса;
- демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те же (аналогичные) задания;
- чистоту результата: рядом сидящие учащиеся выполняют разные варианты одного и того же теста;
- объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку, особенно в том случае, если для обработки результатов используются компьютеры;
- возможность аттестовать учащегося на основе интегральной оценки - суммы набранных им баллов за выполнение работы, охватывающей полный курс русского языка.
Эти достоинства тестирования в сумме перекрывают такие его слабые стороны, как невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определенной доли ответов-угадываний.
Таким образом, обучение и контроль — два звена одного процесса. Они регламентируются одними и теми же государственными документами, в частности Государственным образовательным стандартом. Содержание контроля определяется целями обучения, сформулированными в стандарте на языке компетенций. 
Компетентностный подход, реализованный в системе контроля, предполагает, что объектом проверки являются не отдельные знания, умения и навыки, а три компетенции - лингвистическая, языковая и коммуникативная. В этом случае итоговая работа полностью контролирует процесс обучения.
При проведении такой работы использую в качестве измерителей различного рода тестовые задания: с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом (сочинение). 
          В практике работы очень эффективным элементом для оценивания считаю оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в дневник планируемых результатов и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. .

Оцениваю результаты - предметные, метапредметные и личностные. 
Результаты ученика - это освоение действий по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

Совместно с учеником определяю оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по заданному алгоритму самооценки и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Я же как учитель имею право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменно выполненные задания определю оценку и отметку. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, выполнив дополнительные задания по данному учебному разделу.

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.

 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)».

На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике «рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода обучения».

Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.

Рейтинговая система обычно используется в вузовской практике, но я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом:

- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы. В зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла;

- на каждом уроке я использую раздаточный материал: карточки для контроля усвоения лексики, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.;

- почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);

- все дети (особенно «сильные», имеющие «4» и «5»), могут прислать индивидуальную работу по электронной почте (обычно, это творческое задание),

- мини-самостоятельные, мини-диктанты (индивидуальные, групповые, парные).

Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем.

Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:

- объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога);        

- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;

- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;

- экономит время учителя;

- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;

- развивает интерес, стимулирует к изучению языка.

Есть, конечно, и недостатки:

- некоторые учащиеся более удачливые и есть возможность случайного попадания в правильный ответ;

- некоторым удается списать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений по предмету "Французский язык. Второй иностранный язык".

Система оценивания образовательных достижений по предмету "Французский язык. Второй иностранный язык"....

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС.В образовательном процессе использую традиционную пятибалльную шкалу, многобалльную шкалу и бинарную систему оценивания, а также внедряю совре...

Система оценивания образовательных достижений по предмету «Бурятский язык, как второй» в свете требований ФГОС

Система оценивания образовательных достижений по предмету «Бурятский язык, как второй» в свете требований ФГОС В своей педагогической деятельности использую современные оценочные сред...

Система оценивания образовательных достижений учащихся по русскому языку и литературе

В данной статье предпринята попытка осмысления системы оценивания учителя русского языка и литературы в современных условиях...

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы...