Система оценивания образовательных достижений учащихся по русскому языку и литературе
статья по русскому языку

Елена Владимировна Михайлова

В данной статье предпринята попытка осмысления системы оценивания учителя русского языка и литературы в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            МАОУ «Посольская СОШ»

                                                                                     Михайлова Е.В.,

                                                                                  учитель русского языка и литературы

Система оценивания образовательных достижений учащихся

по русскому языку и литературе

 На уроках русского языка так же, как и на уроках по другим предметам, контроль выполняет две функции -  проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение уровня подготовки учащихся по предмету, во втором — выявление недостаточно прочно усвоенных тем, выяснение причин, затрудняющих усвоение материала.
          В любом случае контроль обеспечивает обратную связь: даёт понять учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоенному большинством учащихся материалу или оказать своевременную помощь отдельным ученикам.
         Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый тематический и итоговый контроль организует труд учащихся и учителя, обеспечивает достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации знаний учащихся, выработке у них более прочных умений и навыков, помогает детям объективно оценивать свои успехи, порождает стимулы к учению, формирует ответственное, уважительное отношение к собственной учебной деятельности.
             По месту в учебном процессе выделяют текущий (тематический) и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе изучения той или иной темы и, как правило, заключается в проверке усвоения нового материала. Итоговый контроль, как ясно из названия, проводится в конце изучения темы, раздела, всего курса русского языка и проверяет усвоение всех основных, базовых понятий, изученных ко времени проведения проверки и овладения ведущими целевыми умениями.
           В качестве измерителей уровня подготовки по русскому языку использую следующие виды работ: устный и письменный опрос, диктант, изложение, сочинение, различные виды работ, связанные с анализом текста (вопросы по содержанию текста, формулирование темы и основной мысли высказывания, составление плана текста, тезисов и т. п.), тесты. Ни один из указанных измерителей не является универсальным, однако, использованные в комплексе, они дают возможность проверить подготовку учащихся с достаточной полнотой.
          Выбор измерителя обусловлен проверяемым объектом и условиями проверки. Знания и учебные умения проверяются с помощью устного опроса или тестирования; практическая грамотность (орфографическая, пунктуационная, культурно-речевая) — посредством письменной работы того или иного вида (диктанта, изложения, сочинения).  коммуникативные умения - посредством анализа текста, продуктивные коммуникативные умения — путем создания текста (сочинения) или устного высказывания.
             Выбранный для проверки измеритель должен соответствовать целям проверки и проверяемому объекту. При выборе измерителя следует учитывать его потенциальные возможности. Есть измерители однонаправленные, узкоцелевые (например, диктант проверяет только навыки правописания), и есть измерители комплексные, которые позволяют одновременно проверить разные аспекты подготовки по русскому языку. К таким комплексным измерителям относятся изложения и сочинения, комплексные контрольные работы.
              С помощью 
изложения проверяется ряд умений в двух видах речевой деятельности — слушании и письме: умения понять и запомнить содержание высказывания, воспринятого на слух или зрительно, усвоить логику развития мысли, создать на основе услышанного вторичный текст, на основании которого можно будет сделать вывод о том, как ученик владеет речью, какова его орфографическая и пунктуационная грамотность.
          При использовании 
комплексного измерителя  для меня является анализ работы и ее оценка, т. е. проверять и оценивать нужно не изложение (или сочинение) в целом, а те навыки и умения, которые с его помощью проверяются. Поэтому каждое изложение и сочинение оцениваю двумя отметками («за содержание и речь» и «за грамотность»).

Содержание контроля определяется целями обучения, сформулированными в стандарте. Компетентностный подход, реализованный в системе контроля, предполагает, что объектом проверки являются не отдельные знания, умения и навыки, а три компетенции - лингвистическая, языковая и коммуникативная. В этом случае итоговая работа полностью контролирует процесс обучения. При проведении такой работы использую в качестве измерителей различного рода тестовые задания: с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом (сочинение). 
На уроках часто использую 
оценочный лист учащегося. Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем.

Оцениваю результаты - предметные, метапредметные и личностные. 
Результаты ученика - это освоение действий по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников. А инструментарий оценивания прописан в положении, который разработан педагогическим коллективом школы и известен каждому ученику. При выполнении работы учащиеся знакомятся с критериями оценивания того или иного действия, совместно обсуждается, после выполненного задания обсуждаем успехи и оговариваем пути преодоления затруднений.

 Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы должна «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)».

На уроках я использую разные методы и формы оценки достижения результатов учащихся, в том числе проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.  Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС.В образовательном процессе использую традиционную пятибалльную шкалу, многобалльную шкалу и бинарную систему оценивания, а также внедряю совре...

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы...