Мастер - класс "Дидактические игры на уроках русского языка"
материал по русскому языку

Федорова Алёна Владимировна

Мастер - класс "Дидактические игры на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc45 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_master-klassu.ppt2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Дидактические игры на уроках русского языка».

-Уважаемое жюри, коллеги. Рассуждая над тем, какую тему выбрать на мастер-класс, я пришла к выводу, что раскрою именно эту тему, так как игра – идеальная возможность для достижения учебных и воспитательных целей на уроках. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей. Через игру ребенок познает мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать.

Очень часто ученики называют предмет «русский язык» нелюбимым, сложным. Поэтому, чтобы ученики понимали и хотели изучать эту дисциплину учителю необходимо проводить уроки яркие, образные, наглядные. Образный, яркий, запоминающийся урок нам помогают создать разные виды ИКТ, а также дидактические игры.

Существует множество лингвистических игр, но я расскажу только о тех, которые часто использую на своих уроках.

При изучении раздела «Фонетика» использую следующие игры:

1) Игра «Угадай слово» Дается транскрипция слов. Учащимся же нужно записать слова.

Например: [атгадат’] – отгадать; [пал’цы] – пальцы.

2) Игра «Новоселье» Звери и птицы построили многоэтажный дом. Когда же стали заселяться, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д..

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: белка, кошка, петух, курица, еж, зайка, собака, корова.

3) Игра «Шифровальщик». Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

При изучении раздела «Словообразования» использую игры:

1) Игра « Клички». Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

2) Игра «Сложи словечко». Образуйте от словосочетаний одно слово.

Сам летает (….);

Листья падают (…);

Ходит на пару (…).

При изучении раздела «Лексика и Фразеология» провожу такие дидактические игры как:

  1. «Собери фразеологизм»

Рукой … (подать);

Как кот … (наплакал);

Денег … (куры не клюют);

Как белка … (в колесе);

Где раки … (зимуют);

Ни рыба … (ни мясо);

Несолоно … (хлебавши).

  2) «Замени синонимом».

Стезя – дорога;

Чело – лоб;

Ланиты – щеки;

Перста – пальцы;

Очи – глаза;

Брань – битва;

Брадобрей – парикмахер.

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

  1. «Третий лишний». Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу  и т. д.

Например:

• ураганный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

 • горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

 • революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

  • Прилагать, положение, возраст.

2) Игра «По щучьему велению»

 Суть игры заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они повторить. Вопросы ученики задают друг другу.  Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой  – тся -, -тъся - в глаголах» и др.

3) Кроссворды, ребусы, загадки.

Кроссворды, загадки, ребусы любят все учащиеся, поэтому стараюсь часто включать их в структуру урока.

Приведу примеры лингвистических загадок:

1) Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет и поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит

Все расскажет нам … (глагол)

 2. «Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

 Конечно, это... (падежи)

3) Художницу нашу знает весь свет: 
Раскрасит художница всякий предмет. 
Ответит всегда на вопросы такие: 
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?  (имя прилагательное).

На своих уроках я провожу дидактические игры не только на определенном этапе урока, а могу провести полностью занятие в игровой форме.

На уроках повторения мы с учащимися часто отправляемся в путешествие изученных орфограмм. Например, после изучения большой темы «Имя существительное» мы отправляемся к этой части речи в гости и выполняем интересные задания.

Заключительный урок по той или иной теме иногда провожу в форме зачета.  

  Заканчивая мастер-класс, я хочу напомнить о том, что использовать дидактические игры на уроках нужно в меру, дозировано, т.к. чрезмерное использование дидактических игр может привести к негативным последствиям: 1) учащиеся начнут воспринимать учебную дисциплину несерьезно; 2) после игровых занятий трудно поддерживать дисциплину в классе; 3) дидактические игры – это потеря времени на уроке, т.к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Дидактические игры на уроках русского языка». Подготовила: Федорова А.В., учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Игра – идеальная возможность для достижения учебных и воспитательных целей на уроках. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей. Через игру ребенок познает мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать .

Слайд 3

' , ; , ; , ; , .

Слайд 4

Игра «Новоселье».

Слайд 5

Игра «Шифровальщик». Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Оарз, страа, енкл, роамкша ; Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген.

Слайд 6

Игра « Клички». Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Слайд 7

Игра «Сложи словечко». Образуйте от данных словосочетаний одно слово. Сам летает - … ; Листья падают - … ; Ходит на пару - … .

Слайд 9

Игра «Замени синонимом». Стезя –… ; Чело – … ; Ланиты – … ; Перста –… ; Очи – … ; Брань –… ; Брадобрей – … .

Слайд 10

Игра «Третий лишний». Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д. Например: • ураганный, карманный, соломенный; • горяч, могуч, плач; • революция, циркуль, нация; прилагать, положение, возраст.

Слайд 13

Лингвистические загадки: 1. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет и поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит Все расскажет нам … 2. «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это... 3. Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Мастер-класс «ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в моей работе мне помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать...

Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"

Один из видов ролевых игр  - «оживление картин».      Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...

Мастер - класс "Эпиграфы на уроках русского языка"

Эта работа рассказывает о том, как можно использовать испоьзовать эпиграфы на уроках русского языка не только в образовательных целях, но и в воспитательных целях. Приводятся примеры эпиграфов....