РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК (региональный компонент)
рабочая программа по русскому языку

Грачева Ольга Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих подготовки специалистов среднего звена 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_oud.01._regionalnyy_komponent.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

(региональный компонент)

Специальность:

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Урай, 2019

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих подготовки специалистов среднего звена 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Организация – разработчик:

БУ «Урайский политехнический колледж»

Разработчик: Преподаватель Грачева О.С.

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

Протокол №

от

«

»

20

19

г.

Руководитель кафедры

/

/

подпись

ФИО

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

114

-

-

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (всего)

57

2.2.2.  Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Русский язык» по программе подготовки ППКРС:

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Краткие сведения о родном (ханты) языке. История изучения хантыйского языка. Приспособление к фонетическим нормам ханты языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском

литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении специальностей СПО.

2

2

Язык и речь. Функциональные стили речи        

Содержание учебного материала

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.  Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность  употребления языковых средств. Язык как развивающееся явление. Ханты язык в твоей жизни. Язык и Север.

2

2

Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Стили речи. Подробное, сжатое и выборочное изложение повествовательных текстов, описание внешности человека, процессов традиционных промыслов (охоты, рыболовства), описание природы.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов.

10

Фонетика, орфография, орфоэпия, графика

Содержание учебного материала

Фонетические единицы. Звук и фонема Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.  Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Гласные и согласные звуки. Ударение в хантыйском языке. Хантыйский алфавит

2

2

Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.

2

2

Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

2

2

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. Основные фонетические закономерности ханты языка: отсутствие сочетания согласных в начале слова, выпадение согласного и чередование гласных в корне слова.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов.

4

Лексикология и фразеология

Содержание учебного материала

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Совершенствование навыков произношения звуков, характерных для ханты языка: дальнейшее совершенствование навыков орфоэпического чтения.

2

2

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2

2

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).Диалектизмы, знание особенностей отдельных диалектов.

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Язык как развивающееся явление. Ханты язык в твоей жизни. Язык и Север.

2

2

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Общие сведения о словарном составе ханты языка, его диалектах и говорах. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2

2

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Изучение лексико-семантических групп, поисковая работа по выявлению фразеологизмов в ханты языке.

2

2

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

2

Контрольная работа

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов.

9

Морфемика, словообразование, орфография

Содержание учебного материала

Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Особенность словарного состава хантыйского языка. Терминология, связанная с охотой, рыболовством, оленеводством, природой, предметами традиционного уклада жизни, с наименованиями частей тела человека, терминологией родства.

2

2

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов.

Изучение и обобщение передового опыта учителей русского языка г. Урая и Кондинского района.

6

Морфология и орфография

Содержание учебного материала

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Составление диалога на темы из окружающей жизни (Курт. Поселок. Вош. Город. Вой па хул велапса. Промысел).

2

2

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение и существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Изучение понятия «регион» и его особенности. Понятие «регион» и его особенности.

2

2

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Составление рассказов о способах приспособления и выживания человека в суровых условиях.

2

2

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Сведения о разновидностях речи Ханты.

2

2

Контрольная работа

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов. Сочинение на тему :Коренные и пришлые народы ХМАО. Творчество писателей и поэтов Югры.

14

Синтаксис и пунктуация

Содержание учебного материала

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Современный ханты язык. Особенности формирования и развития ханты языка.

2

2

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2

2

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.

Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка и литературы

Оборудование учебного кабинета:

– рабочие места для студентов и преподавателя;

– комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);

– наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);

– экранно-звуковые пособия;

– библиотечный фонд;

– комплект компьютерных презентаций, тезисных планов ответов.

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным программным обеспечением;

– интерактивная доска;

– проектор.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основные источники

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2. . Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014

3. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык(базовый уровень):учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.

4. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. – М., 2014

5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014

3.2.2. Дополнительные источники

1. Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – М., 2014.

2. Воителева Т.М Русский язык: методические рекомендации: метод.пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

3. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2015

4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2014

5. . Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. – М., 2014.

6. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов /Российская академия наук. Институт русского языка им. / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. – М., 2014.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2015.

8. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка М., 2015.

9. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2015.

10 Ожегов С.И. Словарь русского языка.Около60 000слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л.И.Скворцова. – М., 2011.

11. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. – М., 2015.

12.. Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. –  М.,2015.

13. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. – М., 2015.

14. Урок хантыйского языка в современной школе. Учебно-методические материалы, Салехард., 2015 г.

15. Н.В.Лукина. Народы Северо-Западной Сибири. Томск., 2015г.

16. Аргиш-3. Сборник сценариев театрализованных программ и    праздников     народов Севера. Салехард., 2016г.

17.З.И.Рандымова. Оленеводческая культура приуральских хантов, Томск., 2016г.

  1.  Интернет- ресурсы
  1. www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
  2. www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
  3. www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
  4. www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
  5. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
  6. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
  7. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
  8. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
  9. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
  10. www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).
  11. www.posobie.ru (Пособия).
  12. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
  13. www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
  14. www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка)
  15. www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру).
  16. www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
  17. www.gramota.ru (Справочная служба).
  18. www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку за работу на практических занятиях, за выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).

Результаты освоения учебной

дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

Текущий контроль

Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения программы дисциплины при проверке:

  • диктантов;
  • изложений;
  • сочинений;
  • комплексного анализа текста;
  • контрольных работ;
  • заданий для внеаудиторной самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация

Оценка при проведении промежуточной аттестации в форме письменного экзамена.

сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

владение навыками грамотного письма;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

__________ / ____________

подпись        расшифровка подписи

«___» ___________ 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по русскому языку (региональный компонент) для 5 класса

При изучении русского языка мы включаем материал регионального компонента, мне захотелось выделить этот материал отдельной программой....

Рабочая программа по русскому языку(региональный компонент) 11 класс

В данном разделе представлена рабочая программа по русскому языку (региональный компонент), рассчитанная на 35 часов...

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература...

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение) по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература для специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература  в ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 01. «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   ОУД  01. «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И ЛИТЕРАТУРА.  РУССКИЙ  ЯЗЫК»   ...

Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)

Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...