Материал к ЕГЭ ( Задание 27, варианты вступления и заключения)
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Докукина Ирина Анатольевна

Здесь представлено несколько вариантов вступления и заключения по тексту Т.Жаровой." Какое же зеркало жизни наш язык!..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.zharova_vstuplenie_i_zaklyuchenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

          (1) Какое же зеркало жизни наш язык! (2) Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3) Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберет и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заемных слов. (4) Беда только, что все это идет порой в безобразном, безграмотном смешении.

          (5) Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6) Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7) Есть еще футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

          (8) Даже старомодное «приватный», когда-то встречавшееся в обыденной речи, в Словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9) А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелии, Рязанова, Гайдая.

          (10) Всюду языковое разноцветье. (11) Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актеров! (12) Но как необычно, одухотворенно звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

          (13) Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлестывает и уголовная лексика. (14) Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15) Их источник ясен. (16) Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

          (17) Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18) Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19) Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной. (По Т. Жаровой).

Варианты вступления

1)  Вопросно-ответное единство.

          Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. У каждого народа он свой, отличный от других, узнаваемый. Что отличает русский язык? Конечно, его необычайная образность и величавость, Недаром  А. Н. Толстой сравнивал русский язык по яркости с радугой после весеннего ливня, по меткости — со стрелами, по задушевности — с песней над колыбелью. Но в данном тексте многовековой эпитет к языку живой вдруг соседствует со словами портим, обижаем. Чем? По мнению автора …

2)  Цепочка вопросительных предложений.

          Откуда в нашем великом и могучем русском языке появляются непристойные слова? Почему они быстро плодятся и бытуют в речи, звучат с экрана и пестрят в печати? Чем закончатся подобные изменения в лексическом составе русского языка? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Т. Жаровой.

3)  Назывное предложение в качестве зачина.

          Язык. Это понятие известно каждому с малых лет. А русский язык мы изучаем, наблюдаем, но порой портим и не бережем его. Мне кажется, что трудно найти человека, который не задумывался бы о проблемах русского литературного языка. Исследователь языка Т. Жарова — одна из тех, кому не безразлично «языковое разноцветье». В своем тексте она стремится раскрыть те изменения, которые происходят в языке в настоящее время.

4)  Риторический вопрос.

          Современный русский язык «великий, могучий, правдивый и свободный»? Без сомнения это так. Но многие в нашем обществе забывают об этом, употребляя ненормативную лексику, принижая статус русского языка. Конечно, проблемы бережного отношения к русскому литературному языку еще остаются. Их и рассматривает исследователь языка Т. Жарова.

5)  Цитата в качестве зачина.

           «... Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» — эти бессмертные строки И.С. Тургенева вспомнились мне после прочтения текста Т. Жаровой. Наш язык «всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо...». И это правда. Но порой все процессы в языке происходят стихийно, люди неправильно понимают изменения в развитии языка, тем самым нарушая нормы русского языка.

6)  Лирическое отступление.

             Наверно, каждый человек в определенное время задумывался о состоянии языка. За короткий срок привычные для нас слова исчезают, а другие, казалось бы, появившиеся совсем недавно, становятся «свойскими». Совсем как люди — живут и умирают. Именно об этом размышляет автор текста.

7)  Определение темы текста.

            Язык — история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сохранение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.

            Русский язык в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен — одним словом, «языковое разноцветье» (в хорошем смысле), по определению автора текста. Задача всех, кто «радеет» за наш язык, — сохранить его.

8)  Сравнение (прошлого и настоящего, понятий и произведений).

             Сладость. Чистота. Пышность. Богатство. Это все — о нем, о нашем русском языке.

             Пошлость, сор, ненормативная лексика, канцелярские изыски, мешанина. И это тоже о русском языке. Старая загадка о том, что слаще всего и что горше всего, подразумевающая в ответе слово язык, приобретает в свете данного текста иной смысл. Чистый язык времен А. С. Пушкина противопоставляется языку, на котором разговаривают современные люди. Т. Жарова с болью и грустью пишет об изменениях в языке.

9)  Личные впечатления,   чувства и жизненный опыт,  связанные с темой, главной мыслью или центральным понятием текста.

          Первые слова, которые я услышала на родном языке, конечно же, были нежными и ласковыми. Их звучание было приятно, успокаивало и убаюкивало. Тот язык, который я слышу сейчас, — иной. «Режет ухо» пошлость, ненормативная лексика, сленг. Не одной мне неприятны изменения в языковой среде. Об этом же и текст Т. Жаровой.

10)   Приводится краткая справка о писателе.

          Т. Жарова — публицист, истинный любитель русской словесности. О ней с полным правом можно сказать, что она формирует нравственный мир читателя. Ее рассуждения о языке, об изменениях, происходящих в нем, очень яркие и эмоциональные. Неоднократно она поднимает проблему сохранения чистоты русского языка в своем творчестве. К этой теме Т. Жарова обращается и в этом тексте.

11) Собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагивались автором.

         Я думаю, что в тексте Т. Жаровой подняты очень важные проблемы: проблема засилья иноязычных слов и жаргонизмов в речи молодежи, проблема безграничного смешения новых форм, устаревших слов и заимствований и, главное, проблема безответственного отношения человека к своему языку.

12)  Связь с современностью.

            Наша современная жизнь — это круговорот дел, встреч, проблем, переживаний. У нас не остается времени, чтобы остановиться и задуматься о том, что же происходит с нашим языком сейчас. Мы не должны забывать, что сами портим наш «великий, могучий, правдивый» язык. Эту проблему затрагивает Т. Жарова.

13)  Рассуждение о заглавии, которое можно дать данному тексту.

           «Сохраним наш великий и могучий язык!» Вот название, которое я дала бы предложенному тексту, потому что язык — это зеркало нашей жизни! В языке отражаются все изменения, происходящие в обществе. Именно мы должны помнить, что он живой, «великий, могучий, правдивый и свободный».

Варианты заключения

1)  Итог всему сказанному, обобщение.

             Проблемы, поднятые Т. Жаровой, крайне актуальны и заставляют задуматься над их решением. Мы не властны над речью других, но можем быть внимательнее к тому, что сами произносим, можем задуматься над тем, не засоряем ли мы свой язык. И если мы будем следить за своей речью, не будем произносить грубых и грязных слов, а будем уважать своего собеседника, мы поможем очистить наш язык.

2) Цитата,  если она является итоговым суждением.

             В завершение своего сочинения хочу привести слова Н. Рыленкова:

                                         Язык народа и богат, и точен,

                                         Но есть, увы, неточные слова,

                                         Они растут как сорная трава

                                         У плохо перепаханных обочин.

Так давайте же сделаем все, чтобы как можно меньше было сорной травы.

3) Личное отношение к решаемой проблеме.

             Рассуждение Т. Жаровой о нашем языке не оставило меня равнодушной. Я согласна с автором в том, что наша речь — это наше зеркало, только внутреннее. А ведь в зеркале всегда хочется видеть хорошее, красивое отражение. И мы должны к этому стремиться, не засоряя свою речь ненормативной лексикой, словами-паразитами и «чужим сором».

4) Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка — ответ).

             Так как же нам сохранить наш язык красивым, великим и выразительным? Самое главное, на мой взгляд, это не забывать о том, что русский язык прекрасен, богат и интересен по своей сути. Не стоит включать в свою речь иностранные слова и фразы, не зная их прямого значения. Не стоит употреблять сленговые выражения, стилистически сниженную лексику. Русский язык — потрясающий язык, способный передать любую мысль, и совсем не стоит портить его словами-паразитами .

5)  Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод (концовка — афоризм).

              Бедность словарного запаса, косноязычие, жаргонизмы присущи как речи подростков, так, к сожалению, и речи взрослых. А ведь это должно беспокоить каждого, потому что уровень культуры любого человека можно определить с первой минуты общения, достаточно лишь услышать его речь. Недаром говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

6)   Этически корректное возражение автору текста.

              Сложно не согласиться с Т. Жаровой: есть моменты, когда становится стыдно за себя, за друзей, что следуют моде и включают в речь английские слова и выражения. Но все чаще я замечаю, что в компании молодых людей звучат замечания при употреблении стилистически сниженной лексики, при сквернословии. Конечно, еще рано надеяться «на чудо», но нужно постоянно об этом помнить и стараться работать в первую очередь над собой.

7)  Яркий пример, обобщающий суждения.

            Недавно мне попалась «версия» поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» сатирика Р. Кривицкого, наполненная словами-паразитами: «Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит, зеленый. Златая, как бы, цепь, э-э, на дубе том...» Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. И здесь невольно приходят на ум слова С. Я. Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, ... будут служить многие столетия после нас ... И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие...» Нам необходимо беречь наш «великий, могучий, правдивый русский язык», чтобы не было стыдно за наше поколение.

8)  Развернутая мысль, выраженная во вступительной части.

           Язык поистине «зеркало нашей жизни». Лучше метафоры не подобрать. Глядимся в него и видим самих себя: убогих и богатых, грамотных и невежественных, культурных и безнравственных, талантливых и бездарных. Со «словечками», мыслями и мыслишками, с высокими помыслами и низкими, животными инстинктами... И, наверное, пока это мы в состоянии еще осознавать, не замутится это великое «зеркало» «несовместимой мешаниной», «ненормативной лексикой»... Очистится оно и прояснится и покажет изумленному миру иной лик — тургеневский — «могучий, правдивый и свободный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Презентация "Урок – практикум в 11 классе по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения."

Учебная презентация , на основе которой проводятся первые два или три урока по подготовке к написаню итогового сочинения в 11 классе. Внимательно просмотрите материал, обратите внимание на алгоритм ра...

Варианты вступлений к сочинению по литературе

От того насколько интересно и увлекательно написано вступление, зависит первое впечатление о сочинении – заинтересует ли оно проверяющего уже на первом этапе или вызовет стойкие ассоциации со ст...