Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Корни -раст-, -ращ-, -рос-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Воронов Андрей Игоревич

Урок русского языка в 5 классе составлен в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_rast_rashch_ros.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

 п. Ровеньки Белгородской области

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема: Корни -раст-, -ращ-, -рос-

Подготовил: учитель русского языка
и литературы
Воронов А.И.

п. РОВЕНЬКИ 2019

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема: Корни рос-/раст-/-ращ-

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель:        

образовательная: узнать о чередующихся гласных а-о в корне; верно  находить гласную а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-;

развивающая: развивать умение определять, какую гласную следует писать корнях с чередованием;

познавательная: систематизировать материал и знать алгоритм правописания гласных; сопоставлять, проводить анализ, сравнивать, находить сходства и отличия

регулятивная: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить задачи и результаты собственной работы; самостоятельно проводить рефлексию

коммуникативная: выстраивать устное высказывание; презентовать результат собственной работы, а также работы в парах

воспитательная: создать условия по формированию дисциплины и нормам поведения учащихся; развивать творческое отношение к учебе

Планируемые результаты: ученик научится:

-выбирать гласную а или о в корнях раст, ращ, рос;

- узнавать слова-исключения на изученное правило;

- составлять алгоритм;

- создавать устное монологическое высказывание;

Используемое оборудование: раздаточный и демонстрационный материал на печатной основе, учебник, сборник заданий.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Орг. момент

(2 минуты)

- Добрый день, ребята!  На сегодняшнем уроке я желаю вам творческих успехов, будьте активны и зарабатывайте только отличные оценки.

- Ребята, у вас на партах лежат два листочка: один лист – это лист самооценки. С ним вы работаете в течение всего урока и выставляете себе отметки за каждый этап самостоятельно. Второй лист - это таблица, с которой вы тоже работаете в течение урока, но ее мы будем заполнять вместе

Метод «ЗХУ»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Словесный метод

Личностные: самоопределение;

коммуникативные:

планирование учебного процесса с учителем и обучающимися.

Психологический настрой учителя и учащихся.

Эмоциональный отклик

II.

Актуализация знаний (2 минута)

Ребята, я предлагаю вспомнить, какие мы знаем  гласные в корне слова?

(Безударные проверяемые,  чередующиеся, непроверяемые).

Обобщим наши знания, составив схему-кластер. Какие гласные могут чередоваться в корнях?

Отвечают на вопросы, составляют совместно с учителем кластер

Беседа

Коммуникативные: высказывание своего мнения и его подтверждение

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа; 

Отработка пройденного материала

III. Проверка домашнего задания (2 мин)                                                                                                                                                                

-Проверим правильность выполнения домашнего задания. В работе вы должны были записать слова, вставляя пропущенные буквы. Открываем тетради. (Несколько человек устно зачитывают слова, все остальные проверяют).

Проверяют правильность выполнения заданий, исправляют ошибки.

Устный опрос

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа.

 IV.  Стадия «вызов»(4 мин)

-На створке  записываются слова:

Выр…стать, выр…щенный, р..стение, разр…стаются, р…сточек, подр..с, р…стовский

-Что мы можем сказать о записанных словах?

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Беседа.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа; 

познавательные:

 владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать,устанавливать сходства и различия, группировать.

Умение строить устное монологическое высказывание

V.Формулировка целей и задач урока (2 мин)

-   Предположите, какой будет тема урока?  (Употребление букв а-о в корнях -раст-,-ращ-, -рос-).

- Поставьте для себя цели на сегодняшний урок (узнать, когда в корнях с чередованием напишем  гласную а, а когда – о).

- Открываем тетради, записываем дату, классная работа и тему сегодняшнего урока

Формулируют тему урока, оаределяют цели и задачи урока

Проблемный метод

VI.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4 мин)

VII.  Выявление  места и причины затруднения

(2 мин)

VIII.  Построение проекта выхода из затруднения

(6 мин)

IX.  Реализация построенного проекта

(5 мин)

Физкультминутка

(1 мин)

Прием «Найди ошибку»

Все дети очень любят смотреть разные мультфильмы. Какой ваш любимый мультфильм? (ответы детей). Взрослые тоже их любят, а некоторые даже ведут с ними переписку. Мне на днях пришло такое письмо от одного из главных героев советского мультфильма «Простоквашино». Читая письмо, я заметил, что в нем очень много ошибок как раз на тему, которую мы изучаем. Мне удалось размножить это письмо, возьмите его в руки.

«Любимый Дядя Фёдор! Сейчас у нас возникли неприятности! Матроскин с шариком снова не желают трудиться на участке. Но уже вырасли огурцы, нужно их собрать и закрыть соления на зиму. Тропинки зарасли травой, а на картошке сорняки ростут очень быстро, погодка ведь дождливая. Я бы пришел на помощь, так ведь они все равно отказываются. В сосуде с водой для полива уже водорасли развелись. Груши вырасли, но что толку.  Пропадает вырощенный урожай!  Такая вот у нас проблема. Мы очень тебя ждем!»

Ребята, а сможем ли мы помочь Почтальону Печкину исправить его ошибки? Почему?

Что нам необходимо узнать?

-Ребята, я предлагаю составить алгоритм, чтобы проще было применять правило. (Ученики стараются самостоятельно выполнить задание ).

1. Выделить корень;
2. Определить конечную согласную в корне; определить, какую гласную будем писать.
3.Если встречается сочетание ст или буква щ, значит, писать нужно букву а; если с – пишем о.

Ученикам предлагается сделать вывод самостоятельно

- Сейчас мы сможем исправить недочеты в послании героя мультфильма? Предлагаю, используя алгоритм, выбрать правильные буквы.

Хорошо, все прекрасно потрудились.

Не всегда мы можем обойтись без исключений (за створкой открываются слова)

Ростов, росток, Рoстислав, рoстовщик, oтрасль.

Теперь я предлагаю провести лексическую работу: все ли слова вам знакомы? Составим несколько предложений с ними.

Сейчас откроем учебники и прочитаем правило. Правильные ли выводы вы сделали?

Уже проделана немалая работа, давайте отдохнем. Встаем, если утверждение верное
1.      Слово НОЧЬ относится к 3 склонению
2.     Синтаксис – это наука о знаках препинания
3.     В корнях кас/кос пишется а, если за корнем есть суффикс а
4.     Слово ростовщик является исключением из сегодняшнего правила
5.     В слове ВОДА есть безударная гласная в корне

Выполняют самостоятельную работу, проверяют друг друга.

Высказывают своё мнение, аргументируют ответы

Рассуждают, ведут диалог с учителем

Отвечают на вопросы, ставят задачи

Составление учащимися плана действий.

Работа с учебником, таблицей, текстом.

Делают  вывод.

Решают исследовательскую задачу, отвечают на вопросы,  анализируют, сопоставляют и обобщают.

Выполняют упражнения

Беседа. Частично-поисковый метод.

Беседа

Беседа

Фронтальный опрос

Работа в парах,

практический метод, беседа

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка

познавательные:

умение делать выводы, умозаключения

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать,устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы; познавательные: извлекают необходимую информацию.

Умение делать сопоставительный анализ.

Развитие умения составлять монологическое высказывание

Умение строить устное монологическое высказывание

Развитие умения делать выводы, умение самостоятельно составлять алгоритм

X. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи (4 мин)

Учащиеся выходят по очереди к доске

 - Записываем словосочетания и объясняем выбор гласной в корне. Пользуйтесь алгоритмом, который вывели самостоятельно

Редко р…стут, положить р…сток,  травы  разр…стались, зар…сти камышом, выр…щенная малина, р…стовский богатырь, зеленые водор…сли.

Учащиеся работают у доски

Самостоятельная работа,

практический метод.

Приём познавательной активности

Личностные: самоопределение;

регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки;

познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Развитие умения самостоятельно планировать свою работу

XI. Включение в систему знаний и повторения.(6 мин)

Задание 1: Найдите для слова свой собственный домик.

  Р…сту, р…сточек,  отр…сли, р…стения,  пор…сль,  разр…стались, Р…стов, подр…стающий, прор…сту, выр..щивать.

-раст-(-ращ-)

-рос-

исключения

Задание 2: Прочитайте четыре предложения и ответьте на вопрос: перед вами текст или нет?

1) Выр..щенное в тепле и заботе р..стение  выр..сло в огромное и красивое дер…во.

2) Нежные руки однажды посадили р..сток.

3) Трудно выр..стить настоящую яблоню: очень много нужно потратить сил  

4) Прор..сла из него маленькая яблонька.

Нежные руки однажды посадили р..сток. Прор..сла из него маленькая яблонька. Трудно выр..стить настоящую яблоню: очень много нужно потратить сил. Выр..щенное в тепле и заботе р..стение  выр..сло в огромное и красивое дер…во.

Синтаксический разбор предложения: Посадили нежные руки росток в землю

Заполняют таблицу, работают в парах.

Словесный метод, проблемный метод

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы

Развитие умения самостоятельно планировать свою работу

XII. Подведение итогов урока (2 минуты)

-Ребята, подводим итог урока. Давайте вернемся к последней колонке нашей таблицы: УЗНАЛ. Итак, что можно записать в это колонку?

Сделаем выводы.

 

Обобщают, систематизируют полученные результаты

Словесный

познавательные:

умение делать выводы, умозаключения

XIII. Домашнее задание (1 минута)

- Домашнее задание:  Теория: параграф 28, сборник заданий:  задание 482(1)  (по заданию).

Записывают в дневники задания

XIV. Рефлексивно-оценочный этап (1 минута)

Ребята, продолжите фразы:

1.Сегодня своей  работой на уроке я
2.Для меня урок оказался.
3.Усвоить новый материал для меня было…



Оценивают собственные результаты работы

Словесный

Регулятивные: владение основами самооценки

Используемая литература:

1. В.В. Бабайцева (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 222 с.);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. – (Стандарты второго поколения)

Интернет-ресурсы:

nsportal.ru

infourok.ru

uchitelya.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...


 

Комментарии