Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Подлежащее и способы его выражения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Воронов Андрей Игоревич

Урок русского языка в 8 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_voronov._podlezhashchee_i_sposoby_ego_vyrazheniya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

 п. Ровеньки Белгородской области

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Тема: Подлежащее и способы его выражения

Подготовил: учитель русского языка
и литературы
Воронов А.И.

п. РОВЕНЬКИ 2019

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Тема: Подлежащее и способы его выражения

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель:        

образовательная: повторить способы выражения подлежащего; узнать о новых способах выражения подлежащего; расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения; находить подлежащее в предложениях;

развивающая:

познавательная: систематизировать материал; сопоставлять, проводить анализ, сравнивать, находить сходства и отличия

регулятивная: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить задачи и результаты собственной работы; самостоятельно проводить рефлексию

коммуникативная: выстраивать устное высказывание; презентовать результат собственной работы, а также работы в парах

воспитательная: создать условия по формированию дисциплины и нормам поведения учащихся; развивать творческое отношение к учебе

Планируемые результаты: ученик научится:

- находить подлежащее в предложении;

- верно определять способ выражения подлежащего в предложении;

- составлять алгоритм;

- создавать устное монологическое высказывание;

Используемое оборудование: раздаточный и демонстрационный материал на печатной основе, учебник, сборник заданий, наглядное пособие

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Орг. момент

(2 минуты)

- Добрый день, ребята!  На сегодняшнем уроке я желаю вам творческих успехов, будьте активны и зарабатывайте только отличные оценки.

- Ребята, в течение урока мы будем работать с большим количеством раздаточного материала: текст, таблицы, лист самооценки, карточки. Прошу во время урока не отвлекаться сразу на все задания. Работаем только с одним.

Словесный метод

Личностные: самоопределение;

коммуникативные:

планирование учебного процесса с учителем и обучающимися.

Психологический настрой учителя и учащихся.

Эмоциональный отклик

II.

Актуализация знаний (2 минута)

Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, запишите число.

1. Прием «Верите ли вы что...»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1. Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение и текст +

2. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. -

3. Односоставное предложение – предложение, в котором есть лишь один главный член +

4. Ночь прекрасна – двусоставное предложение +

5. В предложении «Сережа вырастил цветок» подлежащим является существительное ЦВЕТОК -

6. Подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже

– Проверим выполнение задания. За каждый правильный ответ поставьте на полях по одному баллу. Почему некоторые утверждения не верны?

Объясните

Выполняют задание, отвечают на вопросы, осуществляют самооценку

Беседа

Коммуникативные: высказывание своего мнения и его подтверждение

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа; 

Отработка пройденного материала

III.Формулировка целей и задач урока (2 мин)

- Ребята, никто еще не догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока (если возникают затруднения, задаю вопросы из предыдущего задания)

Запишите тему в тетрадь. Определим цели и задачи на урок

Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока

Проблемный метод

IV.  Актуализация знаний (4 мин)

V. Постановка проблемного вопроса. Выявление  места и причины затруднения

(4 мин)

VI.  Построение проекта выхода из затруднения

(6 мин)

VII.  Исследовательская работа

(8 мин)

Физкультминутка

(1 мин)

Прием «ЗХУ»

Сейчас вам нужно вспомнить все, что вы знаете о подлежащем. Заполним первую колонку «ЗНАЮ». Можно поворачиваться к соседу, выполнять работу в парах

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Проверка записей

Отлично! Вспомнили все, что знаем о существительном. Теперь наша задача – заполнить вторую колонку таблицы (хочу узнать). Итак, что мы напишем?

Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

–Предположите, чем еще может быть выражено подлежащее помимо существительного и местоимения? Необходимо вспомнить части речи и подумать, какая из них может быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь с соседом по парте. Возникают ли трудности при выполнения этого задания?

– Итак, собираем «корзину идей». Делаем схему в тетради.

Ребята, идеи собраны, но как мы будем проверять, верны ли наши записи?

Прием «ИНСЕРТ»

Для начала прочитаем информационный текст, лежащий у вас на партах. Во время прочтения вам необходимо заполнять колонку «УЗНАЛ» в таблице «ЗХУ». Итак, если информация в тексте для вас знакома, ставим +; если информация оказалась новой, ставим V; если остались какие-либо вопросы, ставим знак «?»

Какое предложение вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)  Проверим, верна ли эта информация.

Для этого проведем исследование. Возьмите карточку №1 с предложениями. Ваша задача – найти в этих предложениях подлежащее и определить, какой частью речи оно является. Не забывайте, что подлежащее – это о ком? или о чем? говорится в предложении.

- Работу выполняем в тетради.

1. По утрам Игорь нежится в кровати(Сущ. в И.п.)

2. Я помню чудное мгновенье.(Местоим. в И.п.)

3. Семь  любимое число Светы. (Числительное в И.п.)

4. Жить– Родине служить.(Инфин.)

5. Смелый  победит труса.(Прилаг.)

6.Скоро наступит будущее.  (Причастие)

7. Светлое завтра  в наших руках. (Наречие)

8. Мы с другом  выучили стихотворение.

 (Синтаксически неделимое  словосочетание)

9. В роще раздавалось детское «ау».(Междометие)

10. «Тоже» - это союз (служебная часть речи)

- Поставьте себе баллы за выполнение задания.

- Итак, ребята, сделаем выводы. Давайте дополним нашу таблицу «ЗХУ» новой информацией.

Уже проделана немалая работа, давайте отдохнем. Встаем, если утверждение верное
1.      Я увидел яхту, плывущую в открытом море – сложное предложение
2.     Пунктуация – это наука о знаках препинания
3.     Деепричастный оборот, выраженный фразеологизмом, не обособляется
4.     ИГРАЯ – деепричастие
5.     ЗДРАВСТВУЙТЕ – междометие

Выполняют самостоятельную работу, проверяют друг друга.

Высказывают своё мнение, аргументируют ответы.

Рассуждают, ведут диалог с учителем

Отвечают на вопросы, ставят задачи

Составление учащимися плана действий.

Работа с учебником, таблицей, текстом.

Делают  вывод.

Решают исследовательскую задачу, отвечают на вопросы,  анализируют, сопоставляют и обобщают.

Выполняют упражнения

Беседа.

Беседа

Беседа

Фронтальный опрос

Работа в парах,

практический метод, беседа

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка

познавательные:

умение делать выводы, умозаключения

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать,устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы; познавательные: извлекают необходимую информацию.

Развитие умения составлять монологическое высказывание

Умение строить устное монологическое высказывание

Развитие умения делать выводы, умение самостоятельно работать с текстом

VIII. Усвоение нового материала (4 мин)

Закрепим полученные знания. Для этого перейдем к работе со сборником заданий: с. 38, упр. 102. Выполняем устно

Закрепляют полученные знания на практике, выполняют упражнение

Самостоятельная работа,

практический метод.

Приём познавательной активности

Личностные: самоопределение;

регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки;

познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Развитие умения самостоятельно планировать свою работу

IX. Включение в систему знаний и повторения.(7 мин)

Выборочный диктант.

- Ребята, возьмите карточку №2. Предложения переписывать не нужно. Ваша задача – найти и выписать подлежащее из каждого предложения и определить, какой частью речи оно выражено.

1.Незабудка – твой любимый цветок.

2.Врага уничтожить – большая заслуга

3.Двое сегодня не явились на урок

4.Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

5.Провожающие вошли в поезд.

6.Семеро вышли на крыльцо.

7. Жить — это только привычка.

8.Слабенькое мяу  доносилось из окна.

9.Он вернулся в дом.

10.Сережа не подготовился к уроку, потому что в доме отключили свет.

Ключ: 1. Сущ.; 2. Инфин.;

3.Числ.; 4. Сл/соч; 5. Прич.; 6. Числ.; 7. Инфин.; 8. Межд.; 9. Мест.; 10. Сущ.

- Поставьте себе баллы за выполнение этого задания

Выполняют задание, работают в парах и у доски

Словесный метод, проблемный метод

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы

Развитие умения самостоятельно планировать свою работу

X. Подведение итогов урока (3 минуты)

-Ребята, подводим итог урока. Давайте вернемся к последней колонке нашей таблицы: УЗНАЛ. Итак, что же вы узнали сегодня на уроке?

Сделаем выводы.

 

Обобщают, систематизируют полученные результаты

Словесный

познавательные:

умение делать выводы, умозаключения

XI. Домашнее задание (1 минута)

- Домашнее задание:  Теория: параграф 183, сборник заданий:  задание 105,106  (по заданию).

Записывают в дневники задания

XII. Рефлексивно-оценочный этап (1 минута)

Ребята, возьмите в руки анкеты и подчеркните нужное:

1. На уроке я был активен / пассивен
2. Урок показался длинным / коротким
3. Материал урока мне понятен / не понятен

4. Своей работой я доволен / не доволен


5. Я смогу / не смогу применять полученные знания

Оценивают собственные результаты работы

Словесный

Регулятивные: владение основами самооценки

Используемая литература:

1. В.В. Бабайцева (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 222 с.);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. – (Стандарты второго поколения)

Интернет-ресурсы:

nsportal.ru

infourok.ru

uchitelya.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...