Открытый урок по русскому языку в 7б классе. Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Анна Владимировна Дубова

Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Продолжение знакомства с особенностями написания сочинения-описания, формирование умения вдумываться в тему, подчинять сочинение основной мысли, строить текст в определённой композиционной форме.

Формирование умения понимания авторского замысла картины.

Формирование умений видеть и ценить значение деталей, красок в произведениях живописи.

Расширение словарного запаса у учащихся.

Воспитание любви к природе, к прекрасному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishkin_2.docx58.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №1 Брянского района»

Открытый урок по русскому языку в 7б классе

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине

 И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Тип урока:  урок развития речи.

Цель урока:  подготовить учащихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль картины.
  3. Учить семиклассников собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  4. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь учащихся посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь учащихся.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
  3. Презентация по теме урока, аудиозапись «Звуки леса».
  4. Словарь синонимов.

Структура урока:

  1. Орг. момент – 1 минута.
  2. Постановка цели – 2 минута.
  3. Рассказ о художнике – 5 минуты.
  4. Беседа по картине – 15 минут.
  5. Словарно-стилистическая и орфографическая работа – 15 минут.
  6. Составление плана – 5 минут.
  7. Знакомство с примером сочинения – 2 минут.
  8. Работа над текстом сочинения. Редактирование – 45 минут.

Ход урока

Содержание урока

Дидактический комментарий и обоснование.

I. Оргмомент.

Взаимное приветствие учителя и учащегося. Проследить наличие на партах необходимого материала к уроку. Обратить внимание на внешний вид ученика, на посадку, на порядок в классе.

Взаимное приветствие. Осуществляется психолого-педагогическая подготовка учащегося к работе по подготовке и написанию сочинения по картине, переключение внимания на учебную деятельность; готовлю школьника к активной работе на уроке, воспитываю навыки культуры поведения.

II. Постановка цели.

Учащемуся необходимо написать сочинение по картине:
познакомиться с картиной И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»;
понаблюдать за красками летнего утра в сосновом лесу, за косолапыми обитателями бора на полотне художника;
написать сочинение по картине.

Сосредотачиваю внимание ученика, настраиваю на серьезное отношение к работе, активизирую мышление.
Школьник должен четко представить себе результат своей деятельности, то к чему он должен стремиться в процессе урока.
Повышение познавательного интереса.
Постанова проблемной ситуации.

Запись темы урока в тетрадь.

Обращаю внимание на аккуратность записи в тетради,
слежу за посадкой.

III. Рассказ о художнике.

Демонстрация портрета И.И. Шишкина.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) – один из крупнейших мастеров русской пейзажной живописи. Всем своим творчеством он прославлял красоту, мощь и богатство одной природы. Большинство полотен И.И. Шишкина посвящено русскому лесу. Об этом говорят их названия: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дубы», «Лес весной», «Корабельная роща» и многие другие.
Особой популярностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу», созданная в 1889 году. Фигуры медведей в ней написаны другом И.И. Шишкина – известным русским художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844-1905).

Ученик рассматривает портрет, слушает рассказ о художнике.

Воспитываю поведение внимательного слушания.

Помогаю сосредоточить внимание на определенной теме.

Подготавливаю к восприятию картины.

IV. Беседа по картине.

Демонстрация репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Вопросы к классу. 
– Рассмотрим репродукцию картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Какое впечатление произвела на вас эта картина? 
– Почему она так названа? 
– Какие детали картины убеждают нас в том, что на ней изображено раннее летнее утро?
– Что отражено в названии – тема или основная мысль автора? Объясните свой ответ. 
– Что изображено на центральном плане картины? 
– Сколько всего медведей на картине И. Шишкина? 
– Что они делают? Чем заняты? 
– Когда-то по ярмаркам ходили скоморохи с медведями, которые выделывали разные штуки или танцевали под музыку. А чтобы еще больше развеселить публику, на медведей надевали человеческую одежду. Во многих местах медведь стал чуть ли не священным животным. В некоторых индейских племенах медведей почитают, так как, согласно древнему поверью, мертвые соплеменники воскресают в медвежьем обличье. У других индейцев одолеть медведя считается геройством. Удачливый охотник украшает себя зубами и когтями убитого медведя. Едва ли не в каждой стране есть символизирующее страну животное. Очень часто иностранцы, характеризуя Россию, вспоминают медведя. Почему-то именно это животное чаще других связывают с Россией. Кстати, именно медведь символизировал Олимпийские игры в Москве (1980 г.). 
– Ребята, а что вы знаете про этих зверей? Про их характер, повадки? Как они выглядят? Какие это животные домашние или дикие? 
– Одинаковы ли медвежата? 
– Давайте внимательно посмотрим на шерсть медвежат.
– Что вы можете о ней сказать? 
– Между топтыжками явно происходит какой-то разговор. Как вы думаете, о чем они могут разговаривать? Давайте попробуем оживить эту картину. 
– Вы сказали, что шерсть у мишек коричневая, а какой еще синоним можно подобрать к слову «коричневый»? 
– Как выглядит взрослая медведица? 
– Как мы догадались, что это мать малышей? 
– Вы когда-нибудь видели настоящего медведя? Где?
– Медведи на поваленной бурей сосне изображены в центре полотна. А что же мы видим вокруг? 
– А как называется сосновый лес? 
– Вы правильно сказали об основных составляющих картины, то есть о ее
композиции. Как и литературное произведение, картина обладает определенной композицией. Что такое композиция в литературном произведении?
Композиция картины – это тоже построение, соотношение и взаимное расположение частей, фигур на картине художника. 
– Создавая целостный и ясный пейзажный образ художник использует всю систему цветовых отношений? 
– Какие цвета применяет художник при изображении природы?

Подключаю зрительное восприятие, воздействую на чувства ученика яркими запоминающимися образами.
Формирую индивидуальное понимание художественного образа.
Связь русского языка с изобразительным искусством.
Интегрированный метод.
Способствую развитию мышления.
Углубляю первоначальное восприятие картин.
Метод наблюдения.
Культурологический подход.

Связь с национальной культурой.
Связь с жизненным опытом.

Стимулирую творческое воображение, готовлю к созданию самостоятельного речевого высказывания.
Игровой метод.
Постановка проблемной ситуации. Развиваю диалогическую речь учащегося.
Познавательно-творческий метод. Моделирование речевой ситуации.

Заинтересовываю школьника, повышаю активность. Хвалю за правильные ответы.
Развиваю наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
Интегрированный метод.
Активизирую работу, повышаю творческую активность.
Развиваю наблюдательность.
Постановка проблемной ситуации.
Совместная работа учителя и ученика. Организую словарно-стилистическую работу, помогаю школьнику в отборе необходимых слов.
Устанавливаю творческую атмосферу.

V. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

Составление на доске таблицы, отражающей признаки и действия предметов, изображенных на картине.

– 
Давайте вспомним, что такое синонимы?
– Подберите синонимы к словам: 
картина, художник, лес, лесная глушь, сосны, медвежата.
– Объясните значения выражений: медвежий угол, медведь на ухо наступил, делить шкуру неубитого медведя.
– 
Очень важно при написании сочинения соблюдать единый временной план описания.
Представьте себе: то, что изображено на картине, вы видите сейчас в действительности и рассказываете об этом, употребляя глаголы настоящего времени. Можно использовать и предложения без глаголов. Например: 
Ранее летнее утро. Свежо в лесу. И т.д.
– Повторим орфографические правила.

Организую лексическую работу.
Проверяю умение ученика работать со словарем синонимов. 

Расширяю лексический запас школьника.
Акцентирую внимание на отбор наиболее точных и ярких языковых выразительных средств, не нарушая целостное художественное восприятие картины.
Заинтересовываю, прививаю любовь к русскому языку.

Организую орфографическую работу.
Обращаю внимание на запись на доске, оформленную до урока. Школьник объясняет правописание слов на изученные правила, после чего правая колонка записи закрывается. Затем читаются слова во второй колонке; эта запись сохраняется до конца работы над сочинением и выполняет роль справочника.
Развиваю орфографическую зоркость ученика.

VI. Составление плана.

– Вам, ребята, предстоит описать картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Но для этого нам нужно составить план. Любое сочинение, любая письменная работа всегда начинается с так называемого введения – подхода к теме. В данном случае – при описании картины мы тоже должны каким-то образом подойти к описанию.
– С чего же мы можем начать наше сочинение?
– Вариантов начала сочинения – безграничное множество: например,
«Летом я был в Москве, в Третьяковской галерее. Долго стоял перед картиной И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Или: «Я люблю русский лес, и мне очень нравиться картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Вот она передо мной…».
– 
После введения всегда идет основная часть, в которой непосредственно описывается картина.
– С чего же начать?
– О каких элементах, составляющих композицию картины, мы должны обязательно сказать в своем сочинении?
– После описания леса мы должны перейти к описанию главных героев картины – медвежатам. Подумайте, как можно назвать этот пункт плана? 
– Но кроме медвежат на картине Изображена и медведица-мать, о ней тоже следует упомянуть в своей работе. О чем бы вы сказали при ее описании?
– В каждом сочинении есть и заключительная часть. В ней вы сможете высказать свое мнение об этой картине, объяснить, почему вам понравилась или не понравилась эта картина, что более всего запомнилось, привлекло внимание.

План:
1. Раннее летнее утро.
2. Вековые сосны и молодая поросль.
3. Сломанная бурей сосна.
4. Забавные медвежата.
5. Заботливая и строгая мать.
6. Мое отношение к картине.

Приучаю к последовательности в изложении мысли.
Подготавливаю к составлению собственного речевого высказывания, вырабатываю умение планировать свое высказывание.



Совместная работа учителя и ученика.

VII. Знакомство с примером сочинения по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

– Послушайте сочинение вашего сверстника по картине «Утро в сосновом лесу». Оно поможет вам написать собственное сочинение, предупредить возможные ошибки, поэтому во время прослушивания будьте очень внимательны.


– 
Соответствует и композиция сочинения составленному нами плану?

Способствую более полному восприятию и пониманию произведения живописи.
Усиливаю эмоциональное восприятие текстом и помогаю глубже понять содержание картины.
Воспитываю поведение внимательного слушания.
Стимулирую творческий поиск.
Оказываю помощь при создании текста и его редактирование.

VIII. Работа над текстом сочинения. Редактирование.

– Воспользовавшись рабочими материалами и составленным на уроке планом, напишите сочинение-описание с элементами повествования по данной картине.

 

        Сценарий урока

1. Оргмомент.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Садитесь на свои места.

 Послушайте, пожалуйста, эпиграф, который я подобрала к нашему сегодняшнему уроку (включить музыку): «Радуясь тому, как совершенен и прекрасен лес, по которому я гулял, я … понял, что Тот, кто послал меня мыслить и видеть красоту, замыслил прекрасное. Если вокруг меня живёт Лес, исполненный высшего совершенства, то творец его был Отцом Леса» (современный прозаик Анатолий Ким).

2. Определение темы (запись темы в тетрадь) и постановка цели урока.

- Ребята, данный эпиграф я выбрала неслучайно.  Сегодня у нас урок развития речи. Тема нашего урока: «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». На первом уроке мы будем готовиться к написанию сочинения по картине, а на втором -  писать сочинение.

Запишите число и тему урока себе в тетрадь.

Давайте попробуем определить цели урока, спрогнозировать результат своей деятельности, то к чему мы должны стремиться в процессе урока.

Цели:

- подготовиться к написанию сочинения по картине, используя материалы урока:

  •  сведения об авторе;
  •  подбор опорных слов и словосочетаний, синонимов;
  • составление плана сочинения;

- повторить тему «Причастие», используя данные формы глагола в тексте своего

сочинения.

3. Представление  художника  картины.

Учитель. А теперь, ребята, предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее И. И. Шишкина. Слово предоставляется экскурсоводу.

Экскурсовод (выступление ученика).  Перед вами  портрет известного русского  художника-пейзажиста  Ивана Ивановича Шишкина. Шишкин родился в январе 1832 года  в купеческой семье, в Елабуге, на реке Каме, в лесной стороне.

Он был образованным человеком, любил науку, занимался изучением родной старины. В истории русской пейзажной живописи Шишкин занимает одно из ведущих мест. Природа для художника – само совершенство, именно она может облагородить человека. С именем Ивана Шишкина связано представление о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоённых запахом смолы и преющего бурелома. Творчество художника – восторженная ода, воспевающая красоту и мощь русского леса.    

Наследие замечательного мастера пейзажа, чьи полотна украшают художественные коллекции нашей страны, является национальной гордостью России и Татарстана. Самые большие коллекции находятся в Москве в Государственной Третьяковской галерее, в Петербурге в Государственном русском музее. Недалеко от родного дома, стоит памятник И. И. Шишкину. Это проявление любви жителей Елабуги к своему земляку, который во многих своих полотнах прославлял красоту родной земли.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Учитель. - Что вы знаете об И. И. Шишкине? (ответы учеников).

- Какие картины И. И. Шишкина вам известны? (ответы детей). Мы с вами в галерее картин, где нашему вниманию представляются такие работы, как «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Бурелом», «Дубки», «Рожь», «Лесные дали.

- Что вы видите на картинах художника? (Природу, лес, сосны, цветы, ржаное поле, медвежат).

- Как автор изображает природу?  (Он показывает красоту природы, леса, различных деревьев).

- А вот эта картина заслуживает особого внимания, так как сегодня мы будем писать сочинение по этому произведению искусства.

4. Анализ картины Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Учитель (включить  мелодию «звуки природы»)

 - Ребята, перед вами картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Посмотрите на неё внимательно, вслушайтесь в звуки природы, которые наполняют  это произведение искусства жизнью. Представьте, что вы бродите по сосновому лесу и вдруг,  в самой чаще, вы видите медвежат, резвящихся на  сломанном дереве, и маму-медведицу, которая наблюдает за ними со стороны. Постарайтесь хоть на минуточку мысленно проникнуть в картину, стать наблюдателем со стороны… (музыка выключается).

Вопросы к классу. 
– Итак, рассмотрим репродукцию картины
И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (Также эта картина представлена у вас в учебнике на стр.128, упр.171).Какое впечатление произвела на вас эта картина? Почему она невольно притягивает взгляд и никого не оставляет равнодушным?
– Почему она так названа? А как бы вы озаглавили эту картину?

– Что отражено в названии – тема или основная мысль автора? Объясните свой ответ (отражена тема – это то, о чём говорится в тексте).
– Что изображено на центральном плане картины? 
– Сколько всего медведей на картине И. Шишкина?  Одинаковы ли медвежата? 
– Что они делают? Чем заняты? (
Ранним летним утром медвежата вылезли из-под поваленного дерева. Двое играют на дереве, которое выворочено бурей, а третий встал на задние лапы и смотрит куда-то вдаль.)

- Что вы можете сказать про медвежонка, неиграющего с братьями? Какой он? (Он самый неуклюжий и косолапый. Самый толстый, он, видно, ловкий: смог взобраться на ствол поваленного дерева. Он как будто бы наблюдает за игрой своих братьев).

- Можно ли сказать, что медвежата неуклюжие, неповоротливые? (Они только с виду такие, на самом деле не так-то легко вскарабкиваться на поваленное дерево. Они ещё и любознательные, им всё интересно: и веточки, и букашки.)

 – Давайте внимательно посмотрим на шерсть медвежат.
– Что вы можете о ней сказать?

 – Вы сказали, что шерсть у мишек коричневая, а какой еще синоним можно подобрать к слову «коричневый»? (Бурый)
–  Между топтыжками явно происходит какой-то разговор. Как вы думаете, о чем они могут разговаривать? Давайте попробуем оживить эту картину. 

Затеяли мишки игру:

Забравшись на дерево, мишки

Кидали сосновые шишки…

А мама - медведица сердится:

- Слезайте! – кричит им медведица. –

Вы что ж опять натворили?

Такую сосну повалили!

Но маму не слушают дети.

Довольны собою медведи:

- Пусть с виду мы косолапые,

Зато мы ребята не слабые!

 - В какое время дня художник изобразил медвежат? (В раннее солнечное утро.)
– Какие детали картины убеждают нас в том, что на ней изображено раннее летнее утро?
( Небо покрыто нежными розовыми облаками. Первые лучи солнца освещают вершины сосен и золотят их. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага).

- Как вы думаете, а что это за медведь смотрит на них, как будто наблюдает, охраняет? (Это, наверное, их мать – медведица).

– Как выглядит взрослая медведица? (У неё буро-коричневая шкура. Она оскаливает зубы, рычит, медвежата не слушаются, она за них беспокоится).
– Как мы догадались, что это мать малышей? 

– Медведи на поваленной бурей сосне изображены в центре полотна. А что же мы видим вокруг?  (Высокие вершины, унесшиеся в небо, и солнечные лучи, которые играют на стволах старых сосен с потрескавшейся корой, и тишину в старом бору).

- А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? (Только здесь медвежата могут играть беззаботно: их покой охраняет дремучий густой лес, сюда не ступала нога человека.)

- Что вас поражает в этом лесу? (Сосны высокие, могучие, вековые, у них прямые стволы, покрытые серой корой. Ветки — раскидистые. Некоторые сосны с такой густой корой, что похожи на зелёный шатёр.)

– Вы правильно сказали об основных составляющих картины, то есть о ее композиции. Как и литературное произведение, картина обладает определенной композицией. Что такое композиция в литературном произведении?

(Композиция в литературе – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.)
Композиция картины – это тоже построение, соотношение и взаимное расположение частей, фигур на картине художника. 
– Создавая целостный и ясный пейзажный образ, художник  использует всю систему цветовых отношений.
– Какие цвета применяет художник при изображении природы?
(Мы видим все оттенки тёплых цветов. Колорит картины вызывает чувство радости).

5. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

Учитель.

- А сейчас мы с вами, ребята, выполним словарную работу.

1) Работа с синонимами и единым временным планом.

– Давайте вспомним, что такое синонимы?
– Подберите синонимы к словам: 
картина (полотно, произведение искусства, шедевр), художник (пейзажист, мастер кисти, мастер пейзажа, И. И. Шишкин), лес (бор), лесная глушь (чаща), сосны (деревья), медвежата (топтыжки, мишки, шалуны, звери).

– Очень важно при написании сочинения соблюдать единый временной план описания.
Представьте себе: то, что изображено на картине, вы видите сейчас в действительности и рассказываете об этом, употребляя глаголы настоящего времени. Можно использовать и предложения без глаголов. Например: 
Ранее летнее утро. Свежо в лесу. и  т.д.
2) Повторим орфографические правила.

Задание 1. «Словарная работа» (в парах)

 (Работа в парах с последующей самопроверкой). Подпишите листочки.

Вставьте пропущенные орфограммы. Сформулируйте правило.

Р…стут, стел…тся, подн…мается, тёмно(коричневые), как(будто), слома(н,нн)ая, будто(бы), бу…то, в безопас…ости, (не)проходимый, медвеж…я, медвеж…ей, из(под), зам…р, зам…рает, чу…ствует, вгляд…вается, вык…выривает, (не)уклюжий, к..с..лапый, медвеж…нок, заботл…вая, сосны(великаны),г..ризонт, мать(медвед…ца).

- Обязательно оцените свою работу.

Задание 2. «Кто больше?» (в группах)

Подобрать определения, характеризующие детали картины.

Работа в группах с раздаточным материалом

(таблица «детали-признаки, художественные средства»).

Детали

Признаки, художественные средства, эпитеты, сравнения

Утро

Лес

Деревья

Сломанная сосна

Медвежата

Медведица

- Обязательно оцените свою работу.

Задание 3. «Работа с причастиями»

(на закрытой доске, остальные – на местах)

Выписать причастные обороты, которые обособляются на письме. Графически обозначить.
Работа с причастиями (стр. 128-129 в учебнике).

- Обязательно оцените свою работу.

6. Составление плана.

Учитель.

 – Переходим к заключительному этапу нашего урока.

– Вам, ребята, предстоит описать картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Но для этого нам нужно составить план. Любое сочинение, любая письменная работа всегда начинается с так называемого введения – подхода к теме. В данном случае – при описании картины мы тоже должны каким-то образом подойти к описанию.
– С чего же мы можем начать наше сочинение?
– Вариантов начала сочинения – безграничное множество: например,
«Летом я был в Москве, в Третьяковской галерее. Долго стоял перед картиной И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Или: «Я люблю русский лес, и мне очень нравится картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Вот она передо мной…».( Вступление. Представление  автора и его произведения искусства).
– После введения всегда идет основная часть, в которой непосредственно описывается картина.
– С чего же начать?
– О каких элементах, составляющих композицию картины, мы должны обязательно сказать в своем сочинении? (Описание картины можно разделить на три части: передний план – полянка в чаще леса, молодые сосенки, вековые деревья, трава, мох; центр картины – сломанная сосна; медвежье семейство; слева – корни, справа – верхушка сломанной сосны; на заднем плане – солнце, уходящие в туман, солнце).
– После описания леса мы должны перейти к описанию
главных героев картины – медвежатам. Подумайте, как можно назвать этот пункт плана? 
– Но кроме медвежат на картине изображена и медведица-мать, о ней тоже следует упомянуть в своей работе. О чем бы вы сказали при ее описании?
(Основная часть. Описание картины).
– В каждом сочинении есть и заключительная часть. В ней вы сможете высказать свое мнение об этой картине, объяснить, почему вам понравилась или не понравилась эта картина, что более всего запомнилось, привлекло внимание (Заключение. Моё впечатление от картины. Моё отношение к картине.)

План сочинения

1. Слово о художнике и его картине.

2. Описание картины:

А) раннее летнее утро;

Б) вековые сосны и молодая поросль;

В) сломанная бурей сосна;

Г) медвежата;

Д) медведица.

3. Моё отношение к картине.


План сочинения

1. Слово о художнике и его картине.

2. Описание картины:

А) передний план;

Б) центральная  часть;

В) задний план.

3. Моё отношение к картине.

7. Знакомство с примером сочинения по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

– Послушайте сочинение вашего сверстника по картине «Утро в сосновом лесу». Оно поможет вам написать собственное сочинение, предупредить возможные ошибки, поэтому во время прослушивания будьте очень внимательны.

Художник - пейзажист И.И. Шишкин в своей картине «Утро в сосновом лесу» показал нам жизнь русского леса.

Летнее утро. Оно ещё только начинается. Солнечные лучи золотят верхушки высоких сосен. Могучие раскидистые ветки деревьев не хотят пропустить свет в чащу. Беловатый туман поднимался из оврага. Прохладно, свежо в густой сосновой чаще. Солнце ещё не взошло, но уже всё пробудилось.

В центре картины мы видим медвежат. Их трое. Двое залезли на дерево Маленькие, мохнатые, весёлые, шаловливые, они исследуют дерево, по которому лазают и карабкаются. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и всматривается в даль, прислушивается к чему-то. Ему всё очень интересно, он самый любопытный. Рядом их мать. Она следит за своими шалунами, оскалила зубы, рычит, предупреждает детей, чтоб не шалили зря.

Мне очень понравилась эта картина. Я люблю природу и животных. Мне кажется, картина вызывает желание сберечь красоту нашего леса со всем живым в лесу.


– 
Соответствует и композиция сочинения составленному нами плану?

8. Работа над текстом сочинения. Редактирование.

– Воспользовавшись рабочими материалами и составленным на уроке планом, напишите сочинение-описание с элементами повествования по данной картине.

- Но перед тем как приступить к работе, хочу вас удивить. Я приготовила вам, ребята,  сладкий сюрприз. Ответьте на вопрос: «Видел ли кто-нибудь из вас раньше  картину «Утро в сосновом лесу», например, на стене в столовой, на обёртках конфет, на ковре? Моё угощение - это шоколадные конфеты с изображением медвежат, сладкий сюрприз улучшит вашу умственную деятельность (ученик раздаёт конфеты).

Спасибо за урок!

На картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» я вижу четырёх медведей: маму-медведицу и трёх медвежат. Они резво играют в сосновом лесу под наблюдением мамы. Двое медвежат залезли на поваленное дерево и смотрят сверху на медведицу, а третий медвежонок устремил с задумчивостью свой взгляд в туманную даль леса. Видно, что лес старый, верхушки высоких сосен устремлены в лазурно-голубое небо. Много поваленных деревьев, трухлявые стволы, кажется, вот-вот сломаются, но нет, они твёрдо стоят. В лесу мрачно, но лучи солнца пробиваются сквозь сосны. Картина написана тёмными оттенками красок. Фигурируют больше всего оттенки зелёного. Мне понравилась эта картина тем, что она очень натурально нарисована, как будто я сама присутствую там.

Шишкин «Утро в сосновом лесу» (сочинение по картине)

Русский художник Иван Иванович Шишкин — один из крупнейших мастеров пейзажной живописи. В своих картинах он стремился как можно более объективно, точно и полно передать бесконечное разнообразие растительного мира. Художник создавал великолепные образы русской природы. Он старался всеми возможными способами раскрыть величие, красоту и своеобразие русской земли.

Прекрасные, необъятные просторы богатой русской природы предстают перед нами в таких произведениях Шишкина, как «Лесные дали», «На реке после дождя», «Рожь» и многих других. В то же время, автор умел подчеркнуть и самые мелкие детали пейзажа: срубленное дерево, покосившийся домик на пасеке, одиноко растущую на северных просторах сосну.

Главной темой его творчества стало изображение русского леса. О том, какое яркое впечатление способны произвести работы художника, можно судить, по известной картине «Утро в сосновом лесу».

На картине перед нами в мельчайших подробностях предстает утренний лес. Неприступные сосны-исполины стоят на страже густой стеной, чтобы незваный гость не проник в эту удивительную лесную страну, не нарушил ее покой. Вот деревья, раскинувшие ветви своей роскошной кроны навстречу первым лучам солнца. Словно братья и сестры, держащиеся за руки, переплели сосны свои ветви. Вот одна из них слегка наклонила свою макушку, как будто ей так не хочется просыпаться от приятного сна. В центре — поваленное дерево. Может, оно не выдержало могучего ветра, а может, просто высох от возраста его ствол. Его-то и облюбовала медведица с медвежатами. Она вывела своих детей на утреннюю прогулку. И медвежата радостно резвятся на поваленном дереве. Что-то привлекло их внимание, и двое малышей стараются разобраться, что же именно. Но их братика больше увлекает восход солнца. Приподнявшись на задние лапки, он старается увидеть, откуда же идет этот дивный свет, постепенно наполняющий всю лесную чащу. А солнечные лучи тем временем уже залили весь лес на заднем плане и пробираются к медвежьей семье. И вся картина, наполненная этим светом, создает ощущение радостного пробуждения природы. И это ощущение усиливается сочетанием света и тени, мастерски переданным автором, с помощью которого он стремится передать нам свои чувства, свое восхищение этой красотой.

И. И. Шишкин создавал великолепные, жизнерадостные образы родной природы, воспевая русский пейзаж, утверждая и донося до нас его красоту и неповторимость. Именно поэтому его работы никогда не оставляют нас равнодушными, они в любые времена будут радовать и вселять ощущение счастья в наши сердца.

«Утро в сосновом лесу» — одна из самых известных работ замечательного художника. Солнце еще невысоко, оно золотит верхушки огромных старых деревьев, обещая теплый и ясный день. Несмотря на раннее утро, лесные жители уже давно проснулись. Вот перед нами семейство самых крупных обитателей чащи — медведица и три медвежонка.

Видно, что они уже успели подкрепиться и теперь весело и беззаботно играют. Медведица внимательно наблюдает за возней своих малышей, чутко прислушивается к звукам пробуждающейся природы. Необычное место выбрали для отдыха бурые хозяева леса. Старая сухая могучая сосна вывернута с корнем разыгравшейся когда-то непогодой. Падая, дерево ударилось о потемневшую от времени корягу и переломилось пополам. Теперь верхушка лежит на земле, а ствол с растопыренными в разные стороны замшелыми корнями все еще смотрит, как раскачиваются в небе зеленые головы его соседок сосен.

Глядя на картину, мы словно оказываемся погруженными в атмосферу лесного утра, слышим голоса птиц и рев медвежат, вдыхаем аромат сосновой коры и хвои. И все это благодаря волшебной кисти и огромному таланту удивительного художника И. И. Шишкина.

Сочинение по картине Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Сочинение по картине   И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу".
И. И. Шишкин - один из самых выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века. Невыразимую любовь к родной природе он перенес на свои полотна, воспевая в каждой картине красоту и величие бескрайних русских полей и лесов, восхищаясь не только могучими дубравами, но и пестротой обычных полевых цветов.
"Утро в сосновом лесу" - одна из самых известных работ замечательного художника. Солнце еще невысоко, оно золотит верхушки огромных старых деревьев, обещая теплый и ясный день. Несмотря на раннее утро, лесные жители уже давно проснулись. Вот перед нами семейство самых крупных обитателей чащи - медведица и три медвежонка.
Видно, что они уже успели подкрепиться и теперь весело и беззаботно играют. Медведица внимательно наблюдает за возней
своих малышей, чутко прислушивается к звукам пробуждающейся природы. Необычное место выбрали для отдыха бурые хозяева леса. Старая сухая могучая сосна вывернута с корнем разыгравшейся когда-то непогодой. Падая, дерево ударилось о потемневшую от времени корягу и переломилось пополам. Теперь верхушка лежит на земле, а ствол с растопыренными в разные стороны замшелыми корнями все еще смотрит, как раскачиваются в небе зеленые головы его соседок сосен.
Глядя на картину, мы словно оказываемся погруженными в атмосферу лесного утра, слышим голоса птиц и рев медвежат, вдыхаем аромат сосновой коры и хвои. И все это благодаря волшебной кисти и огромному таланту удивительного художника И. И. Шишкина.

Сочинение по картине И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу".
План сочинения.
Вступление
И. И. Шишкин и лес
"Утро в сосновом лесу"
Изображение дремучего леса и его обитателей
Великая любовь к природе
История создания картины
Заключение
Истинное произведение искусства.

И. И. Шишкина называли "лесным богатырём", "царём леса". Его, действительно, можно назвать "служителем культа дерева". Художник видел в лесу бесконечное разнообразие форм, воплощение бессмертия природы, выражение чувства родины.
Огромное впечатление произвела на меня картина И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу". Я вижу перед собой дремучий бор. Столетние сосны упираются вершинами в небо. В чаще темно и прохладно. Рано утром на лесную поляну вывела огромная медведица трёх медвежат. Малыши забрались на поваленную бурей сосну и весело резвятся. Мать стоит настороже. При малейшей опасности она подаст сигнал, и семья скроется в чаще. Полотно динамично, изображённые на нём животные как будто движутся, ветер шевелит хвою на деревьях. Картина написана рукой талантливого живописца и говорит о его великой любви к природе, которая была для него музой. Показывая её разнообразие и неповторимость, Шишкин сам создавал чудо. Оно воплощено в его полотнах и вызывает прилив нежности. Эта картина - редкий пример сотрудничества двух художников. Под подписью Шишкина внизу темнеет след от стёртой подписи К.Савицкого: именно он написал медведей на этом полотне.
"Утро в сосновом лесу" - одна из самых известных русских картин, созданных в XIX веке. Как истинное произведение искусства, она привлекает внимание людей, не оставляет их равнодушными

Сочинение по картине И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу".
На картине Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу" я вижу четырёх медведей: маму-медведицу и трёх медвежат. Они резво играют в сосновом лесу под наблюдением мамы. Двое медвежат залезли на поваленное дерево и смотрят сверху на медведицу, а третий медвежонок устремил с задумчивостью свой взгляд в туманную даль леса. Видно, что лес старый, верхушки высоких сосен устремлены в лазурно-голубое небо. Много поваленных деревьев, трухлявые стволы, кажется, вот-вот сломаются, но нет, они твёрдо стоят. В лесу мрачно, но лучи солнца пробиваются сквозь сосны. Картина написана тёмными оттенками красок. Фигурируют больше всего оттенки зелёного. Мне понравилась эта картина тем, что она очень натурально нарисована, как будто я сама присутствую там

Сочинение по картине И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу".
Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина - "Утро в сосновом лесу". Картина была написана в 1889 году.
Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А. Рукой именно этого художника, кстати, были написаны медведица и играющие медвежата. Однако Третьяков, который приобрел полотно, решил закрепить за ним авторство Шишкина, поскольку считал, что основная работа сделана именно им.
Возможно, именно занимательный сюжет картины способствовал ее популярности, однако настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы. Перед нами - не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.
Проснулись обитатели чащи - три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.
Картина "Утро в сосновом лесу" показывает, как умело Шишкин решает проблему взаимодействия цвета и света в живописи. Колорит заднего плана полотна - прозрачный, неопределенный, а переднего - глубокий, красочный, хорошо разработанный. В картине, которая заслуженно считается для многих поколений людей образцом пейзажа, в полной мере передано восхищение художника красотой и богатством первозданной природы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 10классе на тему «Подготовка к написанию ЕГЭ. Часть С» или «Легко ли быть молодым?»

Данный  урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода.  На уроке совершенствуются  навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Уч...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ. Тема: « Причастие»

Тип урока: обобщениеФорма урока: интегрированныйЦель урока:  Обобщение полученных знаний о причастии. Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонаци...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе  Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

На уроке использую метод активного обучения, который позволяет в полном объеме использовать системно-деятельностный подход, где ученик учится учиться: самостоятельно приобретать новые знания, работать...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...