Рекомендации к итоговому сочинению по русскому языку
консультация по русскому языку (11 класс)

Карепова Юлия Григорьевна

Рекомендации к итоговому сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_itogovomu_sochineniyu.odt24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы над итоговым сочинением

ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЕМ ТЕМУ

Прочитайте все предложенные темы сочинений. Обратите внимание на формулировки. Определите ключевые слова и "ограничители" каждой темы. Задайте себе вопросы: - На каком материале можно раскрыть данные темы? - Достаточно ли хорошо я знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов? Не стоит писать сочинение по произведению, которое вы не читали или читали только в кратком содержании

ОПРЕДЕЛЯЕМ ОБЪЕМ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Чтобы определить объем темы сочинения – тот круг вопросов, которые подлежат обязательному освещению – нужно поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке сочинения. - Понятийные вопросы - «Что такое…», «Что обозначает…» и т.п. - Детализирующие вопросы – «Что я понимаю под…», «Какой смысл вкладывает автор в…» и т.п. - Связующие вопросы – «Каково значение…», «Как раскрывается в произведении…», «Почему автор называет…» и т.п. Помните, что из-за неоправданного сужения или расширения темы можно получить "незачет"!

ФОРМУЛИРУЕМ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ

Основная мысль – это та главная мысль, которой подчинены все остальные тезисы. Именно её нужно будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своем сочинении. На ней держится весь текст сочинения.

СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Потратьте несколько минут на составление плана. Обозначьте в нём все тезисы и примеры-аргументы из литературных произведений. Продумайте содержание вступления и заключения. «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении» Брайан Трейси.

ПИШЕМ ЧЕРНОВИК

Напишите сочинение на черновике. Если трудно начать сразу со вступления, начните с тезисов и аргументов к ним. Вступление и заключение можно написать в конце.

ПРОВЕРЯЕМ РАБОТУ

Сочинение обязательно нужно проверить на наличие ошибок. Речевые, грамматические, логические и фактические ошибки нужно находить в черновике, т.к. при их исправлении придётся много зачёркивать. А нам не нужна лишняя "грязь" в готовом тексте. А вот орфографию и пунктуацию лучше проверить, переписав работу набело. Советую делать это с конца сочинения, так вы не будете отвлекаться на содержание, а сконцентрируетесь на соблюдении правил. И помните, что хорошее сочинение может добавить вам от трёх до десяти баллов при поступлении. Только критерии оценки в высших учебных заведениях отличаются. Не поленитесь зайти на сайт приоритетного для вас ВУЗа и внимательно изучить требования к итоговому сочинению, чтобы писать в соответствии с ними.

Направление итогового сочинения на 2018-2019 учебный год.

Доброта и жестокость.

Разбор направления. Определение понятий «доброта», «жестокость». Синонимы. Словоупотребление.

Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает вас, выпускников, на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Аспекты направления:

  1. Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
  2. Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
  3. Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
  4. Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
  5. Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
  6. Истинная и ложная доброта.
  7. Доброта и жестокость на войне.
  8. Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

ДОБРОТА

Определение:        

1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;

  1. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро. Противоположность Д. — злобность. В обыденном сознании под Д. подразумеваются такие качества личности, как мягкость, предупредительность, заботливость, способность к сочувствию, без к-рых Д. немыслима. Однако такое понимание Д. является ограниченным, поскольку включает и любые конформистские (см. Конформизм), соглашательские, попустительские действия. Подлинная Д. является принципиальной и вдохновляется заботой не только о благополучии др. человека, но и о его моральном совершенстве и достоинстве.

Свойство человека быть добрым, не столько отдельная добродетель, сколько сочетание в одном человеке нескольких разных и взаимодополняющих добродетелей: щедрости, мягкости, сострадания, благожелательности, иногда и любви. То, что такие люди существуют, хоть они и редки, и не вполне совершенны,– такая же непреложная, подтвержденная опытом истина, как и то, что существуют негодяи. Различия между теми и другими уже достаточно, чтобы наполнить смыслом, пусть и относительным, мораль и оправдать ее существование.

Можно добавить, что любовь без доброты – например, вожделение или ревность – перестает быть добродетелью, тогда как доброта без любви (как стремление делать добро тем, кто тебе безразличен, и даже тем, кого ненавидишь) остается доброй. Это ставит любовь на надлежащее место, которое бывает первым только в сочетании с добротой.

Синонимический ряд:

добросердечие, сердечность, душевность, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, кротость, гуманность, ласка, мягкость, бескорыстие, альтруизм, доброжелательность. 

Какая бывает доброта?  (определения):

Безграничная, безмерная, беспредельная, исключительная, необыкновенная, поразительная, удивительная

Устойчивые выражения и словоупотребление:

Неподдельная доброта души, доброта сердца, сердечная доброта, по доброте душевной, пользоваться добротой, воспитывать в себе доброту.

ЖЕСТОКОСТЬ
Определение:
1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие. 

Жестокость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим людям и животным, в безразличии к их страдании, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь.

Жестоким по характеру называют человека, который не только проявляет жестокость, но и наслаждаются страданиями других. Понятие жестокости неотделимо от понятий мораль и нравственность, так как в мире животных целенаправленной, осознанной жестокости нет.

Жестокость также может проявляться в излишней прямолинейности, неоправданности и упрямстве, открытом недружелюбии, злой насмешливости, коварстве, в гневе. Всему этому нередко сопутствует раздражительность и нетерпимость к ошибкам и слабостям других. Крайние формы жестокости – садизм и мазохизм.

В отдельных ситуациях жестокость может проявляться как сила воли, целеустремленность и принципиальность. Чаще же жестокость становится средством проявления бескомпромиссности, авторитарности и прямого диктата. Но в любых формах жестокость разрушительна, а потому по сути безнравственна, питающаяся и, свою очередь, подпитывающая бездуховность личности.

Синонимический ряд:

антигуманность, безжалостность, беспощадность, бессердечие, бессердечность, бесчеловечность, варварство, жестокосердие, живодерство, зверство, злобность, изуверство, кровожадность, лютость, неистовство, садизм, свирепость.

Какой может быть жестокость (определения):

беспощадная, бесчеловечная, безмерная, варварская, звериная, излишняя, изуверская, крайняя, невероятная, необыкновенная, неслыханная, нечеловеческая, чудовищная, мстительная

Устойчивые выражения и словоупотребление:

Прославиться жестокостью, расправляться с жестокостью, проявлять жестокость, возмущать своей жестокостью, славиться жестокостью, оправдывать жестокость, упрекать в жестокости, смягчать жестокость, порождать жестокость, проявить жестокость, отличаться жестокостью, детская жестокость, оправданная жестокость. 

100 тем для подготовки к итоговому сочинению.

1.В чем причины жестокости? 

2.Чем опасна жестокость?

3.Раскройте смысл слов Мелихана: «Доброта бывает разной: глупой, умной, хитрой и даже злой». 

4.Чем опасна жестокость к близким людям?

5.Согласны ли Вы слова Л.Н. Толстого: «Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками»?

6.Как вы считает, жестокость-врожденное или приобретенное качество

7.Как Вы понимаете слова Дж. Лондона: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её»?

8.Что значит истинная доброта?

9.Согласны ли вы с утверждением Брауна: «С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами»?

10.Может ли добрый человек проявлять жестокость?

11.Согласны ли Вы с утверждением Ницше: «Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости»?

12.Может ли жестокий человек проявить доброту?

13.Согласны ли Вы с утверждением Вольфрома: «Делать добро легче, чем быть добрым»?

14.Существует ли абсолютная доброта?

15.Как вы понимаете высказывание Левиса: «Редкость золота заставила изобрести позолоту; точно также мы заменили доброту вежливостью, имеющую её наружность, а добродетель — честью, имеющую её блеск»?

16.Как связано понятие доброта с отзывчивостью?

17.Как Вы понимаете высказывание слова Вовенарга: «Жестче всего тот, кто мягок из корысти»?

18.Как связаны понятия жестокость и равнодушие?

19.Согласны ли вы с мнением Бичера: «Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути»?

20.Может ли добрый человек быть равнодушным?

21.Как Вы понимаете слова Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»?

22.Как человеку воспитать в себе доброту?

23.Чем опасна показательная доброта?

24.Согласны ли вы с тем, что «чрезмерная власть всегда порождает жестокость»? (Рей)

25.Может ли доброта быть неискренней?

26.Может ли жестокий человек измениться?

27.Согласны ли Вы с тем, что «жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям» (Гюго)

28.Может ли внешне жестокий человек быть добрым в душе?

29.Как вы понимаете значение словосочетания «корыстная доброта»?

30. Согласны ли вы с утверждением Ариосто: «Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца»?

31.Может ли доброта навредить?

32.Согласны ли вы со словами Гюйо: «Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность»?

33.Как отношение к животным характеризует человека?

34.Как Вы понимаете слова Б. Шоу: «Злодеяния остаются злодеяниями даже, если происходят в лабораториях и называются медицинскими исследованиями.»

35.Может ли доброта быть избирательно?

36.Как Вы понимаете слова Б.Шоу: «"Когда человек убивает тигра мы называем это спортом, когда тигр убивает человека – жестокостью»?

37.Когда в душе человека может наступить конфликт добра и зла?

38.Согласны ли вы с высказыванием Бернардена: «Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми»?

39.Как понятие «жестокость» связано с понятием «зла»?

40.Может ли безжалостный человек быть счастливым?

41.Согласны ли Вы с утверждением Дизраэли: «Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства»?

42.Можно ли оправдать жестокость?

43.Нужно ли делать добро против воли человека?

44.Всегда ли творить добро нужно тогда, когда тебя просят?

45.Нужно ли проявлять доброту в врагам?

46.Что значит быть жестоким по отношению к себе?

47.Согласны ли Вы с утверждением Карлейля: «Без доброты невозможна истинная радость»?

48.Чем может быть чревато саможаление?

49.Чем может быть чревато самобичевание?

50.Как Вы понимаете слова Швейцера: «Ошибкой всех существующих этик, было мнение о том, что они рассматривали отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает»?

51.Почему общество считает доброту важнейшим качеством личности?

52.Согласны ли вы со словами Конфуция: Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми»

53.Существует ли пассивная доброта?

54.Как связаны понятия «доброта» и «Гуманность»?

55.Как связаны понятия «доброта» и «любовь»?

56.Согласны ли Вы с высказыванием Шопенгауэра: «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» 

57.Как связано понятие «доброта» и «прощение»?

58.Как связаны понятия «жестокость» и «грубость»?

59.Согласны ли Вы с утверждением Бальзака: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней»?

60.Может ли человек стать жестоким?

61.Что такое «детская жестокость»?

62.Согласны ли Вы со словами Фокса: «Из всех видов жестокости я считаю самым ненавистным тот, который надевает на себя маску милосердия»?

63.Как понятие жестокость связано с эгоизмом?

64.Как понятия доброта и жестокость связаны с воспитанием, детством, семьей человека?

65.Согласны ли вы с изречением Эзопа: «Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром»?

66.Может ли жестокость или доброта одного человека повлиять на ход истории?

67.Нуждается ли «доброта» в «благодарности»?

68.Согласны ли Вы с утверждением Ж. Санда: «Мы добры к другим, чтобы больше нравиться себе»?

69.Может ли доброта изменить мир?

70.Согласны ли Вы с утверждением В. О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»?

71.Может ли человек, облеченный властью, быть жестоким?

72.Согласны ли вы с утверждением Л.Н, Толстого: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле»?

73.Может ли жестокое слово убить?

74.Согласны ли Вы с мнением Эшенбах: «Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду»

75.Может ли доброе слово «спасти»?

76.Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?

77.Может ли быть добрым человек, причиняющий зло животным?

78.Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой»?

79.В чем может проявляться жестокость к детям?

80.Поразмышляйте над словами Моруа: «На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам»

81.В чем разница между жестокостью и жесткостью?

82.Как Вы понимаете слова Лонгфелло: «Все мы слеплены из одной и той же глины, поэтому надо быть столь же милосердными, сколь и справедливыми»?

83.Как Вы понимаете слова Эшенбах: «Сколь многие думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы»?

84.Может ли доброта быть отрицательным качеством?

85.«Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным» (Шамфор) Прокомментируйте это высказывание.

86.Когда человек сожалеет о несделанном добре?

87.Каждый ли человек способен разглядеть доброту в другом человеке?

88.Согласны ли Вы с утверждением Элиота: «Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод»?

89.Можно ли утверждать, что «всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека)

90.Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным»?

91.Почему такое качество как «доброта» часто ассоциируется со словом «простота»?

92.Может ли жестокость быть вынужденной?

93.Напишите свое отношение к высказыванию Рузвельта: «Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость мозгов».

94.Согласны ли Вы с мнением Сенеки: «Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла»?

95.Есть ли разница между добротой и добродушием?

96.Согласны ли Вы с высказыванием Ключевского: «Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу»?

97.Почему важно быть добрым к тем, кто от тебя зависит?

98.Как вы понимаете слова Данте: «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет»?

99.Концепт «доброта» в легенде о Данко М. Горького.

100.Можно ли добиться добра при помощи жестокости, зла?

Список литературы (произведения русской и зарубежной литературы) + короткие рассказы.

Основной список: 

  1. «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский
  2. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
  3. «Идиот» Ф.М. Достоевский
  4. «Чучело» В.К. Железников
  5. «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Л. Васильев
  6. «Война и мир» Л.Н. Толстой
  7. «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
  8. «Станционный смотритель» А.С. Пушкин
  9. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
  10. «Бедная Лиза» А.Н. Карамзин
  11. «Матренин двор» А.И. Солженицын
  12. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд
  13. «Старуха Изергиль» М. Горький
  14. «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой
  15. «Маскарад» М.Ю. Лермонтов
  16. «Очарованный странник» Н.С. Лесков
  17. «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков
  18. «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой
  19. «Сашка» В.Л. Кондратьев
  20. «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
  21. «Гарри Поттер и …» (все книги) Дж. Роулинг
  22. «Жестокость» П.Ф. Нилин
  23. «Похороните меня за плинтусом» П.В. Санаев
  24. «Моби Дик, или белый кит» Г. Мелвилл
  25. «Убить пересмешника» Х. Ли
  26. «Ковчег Шиндлера» Т. Кенилли
  27. «Рождественская история» Ч. Диккенс
  28. «Властелин колец» (все книги) Дж. Толкин
  29. «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок» Ф. Флэгг
  30. «Хроники Нарнии» К.С. Льюис
  31. «Джейн Эйр» Ш. Бронте
  32. «Дракула» Б. Стокер
  33. «Таинственная история Билли Милигана» Д. Киз
  34. «Книжный вор» М. Зусак
  35. «Мальчик в полосатой пижаме» Дж. Бойн
  36. «Три мушкетера» А. Дюма
  37. «Приключения Шерлока Холмса» А.К. Дойль
  38. «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенс
  39. «Грозовой перевал» Э. Бронте
  40. «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл
  41. «Собор Парижской богоматери» В. Гюго
  42. «Заводной апельсин» Э. Бёрджесс
  43. «Белый олеандр» Дж. Фитч
  44. «Кэрри» С. Кинг
  45. «Американская трагедия» Т. Драйзер
  46. «Макбет» У. Шекспир
  47. «Ребекка» Д. Дюморье
  48. «Морской волк» Дж. Лондон
  49. «Зеленая миля» С. Кинг
  50. «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарк
  51. «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэй
  52. «Повелитель мух» У. Голдинг
  53. «Облачный атлас» Д. Митчелл
  54. «Кентервильское привидение» О. Уайльд
  55. «Жареные зеленые помидоры в кафе полустанок» Ф. Флэгг
  56. «Полианна» Э. Портер
  57. «Цветы для Элджернона» Д.Киз
  58. «О мышах и людях» Дж. Стейнбек
  59. «Большие надежды» Ч. Диккенс
  60. «Шагреневая кожа» О. Бальзак

Короткие рассказы

  1. «Юшка» А.П. Платонов
  2. «Грустная история семьи Муравьед» Э. Керет
  3. «Великолепная шестерка» Б.Л. Васильев
  4. «Человек в футляре» А.П. Чехов
  5. «Неизвестный цветок» А.П. Платонов
  6. «Все лето в один день» Р. Брэдбери
  7. «Соловей и роза» О. Уайльд
  8. «Приказ есть приказ» Б. Фредерик
  9. «Хлеб для собаки» В.Ф. Тендряков
  10. «Изумруд» А.И. Куприн
  11. «Каштанка» А.П. Чехов
  12. «Канатоходец» М. Гелприн
  13. «Размазня» А.П. Чехов
  14. «В аптеке» А.П. Чехов
  15. «Тоска» А.П. Чехов
  16. «Дороги, которые мы выбираем» О. Генри
  17. «Оно» У. Эко
  18. «Бабка» В.А. Осеева
  19. «Любовь к жизни» Дж. Лондон
  20. «Кнопка, кнопка» Р. Матесон
  21. «Друг» Л.Н. Андреев
  22. «Кусака» Л.Н. Андреев
  23. «Последний лист» О Генри
  24. «Лед и пламень» Ф.С. Фицджеральд
  25. «Смертный приговор» А. Азимов
  26. «Плечи маркизы» Э. Золя
  27. «Фернандо, совсем необычный пес» Д. Росс
  28. «Телеграмма» К.Г. Паустовский
  29. «Девочка со спичками» Х.Х. Андерсен

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

        Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

        Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

Методические рекомендации к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе

Методические рекомендации адресованы учителям русского языка, работающим с учащимися 9 класса и предназначены для подготовки к ГИА. Таблицы имеют практическую направленность, так как языковые явления,...

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...

Рекомендации для подготовки к сочинению по русскому языку в рамках ЕГЭ

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Какое же задание представлено в части С? Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими ...

Методическая разработка Подготовка к итоговому сочинению по русскому языку "Семь шагов к успеху"

quot;По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы мое определить степень интеллектуальности человека",- утвердал Д.С.Лихачев.Вот и часть С по  ...