Методическая разработка Подготовка к итоговому сочинению по русскому языку "Семь шагов к успеху"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Гоцул Светлана Александровна

"По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы мое определить степень интеллектуальности человека",- утвердал Д.С.Лихачев.

Вот и часть С по  рсскому языку не только дает представление о том, как выпускниквладеют монологической речью, но и показывает уровень ученика, его нравственность и культур.

Анализируярезультаты экзамена, прихожу к выводу, что учни критерий 3 (ккомментарий к сформулированнй проблеме) и 4 (аргументация собственного мнения по проблеме)представляют самые сложные виды работы при написании сочинения по исходному тексту.

Данная разработка как раз и предназначена обучающимся подскажет, как работать, чтоб не сбиться на пересказ, как сделать так, чтоб доводы в аргументации собственного мнения не толькосоответствовали по смыслу тезису, но иразвивали его, поможет избежать разного рода ошибок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка «Семь шагов к успеху»

(В помощь сдающему ЕГЭ по русскому языку, задание «С»)

Гоцул Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 4, г. Ковров, sagozul@mail.ru

Пояснительная записка

« По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том , с кем мы имеем дело .Мы можем определить степень интеллектуальности человека,»- утверждал один из выдающихся ученых современности Д.С. Лихачев.

Вот и часть 3 (С) по русскому языку не только дает представление о том, как выпускники владеют монологической речью, анализируют текст, аргументируют свои точки зрения, но и показывает уровень ученика, его нравственность и культуру. Сократ еще говорил: «Заговори, чтобы я увидел».

Однако который год, анализируя результаты экзаменов по русскому языку, прихожу к выводу, что ученикам критерий 2 (комментарий к сформулированной проблеме текста) и 4- (аргументация собственного мнения по проблеме) представляют самые сложные для них виды работы при написании сочинения по исходному тексту. Некоторые выпускники не могут воспринять информацию текста, прокомментировать его.

Кроме того, многие учащиеся не могут обосновать тезис примерами из читательского опыта не только потому, что мало читают, но и просто не знают, как применить известный им материал в качестве аргументов.

Памятка как раз и предназначена учащимся, чтоб не возникли сложности при выполнении задания С, подскажет, как работать, чтоб не сбиться на пересказ; как сделать так, чтобы доводы в аргументации собственного мнения не только соответствовали по смыслу тезису, но и развивали его; напомнит, как избежать разного рода ошибок.

Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть С ЕГЭ

Часть "С" – задание с развернутым ответом. Выполняется по исходному тексту и проверяется экспертами. При выполнении на ЕГЭ по русскому языку задания части "С":

Помни!Создавать литературный шедевр не требуется, равно как и проводить подробный лингвистический анализ исходного текста;

рекомендуемый объем письменной работы - не менее 150 слов;

75 слов и менее - это НОЛЬ баллов;

более 250 слов испортят настроение эксперту, а уж он-то в долгу не останется.

В третьей части ЕГЭ необходимо написать небольшое сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Важно то, что оценивается не работа в целом, а отдельные умения и навыки, требуемые для написания развернутого ответа. Эксперты ЕГЭ оценивают отдельные аспекты работы, проставляя баллы по конкретным критериям. Таким образом, они разбирают по частям, по "кирпичикам" то, что мы должны с вами так же по "кирпичикам" и выстроить. Для получения максимального количества баллов это должно быть красивое, монолитное здание, построенное из отборного материала и качественным технологиям. Для многих выпускников - это серьезное препятствие для получения высокого балла по ЕГЭ. Качественно написанное сочинение - это 35% от общего количества баллов. Теперь вы понимаете, что сочинение требует большой подготовки?!

Для того чтобы набрать максимальный балл за часть "С", прежде всего мы должны знать, чего от нас ждут. Говоря проще, те критерии оценки, которыми будут руководствоваться эксперты при разборе работ. Во-первых, следует повторить, что оценивается не работа в целом, а отдельно каждая составляющая

Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части "С" – соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок.
Вот они, эти критерии (в скобках - максимальное значение первичного балла):

  • Формулировка проблем исходного текста (1)
  • Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2)
  • Отражение позиции автора исходного текста (1)
  • Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (3)
  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (2)
  • Точность и выразительность речи (2)
  • Соблюдение орфографических норм (3)
  • Соблюдение пунктуационных норм (3)
  • Соблюдение языковых норм (2)
  • Соблюдение речевых норм (2)
  • Соблюдение этических норм (1)
  • Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1)
    Итого: (23) первичных балла по всем критериям проверки

Эти нормативы представляют для нас большую ценность, так как теперь мы знаем, в каком направлении работать и на что обратить особое внимание.

Шаг №1.Как начать работу?

Что такое рассуждение и как его построить.

По прочитанному тексту нужно написать собственное сочинение-рассуждение, которое имеет особую композицию.

1. Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Строение текста-рассуждения. В таком тексте обычно выделяются З части: 1) тезис; 2) доказательство, то есть аргументы; З) вывод.

3. Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: Какая МЫСЛЬ обосновывается?

4. Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выступают в роли основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: « С помощью чего ведется обоснование тезиса?»

Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры — самые убедительные аргументы.

В качестве аргументов в сочинении-рассуждении Части С ЕГЭ по русскому языку могут быть приведены, кроме того, примеры из художественной литературы, примеры из средств массовой информации, из личного опыта.

На заметку! В тексте-рассуждении в качестве средства связи предложений, аргументирующих высказанную мысль, часто используются вводные слова, выражающие порядок в развитии мысли и степень важности каждого из его этапов.

Композиция сочинения

  • Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.
  • Комментарий к сформулированной проблеме текста.
  • Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме
  • Аргументация собственного мнения по проблеме:

1)Тезис;

2) Аргументы:

а) первый аргумент;

б) второй аргумент.

3) Вывод.

  • Заключение

Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше, абзацев. Если в тексте нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5.

Возможные варианты вступления: 

  • Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

(Что такое …?Словарь дает ответ, что это … Об этом и размышляет автор предложенного текста …)

  • Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

(Что такое ..? Из чего…? Такие вопросы возникают после прочтения текста …)

  • Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.
  • Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

(Кто из нас не слышал о том, что…? Вы, наверняка, сталкивались…)

  • Цитата.
  • Лирическое вступление.
  • Краткая справка о писателе.
  • Определение темы текста.

(Настоящий текст о том, что…)

  • Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

(В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти и не забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.)

  • Заглавие, которое можно дать тексту.

(…- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет…, не является….? Обратимся к этому тексту.)

  • Связь с современностью.

(В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.)

  • Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

(Я очень люблю…. Нельзя не согласиться с… )

  • Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.

(В истории человечества есть примеры того, как …)

Шаг №2.Как обозначить проблему?

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Помни, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме.

Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Допустим, что вам сложно обозначить проблему. Попробуйте идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Помните, что вопрос не должен быть риторическим (то есть не требующим ответа). Кроме того, в тексте может быть не одна проблема, а несколько, и часто бывает так, что в начале текста автор обозначает одну проблему, а к концу текста говорит о другой. Нужно несколько раз прочитать текст с карандашом в руке и подчеркнуть в тексте ключевые понятия (на листах с заданиями писать можно!)

Формулировка проблем исходного текста:

  • С помощью риторического вопроса
  • С помощью клише:
  • автор коснулся проблемы…,
  • уделил внимание проблеме…,
  • над …. проблемой думал, работал;
  • поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил …. проблему…

Можно указать № предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая,нравственная
Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!

Помни: тема и проблема чаще всего формулируются в начале текста. Тема представляется через ключевое имя существительное, проблема – через состав сказуемого.

Шаг№3. Самое сложное - комментарий.

Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна? Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Следующие синтаксические конструкции при текстуальном комментарии помогут не сбиться на пересказ исходного текста.

  • Начало комментария:
  • Проблему (чего) автор раскрывает на примере…
  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
  • Рассматривая проблему (чего) на примере…., автор с (иронией, тревогой, возмущением) рассказывает о том, что..
  • Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность, новизну, актуальность и т.д.)
  • Проблема актуальна особенно сегодня, потому что….
  • Комментируя эту проблему, нельзя не отметить ….
  • Автор текста обращает внимание читателя на…
  • Повествователь , ведя повествование от лица…, дает возможность…
  • Две контрастные картины – и читатель понимает, что..
  • Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому…
  • Автор так воссоздает эту историю, что…
  • Каждая реплика героя (ев) текста позволяет понять, что…
  • Избранный автором художественный прием… усиливает эмоциональное воздействие рассказа…
  • Композиционный прием … помогает автору…
  • Избранный автором художественный прием … помогает глубже понять …, усиливает эмоциональное воздействие текста.
  • Проникновенность авторской речи объясняется тем, что…
  • Композиция текста помогает понять , что…
  • Автор убедительно показывает, что…
  • Писатель всем ходом повествования доказывает …
  • Автор через события рассказа показал (нравственную, философскую, культурную и т.д.) проблему, раскрыл ее сущность.
  • Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции:
  • Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:…
  • … - вот авторская позиция по данной проблеме
  • Автор считает, что ….
  • Синтаксические «маркеры», которые можно использовать в основной части комментария:
  • На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателей к подобным явлениям.
  • Эмоциональность, экспрессивность текста достигается употреблением...
  • По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
  • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям…
  • Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…
  • Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…
  • Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры..
  • Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  • Автор убеждает, что…, и подобная уверенность небезосновательна
  • Автору важно убедить читателя в том, что…

Передавая содержание текста, помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Шаг №4. Авторская позиция

Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, это то, в чем автор видит решение проблемы.

В публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить.

  • В тексте доказывается мысль о том, что...,
  • По мнению автора, …

Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.

В тексте художественном - позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее:

  • Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что …

Запомни! Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на поставленный вопрос.
Позиция автора публицистического текст чаще всего выражена чётко.
Для выявления позиции автора художественного текста постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  • Как автор оценивает ситуацию, поступки героев.

Помни! Нужно не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Шаг №5 Как аргументировать свою позицию

В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения

Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, недопустимо писать: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»

При аргументации необходимо использовать причинно-следственные связи:

ТЕЗИС

https://refdb.ru/images/1323/2644518/454b39df.gifhttps://refdb.ru/images/1323/2644518/m2e4a9a4e.gifhttps://refdb.ru/images/1323/2644518/1c5cfdca.gifhttps://refdb.ru/images/1323/2644518/5ea8c3c7.gif

ПОЧЕМУ это так?

ПОТОМУ ЧТО ( ТАК КАК )

АРГУМЕНТ №1 АРГУМЕНТ №2

https://refdb.ru/images/1323/2644518/19075297.gifhttps://refdb.ru/images/1323/2644518/6620f60e.gif

ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗ ВЫШЕСКАЗАННОГО?

Не забудьте артикулировать свое отношение к позиции автора:

  • Я полностью поддерживаю эту позицию,
  • С этим мнением можно согласиться лишь частично,
  • Эта мысль вызывает сомнение, и я попробую возразить автору.

Если вы разделяете мнение автора, следует привести не менее двух доказательств в поддержку его позиции. Если не разделяете - должны выдвинуть контртезис и подтвердить его доказательствами. Аргументируя свое мнение, не забывайте о корректности.

Один из приводимых аргументов должен быть взят из художественной, публицистической или научной литературы. Вы также можете сослаться на исторические факты, на широко обсуждаемые события современности или на знания из области естественных и точных наук, оформив их в качестве своего читательского опыта

  • В прочитанной мною биографии … приводится факт…,
  • Из курса физики нам известно, что…,
  • В одной из газет, которые регулярно читают в нашей семье, я обратил внимание на статью, где обсуждалась та же проблема).

Согласие с мнением автора можно изложить по-разному:

  • Следует отметить, что бесспорность авторских суждений не вызывает сомнений.
  • Автор убедительно доказывает, что
  • В правоте авторских оценок не приходится сомневаться.
  • Не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что..
  • Убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю…

Этически корректное возражение автору с изложением своей позиции:

  • Автор, по-моему , не совсем прав, утверждая, что…
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю , что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях о…
  • Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорная.
  • Утверждение, высказанное автором, …
  • Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…
  • Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора…

Введение аргументов в изложение собственной позиции:

  • С помощью слов и словосочетаний:
  • Обратимся к ( факту, научным исследованиям. воспоминаниям..)
  • Достаточно привести такой пример…
  • Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент..

Вспомним о…

  • Свидетельством этого служит такой ( случай, пример, эпизод произведения…)
  • Данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом. аргументом…)
  • Убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…
  • В этом легко убедиться, обратившись к…
  • Подобная ситуация …
  • И вот почему…
  • И еще одна ( история, факт, …)
  • С помощью вводных слов и словосочетаний:
  • Во-первых,..
  • Например,
  • Допустим,
  • По свидетельствам…, по утверждению…
  • С помощью придаточной части сложноподчиненного предложения с использованием союзов:
  • Так как
  • Потому что,
  • Оттого что
  • Благодаря тому что,
  • В связи с тем что,
  • В результате того что…

Найди абзац сочинения, в котором аргументируешь свою точку зрения.

Проверь, доказывают ли аргументы то, что ты утверждаешь.

Убедись, что нет противоречий в приведенных примерах и не нарушена ли логика их изложения.

Если есть малоубедительные аргументы, замени их двумя бесспорными.

Убедись в отсутствии фактических ошибок.

Шаг №6. Заключение.

Концовка сочинения должна подводить итог изложенному и связывать текст воедино. Желательно, чтобы в ней были сконцентрированы все ключевые слова работы.

Кстати, если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов ( объём работы должен быть не менее 150 слов!) , можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задал себе вопрос и сам на него отвечаешь.Этот прием хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз.

Возможные варианты заключения:

  • Итог и обобщение сказанному.

(Прочитав текст…, понимаешь, что…)

  • Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части
  • Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

(Рассуждение …не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что…)

  • .Концовка- афоризм.

(Снова и снова мы убеждаемся в том,…)

  • Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

(Для чего же …)

  • Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.
  • Корректное возражение автору.

(Сложно не согласиться с автором текста…, что…. Но …)

  • Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Шаг №7 .

Проверьте ваше сочинение на предмет орфографических ошибок,

правильной расстановки точек и запятых и точного употребления грамматических форм. Проверяйте, вдумчиво читая по одному предложению с конца. Так вы сможете избежать эффекта «авторской слепоты».

Настало время переписать ваш текст на экзаменационный бланк. Делая это, обратите внимание на графическое оформление - особенно если знаете за собой свойство писать размашисто, выходя за поля, или если у вас небрежный почерк. Пишите аккуратно и разборчиво.

И последний совет: накануне экзамена прочитайте еще раз внимательно эти советы. Думаю, все не так уж сложно, вы справитесь, и ваши усилия будут вознаграждены хорошими результатами!

Пробуйте, и у вас всё получится!

Библиографический список

  1. Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В. Золотарева «Поурочные разработки по русскому языку» (методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ) 11 класс, Москва, «ВАКО» ,2008.
  2. ФИПИ .Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. «Ителлект-Центр» 2010.
  3. А.Г. Нарушевич. «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений»: лекции 5-8.-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  4. О. В. Загоровская, О. В. Григоренко. РУССКИЙ ЯЗЫК. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть С. –М.: Просвещение.
  5. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2008/2009. Русский язык. Тренировочные задания
  6. И.П. Цыбулько, Львова С.И, В.А. Коханова. – М.: Просвещение. Эксмо, 2008/2009
  7. info@.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс"

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с о...

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Методическая разработка "Готовимся к итоговому сочинению"

Хочу поделиться своим опытом подготовик к итоговому сочинению. Надеюсь, этот опыт поможет вам....

Методическая разработка "Подготовка к итоговому сочинению"

Презентация,которая поможет подготовиться к итоговому сочинению итогового экзамена....

Методическая разработка "Макет и схема сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ"

В материале представлен макет экзаменационного сочинения по русскому языку, который облегчает запоминание структуры сочинения, помогает организовать мысли в ходе творческой работы, а также логически п...

Рецензия доктора педагогических наук на методическую разработку «Работа с текстом на уроках русского языка в системе развивающего обучения условиях реализации ФОС при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Западно-Сибирский центр профессиоанльного образования и доктор педагогических наук Ильина рецензировали методическую разработку учителя высшей категории Чмиль М.А., работа утверждена и рекомендована к...