Технологическая карта урока "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Михайлова Анастасия Викторовна

Предлагаемый материал содержит технологическую карту.  Русский язык 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_glagola.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Анастасия Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №602, г. Санкт-Петербург

Технологическая карта урока

1

Предмет

Русский язык

2

Класс

5

3

Базовый учебник

Русский язык 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

4

Тема урока

Виды глагола

5

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

6

Цель урока

Дать представление о видах глагола. Ввести новый лексический и грамматический материал по теме.

7

Задачи урока

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению родного языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

Познавательные: формировать умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений определять вид глаголов.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

8

Формы работы обучающихся

Коллективные, в парах,  самостоятельная работа.

9

Оборудование

Доска, учебник для 5 класса, алгоритм, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД.

1

Организа-ционный момент, мотивация к учебной деятельности.

– создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя 

Приветствие « Ладошки».

Давайте  поприветствуем друг друга с помощью ладошек: красный цвет - делюсь хорошим настроением, доброй энергией, синий - я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки.

Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам, затем записать число и вид работы.

Приветствие

Учащихся. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают

число, вид работы.

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

2

Актуализация знаний

- создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность.

 Работа с текстом (на парте у учащихся):

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Беседа:

- Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы)

- А почему именно глаголы?

- Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

Обучающиеся исправляют речевые недочёты, обсуждают их с одноклассниками, предлагают верные варианты текста.

Принцип целостности.

УУД: познавательные (поиск и выделение необходимой информации), коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование)

3

Целепола-гание и мотивиро-вание

- сформулировать тему урока, самостоятельно поставить цели.

 Сравним две записки, которые ваши сверстники написали своим мамам (высвечиваются на экране):

1) Мама, я решал задачу и учил стихотворение.

2) Мама, я решил задачу и выучил стихотворение.

-Как вы думаете, чья мама не будет волноваться? Почему?

- А что не так с содержанием 1-й записки?

- То есть во 2-й записке действие совершено в полном объёме, а в 1-й – нет. Верно?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Потом предлагает учащимся сформулировать тему урока и поставить цель, направляя их при этом.

Ответ: Мама автора 2-й записки будет спокойна, так как её ребёнок домашнее задание выполнил.

Ответ: Наш сверстник пытался решать задачу и учить стихотворение, но у него ничего не вышло.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цели:

научиться отличать глаголы сов. вида от глаголов несов. вида; образовывать глаголы обоих видов; овладеть способами распознавания видов глаголов; закрепить  и повторить знания о глаголе.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (постановка цели учебной задачи) УУД

4

Ввод нового материала

- актуализация имеющихся знаний, выбор собственного пути осмысления темы.

Заполнение таблицы.

Самостоятельная работа с использованием материала учебника

ГЛАГОЛЫ

Сов.вида

Несов.вида

вопрос

примеры

 

Обучающиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя материалы  учебника.

Коммуникативные, познавательные  (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов), регулятивные (планирование своей деятельности) УУД

5.

Первичное закрепление

- фиксация знаний.

На доске изображение двух старцев:

Глагол Совершенного Вида:

Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой просто СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился,

Сделал нынче столько дел:

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

- Ребята, так почему же меня называют СОВЕРШЕННЫМ ВИДОМ?

- Верно! Буква С – самая любимая моя буква, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.

Глагол Несовершенного Вида:

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

- Когда вид глагола НЕСОВЕРШЕННЫЙ, на какие вопросы он отвечает?

-А почему у меня такое имя?

- Давайте попробуем подобрать к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуйте новые слова с помощью приставок (устно).

Образец: Коптить - за-коптить, под-коптить, на-коптить.

Манить - …, планируешь - …, расту - …

лепечет - …, стрекотать - …, летать - …, пилить-…, мечтать-…, заехать-…

- Полученные пары глаголов называются видовыми парами, но не каждый глагол может иметь видовую пару.

Внимательно слушают

Ответ: Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.

Ответ:

На вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем.

Ответ:

НЕСОВЕРШЕН-НЫЙ вид и называется несовершенным, что глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.

Обучающиеся подбирают слова, прислушиваются к советам Глаголов.

6.

Физкульт-минутка

-применение здоровьесберегаю-щих технологий.

Мы активно отдыхаем.

Руки ставим перед грудью, разводить их резко будем.

С поворотом – раз - два – три.

Не бездельничай, смотри!

( руки перед грудью, рывки руками)

Приседаем – раз – два – раз, ножки разомнем сейчас.

Сели – встали, сели – встали,

( приседания)

И немножечко устали.

На ходьбу мы перейдем, сядем и передохнем (присели.)

Мы активно отдыхаем – то встаем, то приседаем – раз – два – три – четыре – пять,

Вот как надо отдыхать ( приседания.)

Головой теперь покрутим – лучше мозг работать будет ( вращения головой.)

Вертим туловищем бодро – это тоже славный отдых.

( вращения туловищем.)

Выполняют движения вместе с учителем .

7.

Применение нового знания в нестандарт-ной ситуации

-выявить творческие способности учащихся

Работа с текстом упражнения 606.

  1. Стелить (н.в) – постелить (с.в); бежать (н.в) – пробежать (с.в); путать (н.в) – перепутать (с.в).
  2. Решать (нв) – решить (св), освещать (н.в) – осветить (с.в), опоздать (с.в) – опаздывать (нв)
  3. ВрезАть (нв) – вЫрезать(св), насыпАть (нв) – насЫпать (св).
  4. Класть (нв) – положить (св), ловить (нв) – поймать (св)

- Почему видовые пары глаголов разделены на 4 группы?

Ученики работают в парах.

Ответы:

  1. Глаголы отличаются наличием приставки;
  2. Глаголы отличаются суффиксами
  3. Глаголы отличаются ударением;
  4. Глаголы полностью отличаются написанием.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в пару), познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция)  УУД

- фиксация знаний.

Раздаёт обучающимся печатные листочки с заданием: вставьте по смыслу нужные обстоятельства, укажите вид глаголов.

1) Я … по часу занимаюсь физкультурой. 2) К нам … приехал обедать наш друг. 3) Хлынула … горячая вода. 4) Дождь лил … 5) Он …взрослеет. 6) Он … решал задачу. 7) Я … перечитываю эту книгу.

Слова для справок: долго, целый день, время от времени, ежедневно, с каждым днём, вдруг, неожиданно.

Учитель предлагает коллективную проверку.

Ученики работают индивидуально.

Читают по цепочке полученные предложения, называют вид глаголов.

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные  (решение поставленной задачи) УУД

8.

Контроль знаний                                                                                                                                                                                                                                                            

-самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

 ЗАДАНИЕ 1: учитель предлагает выполнить тест:

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

Б) скажет, продолжить, дадут

В) сказали, сдают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, мочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

Г) идти - ходить.

Учитель корректирует  деятельность учеников.

 ЗАДАНИЕ  2: Составление и запись предложения с любым. Учитель акцентирует внимание  на уровень сложности: каждый имеет право выбрать задание по силам  составить

а) простое предложение;

б) простое предложение с однородными членами;

в) сложное предложение.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу.

Учащиеся выполняют самостоятельно, выбрав задание по силам.

Регулятивные (оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности)

9.

Домашнее задание

- закрепить изученный материал;

-выявить творческие способности учащихся.

Учитель предлагает на выбор: 

1) упр.607

2) создать одно наглядное пособие по теме, сделать рисунки, придумать подписи; размер пособия - альбомный лист.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Познавательные, регулятивные  УУД

10

Подведение итогов

- обобщить полученную информацию.

Учитель подводит итог.

- Что изучали сегодня на уроке?

 - Чему научились?  

- Что понравилось?

Далее обращает внимание учеников на слайд, где расположена схема:

              ВИДЫ ГЛАГОЛА

что …?               |        что …?

действие происходит один раз

обозначают длительность действия

свистнуть                  свистеть

крикнуть                    кричать

махнуть                      махать                

стукнуть                     стучать

             

        ?                                ?

Задание: заполнить недостающую информацию в схеме

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

Ученики заполняют таблицу, ещё раз проговаривают положения правила.

Коммуникативные, (умение слушать и вступать в диалог, личностное самоопределение), познавательные (построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия), регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока ) УУД

11

Оценивание

- самооценка результатов

своей деятельности

и всего класса

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает  наиболее активных учащихся по 5-балльной шкале.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

Коммуникативные, регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока)                                                                               УУД

12

Рефлексия

- осознание учащимися своей учебной деятельности.

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока  с помощью рисунков.

Ученики рисуют смайлики.

Регулятивные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...

Технологическая карта к уроку английского языка "Модальный глагол Must" в 5 классе.

Данная технологическая карта составлена согласно требованиям ФГОС, основой для ее создания является УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман 5 класс (четвертый год обучения). ...

Технологическая карта по русскому языку 5 кл "Личные окончания глаголов"

Разработка урока в соответствии с  требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

Технологическая карта урока. Глагол. 5 класс. Спряжение(с использованием элементов технологии Смарт)

Технологическая карта урока. Глагол. 5 класс. Спряжение (с использованием элементов технологии Смарт)...