Презентация "Синтаксис. Словосочетание"
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Презентация к уроку "Синтаксис. Словосочетание."

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по русскому языку Автор: Паринова Олеся Сергеевна, учитель русского языка и литературы. Место работы: МКОУ «Бороздиновская СОШ»

Слайд 2

Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Слайд 3

Знать: строение словосочетания; в и д ы подчинительной связи в словосочетании. Уметь: выделять словосочетание из предложения и определять в и д подчинительной связи; определять в тексте проблему, позицию автора; приводить аргументы в доказательство своей позиции.

Слайд 4

В3. Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Слайд 5

Словосочетание – смысловое и грамматическое объединение двух слов самостоятельных частей речи приятная компания учусь мячик сдавать вовремя умный и красивый на перемене экзамены приближаются зашёл в класс

Слайд 6

Выписать из предложения все словосочетания Дал..ко в лесу огромн..м среди синих рек жил с детьми в избушк.. тёмн..й бедный дров..сек. Инверсия - ?

Слайд 8

Именные: расколотые дрова, очень красивый, проводил меня, мой герой. Глагольные: быстро бегать, слишком трудно, сделав уроки, подготовивший доклад. Наречные: очень высоко, недалеко от реки, чрезвычайно любознательный Найди ошибку, исправь её.

Слайд 9

Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно: Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием. При помощи логических вопросов выделить все словосочетания, определить тип связи Например. Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Словосочетания: создавать (что?) условия; условия (для чего?) для развития; создавать (как?) оставляя; оставляя (что?) возможность; возможность (для чего?) для творчества; для творчества (какого?) самостоятельного. Словосочетание

Слайд 10

Не являются словосочетаниями : сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; подлежащее и сказуемое: наступила ночь; составные словоформы : более светлый, будет ходить; группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Слайд 11

Согласование З.С прилагательное Х причастие + сущест. местоимение числительное Согласуются в роде, числе и падеже З.С зелёнАЯ Х исчезнувшАЯ + планетА нашА И.п. первАЯ (двЕ планеты) … УЮ Х … УЮ + планетУ … У В.п. … УЮ … УХ

Слайд 12

Управление Х з.с Глагол + существ. существ. в К.п. Главное слово управляет зависимым в косвенном падеже Х з.с лететь + на Луну (В.п) день + космонавтики (Р.п.)

Слайд 13

Примыкание Х Глагол з.с. наречие + наречие прилагат дееприч Главное и зависимое связаны по смыслу Х лететь + высоко Х очень + высоко Х слишком + высокий Х идти + улыбаясь

Слайд 14

Несколько реплик в помощь : Даю подсказку 1. Примыкают неизменяемые части речи. 2. Также зависимое слово может быть формой сравнительной степени прилагательного или наречия ( мальчик постарше , подойти ближе ), неизменяемыми притяжательными местоимениями (ее, его, их; её подруга )»

Слайд 15

Чтобы увидеть все словосочетания, выполните синтаксический разбор предложения, то есть подчеркните все члены предложения. Каждый раз, задавая вопрос к второстепенному члену, выписывайте главное (то, от которого задаете вопрос) и зависимое (то, к которому задаете вопрос) слово. Однородные члены не являются словосочетаниями: они являются составными частями (компонентами) словосочетания, т.е. образуют сочетание с сочинительной связью. Даю подсказку

Слайд 18

Тесты

Слайд 19

В3. Определите способ подчинительной связи в словосочетании ПОЙДЕМ ТУДА (предложение 17). 24.04.15

Слайд 20

В3-1. Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ. (14) Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания. Р Ы Ц А Р С К И С Т О Я Л

Слайд 21

В3-2. Напишите, какой тип связи использован в словосочетании НАРАЩИВАЕТ СКОРОСТИ (в предложении 13). (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается.

Слайд 22

В3-3. Из предложений 31-32 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. ( 31) Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (32) Надо вырабатывать душу.

Слайд 23

В3-4. Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. ( 20) Вся энергия уходит на отбивание от преследователей.

Слайд 24

В3-5.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЭТОГО НЕ ПОЙМЁМ (предложение 30). ( 30) Пока этого не поймём, мы будем пленниками чужих стран, для нас «импортный» останется синонимом слова «качественный».

Слайд 25

В3-6.Укажите тип связи в словосочетании УДРУЧАЮЩЕ ОБЕДНЁН (предложение 3). ( 3) Мир стал бы удручающе обеднён, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.

Слайд 27

(9) Но задолго до этого никому неведомые предыстории складывают личность ученого.

Слайд 29

В3. Из предложении 1-3 ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ построенное(-ые) на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ. (1)В человеческой жизни много произрастает из детства. (2)И в случае с «Коньком-Горбунком» мы явственно это видим... (3)На «большую учёбу» Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. Ответ: много произрастает, явственно видим

Слайд 30

В3. Из предложения 2 выпишите словосочетание (-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ. (2)Всюду по лесу чадили костры и возле них валялись наехавшие из города труженики. Ответ: наехавшие труженики

Слайд 31

В3. Из предложения 6 выпишите словосочетание(-ия), построенное(-ые) на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ. (6)В «гранит одетая» Москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами. Ответ: окаймлена теперь

Слайд 32

Литература Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Болотник Л.В. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. – М.: Баласс, 2017, с. 109 – 111 Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. М.М. Разумовской Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку:экспресс-подготовка к ЕГЭ.-Ростов-на-Дону- Феликс, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"

Методическая разработка  урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...