Статья "Использование технологии интеллектуальных карт для написания сочинения"
статья по русскому языку (9 класс)

Андреева Любовь Владимировна

Использование метода интеллектуальной карты для подготовки к выполнению творческого задания (написания творческого задания) на ГВЭ по русскому языку реализуется в процессе преподавания курса внеурочной деятельности «Теории и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» и изучается в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода интеллектуальной карты для подготовки к выполнению творческого задания (написания творческого задания) на ГВЭ по русскому языку

Использование метода интеллектуальной карты для подготовки к выполнению творческого задания (написания творческого задания) на ГВЭ по русскому языку реализуется в процессе преподавания курса внеурочной деятельности «Теории и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» и изучается в 9 классе.

По учебному плану ОУ в 9 классе реализуется за счёт регионального компонента учебного плана и компонента образовательной организации в объеме 34 часов (1 час в неделю).

Деятельность в рамках курса осуществляется по следующим направлениям:

Тема 1. Основные цели и задачи предмета. Основные требования к творческой работе. Знакомство с основными целями и задачами предмета. Лингвистический анализ текста. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Тема 2. Основные аспекты анализа текста. Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.

Тема 3. Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды, Абзацное членение. Речевые клише.

Тема 4. Рецензирование и редактирование творческих работ.

В сборнике тренировочных материалов по русскому языку ГВЭ -9 представлены изложения с творческим заданием (маркировка буквой « К») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ.

 Данные тренировочные материалы предназначаются для подготовки обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, глухих обучающихся и состоят из текста и задания к нему:

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту произведения М. Зощенко.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему важно любить других?

В сборнике представлены 9 текстов для изложения и задания к ним:

  • Почему важно любить других?
  • Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились?
  • Как, с Вашей точки зрения, нужно относиться к природе?
  • Чем, с Вашей точки зрения, интересен мир живой природы?
  • Какие качества характеризуют настоящего солдата?
  • Чем для Вас интересен мир природы?
  • Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты?
  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Почему природу называют живой?

Также представлен Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению, который используется для подготовки к выполнению работы.

Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению

Критерии оценки творческого задания

Баллы

КТ1

Соответствие сочинения формулировке задания

Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос

1

Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос

* Такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов

0

КТ2

Отражение собственного мнения экзаменуемого

Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме

1

Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу

0

КТ3

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента)

1

Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение

0

Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1–КТ3

3

В соответствии с требованиями, обучающимся необходимо создать письменное высказывание, используя алгоритм:

  • ответить на вопрос;
  • сформулировать собственное мнение по проблеме;
  •  аргументировать свою позицию;
  • сделать вывод.

Для подготовки обучающихся к решению второго задания используем метод интеллектуальных карт.

Цель использования техники на уроке: обучение написанию творческого задания на предложенную тему через применение технологии «интеллект - карта».

Задачи

1.Познакомить с понятием «интеллект - карта».

2.Освоить техники работы с графическими (визуальными) материалами.

3.Отработать построение логической цепи рассуждений.

4.Научить составлять интеллект – карту.

5.Использовать интеллект-карту для создания письменной творческой работы.

Деятельность. 

1.Ознакомительный этап.

На первых занятиях знакомим учащихся, с понятием «интеллект – карта», откуда она появилась и где ее можно применять. Осваиваем основные техники работы с графическими материалами, обучаемся видеть ситуацию с различных точек зрения и анализировать объекты с целью выделения признаков. Затем, классифицируем  признаки ситуации и устанавливаем причинно - следственные связь между ними.

Полученные знания, сначала закрепляем готовыми примерами.

2.Обучающий этап.

Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, интеллектуальные карты составляются в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся во время урока (в начале) и могут быть использованы для выполнения домашнего задания (сочинение и дополнение визуального ряда карты).

3. Творческий этап.

Создание интеллектуальных карт на основе самостоятельно подобранных или предоставленных учителем текстов.

4.Рефлексивный этап.

Результативность проведённой работы представляем в виде самостоятельно созданных или подобранных интеллектуальных карт (дифференцированный подход). Этот этап проводится в конце года и является формой зачёта по элективному курсу.

План занятия

1.Чтение текста учителем.

2.Чтение текста обучающимися.

3.Определение темы текста.

4.Формулировка проблематики текста.

5.Выделение основного понятия, микротем и ключевых слов.

6.Работа по составлению карты:

-ассоциации, цвета;

-синонимы, антонимы, гиперонимы, средства художественной выразительности;

-средства художественной выразительности;

-последовательность микротем;

-визуальный ряд (рисуем, вклеиваем);

- примеры из литературы и жизни;

- вывод.

План занятия не является догмой и подразумевает введение в практическую деятельность таких форм обучения, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом ученике жажду познания. Сегодня учащийся должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении поставленных задач.

Задача педагога — сохранить индивидуальность каждого учащегося. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

статьяИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

статья "Использование технологии проблемного обученияна уроках английского языка " представляет собой описание технологии и практическое её применнение на уроках иностранного языка...

Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ .Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения.

Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ был проведен для учителей школы.Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения является эффективной формой работы учащихся....

Адаптированный материал для написания сочинения учащимися с интеллектуальными нарушениями по картине Н.Богданова-Бельского "Устный счёт"

Вашему вниманию предлагается вариант задания, который может быть использован как опора или подготовителный материал при работе с картиной Н.Богданова-Бельского "Устный счёт"...

Использование технологии «Интеллектуальная карта» в коррекционной работе со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

В течение многих лет мы работаем со старшими дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Для повышения эффективности коррекционной работы по развитию детей с ЗПР, в том числе и их речевого развити...