Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся
статья по русскому языку

Удалая Татьяна Захаровна

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, в целях формирования положительной учебной мотивации я придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:

1.    Определение и уточнение целей обучения.

2.    Изучение исходного уровня мотивации.

3.    Определение ведущих мотивов учебной деятельности.

4.    Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.

5.    Анализ динамики мотивации и ее причин.

6.    Формирование положительных мотивов обучения.

7.    Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.

Анализируя результаты исследования, стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчёт

учителя русского языка и литературы

МБОУ Макаричская ООШ

Удалой Татьяны Захаровны

2016 г.

«Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся»

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности. Основные задачи современного образования – не просто вооружить ребенка фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Поэтому методическая тема «Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся», над которой я работаю, выбрана неслучайно. Она не потеряла своей актуальности и остроты и сегодня. Её практическая значимость доказана и выверена временем.

Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, создание условий для активизации познавательно-творческих способностей учащихся. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

- внедрение новых педагогических технологий;

-создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие;

- постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;

- накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  • использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
  • вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
  • раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, давать возможность проявить себя;
  • прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

Работа в сельской малокомплектной школе связана с целым рядом особенностей, да, по большому счёту, и обусловлена этими особенностями: отсутствие параллелей, малая наполняемость классов, очень разный уровень подготовленности обучающихся. Поэтому и работа учителя корректируется создавшимися условиями. Я понимаю, что процесс обучения должен происходить по-иному, что готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе совместного сотрудничества. И на своих уроках я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно. Такая деятельность развивает у школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного поднимать новые задачи.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения.

  • проблемное обучение;
  • игровые технологии;
  • современные компьютерные технологии.

Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.

На уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся.

Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. В мою практику прочно вошли уроки творчества: так, начиная с 5 класса, дети сами придумывают сказки о частях речи и издают свои книжки-малышки, во всех классах после экскурсии на природу пишем сочинение-эссе или стихи (в кабинете есть сменный стенд с детскими работами), учащиеся сами составляют тесты, словарные диктанты для одноклассников. На таких уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.         Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, синквейнов, инсценировки эпизодов, выполнение проектов.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, в целях формирования положительной учебной мотивации я придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:

1.    Определение и уточнение целей обучения.

2.    Изучение исходного уровня мотивации.

3.    Определение ведущих мотивов учебной деятельности.

4.    Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.

5.    Анализ динамики мотивации и ее причин.

6.    Формирование положительных мотивов обучения.

7.    Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.

Анализируя результаты исследования, стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации является создание проблемных ситуаций. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы.

При подготовке к проблемному объяснению материала на уроке учитываю несколько основных аспектов:

- что уже знают и умеют учащиеся; - что нового должны узнать и чему научиться; - что из новых знаний и способов учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.

Использование проблемности в обучении позволяет мне поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным.

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.

На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.

Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы-конспекты (ОСК). Из опыта работы знаю, что целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание. Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. В

процессе работы по опорным схемам-конспектам  стараюсь учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее. Использование опорных схем на уроках считаю важным моментом в моей работе, так как систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабыеНе менее важно использование средств наглядности в виде обобщающих и тематических схем на уроках литературы. Схема требует от школьника самостоятельного размышления и приводит к обобщению, устанавливает связи и взаимосвязи между явлениями, позволяет систематизировать, обобщать изучаемый материал. Схема на уроках литературы является средством активизации познавательной деятельности учащихся, средством целостного осмысления материала. (приложение)

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Одной из часто используемых мной технологий является игровая технология. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс, что способствует развитию коммуникативной компетенции.

Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетенции учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. На своих уроках я нередко обращаюсь к игровым приемам, особенно в 5-7 классах. Это может быть путешествие по «Океану знаний», по городу «Имя существительное», «Поле чудес», «Угадай произведение», игра «Эрудит» и т.д. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является и то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (например, использование сказочного сюжета), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров и тебе надо помочь друзьям, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или правильно расставить знаки препинания. Огромную роль на таком уроке играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от авторитарности. Всё это способствует эмоциональной открытости и развитию познавательной и творческой активности обучающихся. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра.

  Особое место в моей практике занимают информационные технологии. Используя ИКТ, стимулирую интерес ребят к работе с текстовым научным материалом, развиваю умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, помогаю подготовить публичное выступление учеников, демонстрирующее понимание учебного материала, развиваю познавательный интерес учащихся, расширяю кругозор, учу работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируя коммуникативную культуру ученика.

  Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

 Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Использую Интернет-ресурсы, ЭОРы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала.

На своих уроках стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.

Постоянно приглашаю на свои уроки родителей учащихся. Считаю такую форму работы с родителями очень эффективной. Они имеют возможность сопоставить знания и ответы своего ребенка с другими детьми, познакомиться с требованиями учителя, получить от него консультацию по предмету.

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. В нашей школе реализуется программа «Одаренные дети», целью которой является выявление таких учеников и создание условий для их развития. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься.

Наряду с обязательными уроками русского языка ежегодно веду элективные курсы «Углубление и систематизация орфографических и пунктуационных навыков»

Моя система работы даёт положительные результаты:

  • Каждый год ученики всех классов, в которых я работаю, участвуют в районных олимпиадах по русскому языку и литературе, в школьных предметных неделях русского языка и литературы; учащийся 9 класса в 2014-2015 учебном году принял участие в областном конкурсе  «Спасибо деду за Победу». Участие в вышеназванных мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.
  • Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку и

литературе свидетельствует о положительной динамике. За три последних года показатели успеваемости стабильны и составляют более 60%

  • Главным критерием эффективности работы для меня является

устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами мониторинга качества основного общего, среднего общего образования, результатами ГИА и ЕГЭ.

Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя постоянного повышения профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта работы коллег и представление своего опыта. Так темами моих выступлений на заседаниях педагогических советов были:

  • Проектная и учебно-исследовательская деятельность.
  • Создание системы работы со слабоуспевающими учащимися как условие достижения планируемых результатов обучения.
  • Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО.

С 2014 года являюсь членом предметной комиссии по проверке работ выпускников 11-ых кл.  и членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Повышаю своё профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, принимаю участие в научно-практических конференциях .

Принимаю участие в профессиональных конкурсах.

Мои методические разработки опубликованы на сайтах:

Считаю, что использование в моей педагогической деятельности элементов инновационных технологий, способствует повышению интереса учащихся к изучению русского языка и помогает поддерживать стабильно хорошую успеваемость; показывать положительные результаты итоговой государственной аттестации; принимать участие в районных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности как учителя русского языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которое занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы...

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции

В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»

Отчёт по теме самообразования   учителя русского языка и литературы высшей категории на РМО  ...