«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»
материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Горева Татьяна Анатольевна

Отчёт по теме самообразования   учителя русского языка и литературы высшей категории на РМО   

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы  как средство формирования коммуникативной компетенции  учащихся»

(Отчёт по теме самообразования  Горевой Т.А., учителя русского языка и литературы высшей категории)

I.Актуальность и обоснование выбора темы. 

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. 
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. 

II. Сроки  работы над темой – 2-ий год, с 2019 года.

III. Текст как основа создания на уроках русского языка  развивающей речевой среды.

 Для реализации поставленных целей я поставила перед собой следующие задачи: 
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся; 
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов 
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков 
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых 
единиц; 
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их 
творческих способностей.
Примерный план анализа текста любого типа речи: 
1. Выразительное чтение текста. 
2. Словарная работа. 
3. Тема текста. 
4. Идея текста. 
5. Тип текста. 
6. Стиль текста. 
7. Выразительные средства языка и их роль. 

IV. Работа с текстом на уроках литературы.

В 5-7 классах учащиеся любят самовыражаться через цвет, рисунок. Поэтому для развития коммуникативной и речевой компетенции учащихся предлагаю нарисовать не только обычные иллюстрации, но и попробовать создать словесные портреты героев, пейзажи.  Это учит детей давать оценку услышанному, подтверждая свои выводы цитированием текста; формировать умение сравнивать различные виды искусства.

В подростковом  возрасте эффективен метод творческого прочтения произведения, при котором ребята постоянно находятся в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование произведения, его досказывание, домысливание, а также инсценирование произведения или его эпизода.  

В  8-9 классах ведущим  является способ введения ученика в структуру материала через деталь – вопрос – проблему. Использую в таком случае создание на уроке проблемных ситуаций

Обязательный компонент современного урока (особенно в старших классах) - комплексный анализ текста. «Талантливый читатель» (С. Я. Маршак) всегда старается подняться на третью ступень понимания текста, т. е. читает не только текст, но и подтекст, «между строк».

В 10-11-ом классах я ориентирую учащихся на такой принцип анализа, который в старых методических пособиях называли «вслед за автором», т. е. я прошу их обращать внимание, прежде всего, на художественные особенности каждого конкретного эпизода, и основной целью считаю, чтобы ученик «сквозь призму» эпизода рассмотрел важнейшие черты произведения в целом.

Краткая запись учащихся в рабочих тетрадях может выглядеть так:

1.  Смысловая и композиционная роль эпизода;

2.  Общие с предыдущими и последующими эпизодами идеи, мотивы, ключевые слова;

3.  Своеобразие языковых средств;

4.  Художественные приёмы;

5.  Персонажи.

Среди видов работ по развитию речи исключительно важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, по сочинениям можно проследить развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.

V.Прогнозирование результатов
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов: 
• хороший уровень сформированности коммуникативной компетенции;  повышение интереса к русскому языку и литературе; 
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; 
• умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; 
• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; 
• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах


VI.Заключение 
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение ин­тереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

формирование умений и навыков  речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. ...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...