Урок русского языка "Суффикс", 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Тарбеева Наталья Борисовна

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Суффикс". Урок построен по ТРКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx63.42 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt650 КБ
Файл marshrutnye_listy.docx43.47 КБ
Файл tablichki.docx15.19 КБ
Файл suffiksy.docx12.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе по теме

"Суффикс - значимая часть слова"

Учитель: Тарбеева Наталья Борисовна

Класс:

Тема: Суффикс

Тип урока: открытия новых знаний

Цели урока:

Познавательные: восстановление знаний учащихся о суффиксе и его функциях; повторение известных из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; выявление групп суффиксов по значению.

Практические: определение уровеня сформированности умений видеть суффиксы и определять их значение; научиться выделять суффикс в слове.

Общепредметные: воспитание внимания к слову в процессе чтения текста; дифференцирование заданий с учётом темпов усвоения учащимися сведений по теме; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Методы формирования понятий и контроля знаний:

  • Постановка учащимися учебных задач.
  • Решение учащимися учебных задач.
  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.

Средства обучения:

  • презентация к уроку,
  • карточки с дифференцированными заданиями,
  • таблица “Суффиксы и их значения”.

Планируемые результаты

Предметные: знать понятия «морфема», «значимая часть слова», «суффикс», предмет изучения морфемики; группы суффиксов по значению; уметь выделять в слове морфемы, определять значение суффикса.

Метапредметные:

•Личностные («Я сам»): понимать  определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

•Регулятивные («Я могу. Я ставлю цель»): участвовать  в целеполагании, планировать достижение поставленной цели,  выдвигать свои версии, находить и исправлять ошибки;

•Познавательные («Я учусь»): находить информацию в текстах, выполнять учебно-познавательные действия устно и письменно, анализировать, сравнивать, делать выводы;

•Коммуникативные («Мы вместе»): излагать свое мнение, строить             небольшие монологические высказывания,  участвовать в диалоге, использовать речевые средства

Элементы технологий: технология развития критического мышления, дифференцированный подход в обучении, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа! Мы сегодня продолжаем работать в рамках раздела морфемика. Чтобы вспомнить, о чем мы говорили на прошлых уроках, предлагаю вам погадать на ромашке и проверить ваши знания! 2

  1. Актуализация знаний.

Прием «Ромашка Блума» 5

На доске ромашка, каждый из 6-ти лепестков – это вопрос, на который нужно дать ответ, сорвав лепесток.

  1. Морфемика – это … (раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы)
  2. Если я правильно понимаю, то к морфемам относятся …, …, …, …, … .
  3. Почему в некоторых словах основа равна всему слову?
  4. Как думаете, влияет ли морфема на лексическое значение слова?
  5. Почему вода и водитель не являются однокоренными?
  6. Встречались ли вы с такими словами, в которых

Хорошо. Молодцы! А сейчас перейдем к теме нашего урока. Для этого посмотрите на слайд.

  1. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы.

(Слайд 2)

        - Что изображено на рисунке? Запишите слова-подписи к рисункам в тетрадь. Что общего в составе этих слов? Выделите корень в записанных словах. О чём нам говорит корень? Это одно слово или разные? Меняется ли значение слова? Как? Почему? С чем это связано? Давайте сформулируем тему нашего урока.

-Суффикс. Молодцы! Слайд 3

  1. Целеполагание. Слайд 4

Для того чтобы определиться с целями. Предлагаю вам поработать с маршрутными листами, которые лежат  перед вами на партах.

 - Посмотрите на схему, определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями. (Учащиеся ставят значки у каждого пункта). Рядом с каждым вопросом нужно поставить условные обозначения:

Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515830/img2.gif- знаю;  Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515830/img3.gif- знаю, но хотелось бы узнать больше; Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515830/img4.gif- не знаю.

Таким образом, выявляется зона актуального развития (первые пять пунктов). Ребята заполняют своеобразный маршрутный лист, на котором обозначены вопросы.

        - Сформулируйте цели урока: что должны узнать, чему научиться?

 - На какие группы по значению делятся суффиксы?

          - Что образуют суффиксы? 2

5. Усвоение нового материала. (Слайд 2)

        - А сейчас давайте вернемся к нашим словам-подписям и сформулируем, что такое суффикс и для чего он служит? Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит?

        (Слайд 5) Вывод: Суффикс (от лат. «прикрепленный») – это морфема (значимая часть слова), которая располагается после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Как правило, суффикс стоит после корня (столяр), но может стоять и после другого суффикса (стол-яр-нич-а-ть). 5

Молодцы!

  1. Перед вами на доске расположены суффиксы на разных цветовых листах!

Как вы думаете, почему именно эти суффиксы объедены одним цветом? Чтобы ответить на это вопрос вам нужно, совещаясь со своим соседом, подобрать слова с данными суффиксами: первый ряд красный цвет, средний – желтый, третий- - зеленый, а я подберу к оранжевому! Для подсказки можете воспользоваться учебником, материалами П. 76 упражнений.

Красный. Упр. 411

Ик- домик, столик, диванчик, ключик.

Ищ – домище, усищи, глазищи.

Еньк/оньк – беленький, маленький, тихонький.

Желтый. Упр. 406, 407

Ист – артиллерист, аквалангист…

Чик/щик – бетонщик, каменщик, буфетчик…

Тель – испытатель, строитель…

Зеленый. Упр.  405

Ец –рязанец, тамбовец.

Анин/янин - горожанин, иркутянин, дворянин

Слайд 6 Оранжевый. Я

К – 1. Шведка, студентка, спортсменка.

2. задвижка, заплатка.

3. перебежка, покупка.

Оват/еват  - беловатый, синеватый.

-Давайте подведем итоги того, что у нас получилось! Наша задача назвать суффикс, слова, вами подобранные, и попытаться обосновать, почему эти суффиксы объединены одной цветовой гаммой. У вас у каждого на партах лежит пустая табличка, состоящая из 3 колонок, которую мы заполним, в итоге вы их заберете с собой и вклеите в справочник! Проверка

 (ответ)

Таким образом, у нас получилась таблица «Группы суффиксов по значению», но, хотелось бы отметить, что это не все суффиксы в русском языке, а лишь малая часть! Слайд 7

Суффиксы

Значение

Примеры

-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-, -ок-,-очк-

уменьшительно-ласкательное значение

субъективной оценки

-ищ-

увеличительное

- чик-,-щик-,-ист-,-тель-

название лица по роду занятий, по профессии

-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-, ск-

название лица по месту жительства

-к-

-лиц женского пола;

-действие;

-предмет для осуществления действия

-оват-,-еват-

признак предмета

Подведём промежуточный итог: что узнали, что необходимо узнать? 10

6. Физкультминутка. 2

7. Первичное закрепление.

Работа в разноуровневых группах.  10

        Для того чтобы закрепить все, что мы сегодня сказали, предлагаю поработать самостоятельно в группах в течение 5-7 минут. У каждого из вас лежат слова с различными суффиксами и сигнальные карточки. У кого красный жетон, выполняете задания для первой группы, желтый – второй группы, зеленый – для третьей группы.

Учащиеся получают карточки-задания:

Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)

Пианист, полчища, снабженец, минометчик, американец, убежище, синеватый, испытатель,  студентка, тряпочка, баянист, приспособленец, угловатый, водопроводчик, новгородец, бетонщик, аквалангист, новгородец, кубик,

  • 1 группа (задания репродуктивного уровня):

— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение. (

  • 2 группа (задания конструктивного уровня):

— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (снабженец, американец, приспособленец, новгородец)

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу).

  • 3 группа (задания творческого уровня):

— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )

— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).

— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).

8. Этап подведения итогов. Рефлексия.  5

        - Посмотрите на уже знакомую схему. Определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями. (Учащиеся ставят значки у каждого пункта). И закончите фразу. (на доске)

- Теперь я знаю…

-Теперь я умею...

- Мне было трудно/легко…

9.Выставление оценок. 2

10.Д.З (разноуровневое) 3

  • 1 группа (задания репродуктивного уровня): из упражнения 404 выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-  и определите их значение.
  • 2 группа (задания конструктивного уровня): вспомните и запишите суффиксы со значением “название лица по профессии, роду занятий”.  (Дополнительно:  можно воспользоваться материалом упр. 406;  вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”.  (Дополнительно:  можно воспользоваться материалом упр. 405)
  • 3 группа (задания творческого уровня). Распределите слова: артистка, коровка, мышка, задвижка, шведка, переписка, спортсменка, румынка, собачка, москвичка, тёрка, птичка, перепечатка – по группам в соответствии со значением суффикса.*Как можно назвать суффикс –к-?

Список используемой литературы:

  1. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб.:КАРО,2009.
  2. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19
  3. https://www.google.ru/search?newwindow=1&safe=strict&rlz=1C1MSIM_enRU763RU791&biw=1920&bih=978&tbm=isch&sa=1&ei=Q6TbW6TnB66TmgXrrYzADg&q 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Слайд 3

Суффикс

Слайд 4

- ЗНАЮ, - НЕ ЗНАЮ - ЗНАЮ, НО ХОТЕЛОСЬ БЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ Что такое суффикс? Какое место суффикс занимает в слове? Как обозначается ? Имеет ли суффикс значение? Для чего служит суффикс? Что образует суффикс? На какие группы по значению делятся суффиксы?

Слайд 5

Суффикс (от лат. «прикрепленный» ) – это морфема (значимая часть слова), которая располагается после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Как правило, суффикс стоит после корня ( стол яр ), но может стоять и после другого суффикса (стол -яр-нич-а-ть) .

Слайд 6

-к-: студентка, спортсменка; -к-: задвижка, заплатка; -к-: перебежка, покупка. -оват-/-еват-/: беловатый, синеватый

Слайд 7

ГРУППЫ СУФФИКСОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ Суффиксы Значение Примеры -ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-, -ок-,-очк- уменьшительно-ласкательное значение субъективной оценки -ищ- увеличительное - чик-,-щик-,-ист-,-тель- название лица по роду занятий, по профессии -ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-, ск- название лица по месту жительства -к- -лиц женского пола; действие; предмет для осуществления действия -оват-,-еват- признак предмета



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Примеры

Примеры

Примеры



Предварительный просмотр:

 ик

 ищ

еньконьк

 ист

 чик

щик

тель

  ец

анин

янин

   к

оват

еват


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...