Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ягова  Оксана  Константиновна

 Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому  языку

 тема «Правописание –З и –С на конце приставок»

Учитель русского языка и литературы: Ягова Оксана Константиновна

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Вид урока

Комбинированный урок

Методы ведения

Словесные, наглядные (презентация) и практические (работа у доски, по карточкам)

Раздел

Морфемика

Тема урока

«Правописание –З и –С на конце приставок»

Межпредметные связи

 литература

Образовательные технологии

ИКТ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве

Цель урока

Содержательная: Формирование представления о орфографическом правиле «Правописание –З и –С на конце приставок»;

 Деятельностная: Формирование  умений определять условия выбора букв з - с на конце приставок

Задачи урока

образовательные: : познакомиться  с приставками на З-С; разбираться в условиях  выбора букв З и С в приставках; научиться  пользоваться способом действия при выборе З-С на конце приставок, формировать навыки правильного написания приставок на основе морфемного разбора слова.

воспитательные: воспитывать общую культуру; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; воспитывать интерес к предмету через реализацию разных форм работы.

развивающие:  развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Основные термины, понятия

Морфемика, морфемы, приставка

Планируемый результат

Личностные

Сформировать:

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя полученные знания на уроке и свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Предметные

Уметь применять  правило написания з-с на конце приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написанных слов

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Парная работа

Учебник Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с при. На электрон. носителе. В 2 частях /авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др/. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2016.

Для учащихся: тетрадь, учебник, карточки

Оборудование:  доска, проектор, колонки, компьютер для учителя; презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Организационный

Цель: Организовать направленное внимание на начало урока.

II.Повторение ранее изученного материала

Цель: проверить усвоение прошлой темы

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

IV. Формирование новых знаний

Цели:

- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

V. Первичное усвоение новых знаний

Цели: 

 Организовать усвоение учащимися нового материала, используя информацию, ранее полученную на уроке

V1. Применение новых знаний

Цели: Учиться применять новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Организовать дополнение учащимися рассказа учителя по теме урока.

Физминутка

VII. Самостоятельная работа

Цели:

Организовать закрепление учащимися нового материала, полученного на уроке русского языка; организовать самопроверку

VIII.  Итог урока и рефлексия учебной деятельности

Цели:

  Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

   Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

   - Здравствуйте, ребята! Возьмите друг друга за руки, закройте глаза, вспомните о чём-то радостном, улыбнитесь друг другу, подарите мне ваши улыбки. Садитесь.

Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно) слайд1

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен  уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.

Учитель задает вопросы,  используя презентацию.

  1. Ребята,  а какие разделы языкознания вы уже узнали в 5 классе ?А что они изучают?
  2.  Что изучает морфемика?
  3. Какие морфемы вам  известны?
  4. Что такое корень?
  5. Что такое приставка?
  6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?  
  7. Назовите неизменяемые приставки.
  8. Ребята, решите лингвистическую задачу. Вам  нужно составить слово, но не просто слово, а из морфем: слайд 2

1.      Из слова разжечь возьмите приставку.

2.      Из слова гадать – корень.

3.      Из слова упаковка – суффикс.

4.      И окончание – из слова справка. (раз + гад + к + а)

- Какая приставка пишется в слове разгадка?

Учитель помогает определиться с темой и целью урока

-   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Лингвистическая сказка. Слайд 3-7

 Ведущая:

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

Орфография:

 - Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие – нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!

Грамматика:

-Хорошо, пусть орфоэпия возьмёт себе  приставки, которые оканчивались на –з и –с.

 Ведущая:

А приставки стали озорничать , никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии.

Орфоэпия:

-Сестра, помоги, совсем я выбилась из сил, не могу сладить с приставками.

Ведущая:

 Пожалела её Орфография, но поставила одно условие:

Орфография:

- Хорошо, согласна тебе помочь, но  следить за приставками будем вместе.

Ведущая:

-А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

-Ребята, о чем говорилось в сказке?

–А кто у нас менялся то и дело?

-Какая буква менялась в приставках?

-Если в сказке речь шла о приставке, которая менялась и буквах  - з и –с, то как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд 8

-Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

Открываем тетради и записываем число , классная работа, тему урока.

-Ребята, обратите внимание на листы-заготовки, которые у вас лежат на парте, где изображена шкала с номером (каждая цифра по вертикали обозначает номер задания, а по горизонтали –оценку) Каждый из вас должен оценить себя объективно, поставив  оценку за то или иное задание. В конце урока у вас получится график  усвоения  сегодняшнего материала.

Учитель предлагает учащимся провести исследование по группам

-А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов.  Вам предстоит  разрешить проблему над которой трудятся и орфография, и орфоэпия и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу. Вы выполняете это задание в группах, потом один из мудрейших группы   будет отвечать . Каждой группе я даю слова. Вы должны провести исследование. Давайте составим план исследования. слайд 9

Дается задание: Сравнить как пишутся приставки в первом столбике и во втором по плану

1гуппа безграничный                   бескрайний

             разбросать                         распустить

             известить                           испортить  

2группа  вздыхать                        вспомнить

               возместить                     восхождение

               низвергать                      ниспадать

-- Какой вывод можно сделать? Слайд9

Учитель вызывает учащихся к доске

-Выполняем тренировочное упражнение  (на доске записаны слова, вы  должны вставить пропущенную букву, объяснить графически и устно)

И…менить, и…печь, ни…падать, ни…вергаться, во…ход, в…ходы, во…радоваться, и…ходный, неи…вестный, во…радоваться, во…стание, ни…ходящий, и…бежать, в…реветь, и…датель, и…пользование

Учитель предлагает исправить ошибки в словах слайд 10

Игра “Помоги Пете Ошибкину”.

Бе_з_дарный

 Бе__конечный

 Бе_с цельный

 Ра__менять

 Ра_с_чертить

 Ра с_щедриться

 Ра_бить

Предлагает поучаствовать физминутке и отдохнуть. 

Учитель предлагает выполнить задание «Кодированный диктант».

- Внутри группы разбейтесь по парам, выберете сами, кто будет вставлять в слова букву –з, а кто  -с на конце приставок

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

- Теперь возьмите перфокарты, приложите к своему заданию и получите оценку( 5-выделена красным цветом (все слова на-з), все остальное –с. Считайте сколько у вас ошибок. Если 1 – 2 –«4», 3-4 – «3», 5- и более «2»)

Учитель организует устную работу

-Давайте поработаем устно. Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) .

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

--Те кто не смог ответить вслух, не огорчайтесь, потому что каждый из вас в своей шкале  успеха  может поставить оценку.

Работа в группах. Учитель дает текст

-Можно ли эти предложения назвать текстом?

-Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание –з, -с на конце приставок».

.

Учитель обращается к учащимся с вопросами

-Закончи предложение: слайд 12

а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»

б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»

-Было ли трудно выполнять задания на новое правило?

Давайте посмотрим наши результаты за урок. Обратите внимание на свою шкалу успеха.

Сумели ли вы показать свои знания?

Спасибо за урок!

 

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.

Ребята читают хором, написанное на слайде1

Обучающиеся поднимают руку, отвечают на вопросы, решают лингвистическую задачу

.

Учащиеся слушают лингвистическую сказку, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока

Работают в тетрадях, знакомятся со «Шкалой успеха»

Учащиеся работают в группах, анализируют написание слов, находя отличия, делают выводы

.

Выходят по одному к доске, вставляют пропущенную букву, объясняют изученную орфограмму.

Исправляют ошибки, допущенные Петей, и обосновывают свой выбор

Смотрят и повторяют действия за учителем

Учащиеся работают в парах, проверяют при помощи карты, выставляют себе оценку в шкале успеха

Учащиеся поднимают руку и отвечают, ставят себе оценку в шкале

Выполняют задание в группах

Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке, выражают  свои мысли  по поводу собственных знаний по теме урока, формулируя и аргументируя  своё мнение.

Личностные УУД:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места.

Коммуникативные УУД: Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: повторение морфем

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:  (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно)

КоммуникативныеУУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и слышать.

РегулятивныеУУД

Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта

 

КоммуникативныеУУД

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Регулятивные УУД 

отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль

Предметные УУД

уметь применять самоинструкцию

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и слышать  

Личностные УУД

Развитие  познавательного интереса к изучаемому материалу

Предметные УУД распознавать изученную орфограмму

Личностные УУД Формирование здорового образа жизни

Регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ПредметныеУУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке

Поиск и выделение необходимой информации.

РегулятивныеУУД Планирование своих действий  с поставленной задачей

ЛичностныеУУД

 Потребность в самостоятельной творческой деятельности

 Регулятивные УУД

Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

ПредметныеУУД

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению.  Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

«Правописание букв з-с на конце приставок» Технологическая карта

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе  "Правописание букв з-с на конце приставок" по учебнику Львовой С.И., Львова В.В....

Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" (с приложениями) 7 класс

Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками"  7 классПриложения:1. Пояснительная записка2. Алгоритм рассуждения3. Оценочный лист4. Самоанализ...

Технологическая карта урока на тему "Буквы О и А на конце наречий"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему "Буквы О и А на конце наречий" по требованиям ФГОС...

Правописание –з и –с на конце приставок.

Отрабатывать способ действия при выборе з,с на конце приставок;навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставк...

Разработка урока "Правописание з- и с- на конце приставок."

Методическая разработка  выполнена в соответствии ФГОС, предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе...