Урок русского языка в 7 классе по теме «Морфологический разбор причастия»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок объяснения новой темы проводится в 7 классе. Этот урок по программе помогает создать условия для выполнения морфологического разбора причастия. решить необходимые задачи: повторить морфологические признаки причастия,познакомиться с порядком морфологического разбора, научиться выполнять морфологический разбор. Тема урока "Морфологический разбор причастия" раскрыта полно и занимательно, используя личностно-ориентированную технологию и игровую технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_morfologicheskiy_razbor_prichastiya.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме

«Морфологический разбор причастия»

Цель: создание условий для выполнения морфологического разбора причастия.

Задачи:

предметные УУД:

- повторить изученное о причастии;

- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;

-  развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;

 - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:

способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

 личностные УДД:

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению

Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.

Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженской и др. ), тетрадь,  раздаточный материал , презентация,  мультимедийное оборудование.

Основные понятия: причастие, вид, время, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.

Используемая технология: личностно-ориентированная технология, игровая технология

Форма организации учебной работы: фронтальная,  работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие".

Ход урока:

  1. Организационный этап. Настрой на работу.

Здравствуйте, ребята. Послушайте стих А.С.Пушкина. (Слайд 1)

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы, -  пишет так красиво о поздней осени  великий поэт.

Ребята, за окном вот-вот зима  станет полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках. А мы продолжим узнавать новое по теме «Причастие».

Откройте тетради, напишите число, классная работа. (Слайд  2)

Тема сегодняшнего урока – морфологический разбор причастия.

  1. Целеполагание. (Слайд 3)

Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы поставим перед собой на уроке, исходя из темы урока.

- создать условия для изучения новой темы;

- повторить морфологические признаки причастия;

- познакомиться с порядком морфологического разбора;

- научиться выполнять морфологический разбор.

3. Беседа и работа с классом по созданию условий для изучения новой темы.

          Как бы вам хотелось изучить новую тему: в традиционной форме или в форме игры и стать сотрудниками детективного агентства? (Ребята выбрали игровую форму). Создать условия для усвоения выполнения морфологического разбора причастия – эта форма работы, тоже так считаю, наиболее приемлемая.

А) Итак, вы решили стать сотрудниками детективного агентства. Однако, чтобы ими стать, надо для начала пройти квалификационные испытания. Детективы – люди умственного труда, должны обладать высоким интеллектуальным уровнем. (Учащиеся решают тесты по технологии «Вотум» , таким образом проверяем домашнее задание: надо было повторить все изученное по теме «Причастие»;

 проверка осуществляется с помощью программы «Вотум», которая  оценивает вашу работу  в соответствии с критериями.) Каждый из учащихся получает оценку.

Б)  В наше агентство поступило заявление о пропавшем причастии. Надо его найти. Перечитаем инструкцию по поиску объекта «причастие» и вспомним его важные приметы. Однако…ой-ой-ой… а в инструкцию, оказывается, был внедрен вирус. (Слайд  4).  Придется с этим справиться. (Ученики работают с верными – неверными  утверждениями в маршрутном листе хором вслух «правильно или неправильно», отмечая знаками «+» и «-«,  с последующим комментированием. 

В) А теперь мы готовы найти потеряшку. «Опознание» причастия. (Слайд 5,6)

1) Петя Васечкин сидел с отсутствующим видом.

( безучастный вид, задумчивый вид)

2) Отсутствующих  учитель отметил в журнале.

3) Дежурный назвал ребят, отсутствующих в классе.

Задание. Спишите. Проанализируйте предложения и найдите то, в котором  встречается причастие. Объясните, пожалуйста, как вы опознали причастие? (Слайд 7)

Прочитайте текст. Найдите причастия. Проставьте запятые в предложениях с причастным оборотом.  

 (Текст «Осенний лес») Осенний лес.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин  раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва  опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик прокричат в небе пролетающие косяком  журавли.  

Физминутка. Учащиеся выполняют определенные действия: если звучит действительное причастие – поднимают руки вверх, если страдательное – обнимают себя за плечи.

За чернеющим лесом, разрисованный карандашом, сорванные травы, плескавшееся тихо озеро, развеянные ветром, расчищенные дорожки,  на бегущем коне, пестреющий луг,  видимый вдали, управляемый по радио, борющийся с врагом, стреляющий воин.

        - Ответим на вопрос: по каким признакам вы определили действит. и страдат. причастия? (по значению и по суффиксам) суффиксы хором.

Г)  Осмысление.

 Найденное нами причастие мы не можем отпустить просто так, надо обеспечить его документом, удостоверяющим личность – паспортом.

 Вы знаете, как выглядит паспорт человека, какие в нем содержатся сведения.

-  А что такое паспорт причастия? Это его морфологический разбор. Нужно подготовиться к тому, чтобы безошибочно представить все признаки в паспорте.

- Вы знаете, что причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

- Назовите признаки глагола у причастия.

 Работа со словосочетаниями, записанными на интерактивной  доске.  (Раздать и в форме карточки, работа парами)

- Запишите словосочетания левого столбика. Один учащийся работает у доски, определяет признаки глагола.        (Слайд 8,9)                                

Колющийся инструмент                                    В строящемся доме

Задымившуюся палку        Бушующим морем

Скачущие всадники        Зазеленевшие деревья

Разрушенный дом        Знающему правду другу

Плохо слышащий        На затоптанном ковре

Колеблемый ветерком        О хранящихся документах

- Мы повторили признаки глагола у причастия, а теперь назовите признаки прилагательного у причастия.

Один учащийся находит в словосочетаниях правого столбика причастия, определяет их род, число, падеж.

- Как вы думаете, в каком столбике мы определили постоянные морфологические признаки, а в каком непостоянные? (Слайд 9)

4. Изучение новой темы.

- Какие разделы (части) есть в морфологическом разборе любой части речи? (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.)

-  В паспорте причастия все ли эти части указаны? (Ребята изучают) (Слайд 10)

Морфологический разбор причастия

Причастие

Нач. форма

Действит.                         Страдат.

Время                               Вид

Полное                             Краткое

Падеж                  Число                   Род

Синт. роль

- Какая информация будет содержаться в каждой части?

Сопоставляем получившийся с планом морфологический разбор причастия в учебнике стр. 67. Чтение. Обсуждение.

- О чем забыли? Что лишнее?

5. Закрепление.

Выполнение в рабочих тетрадях морфологического разбора причастия по упр. 152  . Одно (два) слово на доске. (Слайд 11)

Вывод (Слайд 12): у причастия есть паспорт, морфологический разбор. Он уверенно может находить себе место в любом предложении, где необходимо сократить человеческое слово, заключая силу имени и глагола.  Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет обозначить признак и действие одновременно и этим обогащает речь. Легкость фразы, полнота передачи быстрого, плавного движения – вот результат использования  причастий в речи.

Во время морфологического разбора обращаем внимание на значение, на вопрос, на начальную форму, на постоянные и непостоянные признаки, на синтаксическую роль в предложении. Причастие обозначает временный признак, связанный с действием предмета; могут быть действительными и страдательными; различаются по времени, виду, возвратности; изменяются по числам, падежам, в единственном числе – по родам. В предложении бывает определением, в краткой форме - сказуемым.

6. Составление синквейна. (Слайд 13)

 (Синквейн)

  • Причастие
  • Полное, краткое.
  • Изменяется, обозначает, отвечает.
  • Имеет признаки и прилагательного.
  • Форма

7. Рефлексия. (Слайд 14)

Наша работа на уроке подходит к концу. А каждая работа имеет свой результат.

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

- Закончите предложения:

  1. Сегодня на уроке я повторил(а)  …  .
  2. Сегодня на уроке я узнал(а)  …  .
  3. Свою работу на уроке я оцениваю на  …  .

8.Домашнее задание. (Слайд 15)

  1. Выучить порядок морфологического разбора.
  2. Упр. 152: письменный разбор причастий.

Приложения.

                     Вирусная атака.

Критерии оценки (+-)

     (Утверждения «верно/неверно»)

1. … действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- и -ащ-/-ящ-

2. … причастия не имеют формы будущего времени

3. … краткие причастия в предложении являются определением

4. … причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного

5. … причастия делятся на действительные и страдательные

6. … причастие вместе с зависимыми словами образует причастный оборот

7. … причастия согласуются с существительными

8. … причастный оборот обособляется, когда стоит перед определяемым словом

9. Причастие не имеет  синонимов

10. Отглагольные прилагательные образуются от глаголов совершенного вида

11. Причастия образуются от глаголов несовершенного вида

 

Тесты (квалификационные испытания):

1.  Причастие имеет следующие глагольные признаки.
А) вид
Б) время
В) лицо
Г) переходность

2.  Выберите предложение с причастным оборотом.
А) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
Б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.
В) Зловещий вой, пронзительный и наглый, разрезал небо надвое.

3.  Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
А) Море гладко выковано из синего металла.
Б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду.
В) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.

4. Найти словосочетания «прич. + сущ.»

А)Дремучий лес;

Б)Дремучий старик;

В)Летучий газ;

Г)Нефтяной шар;

Д)Горячее молоко;

Е)Горящее полено.

5. Найти словосочетания со страдательными причастиями:

А)На пестреющем лугу;

Б)О движущемся предмете;

В)Опавшие с тополя;

Г)Отнятая игрушка;

Д)Засыпанные аллеи.

6. Найти словосочетания с действительными причастиями:

А)Написанная учеником;

Б)Ведущая в парк;

В)Сидящая девочка;

Г)Плескавшиеся волны;

Д)Построенный дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)...

урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы

2 четверть. Урок 45. Морфемный и словообразовательный разборы...

урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы

Презентация к уроку 45. Тема: Морфемный и словообразовательный разборы...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...