Методическая разработка устного журнала «Искусство владения словом» (6 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Губина  Людмила  Павловна

Данная  методическая    разработка    устного  журнала   «Искусство  владения  словом» поможет  учителю  провести  мероприятие, где   учащися  средней  школы  узнают  о богатстве  русского языка, о  разнообразии  лексических  значений  слов, где  они  смогут оценить  его   выразительность  и  большую роль  в  истории   цивилизации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая    разработка

устного  журнала

«Искусство владения словом»

Учитель: Дорогие коллеги, ребята! Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Я хотела бы особо обратить внимание на то, что Родина, Россия – это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, Обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку, мы посвящаем эту встречу, наш устный журнал «Искусство владения словом».

1 ведущий: Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты.

2 ведущий: Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык.

1 ведущий: Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям  понимать друг друга при общении, в общих делах.

2 ведущий: Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

1 ведущий: Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки:

От доброго слова язык не усохнет.

Каков разум, такие и речи.

Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Живое слово дороже мертвой буквы.

2 ведущий: давно известно и доказано, что русский язык – один из богатейших языков мира.

1 ведущий: Это так. Но и один из труднейших, мне так кажется.

2 ведущий: Ты как думаешь?

1 ведущий: Конечно, ведь столько нужно знать всяких правил и исключений, чтобы речь наша была правильной и красивой.

2 ведущий: Вот в этом мы и попробуем сегодня разобраться, перелистывая страницы нашего устного журнала «Искусство владения словом».

1 ведущий: Остановимся на некоторых правилах, которые помогут нам избежать ошибок в устной и письменной речи.

2 ведущий: первая страница – «Русский язык – один из богатейших языков мира».

Ученики представляют монтаж «Русский язык».

Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.

Так, понятие о знатоке своего дела можно передать словами: мастер, умелец, виртуоз.

О верном друге можно сказать и словами надёжный, преданный.

А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия «засмеяться»! Если человек рассмеётся негромко или исподтишка, то говорят – хихикнул, если внезапно – фыркнул, прыснул, если громко – захохотал, разразился смехом.

Очень выразительны русские пословицы и поговорки, сокровища народной мудрости: язык разум открывает, нашла коса на камень, не всё то золото, что блестит. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает её яркой и образной.

Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы. Сравните: бежать – прибежать, забежать; мальчик – мальчишка, мальчуган.

Одну и ту же мысль можно выразить как простыми, так и сложными предложениями, используя слова, относящиеся к разным частям речи.

Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов.

Классик французской литературы Проспер Мериме, выучивший русский язык, отмечал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии». Всемирно известный деятель культуры художник и философ Н.К.Рерих говорил: «Не удивительно ли, по-русски слово мирединозвучно и для мирности, и для вселенной? Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество - нераздельны ».

Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие. Так, Н.В.Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться    ежеминутно… ». Как бы продолжая слова Н.В.Гоголя, великий критик В.Г.Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».

Известный писатель К.Г.Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить.

1 ведущий: Оказывается, чтобы язык зазвучал и был «чрезвычайно гибок и живописен», необходимо уметь владеть своим голосом, как музыкальным инструментом. Об этом наша следующая страница «Речь и наш голос».

2 ведущий: Доказано, что основные сведения о говорящем сообщает его голос.

1 ведущий: А истоки этого открытия уходят в глубокую древность.

Ученица читает рассказ о Сократе.

Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать своё мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать».

И, действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый и живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроение человека и его мысли…

Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

Черным – черна однажды затесалась

Ворона между черными дроздами.

Её никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!

2 ведущий: Чтобы речь звучала грамотно и красиво, великий римский ритор Цицерон составил свод правил.

1 ведущий: С течением времени они не устарели, а, наоборот, стали более актуальными.

Ученица воспроизводит «Правила Цицерона».

«Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке… Существуют такие недостатки, каких следует избегать, например голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой».

1 ведущий: на первый взгляд, это кажется очень просто. Но вот история языка и ораторского искусства говорит об обратном.

2 ведущий: Так, чтобы стать великим греческим оратором, Демосфен изобрёл систему сложных тренировок.

Ученики рассказывают о Демосфене.

 1 ведущий: Но, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо.

2 ведущий: писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

1 ведущий: Об этом наша следующая страница – «Речь правильная и хорошая».

2 ведущий: Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка.

1 ведущий: Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал…»

2 ведущий: Так давай предложим несколько миниатюр на «узнаваемость».

1 ведущий: Хорошо. Приглашаем на сцену Петрухина из рассказа М.Зощенко «Свободная личность».

Ученик читает рассказ М.Зощенко «Свободная личность».

2 ведущий: Наверняка многие наши знакомые в этом персонаже узнают себя.

1 ведущий: А вот одному шестикласснику вовсе было не до смеха.

Ученики разыгрывают сценку «Двоечник».

Случилось это на первом уроке.

Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.

- Где же ты учился, Сережа Елкин? – спросила Зинаида Антоновна.

- Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

- Теперя 35-й школе.

- А раньше?

- Раньше… Начал в 147-ой, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

- Сначала садись вон туда, - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.

- Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Люся…

 Комментарий из-за кулис. В соответствии с нормами русского языка Сережа должен был сказать: теперь (вместо «теперя»), начал (вместо «начал»), раньше (вместо «первее»).

2 ведущий: Да, подвела речь мальчика, что и говорить! А вот какой случай рассказал известный режиссер Брянцев – основатель Ленинградского театра юного зрителя. Однажды ему позвонили из школы.

Ученики представляют инсценировку «Телефонный разговор».

- Вам звонит учительница…

- Не верю, - прервал Алексей Александрович и повесил трубку.

Через минуту снова звонок.

- Вам звонит преподавательница…

- Не верю!

В третий раз звонок:

- Товарищ Брянцев, Вам звонит преподавательница, ну почему Вы не верите?

- Потому что я не верю, чтобы так говорила учительница.

1 ведущий: Человек всегда смешно выглядит, когда нарушает орфоэпические, грамматические и лексические нормы языка. Вот несколько примеров.

Ученики разыгрывают сценку «Тест».

Мама поручила Кате испечь пирог и ушла на работу.

«Успею», - подумала Катя и принялась решать сложный заграничный тест (тэст). Через некоторое время мама позвонила по телефону.

- Что делаешь? – спросила она.

- Вожусь с тестом (тэстом), - честно созналась Катя.

Комментарий из-за кулис

(Нарушение орфоэпической нормы способствует искажению информации).

Ученица читает стихотворение «Между прочим».

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билютень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

Комментарий из-за кулис (Герою стихотворения следовало бы сказать: красивее (вместо «красивее»), хотим (вместо «хочем»), досуг (вместо «досуг»), шофёр (вместо «шофер»), процент (вместо «процент»), заём (вместо «заем»), квартал (вместо «квартал»), портфель (вместо

«портфель»), бюллетень (вместо «билютень»), сверх (вместо «поверх»), агент (вместо «агент»), звонит (вместо «звонит»).

Ученица читает стихотворение «Творог - Творог».

Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, -

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и впирог..

А как спросить: Почем творог?

А может, правильнее – творог? »

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -

Сказав: «Прошу Вас получить

За полкило творожной массы»,

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, падеже

И так сказала: «Не осталось!

Она распродата уже!»

Комментарий из-за кулис (Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь, где указано, что будет правильно произносить это слово и творог, и творог)

Ученица читает текст «Бобкин палец»

Самым находчивым из всех Бобкиных пальцев оказался безымянный палец левой руки. Позже Бобка даже собирался вылепить его из глины, а внизу поставить подпись: «Памятник безымянному пальцу, который спас всех других пальцев и всего остального меня». И он бы обязательно это сделал, но, к сожалению, не был уверен, что такая подпись правильна.

Комментарий из-за кулис ( Нарушение грамматических норм языка затрудняет общение, в некоторых случаях разрушает его)

1 ведущий: Мы всегда должны помнить, что правильная речь – это речь без ошибок, без нарушения норм.

2 ведущий: А хорошая речь – это уместная, удачная речь.

1 ведущий: Ведь как смешно можно выглядеть, используя неуместное слово.

2 ведущий: Так, как это произошло с одним из учеников.

Ученики разыгрывают сценку «На уроке»

Однажды на уроке математики Бобка задумался, и только у него начало кое-что изобретаться, как вдруг послышался голос:

- Пончиков, к доске. Скажи-ка нам, сколько будет десять минус ноль?

Тут надо было ответить: «Так и будет десять».

А Бобка от неожиданности только тупо уставился на доску, а уши у него покраснели, как флаги в Первомай. Постояв так с минуту, бобка хотел было промямлить: «Не знаю», - как вдруг у него что-то щелкнуло в голове, и он выпалил: «О высокочтимый мой учитель, я имею честь сказать тебе, о великодушнейшая дочь Николая, что ответа я не знаю».

У Ольги Николаевны даже очки на лоб полезли от удивления.

2 ведущий: Красота и разнообразие речи зависят не только от правильных форм и норм, но и от того, в какой мере мы используем богатство нашего языка. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет двенадцать тысяч слов. А общая наша знакомая Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

1 ведущий: Предлагаем вашему вниманию диалог персонажей романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев».

Ученики инсценируют фрагмент из произведения И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев».

2 ведущий: Вот так, к сожалению, смешно выглядит человек, если не работает над своей речью. При этом нужно помнить, что мы должны «Говорить и писать точно». Об этом наша следующая страница. Неточность речи значительно затрудняет наше понимание друг друга и создает непредсказуемые ситуации.

Ученики представляют несколько инсценировок.

Карлсон

- Я прилечу за тобой приблизительно часа в три, или в четыре, или в пять, но ни в коем случае не раньше шести, - сказал Малышу Карлсон.

Малыш так толком и не понял, когда же, собственно, Карлсон намерен прилететь, и переспросил его.

- Уж никак не позже семи, но едва ли раньше восьми… Ожидай меня примерно к девяти, после того, как пробьют часы.Когда же Карлсон прилетел, Малыш воскликнул:

- Я тебя совсем заждался! В котором часу ты обещал прийти?

- Я сказал приблизительно, - ответил Карлсон. – Так оно и вышло: я пришел приблизительно.

«Волга»

А Мишка:

- Нет, это «Москвич».

- Много ты понимаешь! – говорю я.

- Конечно «Москвич», - говорит Мишка.

Посмотри, какой у него капор.

- Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины – капот. Ты посмотри, какой кузов.

Мишка посмотрел и говорит:

- Ну, такое пузо, как у «Москвича».

- Это у тебя, - говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет.

- Ты же сам сказал – «пузо».

- «Кузов» я сказал, а не «пузо»!  Эх ты! Не понимаешь, а лезешь!

- А у «Волги» разве есть буфер? Это у «Москвича» - буфер.

Я говорю:

- Ты бы лучше помолчал. Выдумал еще буфер какой-то. Буфер – это у вагона у вагона на железной дороге, а у автомобиля – бампер.

1 ведущий: Передать четко информацию, сообщить что-либо очень мешают слова-пустышки.

Ученики читают стихи.

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

- Я не знаю, как начать…

 Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться…

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!

– Как проехать на вокзал? –

Я  спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает:

- В общем, где-то, так сказать,

Это близко очень,

Просто тут рукой подать,

Говоря короче…

Я, вам, значит, заодно

Объясню по дружбе:

Вы проехали давно.

Возвращаться нужно.

Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

-Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте!

Не для вас для одного…

Будут, значит, гости,

В общем, я хотел сказать,

Что терпеть не стану…

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

1 ведущий: Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попали наши герои, можно было избежать, умело используя правила русского языка.

2 ведущий: Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.

1 ведущий: Вслушайтесь в звуки родного художественного слова, уловите его очарование, его глубокий смысл.

2 ведущий: Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

1 ведущий: Обращаясь к последующим поколениям, И.С.Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

2 ведущий: Будем беречь, и любить наше русское слово.

1 ведущий: Ведь с него начинается наш родной язык.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....