Программа по русскому языку 11 класс базовый и профильный уровни (учебник С.И. Львовой)
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Котуранова Елена Евгеньевна

Настоящая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, содержание которого раскрывается в авторской программе: Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы. Рабочая программа для образовательных организаций (базовый и углубленный уровни). Предметная линия учебников С.И. Львовой, В.В. Львова / С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2019. - 104 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_11_klass_russkiy.docx72.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Калуги

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № _ от__.08.2019

                                             

        

                                                    Утверждено                                                                                    приказ ____

   от______2015            

Рабочая программа учебного предмета

«_____русский язык_____»

__11__ класс, базовый и профильный уровень

Разработана

Котурановой Е.Е.,

учителем русского языка

2019

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, содержание которого раскрывается в авторской программе: Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы. Рабочая программа для образовательных организаций (базовый и углубленный уровни). Предметная линия учебников С.И. Львовой, В.В. Львова / С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2019. - 104 с.

Календарно-тематический план детализирует содержание программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены государственным образовательным стандартом.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В 11 классе предполагается развивать коммуникативную, языковую и лингвистическую, рефлексивную, ценностно-ориентационную компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Системообразующей доминантой курса русского языка в старших классах становится речевая деятельность во всем многообразии ее проявлений, а также ценностные ориентиры, позволяющие осознать, что родной язык является величайшим достоянием народа, важнейшим механизмом познавательной деятельности, обеспецивающей формирование общенаучной картины мира. Курс русского языка для 11 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на текстовой основе через обобщение и углубление знаний о стилистической дифференциации языка  и подготовку к ЕГЭ. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в разных стилях и жанрах, соблюдать этические нормы общения, а также на качественную подготовку к ЕГЭ.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

– совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

– освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

По учебному плану  предмет изучается на базовом уровне 2 ч. в неделю, 68 ч. в год; на профильном уровне предмет изучается в углубленном объеме 3 ч. в неделю, 102 ч. в год.

Результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 11 класс

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Содержание учебного материала

Русский язык как составная часть национальной культуры

Основные сведения о языке и речи

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая (повторение).

Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурно-исторической информации.

Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности..

Функциональная стилистика

Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в их взаимном соотношении и взаимодействии

Современное учение о функциональных разновидностях языка.

Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного).

Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения.

Разговорная речь. Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая. Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями. Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно-бытовой подвиды. Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мимики и жестов при устном общении. Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации).

Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др.

Официально-деловой стиль речи. Сфера применения: административно-правовая. Основные функции официально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля:законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль: постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; дипломатический подстиль: международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике; административно-канцелярский подстиль: устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка,

письмо, инструкция, резолюция, указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.

Научный стиль речи. Сфера применения: научная. Основные функции научного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. Основные разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный. Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безóбразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер. Языковые средства научного стиля: лексические(абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния; частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного, частотность имён числительных), синтаксические (преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов).

Публицистический стиль речи. Сфера применения: общественно-политическая. Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на слушателей и читателей.Основные разновидности (подстили) публицистического стиля: газетно-публицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный. Основные особенности публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистический подстиль: информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно-публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет; радио-, тележурналистский подстиль: и Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы).

Язык художественной литературыОсновная функция языка художественной литературы:воздействие на чувства и мысли читателей, слушателей. Основные разновидности языка художественной литературы: лирика, эпос, драма. Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей. Языковые средстваязыка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур).

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики

Культура речи  как раздел лингвистикив котором изучаются нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения.

Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.

Языковой компонент культуры речи

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Коммуникативный компонент культуры речи. Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения – важное требование культуры речи.

Этический компонент культуры речи. Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разговор на «повышенных тонах» в процессе общения.

Повторение в конце учебного года

Русский как составная часть национальной культуры. Функциональная стилистика. Культура речи как раздел лингвистики. 


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

базовый

углубленный

Язык и культура. Русский язык как составная часть национальной культуры (4/6 ч.)

1

1

Язык и культура. Основные функции языка.

1

Анализ языковых единиц (слов, фразеологизмов), которые хранят «следы» национальной культуры.

Элементарный анализ примеров прецедентных имён и текстов, имеющих культурологическую ценность.

2

2

Диагностическая работа в формате ЕГЭ.

1

3

3

Язык как составная часть национальной культуры.

1

4

4

Отражение в языке материальной и духовной культуры народа.

1

5

Понятие о концепте.

0/1

6

Прецедентные имена или тексты.

0/1

Функциональная стилистика (17/45 ч. + 2/5 ч.ЕГЭ)

Функциональные разновидности русского языка (2/4 ч. + 1 ч. ЕГЭ база/углубление)

5

7

Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Функциональные разновидности языка.

1

Объяснение целесообразности обращения к стилистике на заключительном этапе изучения родного языка в школе. Обобщение изученного о функциональных разновидностях языка. Обобщение опыта стилистического анализа текстов разных функциональных разновидностей языка. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности, подстилю, жанру речи (на основе изученного ранее).

Установление принадлежности текста к определённому речевому жанру (простые и ясные случаи).   Дифференциация нейтральной, книжной, разговорной лексики. Составление и подбор синонимического ряда, состоящего из стилистических и семантико-стилистических синонимов (без введения терминов).

Создание собственного речевого высказывания в рамках заданной функциональной разновидности и речевого жанра.

8

Современное учение о функциональных разновидностях языка. Учёт основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка

0/1

6

9

Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний. Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности.

1

10

Стилистические синонимы как основные ресурсы функциональной стилистики.

0/1

7

11

ЕГЭ 1. Структура сочинения в формате ЕГЭ (задание 27): повторение изученного в 10 классе. Подготовка к домашнему сочинению в формате задания ЕГЭ.

1

Разговорная речь (3/7 ч. + 2 ч. ЕГЭ углубление)

8

12

Сфера применения разговорной речи. Основная функция разговорной речи. Основные разновидности разговорной речи. 

1

Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков разговорной речи. Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) разговорной речи. Обобщение собственного речевого опыта использования невербальных средств при устном общении. Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в разговорной речи; их уместное употребление в собственном речевом высказывании данного стиля речи.

Характеристика наиболее распространённых жанров разговорной речи. Составление устного рассказа на заданную тему с использованием элементов разговорной речи. Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров разговорной речи.

Формулирование основных правил построения речи и речевого поведения в рамках общения в интернет- пространстве.

13

Основные признаки разговорной речи. Практикум по пунктуации.

0/1

9

14

Языковые средства разговорной речи. Тренинг по пунктуации.

1

10

15

Проверочная работа по теории. Основные жанры разговорной речи.

1

16

Новые жанры разговорной речи, реализующиеся с помощью интернет-технологий: СМС-сообщение, чат-общение и др. Особенности организации диалога (полилога) в чате.

0/1

17

Основные правила речевого поведения в процессе чат-общения.

Скайп как форма организации устного общения в интернет-пространстве

0/1

18

Средства связи предложений в тексте. Практикум по заданию 25 ЕГЭ.

0/1

19

ЕГЭ 2. Сочинение 1 в формате задания 27 ЕГЭ.

0/1

20

ЕГЭ 3. КР 1. Контрольная работа № 1 в формате ЕГЭ (задания 1-26)

0/1

Официально-деловой стиль (3/8 ч.)

21

Анализ контрольной работы. Официально-деловой стиль: общие особенности.

0/1

Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков официально-делового стиля. Анализ образцов официально-делового стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам. Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) официально-делового стиля.

Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах официально-делового стиля; их уместное употребление в собственных речевых высказываниях данного стиля.

Характеристика наиболее распространённых жанров официально-делового стиля речи. Обобщение собственного опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров официально-делового стиля.

11

22

Языковые особенности официально-делового стиля.

1

12

23

Синтаксис деловой речи. Обособленные члены предложения: повторение пунктуации при них (Б).

1

24

Обособленные определения, приложения, обстоятельства: повторение пунктуации.

0/1

25

Обособленные члены предложения: пунктуация. Решение тестов.

0/1

13

26

Основные жанры официально-делового стиля.

1

27

Правила написания некоторых деловых бумаг (заявление, объяснительная, автобиография). Самостоятельная работа.

0/1

28

Пунктуация в конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения (вводные слова и предложения, междометия, обращения). Тренинг ЕГЭ (задание 18).

0/1

Научный стиль речи (3/12 ч. + 1 ч. ЕГЭ база/углубление)

14

29

Сфера применения: научная. Основные функции научного стиля.

1/2

Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков научного стиля речи. Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) научного стиля речи.

Анализ речевых образцов научного стиля речи (тексты школьных учебников, статьи, лекции, словари, справочные пособия, энциклопедии, устные ответы на уроке, инструкции и др.) с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля речи. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.

Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах научного стиля; их уместное употребление в собственном высказывании данного стиля речи. Лексический анализ слов-терминов.

Характеристика наиболее распространённых жанров научного стиля речи. Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров научного стиля речи (научно-учебный, научно-справочный, научно-информативный и научно-популярный подстили).

Использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего) в зависимости от коммуникативной задачи.

Передача содержания научного текста в виде плана, тезисов, конспекта. Устный или письменный пересказ научного текста; создание устного или письменного текста-рассуждения на заданную лингвистическую тему и др.

Применение рациональных приёмов работы со словарями в поисках необходимой информации (в том числе и с интернет-словарями и справочниками).

30

Основные особенности научного стиля.

15

31

Языковые средства научного стиля.

1

32

Синтаксические средства научного текста. Повторение пунктуации в сложном предложении.

0/1

33

Пунктуация в сложном синтаксическом целом. Тренинг заданий 19-20 ЕГЭ.

0/1

34

Термины и их употребление в текстах научного стиля речи.

0/1

16

35

Основные жанры научного стиля (по подстилям).

1

36

Научно-популярные книги о русском языке как образцы научного стиля речи. Практическая работа по определению подстиля и жанра.

0/1

37

Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи.

0/1

38

План и конспект как форма передачи содержания научного текст. Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи. Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля, пунктуационное оформление цитат.

0/1

39

Научно-справочный подстиль. Словарная статья как текст научно-справочного подстиля научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение).

0/1

40

Подготовка к контрольной работе за 1 полугодие в формате ЕГЭ.

0/1

17

41

ЕГЭ 4. КР 2. Контрольная работа № 2 за 1 полугодие в формате ЕГЭ (задания 1-26).

0/1

Публицистический стиль речи (2/6 ч. + 1 ч. ЕГЭ углубление)

42

ЕГЭ 5. Сочинение 2 в формате задания 27 ЕГЭ.

0/1

18

43

Анализ контрольной и творческой работ. Публицистический стиль. Сфера применения. Основные функции публицистического стиля. Основные особенности публицистического стиля.

1/2

Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков публицистического стиля речи. Анализ образцов публицистического стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.

Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах публицистического стиля; их уместное использование в собственных речевых высказываниях, создаваемых в рамках публицистического стиля речи.

Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) публицистического стиля речи.

Характеристика наиболее распространённых жанров публицистического стиля речи. Обобщение собственного опыта анализа речевого высказывания в рамках типовых жанров публицистического стиля речи. Создание портретного очерка (рассказ об интересном человеке), небольшой по объёму проблемной статьи, репортажа-повествования о событии (посещение театра, экскурсия, поход), репортажа — описания памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея)

44

Языковые средства публицистического стиля.

19

45

Основные разновидности (подстили) публицистического стиля.

1/4

46-48

Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистического подстиля, радио-, тележурналистского подстиля, ораторского , подстиля рекламного подстиля

Язык художественной литературы (4/8 ч.)

20

49

Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы). Основная функция языка художественной литературы. Основные разновидности языка художественной литературы. Основные особенности языка художественной литературы.

1

Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков языка художественной литературы. Установление принадлежности текста к определённой разновидности языка художественной литературы. Анализ отрывков из художественных произведений с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка.

Наблюдение за использованием в художественных текстах изобразительно-выразительных языковых средств: фонетических (звукопись), словообразовательных (индивиду-ально-авторские неологизмы, повторы слов), лексических и фразе-ологических, морфологических, синтаксических (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги и т. д.). Использование тропов и фигур речи для создания образности художественной речи (обобщение). Работа со словариком «Тропы и фигуры речи». Лингвистический анализ отрывков из художественных произведений, выразительное чтение этих фрагментов.

Характеристика наиболее распространённых жанров языка художественной литературы. Обобщение собственного речевого опыта анализа языка художественной литературы

21

50

Языковые средства языка художественной литературы.

1

51

Основные виды тропов.

0/1

52

Основные фигуры речи. Тренинг по заданию 26 ЕГЭ.

0/1

22

53

Основные жанры художественной литературы. Определение проблематики художественных текстов разных жанров.

1

54

Самостоятельная работа по определению стиля и типа речи. Подготовка к контрольной работе.

1

23

55

КР 3. Контрольная работа № 3 в формате 1- 26 заданий ЕГЭ.

1

56

Трудные случаи установления стилистической принадлежности текста. Анализ контрольной работы

0/1

Культура речи (7/31 ч. + 1/3 ч. ЕГЭ)

Культура речи как раздел лингвистики (2/6 ч.)

57

Культура речи как раздел лингвистики и как владение нормами литературного языка. Анализ КР.

0/1

Объяснение важности овладения навыками культуры речи для каждого литературного языка.

Объяснение соотношения понятияй «компоненты культуры речи» и «качества речи» (языковой компонент — правильность речи; комму-никативный компонент (точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность речи; этический компонент — чистота, вежливость речи)

24

58

Основные компоненты культуры речи. Орфоэпический тренинг (задание 4 ЕГЭ).

1

59

Речевые ошибки как нарушение литературных норм.

0/1

60

Сочинение 3 в формате задания 27 ЕГЭ.

0/1

25

61

Качества образцовой речи

1

62

Практическая работа по редактированию текстов разных стилей  с нарушением качеств письменной речи.

0/1

Языковой компонент культуры речи (2/8 ч.)

26

63

Языковые нормы. Основные виды норм современного русского литературного языка.

1/2

Осмысление накопленного опыта применения языковых норм в собственной речевой практике. Соблюдение основных норм современного литературного произношения: произ-ношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Интонационный анализ предложений. Выразительное чтение текста с соблюдением основ-ных интонационных норм. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистической окраски. Нормативное употребление форм слова, построение словосочетаний разных типов, правильное построение предложений разных синтаксических конструкций. Согласование сказуемого с подлежащим. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Оценка правильности устного и письменного высказывания. Исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением слов и грамматических конструкций в устной и письменной речи.

Работа с нормативными словарями русского языка: орфографическими, орфоэпическими, грамматическими; со словарями лексических трудностей русского языка; словарями паронимов, синонимов, антонимов, фразеологическими словарями русского языка и др.

64

Нормы употребления несклоняемых существительных, иноязычных имен, фамилий: повторение изученного в средней школе и углубление знаний. Практикум в группе.

65

Орфографические и пунктуационные нормы в текстах разных стилей. Практикум.

0/1

27

66

Трудные случаи согласования сказуемого и подлежащего. Самостоятельная работа.

1/2

67

Правильность как качество речи.

68

Подготовка к контрольной работе.

0/1

69

КР 4. Контрольная работа № 4 в форме диктанта и грамматических заданий с кратким ответом.

0/1

70

Анализ контрольной работы. Основные нормативные словари русского языка. Практическая работа в группах.

0/1

Коммуникативный компонент культуры речи (2/11 ч. + 1 ч. ЕГЭ углубление)

28

71

Коммуникативный компонент культуры речи.

1/3

Осмысление накопленного опыта применения коммуникативных норм в собственной речевой практике. Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка с точки зрения их соответствия критериям точности, уместности, содержательности, логичности, ясности, богатства и выразительности речи. Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией речевого общения.

Анализ примеров неуместного, стилистически не оправданного употребления тропов, излишнего украшательства речи, использования слов, не сочетающихся в рамках одного стиля.

72

Точность как коммуникативное качество речи.

73

Уместность как строгое соответствие речи условиям и задачам общения.

74

Содержательность речи.

0/1

75

Логичность речи.

0/1

76

Логика при создании собственного письменного высказывания в формате задания 27 ЕГЭ.

0/1

77

ЕГЭ 6. Сочинение 4 в формате задания 27 ЕГЭ.

0/1

29

78

Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи.

1/3

79

Богатство как коммуникативное качество речи.

80

Выразительность как качество речи.

81

Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики.

0/1

82

Неуместное, стилистически неоправданное употребление тропов.

0/1

Этический компонент культуры речи (1/6 ч. + 1 ч. ЕГЭ база/углубление. + 1 ч. ЕГЭ углубление)

30

83

Этический компонент культуры речи

1

Осмысление накопленного опыта применения этических норм поведения в собственной речевой практике. Применение норм речевого этикета в учебной и бытовой сферах общения.

Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка с точки зрения соответствия их критериям чистоты и вежливости речи.

Соблюдение правил речевого поведения при проведении диспута (дискуссии) на заданную тему

84

Речевой этикет как правила речевого поведения (обобщение изученного).

0/1

31

85

ЕГЭ 7. Сочинение 5 в формате задания 27 ЕГЭ

0/1

86

Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов.

0/1

87

Вежливость речи.

0/1

88

Подготовка к контрольной работе.

0/1

89

ЕГЭ 8. КР 5. Контрольная работа № 5 в формате ЕГЭ (1-26 задания)

1

90

Анализ КР. Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов.

0/1

Повторение в конце учебного года, подготовка к ЕГЭ (1/8 ч. + 2 ч. ЕГЭ база/углубление)

91

Контрольное сочинение 6 в формате задания 27 ЕГЭ

0/1

32

92

ЕГЭ 9. Повторение трудных случаев орфографии.

1

93-94

ЕГЭ-тренинг в формате 9-15 заданий.

0/2

94

Подготовка к годовой контрольной работе в формате ЕГЭ.

0/1

33

95

КР 6. Годовая контрольная работа в формате 1-26 заданий ЕГЭ.

1

96

Анализ КР. Стилистическая дифференциация русского языка: повторение, работа в группах.

0/1

97

Культура речи, выразительные средства русского языка: повторение.

0/1

98

Типичные речевые ошибки морфологического и синтаксического уровней

0/1

34

99

ЕГЭ 10. Проблемные задания ЕГЭ: повторение

1

100-102

Резерв

3

Список литературы

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М., 1994.

3. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. — М.: Междунар. отношения, 1993.

4. Изотов А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика. — М.: Московский лицей, 1994.

5. Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г./ Поурочные разработки по русскому языку. 10 -11 классы / М: ВАКО, 2014

6. С.И.Львова, В.В. Львов  /Русский язык. / Русский язык и литература/ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М., «Мнемозина»,2015г.

7. С.И.Львова, В.В. Львов  /Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Русский язык и литература »  для 11 класса  общеобразовательных учреждений. - М., «Мнемозина»,2015г.

8. Арефьева С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. — М.: Прометей, 1997.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник: С.И.Львова, В.В. Львов  /Русский язык. / Русский язык и литература/ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М., «Мнемозина»,2019г.

Словари и справочники

  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практ. справ.: Ок. 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 2001.
  2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986.
  3. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999.
  4. А.Н.Булыко, Е.И.Артемьева/  Орфографический словарь с правилами русского языка. 6-е изд. — М.: Мартин,2012.
  5. Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника: Свыше 107 000 сложных слов. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа: Рус. яз., 2006. (Библиотека словарей русского языка).
  6. Бельчиков Ю.А. , Панюшева М.С. /Словарь паронимов русского языка. — М.:ООО «Издательство АСТ» .,2002.
  7. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка: Более 14 000 слов. Рос. акад. наук, Ин-т лингв. исслед. — СПб.: Норинт, 2004.
  8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: совмещённая редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртене в современном написании: в 4 т. — М.: ОЛМА Медиа  Групп, 2008.
  9. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение: Ок. 12 000 слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2003.
  10. Зимин В. И., Спирин А. С. Русские пословицы и поговорки: Большой объяснительный словарь. 4-е изд., стереотип. — М.: Феникс, 2008. (Словари).
  11. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: А—Я: Пособие для учащихся 5—9 классов. 8-е изд, испр., доп. —М.: Просвещение, 2006.
  12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тысяч слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник: ИТИ Технологии: А ТЕМП: ЭЛПИС, 2008.
  13. Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, граммат. формы: Ок. 65 000 слов. Под ред. Р. И. Аванесова. Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 8-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2000.
  14. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: пособие для учащихся. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
  15. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. 9-е изд. — М.: Рольф, 2009.
  16. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: по произведениям русских писателей XVIII—ХХ вв. 2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.
  17. Русский орфографический словарь: Около 180 тысяч слов. Под ред. Лопатина В. В. 2-е изд, испр., доп. — М.: Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова, 2007.
  18. Аристова Т. С. [и др.]. Словарь образных выражений русского языка. Под ред. [и с предисл.] Телия В. Н. — М.: Отечество, 1995.
  19. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: А—Я: пособие для учащихся. — М.: Цитадель-трейд: РИПОЛ классик, 2010.
  20. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002.
  21. Быстрова Е. А. [и др.]. Школьный толковый словарь русского языка. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  22. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение.10-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.
  23. Одинцов В. В. [и др.]. Школьный словарь иностранных слов: А—Я. Под ред. Иванова В. В. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2001.
  24. Современный толковый словарь русского языка: более 90 000 слов и фразеологических выражений. Под ред. Кузнецова С. А. Российская акад. наук, Ин-т лингвистических исслед. — СПб.: Норинт, 2007.
  25. Тихонова Е. Н., Тихонов А. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов: Ок. 26 тысяч слов. 7-е изд., стереотип. — М.: Цитадель-трейд, 2005.
  26. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание): Для сред. и ст. шк. возраста. Сост. Панов М. В. Редкол.: Степанов Г. В. [и др.]. — М.: Педагогика, 1984.
  27. Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для сред.и ст. шк. возраста. Сост. Новиков В. И., Шкловский Е. А. — М.: Педагогика-пресс, 1998.
  28. Жуков А.В. / Лексико-фразеологический словарь русского языка/ М.:ООО «Издательство Астрель» 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе, МХК, элективные курсы по УМК С.Львовой

Ниже помещены рабочие программы по русскому языку по УМК Львовой С.И., литературе по УМК Меркина Г.Н. (+ региональный компонент "Адыгский фольклор и литература"), а также элективные курсы по русскому ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др.

Рабочая программа  по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовй, В.И. Капинос и др. (ФГОС)...