Урок русского языка: «Лексическое значение слова».
план-конспект урока по русскому языку

Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;

                      - сформировать способность определять ЛЗ слова;

                      - развивать умение работать с толковым словарём.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos2.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Подготовил Кузнецов В. В.

Тема урока: «Лексическое значение слова».

Класс: 5

Предмет: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;

                   - сформировать способность определять ЛЗ слова;

                   - развивать умение работать с толковым словарём.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л).

Целеполагание (П).

Планирование учебного сотрудничества (К).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех».

- Распределите слова высказывания по группам.

- Оцените работу соседа по парте.

- По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех).

- Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?

- Запишите смысл высказывания в виде схемы.

- Обсудите результат в группе по 4 человека.

- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

- Как думаете, какова тема урока?  - Что объединяет слова, записанные на доске?  Какой есть термин  для определения смысла этих слов?)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

Распределяют слова и осуществляют самопроверку.

Дают ответ.

Выделяют признак.

Составляют схему.

Работают в группе по заданию.

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф).

Формулируют тему урока («Лексическое значение слова»).

Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова).

Научиться определять ЛЗ слова.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П).

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К).

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.

- Какое слово получилось?

- Что такое лексика?

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее?

- Почему же?

- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?

- Что такое ЛЗ слова?

- Объясните разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке.

- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы.

- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод.

Предоставляет слово каждой группе.

- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?

- Оцените свою работу?

- Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль?

- Какие трудности возникли?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

Обращаемся к выставке толковых словарей.

Чтение стихотворения И.Токмаковой.

- Сделайте вывод (-Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)

Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.

Лексика.

Словарный состав языка.

Много.

Нельзя сказать.

Какие-то слова появляются, какие-то исчезают.

Приводят примеры слов.

Лексикология, лексикон, лексикография.

Проговаривают ЛЗ терминов.

- Что обозначает слово?

Работа в группах по 4 человека.

Анализ работ и вывод внутри группы.

Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно.

Оценивают при помощи смайликов.

Индивидуальная работа.

Не знаю значения слова…

Обратиться к толковому словарю.

Слушают.

Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ).

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П).

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К).

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

  1. Относится к кому-нибудь, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.
  2. Старый, бывалый, опытный воин.
  3. Успех в битве, войне, полное поражение противника.

- Проверьте  по словам для справок и оцените свою работу.

- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?

- Что для вас эта победа?

Игра «Угадай-ка»

- Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно.

Выполняют задание в парах.

Проверяют и оценивают.

Темой ВОВ. Скоро праздник День Победы.

Краткий ответ.

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи.

Оценивают свою работу.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К).

Оценивание усваиваемого содержания (Л).

Контроль, коррекция, оценка (Р).

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследованию какой темы мы посвятили урок?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Дома выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся).

Дают ответы на вопросы.

Не забыть о девизе урока и толковом словаре.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К).


Приложение к уроку

Приложение к уроку

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)        I этап урока

                 «Покажи своё лицо»

  1. Проблемное объяснение нового знания                                        III этап урока

Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.

Кроссворд

1)

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

2)

ф

о

н

е

т

и

к

а

3)

г

р

а

ф

и

к

а

4)

л

е

к

с

и

к

о

н

5)

о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я

6)

с

и

н

т

а

к

с

и

с

7)

л

е

к

с

и

к

о

г

р

а

ф

и

я

1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).

2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).

3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.

4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.

5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.

7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Стихотворение И.Токмаковой

Ложка – это ложка.                                А я придумал слово.

Ложкой суп едят.                                        Смешное слово - плим.

Кошка – это кошка.                                Я повторяю снова -

У кошки семь котят.                                Плим, плим, плим…

Тряпка – это тряпка.                                Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол.                                Плим, плим, плим…

Шапка – это шапка                                И ничего не значит -

Оделся и пошел.                                        Плим, плим, плим…

Приложение к уроку

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)        I этап урока

                 «Покажи своё лицо»

  1. Проблемное объяснение нового знания                                        III этап урока

Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.

Кроссворд

1)

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

2)

ф

о

н

е

т

и

к

а

3)

г

р

а

ф

и

к

а

4)

л

е

к

с

и

к

о

н

5)

о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я

6)

с

и

н

т

а

к

с

и

с

7)

л

е

к

с

и

к

о

г

р

а

ф

и

я

1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).

2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).

3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.

4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.

5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.

7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Стихотворение И.Токмаковой

Ложка – это ложка.                                А я придумал слово.

Ложкой суп едят.                                        Смешное слово - плим.

Кошка – это кошка.                                Я повторяю снова -

У кошки семь котят.                                Плим, плим, плим…

Тряпка – это тряпка.                                Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол.                                Плим, плим, плим…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...

Урок по теме "Лексическое значение слова"

          Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 5 классе по ФГОС и   представляет собой сценарий одного из первых уроков по теме «Лексика...

Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

Урок: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ "СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ"....

Урок в 5 классе по русскому языку "Лексическое значение слова"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова" в рамках ФГОС. Урок изучения нового материала...