Урок в 5 классе по русскому языку "Лексическое значение слова"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова" в рамках ФГОС. Урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Технологическая карта

 урока изучения нового материала в 5 классе по теме «Как определить лексическое значение слова» в рамках ФГОС.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия (деятельность учителя, деятельность обучающихся)

  1. Организационный этап

-На партах у всех листок с изображением…(клоуна). Нарисуйте ему карандашом рот, чтобы видно было, какое у вас настроение: весёлое или грустное.

-А теперь соберите из карточек с буквами слово. Что у вас получилось? (Лексика) Да, сегодня мы начинаем изучать лексику как раздел науки о языке.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-Итак, что вы знаете об этом разделе из начальной школы? (Синонимы, антонимы…)  

-Так что такое лексика?(Вспомните: у тебя богатая лексика, а у тебя бедная лексика- о чём это ? О нашем словарном запасе. Но понятие лексики шире-это все слова языка)

. -Значит, я могу назвать любое слово и оно будет иметь отношение к лексике? Клоун на ваших листочках-это кто? ( клоун-это смешной человек, артист, клоуном был Никулин)

-Вы сейчас что делали? (растолковывали слово). То есть давали ему лексическое значение, находили главный смысл.

-А можете ли вы растолковать смысл вот этих слов:тьютор, превалирует,инклюзия, коррекция, дежавю, селфи…Нет. Но интересно знать, что они значат? (растолковываю)

-Так чем же мы с вами сегодня будем заниматься? К какому пласту русской лексики прикоснёмся? (к лексическому значению слова)

-Да, мы будем учиться определять лексическое значение слова.

(Слайд1) Обращаю внимание детей на эпиграф (слова Л.Успенского)

-Ещё раз посмотрите на вашего клоуна на листочках. Это рисунок, который не подписан, но вы догадались, кто изображён,так ведь? Значит ли это, что с помощью рисунка можно определить, о каком слове пойдёт речь? (да)

-А сейчас давайте попробуем сформулировать цель и задачи нашего урока. Посмотрите ещё раз на тему, ведь из неё вытекает цель. Какая? Что мы должны сделать? ( научиться определять лексическое значение слова)

-Так какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы добиться нашей цели?

Вот вы определили лексическое значение слова «клоун» словами и с помощью рисунка. Открою вам секрет- способов определять лексическое значение слова гораздо больше. Значит, ставим первую задачу:

Узнать: разные способы определения лексического значения слова

Развить: представления о некоторых понятиях лексики (синонимы, антонимы, лексическое значение слова и т.д.)

Обогатить: свой словарный запас

Корректировать: свою деятельность, давать ей самооценку (у всех на партах таблица самооценивания. (Слайд2-цель и задачи урока)

3.Актуализация знаний

-Легко или просто определять лексическое значение слова (не всегда легко)

-Что же в таком случае делать? (обращаться к словарям)

-К каким ( к толковым)

-Какие толковые словари вы на сегодняшний день знаете?( в конце учебника, школьный толковый словарь, Даля, Ожегова).

-Мне приятно, что вы готовы к изучению нового материала, знаете и помните по теме немало. Давайте составим из этого кластер

                               Лексика

Лексич. зн.    Синонимы  Антонимы  Толк.слов.

(Слайд3-кластер)

-А что такое синонимы? Вы это знаете из нач. школы.

-А антонимы?

-С толковыми словарями всё понятно. Осталось понять, как определять лекс. значение слова.

4.Первичное усвоение новых знаний

Физкультминутка.

-Мы уже поняли, что существует несколько способов его определения.

Откройте учебник на стр.84-85 и прочитайте(про себя) лингвистический текст (читают)

-Сколько же способов объяснения лексического значения слов существует? (4)

-Перечислите их по порядку.

 Внимание! Листок самооценивания поближе! Начинаем оценивать свою деятельность на уроке.

Итак, 1)Краткое толкование слов-самый распространённый способ. Но не всегда легко дать толкование даже известного слова.   Послушайте шуточное стихотворение  «Дотошный старичок» («Культура речи». Рабочая тетрадь 5класс. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой стр.33)

А как бы вы объяснили старичку, что такое картошка?(отвечают и записывают в тетрадях толкование этого слова)

2) Подбор синонимов(друг- товарищ,приятель).

(записывают в тетрадях)

-Синонимы обогащают наш словарный запас.

3)Подбор однокоренных слов.

-Кстати, что такое однокоренные слова? Вот вам возможность дать толкование этого термина.

-Подбираем однок. слова к слову «друг»

(записывают)

(Друг- дружба –дружить, дружеский, друзья)

С помощью них мы тоже работаем над пополнение своего слов.запаса. Так ведь?

4) Рисунок. Рисунков много в каком толковом словаре? (У Даля-показать!)

- Обратите внимание на рисунки в учебнике. Ладья, ларец, булава-это устаревшие слова, поэтому вам трудно определить лексическое значение их. Но картинки помогают нам. Ведь правда?

- Давайте разберёмся, что есть что? (Ладья-лодка с парусом, ларец- сундук, булава- палка с наконечником в виде шипов). Мы растолковали суть этих слов теперь уже известными нам способами. Мы молодцы. Оцените себя.

(Слайд4-разные способы определения лексического значения слов-кластер)

Способы определения лекс. значения слова

Краткое          Подбор         Подбор          Рисунок

толкование   синонимов   однок. слов

                     (?)

           

(Слайд5-таблица самооценивания)

5.Первичная проверка понимания

-Упр.247-без словарика можете дать толкование этих слов? (не всех)- работа с толковым словарём.

-Упр3 стр.15 «Тесты по русскому языку» 5кл.В.В. Львова (на слух)

-Упр. 240 (карандашом в учебнике)

-Упр.241(карандашом в учебнике)

-Упр. на слайде 6 (вставить на месте пропусков в предложения слова невежа или невежда, определить разницу, сформулировав их лексическое значение и записав это в тетради.

-Ребята, а ведь мы открыли ещё один способ определения лексического значения, помните в кластере знак вопроса? (он вытекает из контекста-обращаю их внимание вновь на слайд4

Заполняем таблицу самооценивания

Раздел работы

№зада-ния

Выпол-нить

не смог

Вып.с

подсказ-кой

Вып

без под

1.Как я усвоил лингвистичес-кую

теорию

1

2

3

4

2.Как я научился ипользовать линг. теорию

1

2

3

4

3.Как я научился

действовать

Всего знаков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.Первичное закрепление

Тест19 из книги «Тесты по русскому языку»5класс А.В.Кудиновой. Слайд 7-ответы.

Проверяют себя,вносят результаты в таблицу самооценивания.

7.Домашнее задание

Упр.238-для тех, кто любит живопись и кому понравилось объяснять значение слов через синонимы

Упр239_для тех, кому нравится объяснять через подбор однокоренных слов

Упр248-для тех, кто любит работать со словарём

(Слайд8)

8.Рефлексия

-А теперь давайте подведём итоги урока. Достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока? Выполнили ли мы те задачи, которые сами сформулировали? (обращаю внимание на слайд2)

-Изменилось ли ваше настроение или осталось прежним? Покажите мне вашего клоуна.

-А теперь дополните карандашом продолжение предложений внизу листочка. Я обязательно почитаю. Также сдаём лист самооценки.

И последнее… Обратите внимание на стихотворение Н.Рыленкова. (Слайд9)

-Вы сегодня сами искали дорогу в изучении нового материала. Надеюсь, что всё, что вы узнали на уроке, не позабудется и обязательно вам пригодится. Всем спасибо. Урок окончен.

Лексика

Лексика

Лексика

      Таблица самооценивания

Раздел

работы

№за-

да-

ния

Выпол-

нить не

смог

Выпол-

нил с подсказ-

кой

Выполнил

без

подсказки

1.Как я усвоил

лингвистическую

теорию

1

2

3

4

2.Как я научился

использовать

лингвистическую теорию

1

2

3

4

3.Как я научился

действовать

1

2

3

4

5

6

6

7

8

9

10

Всего знаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов"

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов" разработан в соответствием с требованиями ФГОС....

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Урок по русскому языку в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5-м классе "Прямое и переноснгое значение слова"...

презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"

Данный конспект  представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова...

Урок русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Данный  урок представлен в виде технологической карты. Это урок открытия новых знаний, на котором обучающиеся работают с различными видами тексов, учатся преобразовывать информацию ( текст в схем...

Презентация к уроку в 5 классе по русскому языку "Когда слово имеет переносное значение"

Данная презентация поможет ученику самостоятельно усвоить тему урока дистанционно, также использовать эту прещентацию можно на уроке при изучении темы....