Технологическая карта интегрированного урока по русскому языки и географии
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Итегрированный урок, совмещающий русский язык и географию.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интегрированный урок85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  интегрированного урока по русскому языки и географии

«Синтаксический разбор предложения. Вода на Земле» 6 класс.  Бринева Ирина Владимировна,  учитель русского языка и литературы, и Запольская Татьяна Евгеньевна, учитель географии.  МБОУ  ООШ № 20

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие класса.

Учитель русского языка

У нас сегодня непростой урок. Мы будем изучать и русский язык, и географию.

Учитель географии:

- Начать наш урок нам бы хотелось с загадок.

1) В морях и реках обитает, 
    Но часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять.

2) Мы говорим: она течёт;
   Мы говорим: она играет;
   Она бежит всегда вперёд,
   Но никуда не убегае
т

- О чем же сегодня мы будем говорить на уроке?

 - О воде, ведь вода – самое простое и привычное вещество на планете. Без воды не было бы жизни на нашей планете.  

Приветствуют учителей, настраиваются на урок.

Разгадывают загадку.

Отвечают на вопросы учителя географии.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели.

  1. 2. Актуализация опорных знаний

- А что вам известно о воде?

Давайте вспомним основные свойства воды:

*Чистая вода- прозрачна, бесцветна, без вкуса и запах;

*Обладает текучестью;

*Может принимать форму сосуда;

*Может из жидкого состояния перейти в газообразное, т.е испаряться;

  1. *Может перейти в твердое состояние

Отвечают на вопросы. Перечисляют известные им свойства воды.

  1. 3. Мотивация знаний (создание проблемной ситуации)

- Как вы думаете: вода – это исчерпаемый или неисчерпаемый природный ресурс.

Учитель русского языка:

- А сейчас напишите несколько слов, с которыми у вас ассоциируется слово «вода».  

- Составьте с ними предложения.

- Какие у вас получились предложения: простые или сложные; распространенные или нераспространенные? Какой разбор необходимо сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?

- О чем мы сегодня будем говорить? Что потренируемся  делать?

Отвечают на вопрос. Высказывают свои предположения.

Записывают ассоциативный ряд слов.

Составляют предложения со словами.

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока по русскому языку и записывают в тетрадь

  1. 4.  Повторение пройденного. Опрос

 - А сейчас мы вспомним основные понятия, которые  нам понадобятся при синтаксическом разборе.

- Какой раздел науки о языке изучает предложение? (синтаксис)

- Какие предложения бывают по цели высказывания? (повеств., побудит., вопросит.)

- Какие бывают предложения по интонации? (восклиц., невосклиц.)

- Что такое грамматическая основа в предложении? (главные члены предл. – подлежащее и сказуемое)

- Если в предложении только грамматическая основа, то как называются такие предложения? (нераспространенные)

- Если в предложении есть и второстепенные ЧП, то как называются такие предложения? (распространенные)

- Как различаются предложения по количеству грамматических основ? (ПП и СП)

- А теперь заполните оценочные листы и поставьте себе отметки. (Приложение1)

Отвечают на вопросы.

Заполняют оценочные листы

  1. 5. Обобщение и систематизация знаний.

- А сейчас записываем предложения для синтаксического разбора. Разбираем вместе, опираясь на схему

1. Каждая клеточка нашего тела содержит воду.

2. Запас воды в организме должен постоянно пополняться, потому что  без воды человек не проживёт и нескольких дней.

Проверьте свою работу и заполните оценочные листы

Записывают предложения в тетради, два ученика разбирают  на доске. Остальные проверяют у себя.

Заполняют оценочные листы

  1. 6. Физминутка

Учитель географии.

- Поиграем в игру «Верю - не верю». Если вы верите, то хлопайте, а если нет – топайте.

1. В чистом виде вода имеет цвет.

2. Человек на 60% состоит из воды

3. Человек без воды может прожить 7 дней

4. Вода нагревается до кипения при 100 градусах

5. 90% нашей планеты покрыто водой

6. Человеку в течении жизни нужно 35 тонн питьевой воды в среднем.

Играют в игру. Отдыхают.

1. топают

2. хлопают

3. топают

4. хлопают

5. топают

6. хлопают

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

7.1 Работа по карточкам

7.2. Взаимопроверка

7.3. Выполнение теста

7.4 Самопроверка

 - Выполняем задания на карточках. Вставляем пропущенные орфограммы. Делаем синтаксический разбор двух последних предложений.

(Приложение 2)

Выполняют задания в тетради.

- Меняемся тетрадями, читаем предложения и объясняем орфограммы. Все внимательно проверяют друг у друга.

- Заполните оценочный лист и поставьте себе отметку

Учитель географии

- Почему космонавты видят нашу землю голубой?

- В какой воде нуждается человек?

- Много ли у нас пресной воды?

- Исчерпаема ли вода на планете?

Желающие отвечают. Остальные проверяют и исправляют.

Заполняют оценочный лист.

Отвечают на вопросы  учителя географии.

Учитель русского языка

- А сейчас посмотрим, как вы усвоили навыки синтаксического разбора предложений. Выполняем тест на слайдах.

Давайте проверим ваши результаты выполнения теста      

- Заполните свои оценочные листы

Выполняют тест

Проверяют тест

Заполняют оценочный лист

8.Рефлексия

Учитель географии

- А теперь хочу вам задать вопросы:  «Что интересного вы узнали сегодня на уроке?»,

«Чему научились, что было сложно?». «Расскажите о значении воды?»

Отвечают на вопросы, вспоминают, что больше всего запомнилось а уроке, какие трудности возникали

9. Информация о домашнем задании

Учитель русского языка

Всем спасибо за урок. Дома нужно написать сочинение-рассуждение на тему: «Беречь воду - значит беречь жизнь». Сделать синтаксический  разбор сложного и простого предложения.

Сосчитайте количество баллов в оценочных листах, поставьте себе отметку, подпишите их и сдайте!

Записывают домашнее задание

Выставляют себе отметки в оценочные листы, подписывают их и сдают.

Приложение 1

Оценочный лист по русскому языку

Ф.И. ученика, класс ___________________________________________________________

Вид работы

Количество правильно выполненных заданий

Возможное кол-во баллов

Заработан-ные баллы

1. Ответы на вопросы

(1-2 вопроса ) –без помощи других

 2 балла

(1-2) –с помощью других

1 балл

 

(0-1) – пытался, но  не смог

0 баллов

2. Синтаксический разбор двух предложений

Орфографических ошибок нет, предложения разобраны верно

5 баллов

Допущены 1-2 орфографические ошибки, 1-2 ошибки в разборе предложений

4 балла

 Допущены 3-4 орфографические ошибки, 3 ошибки в разборе предложений

3 балла

У вас более 5 ошибок

0 баллов

3. Выполнение задания по карточкам

Орфографических ошибок нет, предложения разобраны верно

5 баллов

Допущены 1-2 орфографические ошибки, 1-2 ошибки в разборе предложений

4 балла

Допущены 3-4 орфографические ошибки, 3 ошибки в разборе предложений

3 балла

У вас  более 6 ошибок

0 баллов

4. Выполнение теста

Верно  даны 10 -9  ответов

5 баллов

Верно даны  7-8 ответов

4 балла

Верно даны 5 – 6 ответов

3 балла

Верно дано менее 5 ответов

0 баллов

 Итоговый результат

1) 17- 15 баллов –  «5»

2) 14-  10 баллов – «4»

3) 7-9 баллов –«3»

4) менее  7  баллов – «2»

всего баллов _________

отметка  за урок_________

 

Приложение 2

Карточки

Задание. Вставьте пропущенные орфограммы, сделайте синтаксический разбор двух последних предложений.

        К_смонавты дон_сли (до)нас, что из космоса наша планета кажет(?)ся голубой планетой с _стровами суш_. Но много на нашей планете в_ды с_лёной, а не пресной. Человек нуждает(?)ся в  пресная в_де. Главным источ_ником п_тьевой в_ды являет(?)ся природная в_да, которую люди подготавливают с помощью уст_новок  вод_подготовк_.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...