ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА
методическая разработка по русскому языку

Воронов Андрей Игоревич

Сборник включает методические разработки уроков русского языка для общеобразовательных учреждений Ровеньского района, реализующих образовательные программы основного общего образования. Уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, демонстрируют особенности моделирования современного урока (структуру, целеполагание, ожидаемые результаты) в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Содержание материала направлено на развитие практической грамотности обучающихся, максимальное включение школьников в различные виды речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_ryal_oktyabr_19g.docx86.02 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «РОВЕНЬСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА

Учебно-методические материалы

РОВЕНЬКИ

2019

Печатается по решению редакционного совета управления образования администрации Ровеньского района Белгородской области

Протокол № 5 от 30.10.2019 г.

Рецензент:

Тарасова В.И., методист муниципального центра оценки качества образования управления образования администрации Ровеньского района Белгородской области

Редакционный совет:

Сидоренко М.Т., заместитель начальника управления образования администрации Ровеньского района Белгородской области;

Волочаева М.В., директор муниципального центра оценки качества образования управления образования администрации Ровеньского района Белгородской области;

Тарасова В.И., методист муниципального центра оценки качества образования управления образования администрации Ровеньского района Белгородской области

С71        Из опыта работы учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Ровеньского района. Учебно-методические материалы. - Ровеньки, 2019. – 28 с.

Сборник включает методические разработки уроков русского языка для общеобразовательных учреждений Ровеньского района, реализующих образовательные программы основного общего образования. Уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, демонстрируют особенности моделирования современного урока (структуру, целеполагание, ожидаемые результаты) в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Содержание материала направлено на развитие практической грамотности обучающихся, максимальное включение школьников в различные виды речевой деятельности.

Материалы рекомендованы учителям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Ровеньского района для использования в образовательном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Методическая разработка урока по учебному предмету «Русский язык» для 5 класса по теме «Виды предложений по цели высказывания»

Бондаренко Марина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа»

С. 4

2.

Методическая разработка урока по учебному предмету «Русский язык» для 8 класса по теме «Подлежащее и способы его выражения»

Воронов Андрей Игоревич, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»

С. 12

3.

Методическая разработка урока по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 7 класса по теме «Для чего используются сравнения? Конструирование предложений с использованием сравнений»

Клещева Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Харьковская средняя общеобразовательная школа»

С. 22

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА ПО ТЕМЕ

«ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

Бондаренко Марина Александровна

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

образовательная: научить

распознавать предложения по цели высказывания;

произносить интонационно правильно повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, использовать разные по цели высказывания предложения с учётом речевой ситуации;

находить в учебнике необходимую информацию о видах предложения по цели высказывания; определять тип предложений по цели высказывания;

развивающая: развивать умения

познавательная: исследовательской работы с упражнениями различных типов; аналитические умения (сопоставлять, систематизировать, обобщать), умение проводить орфографический, синтаксический анализ;

регулятивная: обнаруживать и находить учебную проблему совместно с учителем, планировать деятельность (совместно с учителем и одноклассниками) для достижения цели; целеполагания, саморегуляции, самооценки (по итогам выполнения каждого вида деятельности);

коммуникативная: учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулировать собственные мысли (выражать их с достаточной полнотой и точностью, владеть монологической и диалогической формами речи), обосновывать свою точку зрения (построение рассуждения и вывода);

воспитательная: воспитывать требовательное отношение к себе и уважительное – к одноклассникам.

Формы работы: индивидуальная, парная; самостоятельная, групповая.

Методы и приёмы: практические упражнения (в учебнике, по карточкам), анализ учебной информации и преобразование её в схему, объяснение, беседа, учебный диалог.

Оборудование: учебник, компьютерная презентация, раздаточный материал на печатной основе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап

(1 минута)

- Добрый день. Начнём урок русского языка с эпиграфа:

Пусть кипит работа, сильней соревнование!

Успех играет не судьба, а ваши знания!

- Как вы понимаете эти слова?

- Желаю вам продуктивно поработать, получить новые знания, применить их в практической деятельности.

Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников.

II. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

(2 минуты)

Создание проблемной ситуации

- Решите лингвистическую задачу: отгадайте загадки. (Слайд)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)

Когда слова блестели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)

- Что мы можете рассказать о знаках препинания, стоящих в конце предложений?

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопрос,  точно и полно выражая свои мысли.

Определение учебной задачи.

Итак, у нас есть цель?

И есть проблема!

Скажите мне скорей,

Какой же будет тема?

- Определите тему урока. (Виды предложений по цели высказывания)

Формулируют тему урока, записывают её.

- Поставьте цель работы на уроке по ключевым словам:

узнать …; использовать …; применить…

- На каждом этапе вы будете оценивать свою деятельность. Работайте активно. Сосредоточьтесь на практической деятельности. От вашей активности зависит итоговая отметка за урок.

Формулируют цель по ключевым словам.

- Составьте план работы на уроке. Что нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? Составьте алгоритм (устно) - на доске появляется запись:

1. Изучение теоретических сведений о видах предложений по цели высказывания.

2. Практическая деятельность по закреплению: особенности  интонации предложений по цели высказывания, особенности постановки знаков препинания.

Работают в паре: составляют алгоритм в парах.

Отвечают на вопросы учителя.

III. Актуализация знаний

(8 минут)

- Какие трудности могут возникнуть при изучении темы «Виды предложений по цели высказывания»? (Особенности интонации предложений.)

Актуализируют алгоритм работы.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Найди в предложении грамматическую основу, произведи синтаксический разбор.

Негде в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

2. Произведи синтаксический разбор предложения.

Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком.

- Из каких сказок взяты отрывки? («Сказка о царе Салтане…»; «Сказка о золотом петушке».) 

- Какими правилами пользовались, вставляя пропущенные буквы?

- Выделите грамматические основы в предложениях из карточек.

- Что составляет грамматическую основу предложения?

- Какую цель достигли, выполнив задание?

Анализируют приведённые примеры самостоятельно, выявляют особенности предложений. Выполняют синтаксический разбор предложений. Строят высказывания. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обсуждают результаты работы по карточкам.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Поиск решения проблемы

(7 минут)

Разрешение проблемной ситуации

(8 минут)

1. Изучение теоретической информации в учебнике.

- Ребята, обратитесь к плану урока. 1 этап работы - изучение теоретических сведений о видах предложений по цели высказывания.

- Обратитесь к учебнику на странице 70 и прочитайте определения этих видов предложений.

- Составьте кластер «Предложения по цели высказывания», опираясь на рубрику «Материал для самостоятельных наблюдений», «Теоретические сведения» и расскажите об особенностях предложений, правильности постановки логического ударения. Работайте в парах.  

Под руководством учителя учащиеся анализируют теоретический материал учебника стр. 59 и формулируют правило, составляют кластер «Предложения по цели высказывания». Учитель организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы.

- Ребята, обратившись к учебнику и прочитав определения видов предложений на странице 59, расскажите об особенностях интонации этих предложений. (Организует наблюдение)

- Какую цель достигли?

- Обратитесь к плану урока. К какому этапу необходимо перейти?  (Практическая деятельность по закреплению)

Индивидуальное выполнение упр. 145. У доски работает обучающийся.

- Какую цель вы достигли? (Повторили особенности  интонации предложений по цели высказывания, особенности постановки знаков препинания)

Работа в парах: упр. 146 (устно), упр. 147 (письменно)

- Прочитайте задание. Назовите глаголы-действия. Какова цель заданий?

- Какую цель вы достигли? (Повторили особенности интонации побудительных предложений, постановку знаков препинания в побудительных предложениях)

- Почему так важно уметь читать предложения с правильной интонацией? (Потому что интонация помогает определить вид предложения).

- Сформулируйте вывод. (Знак препинания зависит от цели высказывания, а не цель высказывания  зависит от знака препинания в конце предложения.)

- Итоговое собеседование, которые вы будете выполнять в 9 классе, предполагает выразительное чтение текста. Это одно из условий успешного выполнения задания 1. (Учитель сопоставляют задания с заданиями итогового собеседования.)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения.

Отвечают на вопросы. Работают индивидуально (читают правило в рубрике) и в парах (составляют кластер).

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Практическая работа в учебнике в парах. Соотносят собственные результаты с поставленными целями.

Повторяют особенности интонации побудительных предложений.

V. Первичная проверка понимания, закрепление знаний

(16 минут)

Контроль усвоения материала, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

1. Мини-исследование в мини-группах

- Объединитесь в мини-группы по 4 человека и выполните задания: исследовать текст стихотворения М. Цветаевой - выписать по 3 предложения из упр. 150, обозначить грамматические основы:

- 1 группа –   3  восклицательных предложения,

- 2 группа –   3  вопросительных предложения,

- 3 группа –   3  повествовательных предложения.

(Учитель контролирует выполнение работы в мини-группах. Деятельность каждого участниками группы определена командиром.)

- Представьте результат работы.

- Какую цель достигли, выполнив упражнение? (находить различные виды предложений по цели высказывания в письменной речи)

- Оцените свою работу в мини-группе.

1. Самостоятельная работа в мини-группах по карточкам (группы уже сформированы)

Составьте и запишите повествовательные предложения (4) на тему «Осень».

Составьте вопросительные предложения (4) на тему «Школа».

Составьте побудительные предложения (4) на тему «Домашнее задание».

- Какую цель достигли, выполнив упражнение?

- Оцените работу в мини-группе? Достигли целей?

- Итоговое собеседование в 9 классе содержит задание – составление монологического задания (описание по фотографии, повествование, рассуждение). (Учитель сопоставляют задания с заданиями итогового собеседования.)

Работают с художественным текстом: сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают и обосновывают свою точку зрения (мнение группы). Выразительно читают выбранные предложения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Закрепляют знания о видах предложений по цели высказывания в ходе работы с предложениями/текстами. Осуществляют самооценку деятельности.

- Какой этап планирования следующий? (Обобщение знаний.)

3. Мини-диктант.

- Запишите предложения, определите вид предложений по цели высказывания:

Наступила осень. Жёлтые листья усыпали дорожки. Давайте погуляем по золотистому ковру!

(У доски работает обучающийся.)

- Объясните написание слов. Исправьте ошибки. Сделайте вывод: как вы определили вид предложения?

- Расскажите, какую картину можно устно нарисовать к этому тексту?

- Какую цель достигли, выполнив упражнение? (Определение видов предложений по цели высказывания, выявление особенностей интонации.)

Определяют вид предложений по цели высказывания.

Осуществляют самопроверку.

Составляют устный текст (словесное рисование).

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 минута)

1. Повторить теоретическую информацию на странице 70 учебника, выполнить упражнение 149 с. 72 учебника устно.

2. Выполнить задание по выбору: а) написать мини-сочинение (7-8 предложений,  используя разные виды предложений по цели высказывания;

б) выписать из произведений художественной литературы (из учебника литературы 5 класса) 6 предложений, различных по цели высказывания, обозначить грамматические основы.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

(2 минуты)

- Над какой темой вы работали?

- Вспомните план урока, какие задачи решали на уроке, выполнили ли их?

- Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать?

- Из каждой строки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них предложение. Каким оно является по цели высказывания? Выделенная буква в каждой строке - первая буква. Работайте в парах.

АОБООУАДАЬ – БУДЬ

ИПРТПЕИР – ТЕ

ЭПВФЭСФПЕ – ВСЕ

ВЮЛГДВЛАЮ – ГДА

ЖЗСУУЧЖАЗ – СЧА

ОАСАОТАЛИО – СТЛИ

ГЦДВГЦЫД ! – ВЫ

БУДЬТЕ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫ! – побудительное.

- Оцените свою деятельность на уроке. (Оценка результатов собственной деятельности)

Выставление отметок, комментирование результатов работы.

Оценивают собственные результаты работы. Соотносят результаты работы с целями; осмысливают связь темы урока с жизнью.

Используемая литература

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/[Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
  2. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
  3. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/М. А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. — 240 с.

Интернет-ресурсы

  1. Образовательный портал «Инфоурок». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka.
  2. Педагогическое сообщество «Урок. РФ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazika_v_5_kla_.
  3. Социальная сеть работников образования «nsportal.ru». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ»

Воронов Андрей Игоревич

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цель:

образовательная: повторить способы выражения подлежащего; узнать о новых способах выражения подлежащего; расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения; находить подлежащее в предложениях;

развивающая:

познавательная: систематизировать материал; сопоставлять, проводить анализ, сравнивать, находить сходства и отличия; развивать творческое отношение к учебе;

регулятивная: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить задачи и результаты собственной работы; самостоятельно проводить рефлексию;

коммуникативная: выстраивать устное высказывание; презентовать результат собственной работы, а также работы в парах;

воспитательная: создать условия по формированию дисциплины и нормам поведения учащихся.

Планируемые результаты: ученик научится:

- находить подлежащее в предложении;

- верно определять способ выражения подлежащего в предложении;

- составлять алгоритм;

- создавать устное монологическое высказывание.

Используемое оборудование: раздаточный и демонстрационный материал на печатной основе, учебник, сборник заданий, наглядное пособие.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Орг. момент

(2 минуты)

- Добрый день, ребята! На сегодняшнем уроке я желаю вам творческих успехов, будьте активны и зарабатывайте только отличные оценки.

- Ребята, в течение урока мы будем работать с большим количеством раздаточного материала: текст, таблицы, лист самооценки, карточки. Прошу во время урока не отвлекаться сразу на все задания. Работаем только с одним.

Словесный метод

Личностные: самоопределение;

коммуникативные:

планирование учебного процесса с учителем и обучающимися.

Психологический настрой учителя и учащихся.

Эмоциональный отклик.

II.

Актуализация знаний

(2 минуты)

Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, запишите число.

1. Прием «Верите ли вы что...»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1. Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение и текст +

2. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. -

3. Односоставное предложение – предложение, в котором есть лишь один главный член +

4. Ночь прекрасна – двусоставное предложение +

5. В предложении «Сережа вырастил цветок» подлежащим является существительное ЦВЕТОК -

6. Подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже

– Проверим выполнение задания. За каждый правильный ответ поставьте на полях по одному баллу. Почему некоторые утверждения не верны?

Объясните.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, осуществляют самооценку

Беседа

Коммуникативные: высказывание своего мнения и его подтверждение

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа.

Отработка пройденного материала

III. Формулировка целей и задач урока

(2 минуты)

- Ребята, никто еще не догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока (если возникают затруднения, задаю вопросы из предыдущего задания).

Запишите тему в тетрадь. Определим цели и задачи на урок.

Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

Проблемный метод

IV. Актуализация знаний

(4 минуты)

V. Постановка проблемного вопроса. Выявление места и причины затруднения

(4 минуты)

VI. Построение проекта выхода из затруднения (6 минут)

VII. Исследовательская работа

(8 минут)

Прием «ЗХУ»

Сейчас вам нужно вспомнить все, что вы знаете о подлежащем. Заполним первую колонку «ЗНАЮ». Можно поворачиваться к соседу, выполнять работу в парах

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Проверка записей

Отлично! Вспомнили все, что знаем о существительном. Теперь наша задача – заполнить вторую колонку таблицы (хочу узнать). Итак, что мы напишем?

Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

– Предположите, чем еще может быть выражено подлежащее помимо существительного и местоимения? Необходимо вспомнить части речи и подумать, какая из них может быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь с соседом по парте. Возникают ли трудности при выполнения этого задания?

– Итак, собираем «корзину идей». Делаем схему в тетради.

Ребята, идеи собраны, но как мы будем проверять, верны ли наши записи?

Прием «ИНСЕРТ»

Для начала прочитаем информационный текст, лежащий у вас на партах. Во время прочтения вам необходимо заполнять колонку «УЗНАЛ» в таблице «ЗХУ». Итак, если информация в тексте  для вас знакома, ставим +; если информация оказалась новой, ставим V; если остались какие-либо вопросы, ставим знак «?»

Какое предложение вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.) Проверим, верна ли эта информация.

Для этого проведем исследование. Возьмите карточку №1 с предложениями. Ваша задача – найти в этих предложениях подлежащее и определить, какой частью речи оно является. Не забывайте, что подлежащее – это о ком? или о чем? говорится в предложении.

- Работу выполняете в тетради.

1. По утрам Игорь нежится в кровати(Сущ. в И.п.)

2. Я помню чудное мгновенье. (Местоим. в И.п.)

3. Семь  любимое число Светы. (Числительное в И.п.)

4. Жить– Родине служить.(Инфин.)

5. Смелый  победит труса.(Прилаг.)

6.Скоро наступит будущее.  (Причастие)

7. Светлое завтра  в наших руках. (Наречие)

8. Мы с другом  выучили стихотворение.

 (Синтаксически неделимое  словосочетание)

9. В роще раздавалось детское «ау».(Междометие)

10. «Тоже» - это союз (служебная часть речи)

- Поставьте себе баллы за выполнение задания.

- Итак, ребята, сделаем выводы. Давайте дополним нашу таблицу «ЗХУ» новой информацией.

Выполняют самостоятельную работу, проверяют друг друга.

Высказывают своё мнение, аргументируют ответы.

Рассуждают, ведут диалог с учителем.

Отвечают на вопросы, ставят задачи.

Составление учащимися плана действий.

Работа с учебником, таблицей, текстом.

Делают вывод.

Решают исследовательскую задачу, отвечают на вопросы, анализируют, сопоставляют и обобщают.

Эвристическая беседа.

Фронтальный опрос

Работа в парах,

практический метод, беседа.

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка.

Познавательные:

умение делать выводы, умозаключения.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы; познавательные: извлекают необходимую информацию.

Развитие умения составлять монологическое высказывание.

Умение строить устное монологическое высказывание.

Физкультминутка

(1 минута)

Уже проделана немалая работа, давайте отдохнем. Встаем, если утверждение верное.

1. Я увидел яхту, плывущую в открытом море – сложное предложение

2. Пунктуация – это наука о знаках препинания

3. Деепричастный оборот, выраженный фразеологизмом, не обособляется

4. ИГРАЯ – деепричастие

5. ЗДРАВСТВУЙТЕ – междометие

Выполняют задание, двигаясь.

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Развитие умения делать выводы, умение самостоятельно работать с текстом.

VIII. Усвоение нового материала (4 минуты)

Закрепим полученные знания. Для этого перейдем к работе со сборником заданий: с. 38, упр. 102. Выполняем устно

Закрепляют полученные знания на практике, выполняют упражнение

Самостоятельная работа,

практический метод.

Приём познавательной активности.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки;

познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Развитие умения самостоятельно планировать свою работу.

IX. Включение в систему знаний и повторения.(7 минут)

Выборочный диктант.

- Ребята, возьмите карточку №2. Предложения переписывать не нужно. Ваша задача – найти и выписать подлежащее из каждого предложения и определить, какой частью речи оно выражено.

1. Незабудка – твой любимый цветок.

2. Врага уничтожить – большая заслуга

3. Двое сегодня не явились на урок

4. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

5. Провожающие вошли в поезд.

6. Семеро вышли на крыльцо.

7. Жить — это только привычка.

8. Слабенькое мяу  доносилось из окна.

9. Он вернулся в дом.

10. Сережа не подготовился к уроку, потому что в доме отключили свет.

Ключ: 1. Сущ.; 2. Инфин.;

3. Числ.; 4. Сл/соч; 5. Прич.; 6. Числ.; 7. Инфин.; 8. Межд.; 9. Мест.; 10. Сущ.

- Поставьте себе баллы за выполнение этого задания.

Выполняют задание, работают в парах и у доски.

Словесный метод, проблемный метод

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Развитие умения самостоятельно планировать свою работу.

X. Подведение итогов урока

(3 минуты)

- Ребята, подводим итог урока. Давайте вернемся к последней колонке нашей таблицы: УЗНАЛ. Итак, что же вы узнали сегодня на уроке?

Сделаем выводы.

Обобщают, систематизируют полученные результаты

Словесный

Познавательные:

умение делать выводы, умозаключения.

XI. Домашнее задание

(1 минута)

- Домашнее задание: Теория: параграф 183, сборник заданий: задание 105, 106 (по заданию).

Записывают в дневники задания

XII. Рефлексивно-оценочный этап

(1 минута)

Ребята, возьмите в руки анкеты и подчеркните нужное:

1. На уроке я был активен / пассивен

2. Урок показался длинным / коротким

3. Материал урока мне понятен / не понятен

4. Своей работой я доволен / не доволен


5. Я смогу / не смогу применять полученные знания

Оценивают собственные результаты работы.

Словесный

Регулятивные: владение основами самооценки.

Используемая литература:

1. Бабайцева В.В. (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 222 с.);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. – (Стандарты второго поколения)

Интернет-ресурсы:

nsportal.ru

infourok.ru

uchitelya.com

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СРАВНЕНИЕ? КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРАВНЕНИЯ»

Клещева Лариса Алексеевна

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока:

Образовательная: научить

находить сравнение среди других изобразительно-выразительных средств языка в литературном произведении, понимать его функцию;

определять способы выражения сравнений и их роль в текстах (усиление выразительности в художественных текстах);

использовать сравнения в собственной речи, при составлении словосочетаний, предложений и текстов;

пользоваться лингвистическими словарями;

отрабатывать орфографические навыки и пунктуационную зоркость.

Развивающая: развивать умение

 анализировать предложения и текст, сравнивать их после включения изобразительно-выразительного средства, проводить мини- исследование;

обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимать и сохранять учебную задачу, планировать (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану, в диалоге с учителем использовать критерии оценки и самооценки учебной деятельности;

 задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы одноклассника, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать её, приводя аргументы, факты, осуществлять совместную деятельность для решения конкретных учебных задач, принимать точку зрения других.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к художественному  слову, корректное отношение к ошибкам одноклассников.

ХОД УРОКА

Эпиграф

Мудрым познанием жизни отзовется слово британца,

блеснет лёгкое слово француза, придумает умно-худощавое

слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца,

как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

1. Организационный этап -1 минута.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

3 минуты

А) Учитель читает эпиграф к уроку. Учащиеся объясняют, как они понимают это высказывание.

- Прав ли Гоголь?

- Что подчеркивается в первой части высказывания? (Национальное звучание.)

-А что во второй?

- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? То есть тема урока…

- Вы впервые встречаетесь с этими понятиями?

- Что вы об этом знаете? Что еще должны изучить? То есть цель нашего урока?..

- И какие задачи вы перед собой ставите?

3. Актуализация знаний - 5 минут

А) Поэтическая разминка:

- Угадайте, какое изобразительно-выразительное средство используется в данных отрывках.

Тропами потаёнными (эп.), глухими (эп.)

В лесные чащи сумерки идут (олиц.) (И. Бунин)

Блещут золотом (ср.) хлопушки,

Серебром звезду зажег

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонёк (олиц.) (С. Маршак)

 

Полно, степь моя, спать (олиц.) беспробудно,

Зимы-матушки царство (мет.) прошло,

Сохнет скатерть дорожки (мет.) безлюдной (эп.),

Снег пропал, - и тепло, и светло. (И. Никитин)

- Согласитесь, не всегда мы сразу можем определить троп. Поэтому необходимо более подробно изучать изобразительно- выразительные средства языка.

4. Первичное усвоение новых знаний - 5 минут.

А) Сообщение учащегося.

Понятие «тропы» пришло к нам из Древней Греции, так как именно она является родиной красноречия. К красоте речи Квинтилиан относит живое изображение вещей и воссоздание живых картин, которые пробуждают эмоции. Именно в этом и помогают тропы. К наиболее распространенным средствам художественной выразительности относятся сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты.

Б) Работа с лингвистическим  словарем ( запись определения в тетрадь)

Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому,

имеющему общие признаки с первым. Сравнения придают описанию особую наглядность, изобразительность. Они чаще всего употребляются в художественных текстах. Многие из них мы помним с детства: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром». Или: «А подушка, как лягушка, ускакала от меня».

В) Существуют различные способы выражения сравнения. Анализ вместе с учителем (раздаточный материал на листиках).

ПАМАЯТКА

1) в форме оборота со сравнительными союзами как, как будто, будто, точно, словно, что: застыл, как изваяние;

2) в форме имени существительного в дательном падеже с предлогом подобно: жужжало подобно пчеле;

3) в форме имени существительного в творительном  падеже: завертелся волчком;

4) в форме имени прилагательного или наречия в  сравнительной степени и имени существительного: мчится  быстрее ветра;

5) при помощи слов похож на, напоминает, вот так: улыбка похожа на солнечный луч.

5. Первичная проверка понимания - 12 минут.

А) Записать на доске и в тетрадь отрывок из стихотворения, выделить сравнения и определить способы выражения данного тропа.

РУСЬ (отрывок)

Посмотрю на юг

Нивы зрелые,

Что камыш густой

Тихо движутся:

Мурава лугов

Ковром стелется.

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу:

Там в глуши пустынь

Снег, что белый пух.

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю.

- Кто автор данного отрывка стихотворения? (И.С. Никитин)

- О чем текст?

Б) Слово учителя

Стихотворение «Русь» принесло славу Никитину. Поэт восхищается богатством и простором Руси. Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Стихотворение напоминает народную песню. Былинный стих звучит напевно, протяжно, как народная песня.

Родина – не только степи, горы, луга и поля. Родина – это народ. Критик Олег Лагунский так писал о стихотворении «Русь»: «Когда читаешь «Русь» - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть ГИМН отчей земле!»

В) Из предложенных картин выберите ту, которая, на ваш взгляд, более всего подходит к теме стихотворения. Опишите картину ( выставка картин на доске/или показ презентации: В. Васнецов «Богатыри», И. Левитан «Над вечным покоем», И. Ендогуров «Дождь», Б. Костодиев «На Волге, К. Крыжицкий «Озеро в горах»).

Физминутка – 1 минута

Если вы сидеть устали

Попрошу, чтоб все вы встали.

Проведем сейчас игру

Интересную одну.

Повторяйте вы за мной

Все фигуры до одной (2 раза)

Вы налево наклонитесь,

Вы направо повернитесь,

Сделайте круг головой

И обратно круг другой.

Чуть согнитесь, распрямитесь,

Покачайте головой.

6. Первичное закрепление-15 минут.

А. (Работа в парах с последующей сверкой с авторским текстом) - карточка №1 на стол.

Приложение

КАРТОЧКА №1

А) Списать высказывание В.Г. Белинского, вместо пропусков поставить сравнения, расставить пропущенные знаки препинания, объяснить лексическое значение выделенного слова.

Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, (               ), тягуч и густ, (                ), ярок, (                                            ), прозрачен и чист, (                    ), душист и благовонен, (                      ), крепок и могуч,(                     )             говорил Белинский о произведениях А.С. Пушкина.

КАРТОЧКА №1 (для сверки)

«Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, (как ропот волны), тягуч и густ, (как смола), ярок, (как молния), прозрачен и чист, (как кристалл), душист и благовонен, (как весна), крепок и могуч, (как удар меча в руках богатыря)», -говорил Белинский о произведениях А.С. Пушкина.

Б) Самостоятельная работа

КАРТОЧКА №2 (Максим, Сережа)

Составить текст (данный или придумать самостоятельно), используя всевозможные тропы вместо пропусков. Зачитать выразительно полученный отрывок.

Был ____________июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо

ясно; утренняя заря не пылает __________: она разливается___________. Солнце - ___________, _____________, как во время знойной засухи, _____________, как перед бурей, но светлое и ____________ - мирно всплывает под узкой и _________тучкой, свежо просияет и погрузится в __________ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает_________; блеск их подобен блеску______________.

(Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками  блеск их подобен блеску кованого серебра...)

7. Подведение итогов занятия - 2 минуты.

- У кого текст получился более яркий и выразительный?

- Что этому способствовало?

- Трудно восстанавливать текст? (Да, художественный текст трудно воссоздать)

- А почему?

(Необходим богатый словарный запас, нужно уметь использовать тропы. Этому-то нам и нужно учиться)

8. Рефлексия -1 минута.

Закончите фразу, подобрав фразеологизм.

Я уроке ………. 

(боялся) как огня.

(бубнил) как пономарь.

(глуп) как пробка.

(дрожал) как осиновый лист.

(катался) как сыр в масле .

(как рыба в воде).

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ПАМАЯТКА

Различные способы выражения сравнения

1) В форме оборота со сравнительными союзами как, как будто, будто, точно, словно, что: застыл, как изваяние.

2) В форме имени существительного в дательном падеже с предлогом подобно: жужжало подобно пчеле.

3) В форме имени существительного в творительном падеже: завертелся волчком.

4) В форме имени прилагательного или наречия в  сравнительной степени и имени существительного: мчится  быстрее ветра.

5) При помощи слов похож на, напоминает, вот так: улыбка похожа на солнечный луч.

2. КАРТОЧКА №1

Списать высказывание В.Г. Белинского, вместо пропусков поставить сравнения, расставить пропущенные знаки препинания, объяснить лексическое значение выделенного слова.

Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, (               ), тягуч и густ, (                 ), ярок, (            ), прозрачен и чист, (              ), душист и благовонен, (              ), крепок и могуч, (         ) говорил Белинский о произведениях А.С. Пушкина.

КАРТОЧКА №1 (для сверки)

«Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, (как ропот волны), тягуч и густ, (как смола), ярок, (как молния), прозрачен и чист, (как кристалл), душист и благовонен, (как весна), крепок и могуч, (как удар меча в руках богатыря)», -говорил Белинский о произведениях А.С. Пушкина.

3. КАРТОЧКА №2

Составить текст,(данный или придумать самостоятельно) используя  всевозможные тропы вместо пропусков. Зачитать выразительно  полученный отрывок.

Был ____________июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо

ясно; утренняя заря не пылает __________: она разливается___________.

Солнце - ___________, _____________, как во время знойной засухи,

_____________, как перед бурей, но светлое и ____________ - мирно

всплывает под узкой и _________тучкой, свежо просияет и погрузится  в  

__________ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка

засверкает_________; блеск их подобен блеску______________...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ "Первомайская СОШ" Лямбирского муниципального района РМ Макаровой Евгении Сергеевны

Представленный педагогический опыт раскрывает: обоснование своей актуальности и перспективности, его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, условия формирования введущей идеи,...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны

Тема  инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Жуковская СОШ» Торбеевского района Республики Мордовия. Лискиной Елены Александровны. Февраль, 2023год.

Публичное представление  собственного инновационного педагогического опыта  учителя русского языка и литературы МБОУ «Жуковская СОШ»  Торбеевского района Республики Мордовия...