Урок русского языка в 6 классе по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

    Наша речь без прилагательных была бы менее яркой, выразительной, менее оценивающей. О роли прилагательных в речи, о правилах их употребления мы будем говорить на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.89 КБ
Файл prezentaciya_pril.pptx296.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6  классе по теме:

«Употребление имен прилагательных в речи» 

Цель: 

Показать роль имен прилагательных в речи.

Задачи: 

  1.  Сформировать понятие «эпитет».
  2.  Проверить знание литературного материала.
  3.  Закрепить навыки работы с текстом: тема, основная мысль, ключевые слова. Закрепить  
       орфографические и пунктуационные навыки.
  4.  Сформировать умение работать в паре, слушать мнение товарищей.
  5.  Развивать навыки устной и письменной речи.
  6.  Развивать воображение, яркость, образность, выразительность речи.
  7.  Воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе.
  8.  Воспитывать чувство коллективизма.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Добрый день, ребята. Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем — то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить:

«Доброе утро! Солнце и птицы!

Доброе утро! Улыбчивым лицам!»

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится

До вечера!

-Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

-А теперь присаживайтесь на свои места. И я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

II. Повторение пройденного. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся находят грамматические основы предложений.

1. Лёгкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Каждый слышал песню дуба. 3. Наш садовод – неугомонный дед.

Ш        Объявление темы урока

 

Отгадайте загадку.

Учитель: «Это самая изобразительная часть речи. Эти слова могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере,  настроении», - подметил  Виктор Владимирович Виноградов, замечательный русский  лингвист, создатель науки о языке художественной литературы.

Вопрос:  Что это за часть речи? (Имя прилагательное.)
Учитель: А теперь послушайте ещё одно мудрое высказывание о прилагательном и сформулируйте тему урока.

 «Прилагательное – прозрачный плащ, окутывающий существительное, расцвечивающий глазурью»  - говорил  Шарль БодлЕр, французский  поэт.

- Итак, какова тема нашего урока? ( Употребление имён прилагательных в речи.)

-  Откроем тетради , подпишем число, классная работа.

Употребление имён прилагательных в речи.

СЛАЙД 1

А какую цель мы поставим перед собой?

Какие задачи должны решить? ( Показать  роль имён прилагательных в речи…….

Задачи:

1.Научиться подбирать прилагательные к существительным

 2.Учиться…оценивать свои ответы и ответы товарищей.

- Ни для кого не секрет, что многие школьники, да и некоторые взрослые, испытывают трудности с употреблением прилагательных. Особенно хорошо это видно на примере ваших школьных сочинений. Именно об этом я  вам сейчас прочитаю сказку.

Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.

- А ко мне привязалось слово ровная, - чуть не плакала Дорога.

- Эх, подруга! Тебе ещё ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная, - безнадёжно сказала Сказка.

- А я только звонкая, - пропела Песня.

- Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.

Слово учителя: Вот видите, ребята, как может быть обидно именам существительным за то, что к ним подбирают так мало имён прилагательных.

Давайте подберём к этому тексту  заголовок, название . ( Слова обиделись. Обида)

А теперь, ребята, чтобы нашим существительным не было так обидно, давайте немного их успокоим.

-Нужно подобрать как можно больше имён прилагательных к словам небо, дорога, сказка, песня (кроме тех, что названы в тексте) за 3 мин. Работаем по вариантам: 1 вар. Небо

2 вар.- дорога, 3 вар. – сказка и все три варианта слово  песня

 СЛАЙД 2  СЛАЙД 3

Небо: облачное, хмурое, весёлое, синее, радостное, осеннее, летнее, весеннее.

Дорога: прямая, изогнутая, длинная, короткая, весёлая, красивая.

Сказка: занимательная, выразительная, народная, литературная, авторская, чудесная.

Песня: громкая, душевная, красивая, мелодичная, быстрая, медленная, ритмичная.

  • Проверим.
  • Есть ли слова, которые помогают образно, ярко представить предмет, о котором вы говорите? Как называются такие имена прилагательные? 
  • Эпитет – художественное (образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

Слайд 4

  1.  Работа с учебником

- Откройте учебники на стр.98. упр.240 , прочитайте стихотворение Валерия Брюсова вначале про себя, затем вслух.

- Какая картина рисуется в вашем воображении?

         -  Какие слова помогают описать пейзаж, настроение? Что такое пейзаж?

 (Пейзаж (от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа)

Какими чувствами переполнен автор, о чем он нам хочет сказать?

Пейзаж:

Воздух живительный, смолистый

Свет упоительный, чистый

Простор суровый и нежный

Край дивный

Волны тихие

Сосны недвижны

Настроение:

Словно в раю

Вышел, стою

Нежу простором

Словно в дивном краю

Лепечут любовно

Вопрос: В прямом или переносном значении они употреблены?

Ответ: В переносном.
Вопрос: Какие средства художественной выразительности использовал поэт?
Ответ: 

- эпитеты (яркое, образное определение предмета, слова с эмоциональной оценкой);

- сравнения (уподобление одного предмета другому в соответствии с  авторской фантазией);

 - прилагательные-антонимы (слова с противоположным значением).
Учитель: Все эти художественные средства придают речи выразительность, образность,  
яркость.

Задание:  Выпишите слова, в которых пропущены буквы, т.е. выполните задание по орфографии.

В каких морфемах пропущены буквы?

 Каким правилом мы пользовались при написании слов?

  1.     Повторение видов эпитетов

    Учитель:  Давайте вспомним замечательные русские народные сказки (учитель называет существительное, учащиеся должны вспомнить устойчивое сказочное выражение):
    - что ни дЕвица – красна (красавица)
    - молодец – добрый
    - меч – булатный
    - конь – ретивый, удалой, вороной
    - месяц – ясный
    - горы – высокие
    - леса – дремучие
    - степи – вольные, широкие, раздольные
    - лицо – румяное.
    И представляем мы себе:

- выступает красна девица, словно пава;
- выезжает добрый молодец на своем удалом коне в степь широкую, а в руке у него меч булатный.
Как называются такие эпитеты?

- Все эти эпитеты называются постоянными, тянется такой эпитет за существительным, как нитка за иголкой, даже туда, где, казалось, он неуместен.  

Есть еще эпитеты авторские, индивидуальные, вызывающие особые смысловые ассоциации:
-  ветер – мокрогубый (М. Шолохов)
-  тяжелозмЕйные волосы (А. Блок)
Учитель: Подумайте, какими вы себе представляете этот ветер, эти волосы?

Ответы: ветер влажный, сырой; волосы густые, длинные, заплетЁнные в   тяжелые косы.

Физкультминутка

А какие ещё кроме сравнений и эпитетов средства выразительности встречаются  в художественных текстах ?

-Что такое синонимы? Подберите синонимы:

 СЛАЙД 5

Написано на доске

Возможные варианты

бархатная ночь (В. Брюсов)

темная, безветренная

бархатный снег (И. Бунин)

пушистый

бархатный звон (А.Чехов)

 приятный, мелодичный

бархатный песок (М. Горький)

 мягкий, теплый

бархатное слово (И. Гончаров)

доброе, ласковое

Проверим .

Учитель: Какова же роль прилагательных в нашей речи, в лирических произведениях
великих мастеров русского слова? Прилагательные «озаряют» предметы, их называют «живописующей» частью речи. С одной стороны, прилагательные конкретизируют предмет (дом – кирпичный, пятиэтажный, старый), с другой – «расцвечивают» предмет, с третьей – с А можем ли мы помощью прилагательных показать своё отношение к предмету .

 Вспомните строчки всем вам известного « Мойдодыра»  Корнея Иван. Чуковского. Замечательная история про мальчика-грязнулю, которого проучил умывальник под говорящим именем «Мойдодыр». 

 Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,….

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок! 

  1.    Работа в парах  Лингвистический эксперимент


Задание: «Подбери эпитеты. Попробуй  «озарить»  существительное»:

Вы должны за 5 минут вспомнить и написать подходящие по смыслу имена прилагательные.

СЛАЙД 6

Текст 1.

С утра небо ясно; Заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман..

СЛАЙД 7

Текст 2.

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время зной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное, мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в ее лиловый туман. (И.С. Тургенев «Бежин луг»).

-Какое описание утра более приветливое и красивое? Почему?

-Что помогает Тургеневу сделать утро таким привлекательным? (наличие большого числа прилагательных).

-Итак, в чем мы убедились в результате лингвистического эксперимента? Что узнали? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной).

-Что меняется в нашей речи с появлением прилагательных?(речь становится точной, выразительной, образной).

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

 По меткому выражению критика 19 века Боткина, эпитеты обладают способностью «озарять предметы».

Посмотрим, как меткими, озаряющими словами пользовался А.С. Пушкин.

СЛАЙД 8

Вспомни строчки пушкинских стихотворений.., «Зимняя дорога» прилагательные- эпитеты:

  1. Сквозь___________туманы

      Пробирается луна

     На_______________поляны

     Льёт печально свет она.

     2)_______пора! Очей очарованье!

     Приятна мне твоя_______краса-

     Люблю я __________природы увяданье,

     В багрец и золото одетые леса.

Чтобы рассказать об удивительном и запоминающемся, нам нужны слова – имена прилагательные. Послушаем, о себе говорит эта часть речи.

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

(Без имён прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.)

-Над какой темой мы работали на уроке? ( Употребление имён прилагательных в речи)

-Работая над темой, что нового вы узнали?

Подведём итоги. Вместе сделаем это, продолжив предложения.

СЛАЙД 10

Сегодня на уроке я научился…

Ещё я понял, что прилагательные необходимы речи , потому что они…

Мне понравилось сегодня на уроке…

14.Домашнее задание ( слайд 11).

По выбору:

1.Упр.239(1,2,3,4,)стр.97-98

2. Написать сочинение-миниатюру «Вечер»

(8 -10 предложений, используя прилагательные)

Большое спасибо за урок!

Учитель: «Словарь эпитетов литературного языка» предлагает нам разнообразные эпитеты ко многим существительным, так к слову «море» – 138 прилагательных, к слову «музыка» – 280 прилагательных, больше всего прилагательных, которые помогают описать лицо и глаза человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « Употребление имён прилагательных в речи»

Слайд 2

Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться. - Я во всех сочинениях голубое и безоблачное , - вздыхало Небо. - А ко мне привязалось слово ровная , - чуть не плакала Дорога. - Эх, подруга! Тебе ещё ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная , - безнадёжно сказала Сказка. - А я только звонкая , - пропела Песня. - Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.

Слайд 3

- Подобрать прилагательные к словам: 1 вар. Небо - , песня- 2 вар . Дорога-, песня- 3 вар. Сказка - , песня-

Слайд 4

Эпитет – художественное (образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

Слайд 6

Лингвистический эксперимент Текст 1. С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман …

Слайд 7

Текст 2. С самого раннего утра небо ясно ; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое , не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое , как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. И.С.Тургенев " Бежин луг"

Слайд 8

1) Сквозь____________ туманы Пробирается луна На ___________ поляны Льет печально свет она. 2) ____________ пора! Очей очарованье ! Приятна мне твоя__________краса – Люблю я __________природы увяданье , В багрец и золото одетые леса… Вспомни эпитеты

Слайд 9

Проверь себя 1 ) Сквозь волнистые туманы Проб и рается луна, На печальные п о ляны Льет печально свет она. 2) Унылая пора! Очей оч а рованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы ув я данье, В б а грец и в золото одетые леса …

Слайд 10

Подведение итогов. Рефлексия. Сегодня на уроке я научился ……….. Ещё я понял , что прилагательные необходимы в речи, потому что они ….. Мне понравилось сегодня на уроке…..

Слайд 11

Домашнее задание: По выбору: 1.Упр.239(1,2,3,4,)стр.97-98 2. Написать сочинение-миниатюру « Вечер » ( 8 -10 предложений , используя прилагательные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"

Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели:     1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...

Урок русского языка по теме: Употребление имен прилагательных в речи

Урок развития устной и письменной речи. Использование презентации обязательно...

Урок объяснения нового материала по теме: « Употребление имен прилагательных в речи»

С помощью теоретического материала и практических навыков познакомимся с новой частью речи. Узнаем её разряды....

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Употребление имен прилагательных в речи"

Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 9 апреляТема урока: «Употребление имен прилагательных в речи» (параграф 101) 1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:Записать в тетради или словари слова: М...