Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе                                             

Тема урока «Служебные части речи. Междометия»

Данная карта может быть использованна на уроках русского языка в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе                                              

        

Тема урока «Служебные части речи. Междометия»

Цель: сформировать  понятие междометия как особой части речи.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

совершенствование речевой культуры учащихся;

формирование умения отличать междометие от других частей речи;

проверка усвоения учащимися современной системы частей речи.

  1. Метапредметные:

Регулятивные:

формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

           Коммуникативные:

умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

Личностные:

личностное самоопределение;

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

умение представить, продемонстрировать свою работу;

повышение мотивации школьников к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Используемые формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная 

 Оборудование:

1.Справочная литература (энциклопедии, словари, учебники разных авторов, в которых есть определение междометия)

2.Бумага, маркеры.

Вид урока: урок актуализации знаний и умений.

Оборудование:  классная доска, толковый и орфографический  словари, словарь синонимов, учебник.

Технологическая карта урока:

Этап урока, время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Цель этапа

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность  учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика)

I. Оргмомент

Слово учителя. Приветствие.

Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке.

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. Садитесь, пожалуйста.

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности.

II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности

1.Беседа с классом.

Лингвистический опрос

Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне

-  Посмотрим на доску.

Две колонки 1.самостоятельные части речи, 2. Служебные части речи

-Что Вы видите на доске?

-На какие две группы можно разделить эти слова, словосочетания?

- А какая наука изучает части речи?

Учитель Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки,  по необходимости корректирует план работы на урока.

Отвечают на вопросы  вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л мотивация, смолообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений;  

Р,коррекция волевая саморегуляция;   К:планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Объявление темы и целей урока

Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите тему: «Служебные части речи. Междометия»

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем о частях речи, чтобы доказать, что русский язык удивительный по своей структуре).

Историческая справка

Учитель : М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755г.), один из первых учебников русского языка, описывал систему частей речи. Чем его представление отличается от современной системы частей речи?

«Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:

  1. имя - для названия вещей;
  2. местоимение - для сокращения именований;
  3. глагол - для названия деяний;
  4. причастие - для сокращения соединением имени и глагола в одно речение;
  5. наречие - для краткого изображения обстоятельств;
  6. предлог - для показания принадлежности обстоятельств к вещам и    деяниям;
  7. союз - для изображения взаимности наших понятий;
  8. междометие - для краткого изъявления движений духа».

Учащиеся находят отличия:

 В 18 веке все части речи считали знаменательными, т.е. самостоятельными. Сейчас выделяют и самостоятельные, и служебные части речи.

   Союз и предлог не относятся к знаменательным частям речи.

 «Имя для названия вещей» сейчас называется имя существительное.

 Не выделялись такие части речи, как имя прилагательное, имя числительное, частица.

   Причастие считали отдельной частью речи, а не формой глагола.

Записывают   тему урока в тетрадях .Ученики пытаются вспомнить все,  что знают об имени существительном как части речи.

Формулируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение.

Отвечают на вопросы,

строят понятные для

партнера

высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод

П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

III.Актуализация

и пробное учебное действие

Диалог, работа в группах

Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Знакомство с междометиями.

Учитель: Постройте современную систему частей речи.

Учитель: Почему междометие вы поместили отдельно, не отнесли к самостоятельным или служебным частям речи?

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Запись темы урока.

Учитель: Определите цель урока.

Учащиеся работают в группах, оформляют работу маркерами на больших листах бумаги. Представление результатов работы.

Запись современной системы частей речи в тетрадях учащихся.

Учащиеся: Мы уже изучали самостоятельные и служебные части речи, но не говорили о междометии.

Учащиеся: Междометие как часть речи.

Учащиеся: Мы должны узнать, что такое междометие как часть речи и как отличить междометие от других частей речи. Для этого надо построить модель междометия: определить его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль.

П, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р контроль, коррекция

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

IV. Первичное усвоение новых знаний

Эвристическая

беседа

Определение роли междометий

Учитель: Определите общее грамматическое значение междометий (упр.164). 

 Учитель: Определим морфологические признаки междометия (упр.164).

 Учитель: Определим синтаксическую роль междометия

Учитель: Теперь мы все знаем о междометии. Выполним упр.167. Найдите междометия. Что вы можете о них сказать?

4. Моделирование понятия междометия.

Учитель: Используя выделенные признаки, постройте модель междометия.

Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите в учебник стр.237

Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.

Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.

Этикетные междометия: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

Учащиеся работают в группах. Приходят к разным выводам:

1) Междометие обозначает чувства: радость, восхищение, сожаление и др.

2) Междометие не обозначает, а выражает чувства.

Учащиеся делают вывод о том, что одно и то же междометие может выражать разные чувства, не называя их.

Учащиеся: Междометие - неизменяемая часть речи.

Учащиеся: Междометие не является членом предложения.

Учащиеся обращают внимание на то, что в первом предложением междометие является подлежащим, а во втором - сказуемым, доказывают, делают вывод, что междометие иногда может выполнять  роль члена предложения.  

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:  К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

1.Тренировочное упражнение + игровая деятельность

Учитель 1.Запишите положительные качества своего соседа по парте. Слово должно начинаться с междометия.

2.  Выпишите междометия и определите, какие эмоции, чувства они иллюстрируют.

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх, ах!

Эх, не знаю, как назло!

 Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех, эх!

Ох, беда уже близка!

ТАК И ЖДЁТ МЕНЯ ДОСКА!

Если б кто–нибудь  помог, ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух! Ух!

Ах!

Эх!

Ох!

Ух!.. Не вызвали!..

(учебник)

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

П:  синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р:контроль, коррекция К планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

VI. Включение

в систему знаний и повторение

Первичная проверка понимания.

Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание

Учитель : Проверим, как вы научились отличать части речи друг от друга.

Учитель спрашивает детей о результате теста.

Учащиеся работают в тетрадях. Проверка, доказательствоКоличество правильных ответов равно оценке за тест.

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция

 К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VII. Домашнее задание

1.Кто хочет, может сочинить грамматическую сказку, используя междометия

2. Выполнить упражнение 168

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам.

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Учитель. Вспомним о цели урока. Достигли ли мы ее?

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке;

Учащиеся: Мы достигли цели урока, т.к. узнали общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль междометия, построили его модель и дали определение, научились отличать междометие от других частей речи.

- Мы узнали, что междометие - особая часть речи.

Используемая литература

  1. Русский язык, 7 класс, Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др./ Под ред. Быстровой Е.А., Изд. "Русское слово", 2017г.
  2. Интернет сайты

Внимание! Технологическая карта составлена в соавторстве учителей-предметников русского языка и литературы. И может быть свободно использована на уроках русского языка в 7 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"

Подробное описание урока в соответствии с  требованиями  ФГОС....

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".

План урока:1)    Организационный момент – 2 мин.2)    Актуализация знаний – 3 мин.3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс. Роль имени существительного в речи

Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективну...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"...