Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Чернышева Лидия Александровна

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка на тему «Имя существительное как часть речи»

Учитель: Чернышева Лидия Александровна

УМК: Программа под редакцией Быстровой Е.А.

Учебник  Русский язык. 5 класс. Авторы: Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н.

Класс: 5

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

Образовательные:

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Развивающие:

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний

Задачи:

  • повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;
  • формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в парах.

Технологии: элементы технологии  развития критического мышления, проблемного, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

  • · Прием рефлексивной деятельности 
  • · Метод конкретизации целей обучения 
  • · Метод открытого обсуждения новых знаний 
  • · Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Формы учебной деятельности:  индивидуальная и совместная учебная работа,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Оргмомент

Цель: дать положительный настрой, настроить на продуктивную работу на уроке.

2

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

- Здравствуйте, дорогие  ребята. Присаживайтесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

Давайте пожелаем друг другу успехов и начнем работать.

В полученных тетрадях запишите число, классная работа.

Ребята, у вас на партах лежат оценочные листы. На протяжении всего урока вы будете оценивать себя и выставлять в него отметки.

Учащиеся приветствуют учителя. Сдают тетради, записывают число, классная работа.

Предметные

Метапредметные

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Цель: обеспечить мотивацию школьников, принятие ими целей урока; актуализация знаний учащихся.

6

Давайте вспомним, с каким разделом русского языка мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Что изучает этот раздел?

На какие группы делятся все части речи?

На доске 2 корзинки. Давайте заполним их частями речи.

Почему они так называются? Для чего нужны служебные части речи?

А теперь внимательно послушайте лингвистическую сказку, после чего назовете мне часть речи, которую мы с вами начнем изучать сегодня.

 В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное.

 Кто догадался, о какой части речи мы будем сегодня говорить?

Правильно. Это имя существительное. Запишите тему урока в тетрадь.

А теперь давайте сформулируем цели урока. Что мы должны с вами знать о существительном? А что уметь?

Какую цель мы с вами уже реализовали?

Отвечают на вопросы.

Слушают сказку, записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цели урока.

Называют «знать» и «уметь».

Знать определение морфологии, группы частей речи, названия частей речи, признаки существительного.

Регулятивные: Постановка цели учебной задачи

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

12

2

Работа с учебником. Заполнение таблицы на основе теоретического материала.

Откройте параграф 15, найдите материал о существительном. На партах у вас лежат таблицы с незаполненными графами. Ваша задача соотнести материал учебника с графами таблицы и заполнить их. Работаем в парах. На задание вам дается 8минут.

А теперь давайте проверим.(Каждый проверяет у себя, к доске по одному вызываю, заполняют недостающие части таблицы.

На доске плакат с таблицей. Приклеить недостающие части.

Эта таблица пригодится нам для того, чтобы научиться распознавать в текстах существительные.

Часть речи

?, который можно задать к слову

Грамм.

знач.

Морф.

призн.

Синт.

роль

Оцените себя, выставите оценки в ваш оценочный лист.

Какие цели мы с вами реализовали?

ФИЗМИНУТКА

Открывают учебник, находят параграф, работают по заданию.

Приклеивают к плакату недостающие части.

Уметь выделять главное, заполнять таблицу

Познавательные: анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения  - на простом и сложном уровне

Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре и индивидуально

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

15

Поработаем с текстом. Ваша задача выписать из него существительные и определить их падеж. На это задание я вам даю 8 минут.

Маленький принц тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы.

Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого (не)любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит: «Я человек серьезный!  И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.

Сколько существительных вы нашли? 17

Как вы искали существительные?

Давайте найдем в нашей таблице вопросы для существительного и еще раз их прочитаем.

(У одного учащегося беру тетрадь, проверяю, ставлю под документ-камеру, проверяем по эталону). Взаимопроверка. Оцените себя.

Работа с упражнением из учебника.

Упр. 114.

Объясняю задание. Вы работаете самостоятельно в течение 7 минут. Самопроверка. Возврат к таблице. Оцените себя.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Знать признаки существительного.

Уметь выделять существительное из всех частей речи.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу

Личностные:смыслообразование

Этап получения информации о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

2

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Дома вам нужно будет еще раз прочитать §15, выписать определения в справочник и выполнить упражнения на выбор:

-упр.117

-упр.116.

Творческое задание: сочинить сказку, загадку или стихотворение про существительное.

Задайте вопросы по домашнему заданию.

Слушают информацию о домашнем задании, записывают д/з в дневник, задают вопросы по содержанию  и способу выполнения домашнего задания.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Итог урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

3

Оцениваю учащихся.

Подводим итог урока с помощью рыбы.

На плакате нарисованы контуры рыбы. Давайте восстановим ее. Голова – это существительное. А чешуйки – это основные понятия, связанные с существительным. На местах чешуек есть вопросы, ответив на которые, вы сможете восстановить их.

Подведём итоги.

- Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

-Достигли ли вы их? (провести выборочно опрос обучающихся)

Оценивают себя, подводят итог урока.

Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Этап рефлексии

Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

3

Мобилизую учащихся на рефлексию своей деятельности.

Посмотрите на слайд, перед вами представлены незаконченные предложения.

«Незаконченное предложение».

 Я узнал, что……

 Я понял, что...

Я научился………..

Теперь я могу..

Для меня сегодня было важным…..

Я испытываю затруднения в….

-Как ты собираешься преодолевать трудности?

Ребята, выслушав ваши ответы, я могу сделать вывод, что вы хорошо усвоили тему урока. Молодцы. 

Вложите оценочные листы в свои тетради и сдайте мне их. Я проверю вашу домашнюю работу и работу на уроке. Оценки выставлю в журнал.

Хвалю учащихся!

 

Осмысливают свою деятельность на уроке.

Рисуют смайлик.

Личностные: нравственно-этическая ориентация

Приложение

Оценочный лист

Фамилия, имя ______________________________

Название работы

Оценка

Таблица

Работа с текстом

Упражнение 114

Оценочный лист

Фамилия, имя ______________________________

Название работы

Оценка

Таблица

Работа с текстом

Упражнение 114

Оценочный лист

Фамилия, имя ______________________________

Название работы

Оценка

Таблица

Работа с текстом

Упражнение 114

Таблицы

Часть речи

Вопрос, который можно задать к данной части речи

Грамматическое значение

Грамматические признаки

Синтаксическая роль

Часть речи

Вопрос, который можно задать к данной части речи

Грамматическое значение

Грамматические признаки

Синтаксическая роль

Тексты

Выписать существительные и определить их падеж. На задание 8 минут.

1) Маленький принц тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы. 2)Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. 3)Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. 4)Ни разу не поглядел на звезду. 5)Он никогда никого (не)любил. 6)И никогда ничего не делал. 7)Он занят только одним: он складывает цифры. 8)И с утра до ночи твердит: «Я человек серьезный!»  9)И прямо раздувается от гордости. 10)А на самом деле он не человек. 11)Он гриб.

Выписать существительные и определить их падеж. На задание 8 минут.

1) Маленький принц тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы. 2)Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. 3)Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. 4)Ни разу не поглядел на звезду. 5)Он никогда никого (не)любил. 6)И никогда ничего не делал. 7)Он занят только одним: он складывает цифры. 8)И с утра до ночи твердит: «Я человек серьезный!»  9)И прямо раздувается от гордости. 10)А на самом деле он не человек. 11)Он гриб.

Выписать существительные и определить их падеж. На задание 8 минут.

1) Маленький принц тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы. 2)Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. 3)Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. 4)Ни разу не поглядел на звезду. 5)Он никогда никого (не)любил. 6)И никогда ничего не делал. 7)Он занят только одним: он складывает цифры. 8)И с утра до ночи твердит: «Я человек серьезный!»  9)И прямо раздувается от гордости. 10)А на самом деле он не человек. 11)Он гриб.

Выписать существительные и определить их падеж. На задание 8 минут.

1) Маленький принц тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы. 2)Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. 3)Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. 4)Ни разу не поглядел на звезду. 5)Он никогда никого (не)любил. 6)И никогда ничего не делал. 7)Он занят только одним: он складывает цифры. 8)И с утра до ночи твердит: «Я человек серьезный!»  9)И прямо раздувается от гордости. 10)А на самом деле он не человек. 11)Он гриб.

                                                                                                   МБОУ «КСОШ №1 имени Ильичева И.Е.»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"

Рассмотреть имя существительное как часть речи. Проверить уровень усвоения  учащимися основных морфологических признаков имени существительного.  Изучение в самостоятельной исследовательской...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи"

Презентация составлена к уроку по учебникук Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс...