Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку

Балтатарова Ольга Андреевна
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Наречие как часть речи»»

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема

Наречие как часть речи

УМК

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростецова «Русский язык. 7 класс»- М.: Просвещение, 2013

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Балтатарова Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»

Цели деятельности педагога

Повторение  и закрепление темы  «Наречие»;

отработка орфографических и пунктуационных умений и навыков;

показать значения, выражаемые наречиями; способствовать развитию умения находить в тексте наречия и определять их значения закрепление умения находить наречия и определять их значение;

 систематизация знаний учащихся о значении наречий, формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе:

 воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка,

развития и обогащения словарного запаса и грамматического строя  речи учащихся;

развития логического мышления;

воспитания интереса к родному языку.

Здоровьесберегающие – планировать объем материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, производить смену деятельности обучающихся,

следить за правильной осанкой детей, соблюдать режим охраны  зрения, способствовать созданию благоприятного психологического  климата

Задачи

  1. Образовательные:

Формирование устойчивого представления о наречие и его соотнесенности с другими частями речи;

Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного  письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

Развитие  умения  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать  информацию;

Обогащать словарный запас учащихся;

Совершенствовать орфографические умения.  

  1. Развивающие:

Осуществление системно-деятельностного подхода;

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

Развивать умения применять новые знания;

Развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Формирование логических умений;

Развитие умений формулировать проблему;

Развитие умения работать в парах, индивидуально и в группе.

  1. Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание  ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД

создание  благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся  в парах: развитие уважения друг к другу.

Тип урока

Урок повторительно-обобщающий (по дидактическим целям).

Урок-практикум  (по используемым приемам активизации

познавательного интереса и познавательной деятельности).

Исследовательский урок (по приоритетно используемому методу обучения).

Медиаурок  (по типу межпредметных связей)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями, вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий;  уметь распознавать наречия, правильно писать и произносить наречия, употреблять их в своей речи, определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении, употреблять наречия для связи предложений в тексте, находить и исправлять ошибки в употреблении наречий

 Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, овладение приемами отбора и систематизации материала по теме «Наречие»; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или проектной деятельности.

Работать индивидуально, в парах  и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;  стремление к речевому самосовершенствованию, понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы
обучения

Проблемный метод; системно-деятельностный,   исследовательско-поисковый метод, метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, метод проекта; Индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах. 

Образовательные
ресурсы

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://www.fcior.edu.ru)

Сетевой  сервис  Web 2.0  learningapps.org  (http://www.learningapps.org)

Сайт  «Школьный помощник» (интерактивный учебник  по русскому языку 7 класс) (http://www.school-assistant.ru)

Портал «Культура письменной речи» (http://www. gramma.ru)

Справочно-информационный  портал «Грамота.Ру» (http://www. gramota.ru)

Этимологический словарь М.Р. Фасмера (http://www. vasmer.narod.ru)

Этимологический  онлайн-словарь  Шанского Н.М. (http://www .shansky.lexicography.online)

http://www.uroki.net                                      

Оборудование

Мобильный класс, интерактивная доска (экран), компьютер,  мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся, интерактивное задание,  выполненное учащимися,  проектные карты.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Здравствуйте! Сегодня у нас с вами урок необычный,  к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей. Садитесь. Давайте определим, с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок. Сейчас наступает весна. А это время года ассоциируется, как вы думаете, с чем? Правильно, с цветами. Перед вами на парте лежат цветочки, выберите тот цветок, который отражает ваше настроение: оранжевый – «я готов активно работать на уроке», зеленое – «я не готов к активной работе, нет настроения», голубой цветок – «средняя степень готовности, нейтральное настроение». Покажите, пожалуйста, тот цветок, который соответствует вашему настроению сейчас.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать собеседника; формулировать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: внимание, уважение к окружающим.

II. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель:

  • организовать создание проблемной ситуации;
  • сформулировать тему, цель, предмет исследования;

Требования к этапу:

1. воспроизведение в памяти знаний необходимых для восприятия нового материала.                      2. создание затруднения.

III. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

IV. Орфографическая разминка. (3 мин.)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

V.Физминутка  с  наречиями. (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

3. Закрепление  (10  мин.)

  Творческая практическая деятельность по реализации  проектов.

Цель:

Повторение и закрепление

ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.

  • Координировать деятельность учащихся;
  • контролировать выполнения заданий.

- Сегодня мы будем не просто мастерами своего дела, а исследователями и проведем  урок - исследование. Скажите, что значит провести исследование?  (Тему, цель, предмет исследования, наблюдение над языковым явлением, сделать выводы по теме)

Чтение стихотворения:

 Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты: «Темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты: « Красиво »,

Пред тобою сразу вся Россия!

Какова основная мысль этого стихотворения? (стихотворение о нашем языке, о его красоте и богатстве,  о том какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать  с помощью слов!)

На каком приеме построено это стихотворение? (прием ассоциаций)

Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? (наречие)

Назовите наречия, которые встретились в стихотворении (высоко, светло, ароматно, красиво)

Назовите тему нашего урока? Правильно. (Наречие как часть речи)

Тогда, кто догадается,  что мы сегодня будем делать на уроке?  Ответы учащихся.

Итак, правильно, цель нашего урока- мы должны

закрепить все, что знаем о наречии, повторить орфограммы, изученные в этой теме. И предметом нашего исследования сегодня будет являться … наречие.

Но перед тем, как приступить к нашей работе, мы проверим домашнее задание. Вы должны были создать с использованием Сетевого  сервиса Web 2.0  learningapps.org   интерактивные задания по теме «Орфограммы, изученные по теме «Наречие». Давайте, посмотрим, что у вас получилось.

Проекция на экран интерактивной доски. Открытие флипчарта.  Выполните задания, вставляя пропущенные буквы.  

Повторим теперь изученные орфограммы по теме «Наречие».

(Текст) Все живое в природе (не)удержимо стремится  к об…единению. Только (в)месте, только (по)настоящему веря друг в друга, можно добиться счастья. (В)двоем легче перен…сить трудности дальнего пути, проще согре(т, ть)ся  в (не)нас…ную погоду. (Со)обща веселее ж…ве(т, ть)ся на свете, ведь (в)одиночку любая беда (не)жданно-(не)гаданно превр…щае(т, ть)ся в трагедию. (Чуть) чуть присмотритесь к окружающему миру, и вы (по)всюду найдете друзей.

Мы с вами хорошо поработали, а теперь проведем небольшую физ.минутку.

- Выполните мои просьбы в точности. Сколько наречий  вы услышите в моей речи?

 (12 наречий)

      Медленно встаньте, поверните голову налево, направо, посмотрите вверх, вниз, слегка закройте глаза, посмотрите вверх, резко поднимите руки,  плавно их опустите,  чуть  подпрыгните,  низко присядьте,  тихо сядьте за парту.

Наречие – теперь не новая для вас часть речи, Мы с вами, как  самые настоящие исследователи, попробуем поработать над этой темой, составим проекты. Вы разбиты на 5 групп, у каждой группы будет своё задание. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к их выполнению. На эту работу даётся 10-15 минут. Если вы справились с работой раньше, для вас на карточках дополнительное задание.

Перед началом работы распределите роли в группе, разобрав их на карточках:

  • руководитель группы, оценивающий работу по баллам каждого,  
  • выступающий,
  • записывающий,
  • рисующий,
  • следящий за временем.

После работы руководитель группы должен заполнить оценочный лист.

Работа в группах.

Контролирует правильность приемов работы с Интернет-ресурсами. Организует и сопровождает деятельность детей.

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

-  А сейчас  я вам предлагаю проверить полученные знания в форме тестирования.  Работать будем в парах. С помощью этого теста вы проверите, как усвоили пройденный материал.

Ученики слушают текст, делают анализ прослушанного текста,  отвечают на вопросы учителя.

Демонстрация интерактивного задания с проекцией на экран доски. Учащиеся выполняют это задание.

https://learningapps.org/display?v=pcwmavvt518  (выполнила ученица 7 А класса Намжилова Сарана)

Ребята выходят к доске и выполняют задания, вставляя пропущенные буквы.  

Девочки выполняют задания из физ.минутки

Ученики выполняют задания по группам формулируют свои задачи, решают их, используя  Интернет-ресурсы. самостоятельно оформляют свои проекты.

1 группа – Историки составляют проект на тему «Этимология (происхождение) слова «Наречие» в виде презентации, пользуясь  Интернет-ресурсами.

2 группа – Лингвисты составляют проект на тему: «Какие слова являются наречиями?»

Карточка-задание 2 группы:

Пользуясь ресурсами Интернета, составьте опорный конспект,  рассказав в нём  о том, что такое наречие, какие слова являются наречиями. Пользуйтесь вопросами проектной карты.        

3 группа – Поисковики составляют проект на тему «Синоним-наречие к фразеологизму»

Карточка-задание 3 группы:

Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок. К одному из фразеологизмов нарисуйте рисунок, используя программы Paint, MyPaint и др.

4 группа -Писатели создают художественное произведение на тему «Наречие» (любой жанр сказка, рассказ,  стихотворение и т.д)

5 группа мобильная. Выполняют задания, используя такие интернет-ресурсы, как

Федеральный  центр (работа с модулями в разделе «Наречие»)

Решение теста на сайте Банк.тестов.ру по теме «Наречие».

Learningapps.org, решение интерактивных заданий. Учащиеся

выполняют электронные тесты по теме и оценивают свою деятельность.

Коммуникативные УУД

Уметь определять  тему урока-исследования, ставить цель учебной деятельности,  определять предмет исследования, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные:

Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать  в других формах (интерактивные  тесты, викторины, ребусы, кроссворды и т.д.), используя интернет-технологии.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные  (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Производить взаимоконтроль в процессе работы и взаимооценку по окончании выполнения. Технология оценки учебных умений.

Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь отвечать на вопросы, делать правильный выбор, уметь работать в парах.

Регулятивные УУД.

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

контролировать учебные действия, замечать

допущенные ошибки.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

Познавательные УУД:

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно осуществлять ее поиск, используя образовательные ресурсы. Приобретают умения использовать полученные знания и умения. 

Регулятивные УУД:

 Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать речь других,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, уметь  задавать вопросы для уточнения последовательности работы Технология оценки учебных умений

VII. Защита проектов

Цель: 

 Подведение итогов решения проблемных задач.

Время исследовательской работы подошло к концу. Прошу представителя первой группы озвучить вывод.

Выступления групп, озвучивающих итоги решения проблемных задач, систематизация выводов на слайдах в виде презентаций, проектных карт и др. 

Учащиеся выступают, делают презентацию своих проектов.

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, панализ, умение доказывать;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

6.Рефлексия. (3  мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

Подведение итогов, проведение самооценки

Интерес – Что интересно было на уроке ?

Творчество – Какие творческие работы вы   выполняли ?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что принёс мне сегодняшний урок?

Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали

Работать (можно хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т.д.)
Оцените свою работу на уроке,  а точнее работу над проектами  (лист самооценки).

В это время две пары выполняют задание. Составьте пожелание гостям с использованием наречий.

1.___________________ не болеть.

2.___________________ выглядеть.

3.___________________ улыбаться.

4.____________________ быть преданными своему делу.

5.Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.

Заключительное слово учителя.

Вот и закончился наш урок. Спасибо всем, кто принимал участие. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – наречие, сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык.

Учащиеся  дают ответы,

анализируют результаты, слушают высказывания одноклассников,

сами оценивают свою работу и конечный результат.

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности

7. Домашнее задание (1 мин.)

Домашнее задание: составить ребус или кроссворд по теме «Наречие как часть  речи», используя сетевой  сервис learningapps.org.

Познавательные УУД

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока «Предлог как часть речи».

Класс7Тема Предлог как часть речиБазовый учебникРусский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)Тип урока  Урок изучения и первичного закрепления нового учебного матери...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе                                        ...

Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема урока «Служебные части речи. Междометия»

На уроке ребята знакомятся с междометиями, читая хокку, с которыми они познакомились на уроке литературы....

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень и однокоренные слова" 5 класс..

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык. 5 класс. Коррекционная школа.Тема: Корень и о...