технологическая карта урока "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Биче-оол Долаана Артуровна

технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Цели урока:

Образовательные: дать понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формировать умение находить обобщающее слово; познакомить обучающихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Развивающие: совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом, однородными членами предложения; совершенствовать навыки правописания, слов проверяемой и непроверяемой гласной в корне; развивать культуру речи обучающихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и родному языку; учить детей восприятию прекрасного; воспитать ответственность за групповое решение.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь находить обобщающие слова в предложениях, расставлять знаки препинания.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника. Формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по сложности заданиями.

Личностные: умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.

- Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке.

-Выберите ту картинку (солнышко или тучка), которая соответствует вашему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется фигурка, которую выбрали большинство ребят.

Подготовка класса к работе

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цифровой диктант.

Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены.

  1. Старушонка прядет и за пряжею поет.
  2. На пиру я не была, но подарок принесла.
  3. По цветочкам молодым пляшут, блещут мотыльки.
  4. Дверь тихонько заскрипела, и царевна очутилась в светлой горнице.

Выполняют задания

3

Постановка учебной задачи

Назовите одним словом предметы в каждом ряду.

  1. Ель, яблоня, лиственница.
  2. Чашка, чайник, кастрюля.
  3. Яблоко, груша, виноград.

Перед нами ряд однородных членов: колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики.

Как можно назвать все эти слова одним словом?

- А чем будет являться слово «цветы»  по отношению к словам: колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики? (Обобщающим словом).

- Совершенно верно. Теперь Вы сами можете сформулировать тему нашего урока.
- Кто попробует? (Обобщающие слова и однородные члены).

- Откройте учебники § 44, стр. 146. Прочтите название параграфа. Ребята, как вы думаете, о чем мы не можем не упомянуть, изучая эту тему? (О знаках препинания)

(Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них).

Запишите тему урока в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя, устанавливают тему урока.

4

Постановка целей и задач урока

Скажите, эта тема нам знакома? (Да)
- Верно. Мы познакомились с ней еще в пятом классе.
- Если она нам знакома, зачем её учить? (Чтобы повторить).
- Верно. В 5 классе мы уже работали с предложениями, в которых есть обобщающие слова. Сегодня мы расширим  наши знания.

- А зачем нам с вами необходимо изучать эту тему?

Формулирование целей урока.

Отвечают на вопросы. Устанавливают цель и задачи урока.

5

Изучение материала

     В предложении обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем.

     Наличие обобщающего слова в предложении и его место по отношению к однородным членам – это условие, от которого зависит постановка знаков препинания.

Безмолвие царствовало всюду: в поле, в роще, над рекой.

Схема:

В поле, в роще, над рекой – всюду царствовало безмолвие.

Схема:

Всюду: в поле, в роще, над рекой – царствовало безмолвие.

Схема:

     По данным предложениям сформулируйте правила постановки знаков препинания.

6

Закрепление материала

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

1) Найдите однородные члены, обобщающее слово. Составьте схему предложений.

В стужу белка кормится осенними запасами: орехами, грибами, шишками.

В саду, в доме – всюду стояла тишина.

Цветочный город

  В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли ____________ маргаритки ромашки одуванчики. Там даже _____________ назывались именами__________ улица Колокольчиков аллея Ромашек бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.

  Лето подходило к концу, и на улицах _________ самые красивые цветы белые хризантемы красные георгины разноцветные астры.

Учащиеся выполняют задания и сами проверяют работы.

Физминутка

 

7

Работа с учебником

Упражнение 266

Выполняют упражнение

8

Проверочный тест

Тест по теме

«Обобщающие слова при однородных членах предложения»

1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

2. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

б) Дни стояли синеватые пасмурные.

в) Туча росла и захватывала запад и восток

3.Укажите, в каком предложении с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

а) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

б) Восход осыпал потоками золотой пыли все - сосну, утес, реку, облака

в) На полях и в лесных просеках – везде пар поднимался от земли.

Выполняют проверочный тест

9

Рефлексия

  • Я все понял, легко выполняю задания по схеме, поэтому готов оказать помощь товарищам.
  • Я понял, но мне необходимо еще поработать по данной теме, готов принять помощь.
  • Я не понял тему, мне необходимо больше времени для изучения данной темы.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы.

Поднимают солнышко или тучку тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.

10

Домашнее задание

Параграф 44, упражнение 268.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки    препинания при них" (конспект урока и презентация)...

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них...

Открытый урок русского языка в 8 классе (слабослышащие обучающиеся) по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Урок посвящён закреплению понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формированию умения находить обобщающее слово; отработке навыка постановки знаков препинания в предложении с о...